Марийские народные музыкальные инструменты, их бытование в повседневной культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марийские народные музыкальные инструменты, их бытование в повседневной культуре.



Марийский народно-музыкальный инструментарий разнообразен и обширен: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), сўрем пуч (праздничная труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка).

Самые распространенные музыкальные инструменты – кўсле и шўвыр.
Играющие на них всегда пользовались огромным почетом, приглашались на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие празднества. Непременный участник народного инструментального ансамбля, его музыкально-ритмическая основа – тўмыр.


Исполнительские возможности каждого из названных инструментов ограничены. Приспособленные к ладу народных песен отдельных этнических групп и при общем названии имевшие различные строи, древние по происхождению марийские инструменты не могли применяться для исполнения сложных, многоголосных произведений. Но если учесть, что марийская песня одноголосна, появление даже простейшего многоголосия в пьесах для волынки и гуслей, безусловно, заслуживает внимания.
Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в), в годы атеистического, политического прессинга (XX в).
Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной.
Произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим уже приобрели более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего шўвыра, кўсле и частично тўмыр. Многие инструменты, входящие в группу «активно бытующих», к нашему времени претерпели своего рода функциональную трансформацию.
Небезызвестно также и то, что такие архаичные и, казалось бы, «консервативные» аэрофоны мари, как арама шўшпык, шиялтыш, эфи, олым шўвыр, инструменты семейства рогов и другие, являющиеся реликтами «эпохи пермской общности» (И.Мациевский), не преданы (хотя бы часть из них) забвению.
Следует особо подчеркнуть при этом следующее: ни в имеющихся легендах, преданиях, в воспоминаниях, а также в текстах народных песен не встречаются названия (термины) музыкальных инструментов, которых бы не знала нация. Не свидетельствует ли это, хотя и опосредованно, что народ донес с самых древнейших эпох до наших дней все свои музыкальные инструменты? В вопросах происхождения большинства традиционных музыкальных инструментов мари, их генеалогии, корни национальные (марийские) или родовые (финно-угорские) прослеживаются довольно четко.

Инструментальная музыка у марийцев была тесно связана с обрядами, восприняла все присущие песенным мелодиям интонационно-ладовые, метро-ритмические и структурные закономерности. «Большинство мелодий, исполненных инструментами, не есть действительно инструментальная музыка, а является вариантами того или иного вокального отрывка», - справедливо замечает Л.Викар (Cheremis folksongs. Budapest, 1971, p. 56.).
По наблюдениям марийского фольклориста О.Герасимова, «как музыкальное сопровождение к народным обрядам, танцам, песням, инструментальные наигрыши можно рассматривать в трех группах:
1) мелодии плясовые, в основе которых лежат частушки (вторичное явление);
2) мелодии собственно плясовые;
3) мелодии других песенных жанров (вторичное явление)»
(Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари. – В кн.: Музыкальное наследие финно-угорских народов. Талин, 1977, с.429.).

Из рассматриваемых в монографии О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари» «традиционных марийских» 18 инструментов лишь ия-ковыж, умша-ковыж (варган) и марла гармонь (марийская гармонь) имеют основание быть отнесенными в той или иной степени к заимствованным (а марла гармонь – однозначно).
По поводу традиционных общественных функций инструментов инструментальной музыки марийцев в 1920 году Н.В.Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая, невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
В первом случае, человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость.
Во втором случае, игра может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животных, и саму природу. Поэтому музыка должна быть также почтенна, как и всякий другой небесный дар, она должна быть предметом особого уважения и внимания человека». (Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. – Казань, 1920. – С.6-7.).


Марийская музыка
Мари́йская му́зыка (луговомар. марий сем, горномар. мары сем) — лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно-угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова передавались изустно, от поколения к поколению.
Первые нотные записи появились в 20-е годы XX века, а первые аудиозаписи были сделаны на восковых цилиндрах фонографа в 20-х и 30-х годах выдающимся марийским фольклористом, этнографом и организатором науки Ксенофонтом Архиповичем Четкарёвым[mhr] (до настоящего времени эти звукозаписи не переведены на современные аудионосители и хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинском Доме) Российской академии наук в г. Санкт-Петербурге). Многие аудиозаписи были сделаны после появления первых ленточных магнитофонов. В настоящее время они переводятся на компакт-диски и в MP3. Песни исполняются на марийском языке.

