Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле



Стремительное исчезновение объектов нематериального культурного наследия в условиях глобализации и массовой культуры заставило международное сообщество обратиться к проблеме его сохранения. Передача традиционных нематериальных ценностей осуществляется от поколения поколению, от человека человеку.

17 октября 2003 года была принята МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОХРАНЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, целями которой являются:

· охрана нематериального культурного наследия;

· уважение нематериального культурного наследия соответствующих сообществ, групп и отдельных лиц;

· привлечение внимания на местном, национальном и международном уровнях к важности нематериального культурного наследия и его взаимного признания;

· международное сотрудничество и помощь.

Конвенцией было принято следующее определение нематериального культурного наследия: нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека.Определенное таким образом Нематериальное культурное наследие проявляет себя в следующих областях:

· устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

· исполнительские искусства;

· обычаи, обряды, празднества;

· знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

· знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Одним из главных направлений работы Отдела нематериального наследия ЮНЕСКО явилась программа по исчезающим языкам. Являясь главным средством общения, языки не только передают сообщения, но выражают эмоции, намерения и ценности, утверждают социальные отношения и передают культурные и социальные формы выражения и обычаи. В устной или письменной форме, или с помощью жестов передаются воспоминания, традиции, знания и навыки. Следовательно, для отдельных людей и этнических групп язык – это определяющий фактор самобытности. Сохранение лингвистического разнообразия в мировом сообществе способствует культурному разнообразию, которое ЮНЕСКО считает универсальным этическим императивом, жизненно важным для устойчивого развития в нынешнем все более глобализирующемся мире.

Серьезную проблему составляет сохранение традиционной обрядности.

Для обеспечения большей наглядности нематериального культурного наследия, содействия углублению осознания его значения и поощрения диалога на основе уважения культурного разнообразия Комитет, по предложению соответствующих государств-участников, составляет, обновляет и публикует Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

В сентябре 2009 г. началось составление Репрезентативного списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и Списка нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.

 

3. Этнокультурное образование – основа этнокультурной компетенции.

Особое значение приобретает изучение традиционной культуры конкретных регионов и территорий. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования. Введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края. Этнокультурное образование в России имело сложный путь формирования. Такие исследователи как Г. Н. Волков, А. В. Нестеренко, Т. И. Бакланова, К. А. Строков, А. Я. Данилюк рассматривали определенные аспекты этнокультурного образования.

Основная часть этнокультурного образования — институциональное образование. Главная задача которого — обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь служит изучение родного и государственного языков. Этнокультурное образовательное пространство наиболее эффективно создается в школах. В местах компактного проживания этнических групп создаются, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием предметов на родном языке.

В средних специальных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов.

Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная — приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов. Этнокультурное образовательное пространство здесь создают учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, Дворцах культуры, в учебных заведениях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство интенсивно формируется средствами массовых коммуникаций, в теле-радиопередачах, публикациях в газетах и журналах. Важными его компонентами являются также учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и научно-популярные передачи.

Динамическому развитию этнокультурного образования во многом способствуют позитивные изменения в национально-государственной политике. В последние два десятилетия вступили в силу такие важные государственные документы как «Национальная доктрина образования» утвержденая В. В. Путиным в 2000 г. На основе этого документа, определившего стратегические направления развития национального образования, в 2001 г. была разработана «Концепция художественного образования». В концепции подчеркивается, что художественное образование направлено на развитие человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны. Актуальность развития этнокультурного образования подчеркивается в других важнейших правительственных программах, а также в международных актах ЮНЕСКО. В частности, задача повышения роли традиционной культуры и национально-культурного наследия России в образовании рассматривается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», этнокультурное образование становится одним из факторов сохранения национально-культурного наследия.

Отталкиваясь от целей и задач государственных документов, можно заключить, что в более узком смысле, этнокультурное образование — это процесс и результат подготовки обучающегося к занятию профессиональным художественным творчеством, обеспечивающие осознание личностью необходимости национальной самоидентификации через освоение специальных знаний, умений и навыков в определенной области искусства и сохранение национальных особенностей художественной культуры. Перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности:

- развитие национальной культуры;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

-развитие культуры межэтнических отношений.

 

4. Понятие этнохудожественное образование. Этнохудожественное образование как фактор сохранения отечественного национально – культурного наследия.

