Народные художественные традиции празднования Троицы (Семык). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные художественные традиции празднования Троицы (Семык).



Христианский праздник Троица из числа двунадесятых, и отмечается он на 50-тый день после Пасхи, (есть у него и другое имя – Пятидесятница). Церковь западной ориентации чествует в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а Троицу – только через неделю, в следующее воскресенье.

Минуло уже двадцать веков, как в обычном доме на горе Сион собрались апостолы. Кто жил в этом доме, история умалчивает, но именно ему она присудила право называться первым христианским храмом, так как именно здесь в горнице (комнате наверху) Христос дважды являлся после своего Воскресения, здесь он наполнил чашу вином, разломив хлеб, совершая таким способом первую Литургию. В этом месте и в этот день, согласно Библии, на апостолов и Деву Марию сошла благодать. И случилось это событие на 50-тый день Воскрешения Христа и на 10-тый — после Вознесения.

К этому моменту апостолы уже не так скорбили, как после распятия Христа. Они поняли, что мессия оставил после своего ухода не просто кучку последователей-единомышленников, но целую Церковь. Большинство апостолов были иногородними, но они не разъезжались по домам, а уже пятьдесят дней пребывали в Иерусалиме, в сионском доме, где Христос просил их не расходиться в ожидании крещения Святым Духом, чтобы получить силу ума для проповеди и строительства новой Церкви.

Этим событием людям было представлено третье лицо Бога, приобщающее их к таинству, суть которого в том, что единство Бога — в трех лицах – Отец, Сын и Дух Святой. И с этого дня благая весть проповедуется по всем христианским землям. Бог открывается нам не сразу, а поэтапно. В современном представлении Троица значит, что Бог, создавший жизнь на Земле, послал людям Сына, для спасения людей, а потом и Святого духа, сошедшего на апостолов, а значит, и на всех нас.

Предсказания апостолов сбылись, и люди, поверившие их речам, с радостью приняли крещение. Таких в тот день насчитывали до 3000 человек. И установилось на земле Царство божие, именуемое Церковью Христовой. Получив дар пророчества и исцеления, а, главное, возможности проповедовать Истину, апостолы разбрелись по всем странам, проповедуя в разных концах мира. Конечно, их казнили (только одному из двенадцати, Иоанну, удалось умереть своей смертью), но что способны сделать власти с теми, в ком присутствовал Святой Дух? Правители и государства исчезают с лица земли, а Церковь живет и крепнет уже 2 000 лет, взяв свое начало с той небольшой кучки людей на горе Сион.

Праздник Троицы установили апостолы. Именно они первыми начали отмечать сошествие Святого духа и завещали всем, уверовавшим во Христа, чтить этот день. Для христиан празднование Святой Троицы сводится к чествованию Бога в разных проявлениях. Сообщество людей со Святым Духом в душе — это Церковь Христова. Каждый православный произносит слова молитвы «Во имя отца, и сына, и святого духа…». С этого дня Бог послал апостолам дар разговаривать на разных языках. С концом земной жизни Христа началась жизнь Христовой Церкви, и апостолы должны были странствовать по миру, рассказывая всем людям о великой Истине, которую Бог доносил им такими разными путями.

История праздника насчитывает тысячелетия, но он и сегодня отмечается достаточно широко, поскольку очень близок по духу русским людям. Этот день, прежде всего, считался праздником земли – ее нельзя было перекапывать или как-то беспокоить. В народе Троицу величают «зеленым», «летним», «изумрудным» днем, началом лета. К этому времени уже окончательно просыпается природа, давая начало новой полноценной жизни. Суббота накануне праздника была у славян важным поминальным днем. В храмах ставили свечки за упокой родных душ, на кладбищах поминали умерших родных, оставляя на могилах поминальное угощение. Особенно молились за всех, кто умер преждевременной смертью, считая их жертвами коварных русалок. В народе троицу празднуют 3 дня.

Первый день – Зеленое воскресенье – велит быть особенно осторожным людям из-за активности и коварства русалок, мавок и прочей мифической нечисти. В селах с праздником Троицы приметы, обряды и традиции связаны. Пол домов и храмов покрывали настоящим ковром из свежескошенной зеленой травы, ворота, иконы – ветками березы, сирени, клена, яблони, ивы.

И все же символом праздника считается береза, обладающая активной силой роста, и ее непременно надо использовать в этот день, потому что юная березка, наполненная силами просыпающейся земли, сбережет новый урожай, наградит людей и зверей здоровьем.

Троица без березы как Рождество без елки. Множество зелени, море веселья заключено в этих святках. Даже цвет одежд у служителей церкви на этом празднике зеленый — символ новой животворной энергии Святого Духа, начала нашей Церкви. В некоторых православных храмах такую же силу имеют золотой и белый цвета.