Мелодии
Марийские мелодии состоят из повторяющихся «музыкальных линий», эти «линии» не перекрываются и не разрываются. Мелодии основаны на традиционном музыкальном звукоряде — пентатонике (кроме так называемой марийской эстрадной музыки). В музыке преобладают высокие ноты. Традиционные музыкальные инструменты — барабаны (тӱмыр), флейты из тростника (шиялтыш), волынки из бычего пузыря (шӱвыр), гусли (кӱсле, карш) и деревянные трубы (пуч). Своеобразен однострунный музыкальный инструмент конгон (коҥгоҥ). В современных записях звучат баян и скрипка.
Песни о любви (среди них особое место занимают «песни печали») сильнее выражают чувства, чем современная музыка, так как не предназначены для широкого распространения. Как старые, так и новые записи ежедневно передаются в эфир Марий Эл радио, но так как всё вещание идёт на марийском языке, это музыка, предназначенная «для своих».

Ритмы
Во многих танцевальных мелодиях используются ритмы, подчеркивающие «слабую долю», то есть второй и четвёртый счет каждого такта. Марийская музыка содержит и более сложные ритмические рисунки — например, ритм «четыре четверти» поверх ритма «одна вторая» с подчеркиванием начала каждого четвёртого такта (это связано с танцем) или мелодия с двойным подчеркиванием «слабой доли» женским голосом (за счёт особого произношения гласных звуков в финно-угорских языках).

Танцы
Марий Эл радио передаёт танцевальные мелодии без слов, такие, как «Эрвел марий» и «Йӱржо йӱреш». Существуют быстрые «танцы для молодежи» с насыщенным музыкальным сопровождением, а также танцы, которые исполняют только женщины.


Музыкальные инструменты народа мари
Ударные инструменты
Тÿмыр (барабан)

Тумыр (барабан) – ударный музыкальный инструмент (буква «у» звучит ближе к звуку «ю», похожа на немецкий «у-умляут»). Обычно употребляется для ритмического сопровождения игры на каком- либо мелодическом музыкальном инструменте или самостоятельно для сопровождения песен.
Остов инструмента делают из куска опиленного с двух сторон дуплистого дерева цилиндрической формы или специально выдалбливают сердцевину осины, липы. С обеих сторон остов туго затягивается тонко выделанной собачей или телячей кожей.

Тумыр - это двухсторонний барабан. Когда-то его корпус изготавливали из стволов липы или осины, выдалбливая сердцевину. Сейчас используют гибкую фанеру.
Диаметр этого музыкального инструмента доходил до 40 см, высота - до 70 см.
Для приготовления мембран брали собачью или телячью кожу. По мембранам надо ударять двумя дубовыми или кленовыми колотушками, достигавших в длину до 25 см.
Музыкант может играть стоя, подвесив барабан на ремне через плечо, или сидя, положив его на колени.
Когда-то тумыр был сольным обрядовым инструментом (через его игру народу повествовали о начале племенных сборов, обрядов или праздников), но сейчас используется и в ансамбле с другими - шувыром (волынкой), гармоникой или с хором.


Некоторые исследователи рассказывают, что тумыр применялся и в некоторой "наказательной" роли: если народ замечал внебрачные отношения между мужчиной и женщиной, то их водили по улицам связанными с друг другом и обвешанными старьём под громкий бой барабанов.

Инструментальная музыка у марийцев была тесно связана с обрядами, восприняла все присущие песенным мелодиям интонационно-ладовые, метро-ритмические и структурные закономерности. «Большинство мелодий, исполненных инструментами, не есть действительно инструментальная музыка, а является вариантами того или иного вокального отрывка», - справедливо замечает Л.Викар (Cheremis folksongs. Budapest, 1971, p. 56.).
По наблюдениям марийского фольклориста О.Герасимова, «как музыкальное сопровождение к народным обрядам, танцам, песням, инструментальные наигрыши можно рассматривать в трех группах:
1) мелодии плясовые, в основе которых лежат частушки (вторичное явление);
2) мелодии собственно плясовые;
3) мелодии других песенных жанров (вторичное явление)»
(Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари. – В кн.: Музыкальное наследие финно-угорских народов. Талин, 1977, с.429.).