Понятие «этнохудожественный» следует трактовать как относящийся к народному искусству, отвечающий требованиям народного искусства и его эстетики, выраженной в художественных образах, символике, языке (песенном, танцевальном и т.п.). Компонентами этнохудожественного воспитания являются, прежде всего, словесный, песенный, танцевальный и инструментальный фольклор, а также декоративно-прикладное творчество.

Этнохудожественное образование – это образование в сфере народной художественной культуры.

Этнохудожественное образование является системой, процессом и результатом изучения традиционной культуры определенного народа. Развитие этнохудожественного образования служит одним из факторов сохранения отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия, а также преодоления острых современных проблем в духовно-нравственной жизни нашего общества.

Этнохудожественное образование способствует не только процессу инкультурации (освоению родной культуры), но и процессу аккультурации (освоению чужой культуры), что становится необходимым и неизбежным условием современной жизни. Этнохудожественное образование успешно осуществляет коммуникативную функцию, проявляющуюся в способности к межкультурному общению, как средству ведения диалога.

Системообразу­ющим компонентом в содержании этнохудожественного образования, как отмечает профессор Т.Я. Шпикалова, является народное искусство. В начале 90-х годов выделилось несколько направлений раз­вития русской национальной школы, где уделяется большое вни­мание изучению народной культуры. Это:

1. Культурно-образовательный подход, когда максимально ста­раются наполнить содержание образовательного процесса русским этнографическим и историческим материалом. Широко исполь­зуются русские народные песни и музыка, хоровое пение, были­ны. Ведущее место отводится таким предметам, как родной язык, русская история, отечествен­ная литература. Как правило, образовательная деятельность допол­няется соответствующей воспитательной работой.

2. Русская национальная школа, созданная совместно с учреди­телями православных учебных заведений, где образовательный ма­териал представлен религиозным содержанием, составляющим неотъемлемую часть русской культуры (жития святых, духовная музыка, церковные песнопения).

3. Русская школа, основанная на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России.

С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания и произошло соединение народной и теоретической педагогики.

В истории русской общественной мысли есть блестящая эпоха борьбы за народность, связанная с именами Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Вопросы народности широко отразились в педагогике 60-х годов XIX в., в учении Ушинского, а затем и в идеях его последователей в области дошкольного воспитания. Известный педагог Е.А. Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности способствует развитию психических процессов, таких как воображение, восприятие, образное мышление, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают знания о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту. Важным психическим процессом, который активно формируется средствами народного творчества, является воображение.

Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для образного мышления и воображения.

В процессе овладения приемами лепки, народной росписи у детей развивается рука, координация действий руки и глаза.

Система дополнительного образования детей располагает большими возможностями для воспитания подрастающего поколения на основе традиционного народного художественного творчества. Обогащение детей истоками народной традиции, ознакомление с обрядностью в учреждениях дополнительного образования призвано решать следующие вопросы: развитие творческой личности; адаптация школьника в современной жизни общества; формирование у школьников различных навыков; умение организовать своё свободное время.

5. Понятие этнос, этничность, этногенез. Теория этногенеза Л.Н.Гумелева.

Этнос в переводе с греческого означает группу, племя, народ.

Вот так звучало определение С.М.Широкогорова:

Этнос – это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традиций и отличаемых ею от таковых других групп.

Этнос – это группа людей разных поколений, которые объединяются на основании длительного проживания на одной территории, общего языка, единой культуры, самосознания своей общности.

Этногенез – это процесс формирования этносов, в котором причудливо переплетаются различные факторы.

Этнос, как детская игрушка калейдоскоп, складывается из многих элементов, при этом происходит постоянный процесс трансформации, растянутый во времени.

Можно выделить основные факторы, влияющие на формирование этноса:

  1. природно-географическое положение;
  2. климат;
  3. социально-экономическая история;
  4. культурные связи с другими этносами;
  5. история переселений и завоеваний.

 

Существуют разные теории этногенеза и подходы к его изучению, но одна из самых громких – теория пассионарного этногенеза, выдвинутая Львом Гумилевым.

В основе теории лежит понятие пассионарности – непреодолимой внутренней тяги к движению. Люди, обладающие таким внутренним огнем, называются пассионариями, и они способны изменить мир вокруг. Гумилев предполагает, что в определенные моменты истории происходят пассионарные толчки (всего он выделил 9 таких эпизодов в более-менее известной истории человечества), благодаря которым в сложившемся этносе появляются люди-пассионарии, начинающие активно менять текущее положение вещей.