Троица всегда считалась девичьим праздником. Девицы наряжались в самые лучшие свои сарафаны, нередко специально сшитые по такому поводу. Пекли каравай и раздавали его в лесу незамужним девушкам. Эти кусочки сушили и берегли до свадьбы, замешивая потом эти сухари в тесто для свадебного каравая и считая, что они принесут им в новую семью благополучие и любовь. Девушки на зеленых святках прекращают петь веснянки и плетут венки, опуская их в реку для гадания. Если веночки, пущенные по воде, сходятся, значит быть девице в этом году сосватанной, вернется к берегу – посидит еще год в девках, ну, а если уж совсем потонет, то нескоро девица своего суженого дождется. В Троицын день девицы гадают на кукушке, спрашивая, долго ли им еще куковать в родительском доме. И кукушка вещала, столько лет сватов ждать. Образ кукушки — вещей птицы — связан с образом цветущей природы и почитания растительности. Украсив жилища, девушки шли завивать березку. Выбирали в лесу молодое кудрявое деревце, украшали его лентами, водили хороводы с песнями. Потом под березкой организовывали пикник — праздничную трапезу. Вечером народ развлекали ряженые, скоморохи.

С наступлением Клечального понедельника после службы священники отправлялись на поля читать молитвы с прошением к Богу благословения на будущий урожай. Дети в это время забавлялись интересными играми. На третий, Богодухов день, парни выбирали себе невест, девичья половина молодежи «водила тополю», в роли которой была незамужняя девица – первая красавица на селе. Ее наряжали до неузнаваемости, украшая венками, лентами, ветками и водили по дворам, где хозяева щедро угощали ее. В колодцах освящали воду, избавляя ее таким образом от нечистой силы.

По народным поверьям следом за зелеными святками шла русальная неделя, во время которой русалки выходили из озер и рек и странствовали по лесам, выбирая себе приютом старые дубы, где они качались на деревьях, разматывая пряжу нерадивых хозяек, которые засыпают без молитвы.

От этой нечисти дом защищали мята, чабрец и чеснок, постеленные в избах, разложенные на окнах. На завершающем этапе празднования был особый ритуал выбрасывания Троицкой зелени, а также сплавления ее по воде.

Лютеране и католики разделяют празднование Троицы и Пятидесятницы. Цикл летних праздников у них открывает Пятидесятница, через 7 дней она передает эстафету Троице, на одиннадцатый день – праздник Крови и Тела Христа, на девятнадцатый – Пресвятое Христово Сердце, на двадцатый – Непорочного Сердца Девы Марии. В российских храмах для католиков, а также в Польше, Украине и Беларуси в эти дни украшают церкви ветками березы, собирают и несут в храм для освящения травы, цветы. Считается, что такие травы излечивают от многих болезней. Во время службы на цветы надо пролить несколько слезинок (как у классика: «Умильно на пучок зари они роняли слезки три»). Как государственный праздник отмечают Троицу в Германии, Австрии, Бельгии, Испании, Дании, Латвии, Люксембурге, Румынии, Швейцарии, Норвегии, Франции, Исландии.

Особенности празднования Троицы лучше всего сохранились в сельской местности. Накануне первого летнего праздника хозяйки наводят идеальный порядок во всем хозяйстве, готовят праздничные блюда с зелеными яйцами, выкрашенными в листьях березы, пироги, блины, мясные деликатесы и вино, стараясь побаловать себя и родных перед Петровым постом. Собранными рано утром полевыми цветами, ароматными травами и ветками березы, ивы и других деревьев украшают ворота, иконы, двери и окна, застилают ковром из свежескошенной травы полы, веря, что она нечистого духа в дом не пустит. Цветущие ветви напоминают, что с благодатью Божией души расцветают цветами добродетелей. Утром в Храмах проходят праздничные богослужения.На этой службе снова читаются коленопреклоненные молитвы, которых после Пасхи не было 50 дней. Вечером устраиваются концерты художественной самодеятельности, ярмарки, народные гуляния с забавами и с веселыми состязаниями. К сожалению, многие традиции бесследно утеряны, и все же Троица — один из главных христианских праздников, символ веры, единения христианства и язычества, наполняющий наши сердца любовью и милосердием близких, добрыми делами каждого дня. На картинках праздник Троица – от язычества до наших дней.

У марийского народа аналогом Сабантуя является – праздник марийской культуры Семык, также этот праздник аналогичен русской Троице. Он отмечается в пору, когда весна с завершенными уже полевыми работами передает эстафету зрелому лету.

Название «Семык» можно перевести как праздник первого зеленого листочка. Праздником Семык начинался цикл летних праздников, и основной его идеей было поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. По традиции Семык отмечался через семь недель после Пасхи всегда в среду, но готовиться начинали заранее – убирали мусор, чистили посуду, готовили еду и варили пиво.

