Народные художественные традиции празднования Агавайрем ( Сабантуй). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные художественные традиции празднования Агавайрем ( Сабантуй).



Настоящим праздником весны у народа мари был Агавайрем – праздник пашни (сохи), проводимый в конце апреля или начале мая. Праздник не имеет точно установленный календарной даты проведения. Его отмечают перед весенним севом, но большей частью – после него в период между летним Николиным днем (Миколо – 22 мая) и Духовым днем (Мланде шочмо кече, через 50 дней после Пасхи). Время и день праздника заранее выбираются картами, при этом желательно его проведение на новолуние.

Агавайрем – древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы, имеет важное религиозное значение. Вплоть до середины 30-х годов ХХ столетия в начале праздника Агавайрем играли на шўвыре. Это был непременный и единственный из музыкальных инструментов участник ритуального обхода поля с заклинанием доброго всхода, богатого урожая, защиты от града и других природных стихий. Праздником Агавайрем завершается весенний цикл праздничной обрядности марийцев.

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема.

Рано утром первого праздничного дня топили баню. Помывшись и надев чистую праздничную одежду, женщины пекли блины, ватрушки, пирожки из творога, красили яйца. Мед, пиво, вино, предназначенные для праздника, готовили заранее.

Около полудня выходили в поле к назначенному месту на моление. (Моление проходит поэтапно – в рамках одной деревни, группы деревень и территории (мирское моление). Ритуальная еда ставилась на пихтовые ветки. Разводили костер, рядом ставили ковшик с пивом, куда следовало бросать кусочки от всей выпечки. Для проведения культовой трапезы непосредственно в поле устанавливают шилык – лавки из деревянных досок. На них должны сидеть уважаемые всей общиной старцы. Ритуальную пищу первым пробуют карты – жрецы. После этого все участники торжества угощают друг друга с пожеланиями хорошего урожая. Особой чести удостаиваются молодушки, вышедшие замуж после прошлогоднего праздника Агавайрем. Они получают благословления от картов. После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. После всего, старшее поколение направляется домой, а молодые мужчины и парни устраивают соревнования на ловкость и быстрый бег. Первый, кто добежит быстрее до ворот деревни, получает полотенце и десять яиц. Прибежавшие вторым, третьим, четвертым и пятым также получают награды.

После соревнований участники праздника (кроме молодежи и детей) ходят по всем домам деревни, начиная с первого и далее по движению солнца. В каждом из них продолжается моление богу, после всего все угощаются, пляшут и поют.

На следующий день представители всех дворов собираются в дому онае‰ – главного жреца, принося с собою угощение и пиво. Затем они также по порядку и по движению солнца посещают все дома деревни с ритуалами благодарения богов, угощения, песен и плясок.

На третий день община собирается у младшего представителя деревенского жречества, после чего также продолжается угощение и гуляние. Только теперь уже будут ходить в гости друг к другу по принципу взаимных симпатий.

Молодые девушки и парни в праздничные дни играли традиционные народные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вўд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях.

Восточные марийцы во время Агавайрема проводили обряд изгнания злых сил (сўрем мужо), очищая свои жилища, селение.

Значительные изменения в проведении праздника произошли в советский период. В 1920-е годы, в условиях социальных преобразований в Марийском крае в поселке Сернур в дни традиционного праздника «Агавайрем» был проведен праздник «Йошкар пеледыш пайрем» («Праздник красного цветка»), который в последствии стали проводить по всей республике.

Многие компоненты праздника, такие, как застольный этикет, коллективные гуляния с гостеванием, молодежные игры не сохранились, остались лишь в воспоминаниях пожилых людей. Но несмотря на все это с упрощенными элементами этот праздник проводится и в наши дни в марийских деревнях. Утром после моления население собирается специальное место, где проводятся культурно-массовые и спортивные мероприятия. Благодаря местным этнографам, работникам культуры география проведения праздника в республике расширятся.

Место бытования (село, деревня, район, область, край, республика): Распространен у луговых, восточных марийцев, с соблюдением традиционных форм отмечается в основном марийцами северо-восточных районов Республики Марий Эл. Отельные группы восточных марийцев отмечают и традиционный Агавайрем, и татарский Сабантуй (марийцы в проживающие по соседству с татарами) в некоторых районах Башкортостана, Татарстана и Удмуртии. С начала 1990-х годов праздник справляется в столице РМЭ Йошкар-Оле.

Форма бытования, выражения соответствующего явления:

В современном обществе этот праздник бытует не только в сельской местности, но и в столице Республики Марий Эл с очень важным моментом праздника как моление. В дни празднования данного праздника в столицу съезжаются фольклорные коллективы, гости не только с республики, но со всех регионов Российской Федерации, где компактно проживает народ мари. Работники культуры в своей работе широко используют содержательный материал данного праздника при проведении разнообразных клубных мероприятии. Люди разного возраста, разного социального статуса с удовольствие участвуют в мероприятиях в дни празднования данного праздника.