Запущенные пассионариями процессы имеют несколько стадий, и в результате формируются новые этносы, средний срок жизни которых 1 500 лет.

Так как отличительный признак этноса – это наличие единого языка, выдвигались лингвистические теории этногенеза. Например, советский историк-этнограф Сергей Павлович Толстов предложил гипотезу «первичной языковой непрерывности», основанной на том, что все переселения человечество начинало из одной точки и одного базового языка.

Этносы в исторической ретроспективе разделяют на несколько видов, которые эволюционируют в более масштабные общности или остаются в первозданном виде в условиях изоляции.

1. Род.
Первый вид этноса, относящийся к родовому строю и состоящий из кровных родственников, селившихся вместе.

2. Племя.

Формируется в эпоху первобытнообщинного строя на основе нескольких родов, имеющих общие корни, но живущих по соседству.

Эти древнейшие этносы не потеряли своей актуальности до сих пор. Вспомним хотя бы Кавказские республики и Среднюю Азию, где отношения между родами настолько сильны, что определяют политику и порой переходят в жестокие межэтнические войны.

3. Народность.

Чаще всего, говоря об этносе, подразумевают именно народность. Это объединение людей, формирующееся длительное время и охватывающее племена не только по родственной, но и по территориальной близости. Обычно народность размывает родоплеменную структуру, хотя и не везде.

Отличительные признаки народности как вида этноса:

1. общая территория;

2. единый язык;

3. экономические связи;

4. характерная культура.

Русская народность сложилась из множества племен, часть из которых относилась к славянским – вятичи, кривичи, словене и пр., а часть вовсе не имела славянских корней – балты, чудь, весь.

В XXI веке народности интегрированы в более крупный этнос – нацию, влияние которой существенно – это и территориальная размытость, когда люди переселяются со своих исторических мест обитания, и двуязычие, когда язык народности не совпадает с заглавным языком нации.

И все же в отличие от племен и родов народность не расплавляется без остатка в общем котле, хотя многие такие общности в истории подвергались настоящему истреблению.

На заре становления Соединенных Штатов Америки была истреблена большая часть коренного населения – этот факт знают даже дети, но позорные страницы были и в истории России.

В XVII веке во времена освоения Сибири безжалостно уничтожались местные племена, среди них полностью стерта с лица земли народность амурских дауров, которая оказывала сопротивление вторжению в свой уклад жизни российских захватчиков.

 

И это далеко не единичный случай. Бесконечная бойня на Кавказе, Великое переселение народов в XX веке – черные страницы нашей страны в истории межэтнических отношений.

Нация — это высшая форма этноса

В качестве высшей формы существования этноса нации начали складываться во времена образования централизованных государств.

Нация – это этническая общность, обладающая набором характерных признаков.

1. Строго обозначенная территория с государственными границами, которые складывались разными путями – естественными и насильственными.

2. Единый язык, на котором говорит большинство. Языковая проблема остро встает в межэтнических конфликтах, в спокойном режиме несколько языков могут мирно сосуществовать в пределах одной нации.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Например, в Финляндии два государственных языка — финский и шведский, в Канаде – английский и французский, а в Швейцарии их вообще четыре – немецкий, французский, итальянский и ретророманский.

3. Экономика стала фактором для формирования наций, но сейчас она все больше становится интернациональной.

4. Национальный характер проявляется в ведении быта, культуре, искусстве, в восприятии мира и отношении к нему. Яркая поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» как раз про это.

5. Национальное самосознание определяет принадлежность человека к той или иной нации. В основном такая самоидентификация начинает складываться с детского возраста. С рождения мы впитываем традиции, культуру, язык своей нации, со временем появляется понимание, где свои, а где чужие.

 

Известным ученым Л.H. Гумилевым была разработана пассионарная теория этногенеза. Она получила неоднозначную оценку у представителей различных наук. Весьма благожелательно она была встречена географами, геологами, зоологами, ботаниками и философами, но не вызвала интереса у историков, филологов и востоковедов. Некоторая часть этнологов не разделяет гумилевскую теорию.

Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. Древние шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и казахи.

История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тысяч лет тому назад, не осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит — центральная проблема этногенеза.

В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе).

Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами поведения.

В целом можно выделить три основных исторических типа этногенеза. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т. е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза. Мезоэтногенез — возникновение этносов типа народностей, т. е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

Неогенез — этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.038 с.)