Накануне праздника, во вторник, мылись в бане. По поверьям, все умершие родственники приходили в эти дни мыться и сменить одежду, а потому, идя в баню, марийцы приглашали их с собой. Первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был, по представлениям марийцев, тяжелым днем.

В праздник вся деревня жила совершенно другой жизнью. Мужчины отдыхали после тяжелых весенне-полевых работ, а женщины, возились у плиты. На кухне с утра шум и гам. Всей семьей готовили традиционное марийское блюдо - коман мелна. Кто-то раскатывал тесто, а кто-то топил печь. Кстати, тесто могло быть и дрожжевым, и пельменным. Главное – начинка: картофельное пюре на молоке и масле либо творог. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работ, до обеда не выходили за пределы своего двора и следили, чтобы никто к ним не заходил, а то могли навлечь беду. Даже скот в этот день не выгоняли на пастбище.

Марийцы, как и все язычники, поклоняются множеству богов. Но есть семь основных: мать земли, мать воды, мать солнца и матери других стихий. В этот же день приносили в жертву Керемету и другим языческим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Из мяса жертвенного барана и крупы уже с пяти утра варилась священная каша - символ богатства и изобилия.

Приготовив необходимые кушанья, начинали поминать. Ритуалы проходили в специально огороженных местах – молельных рощах. На моления люди приходили в белой одежде, женщины в платках. Появиться в брюках не почиталось. В марийских деревнях во время поминовения усопших зажигали три свечи на краю блюда с яствами в честь «начальника» подземного мира (киямат тбра), для его помощника (киямат савус) и для душ умерших родственников. Старший член семьи зажигал свечки по количеству умерших, молился, желая им светлую и спокойную жизнь, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки в отдельное блюдо для усопших. Вечером «провожали» их, говоря при этом: «Извините за угощение, идите с миром».

Ночь со среды на четверг считалась самой опасной. Люди верили, что ночью оживляется деятельность нечистых сил, колдунов, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили деревню, свои дома. В эту ночь под утро топили баню «тувыт монча», купание в ней входило в обрядовый комплекс Семыка и выполняло очистительную, лечебную и предохранительную функции. Каждый считал обязательным окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать себя веником, связанным из 41 вида растений. Считалось, что только тогда человек обретет здоровье на весь год.

А молодежь в эту ночь уходила встречать Семык на луга и возвращалась только под утро. В четверг праздник продолжался своим чередом, ходили в гости, пели и плясали под звуки гусель и волынок, устраивали игры. Затевали в этот день и свадьбы. В субботу праздничное застолье заканчивалось. В воскресенье отмечалась русская Троица. В понедельник – Духов день, когда по христианскому обычаю нельзя было трогать землю. А уже на другой день крестьяне начинали готовиться к сенокосу, их ждала новая работа.

Через две недели после праздника Çемык в период созревания хлебов справляли Сурем. Сӳрем или Кӳсо — великое жертвоприношение, a не праздник, здесь нет народных гуляний. Марийцы проводили его раз в два года. Перед обрядом марийцы три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда Сӳрем в марийских деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистых духов, издавая шум криками и колотушками. В это время «устраивались собрания служителей культа — картов, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений.

В течение времени марийский Семык претерпел изменения, поэтому сегодня, безусловно, возродить праздник в первозданном виде невозможно. Например, сейчас Семык, как и Сабантуй, празднуют не только сельчане. Не соблюдается и дата праздника. Еще одна особенность нашего времени – место гуляния праздника из года в год передается от одного района к другому. Но некоторые обязательные элементы Семыка, без которых не обходиться праздник, остались – также топятся бани, поминаются умершие родственники, устраиваются народные гуляния, песни, пляски, игры, собираются марийцы в хороводы. И по сей день всем известный народный танец марийская веревочка тянет за собой всех зрителей и гостей. Неотъемлемая часть праздника – это богато накрытый стол национальными марийскими блюдами. И хотя сейчас не часто увидишь ритуальное жертвоприношение жеребенка, но горячим кулешом – главным праздничным блюдом – угощают всех гостей. Кроме того, в наше время наблюдается процесс возрождения забытых этапов этого праздника. Так, в некоторых деревнях языческий обряд молений был восстановлен недавно – 6 лет назад. Ритуалы проводят в священной роще, где молились еще деды и прадеды мари-возжайцев. Соблюдаются также правила облачения каждого присутствующего в белые одежды и сами тексты молитв. «Все, что ни просим в молитвах, все получаем, – говорят мари-возжайцы – силы природы всегда помогают». Через праздники, обряды последующие поколения марийцев постигают взгляды на жизнь своих предков. У жителей деревни прекрасно сохранилась старинная утварь - прядильный станок, ручная мельница, маслобойка. Не изменой осталась в наши дни и основная идея праздника - это поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Светлым и радостным является праздник Семык, объединяющий людей, несущий им любовь друг к другу и к родной земле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.016 с.)