Ценность культурного явления или формы выражения с исторической, художественной, этнологической, антропологической, лингвистической точек зрения:

Весенний календарно-обрядовый праздник «Агавайрем» один из традиционных праздников народа мари, который, очень сильно видоизменился, начиная с 20-х годов ХХ столетия т.к в дни празднования данного традиционного праздника по всей республике проводили советский массовый праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов», 20-е годы - «Праздник красного цветка»). С конца ХХ века праздник снова видоизменятеся народные праздники, обычаи возрождаются и становятся важной частью народного быта. Музыкально-песенный материал праздника широко используется в концертных программах коллективами любительского творчества и отдельными исполнителями.

Механизмы, способы, формы, средства передачи традиции:

К концу ХХ века – началу ХХI в праздничной сфере в республике наметилось несколько форм и способов существования и развития календарного праздника «Агавайрем»; через возрождение отдельных фрагментов, а также посредством создания совершенно новых методов проведения праздника, с сохранением традиционных элементов. Среди которых особое место занимает республиканское моление, которое проводится ежегодно в специальном отведенном месте около столицы республики Марий Эл. В эти же дни по республике и в регионах компактного проживания народа мари проходят общинные моления, которые плавно переходят на массовые гуляния с марийскими национальными спортивными состязаниями. Благодаря этому в настоящее время «Агавайрем» становится одним из любимых и посещаемых праздников у населения. Большое значение в сохранении и передаче традиционной культуры подрастающему поколению занимает семьи, где чтят обычаи своих предков и активно участвуют во всех мероприятиях которые направлены на сохранение традиционной культуры. Активную работу в деле возрождения, сохранения и развития нематериального культурного наследия выступают народные фольклорные коллективы республики, которые являются хранителями обрядовых и праздничных песен, ритуалов проведения народных праздников, игр, обрядов и обычаев.

Степень научной разработанности:

Калинина О.А. Марийские праздники: справочник – Йошкар-Ола: Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Республиканский центр марийской культуры, 2006.-52с. Справочник марийских праздников адресован тем, кто проявляет интерес к духовной культуре марийского народа. Наряду с традиционными праздниками в книге можно найти современные марийские праздники.

«Календарные праздники и обряды марийцев» Вып.1: Сб. материалов. – Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. – 286 с., илл. Издание представляет собой первый выпуск серии «Этнографическое наследие», подготовленный отделом этнологии МарНИИ. В нем собраны наиболее содержательные ранее опубликованные статьи, выдержки из работ отечественных и зарубежных авторов, а также полевые записи членов экспедиций, и другие рукописные материалы, посвященные календарным праздникам и обрядам марийцев. В сборнике даны описания традиционной праздничной обрядности марийцев

годового календарного цикла – весеннее-летнего и осеннеезимнего, раскрывающие этническое своеобразие марийцев.

Шкалина Е.Г. Традиционная культура народа мари. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 208 с. Научно-популярное издание раскрывает феномен мировидения и мироощущения народа мари в рамках традиционной культуры, а также его поведенческие модели, сложившиеся в течении долгого исторического времени. В книге подробно рассмотрены древние представления мари о Вселенной и мире, о духе и душе, загробной жизни и культе умерших. Особое место занимают такие проблемы, как языческий пантеон богов, феномен шаманства, традиции народного целительства.

Акцорин В.А. Марийская народная драма. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1974. – 198 с. В книге подробно рассмотрено вопрос о происхождении театральных масок финно-угорских народов и техника его изготовления. Народные праздники – древний марийский народный театр, их сценические площадки.

Сабантуй

По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.

Главное состязание Сабантуя — куреш — также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III—I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы. Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.

Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров — победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное — подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник — Джиен.

Предпраздничные обряды

Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя

проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.

Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом — состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень — аксакалы,— договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов. Обряд «серэн салу» или «серэн» занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «селге жыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши разъезжая по деревне на украшенных конях, выкрикивали: «Арапэ! Арапэ! Арапэ!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материи и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя. Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся.

Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культового кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные, как яйца. Именно эта часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.

На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.

Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5—10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.

Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.

Если батыры и джигиты демонстрировали на сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом — в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, парни и девушки пели песни, водили хороводы.

Характерно, что на этом празднике, несмотря на большое стечение народа и ажиотаж, возникавший во время состязаний, никогда не случалось беспорядка. На сабантуе редко можно было встретить пьяных или вообще хулиганствующих. Порядок был образцовый и оберегался самими гуляющими.

Аналогичны Сабантую чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй, удмуртский Гербер. УДМУРТСКИЙ ПРАЗДНИК ПЛУГА «АКАШКА» («АКАЯШКА»)

Исследователи:

1. Уразманова Р.К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала (Годовой цикл. XIX – нач. ХХ вв.). Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань, 2001. – С.21

2. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX- - начало XXI вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Казань, 2005. – С.53

3. График проведения народного праздника Сабантуй-2018 в регионах Российской Федерации, странах ближнего и дальнего зарубежья // Сайт Всемирного конгресса татар, 7 июня 2018 года. URL: http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/grafik-provedeniya-narodnogo-prazdnika-sabantuy-2018-v-regionah-rossiyskoy-federatsii-stranah-blizhnego-i-dalnego-zarubezhya/ (Режим доступа свободный)

4. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX – начало XXI вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Казань, 2005. – С.15

5. Абдуллина В. «Прочитайте суру из Корана и можете участвовать»: туристов из Петербурга не допустили к конкурсу на мусульманском Сабантуе в Татарстане // "Вечерняя Казань", 25 июля 2019 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.026 с.)