Марийский народно-музыкальный инструментарий разнообразен и обширен: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), сўрем пуч (праздничная труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка). Самые распространенные музыкальные инструменты – кўсле и шўвыр.
Играющие на них всегда пользовались огромным почетом, приглашались на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие празднества. Непременный участник народного инструментального ансамбля, его музыкально-ритмическая основа – тўмыр. Исполнительские возможности каждого из названных инструментов ограничены. Приспособленные к ладу народных песен отдельных этнических групп и при общем названии имевшие различные строи, древние по происхождению марийские инструменты не могли применяться для исполнения сложных, многоголосных произведений. Но если учесть, что марийская песня одноголосна, появление даже простейшего многоголосия в пьесах для волынки и гуслей, безусловно, заслуживает внимания.
Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в), в годы атеистического, политического прессинга (XX в).
Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной.


Произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим уже приобрели более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего шўвыра, кўсле и частично тўмыр. Многие инструменты, входящие в группу «активно бытующих», к нашему времени претерпели своего рода функциональную трансформацию.
Небезызвестно также и то, что такие архаичные и, казалось бы, «консервативные» аэрофоны мари, как арама шўшпык, шиялтыш, эфи, олым шўвыр, инструменты семейства рогов и другие, являющиеся реликтами «эпохи пермской общности» (И.Мациевский), не преданы (хотя бы часть из них) забвению.
Следует особо подчеркнуть при этом следующее: ни в имеющихся легендах, преданиях, в воспоминаниях, а также в текстах народных песен не встречаются названия (термины) музыкальных инструментов, которых бы не знала нация. Не свидетельствует ли это, хотя и опосредованно, что народ донес с самых древнейших эпох до наших дней все свои музыкальные инструменты? В вопросах происхождения большинства традиционных музыкальных инструментов мари, их генеалогии, корни национальные (марийские) или родовые (финно-угорские) прослеживаются довольно четко.
Из рассматриваемых в монографии О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари» «традиционных марийских» 18 инструментов лишь ия-ковыж, умша-ковыж (варган) и марла гармонь (марийская гармонь) имеют основание быть отнесенными в той или иной степени к заимствованным (а марла гармонь – однозначно).
По поводу традиционных общественных функций инструментов инструментальной музыки марийцев в 1920 году Н.В.Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая, невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону.
В первом случае, человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость.
Во втором случае, игра может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животных, и саму природу. Поэтому музыка должна быть также почтенна, как и всякий другой небесный дар, она должна быть предметом особого уважения и внимания человека». (Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. – Казань, 1920. – С.6-7.).

 

Трещотка
Древнейший ударный инструмент – трещотка состоит из зубчатого валика длиной 25-35 см с рукояткой, который помещается на одном конце деревянной рамы, причем для удобства охвата рукоятка выступает наружу. Размер рамы 20*30 см.
Посередине рамы укрепляют тонкую (в 2-3 миллиметра толщиной, 4-5 см сантиметров шириной или больше в зависимости от размера рамы) деревянную дощечку-пластинку из крепкого эластического дерева (клена, вяза или дуба), которая одним концом упирается в выступы валика, а другой конец закрепляется к стенке рамы с противоположной стороны. При вращении конец пластинки ударяясь о край выступа, издает довольно сильный звук.
Чтобы пластинка пружинила, на середине рамы приделывают поперечную перекладину, за которой продета дощечка – пластинка. Извлекают звук вращением рамы вокруг зубчатого валика. Для этого инструмент берут за рукоятку правой рукой и поворотом руки вправо (или влево) приводят в круговое движение раму с пластинкой и вокруг валика. При вращении рамы конец пластинки, ударяясь о край выступа зубчатого валика, издает довольно сильный звук, напоминающий пулеметную очередь.
Трещотка – инструмент, предназначенный для воспроизведения шумового эффекта, в прошлом употреблялся при религиозных обрядах для изгнания «злых духов», позднее на свадебных церемониях.
В настоящее время этим инструментом пользуются охотники для обнаружения притаившихся зверей, или сторожа в ночное время и пастухи.

Ударные марийские инструменты
Я.А. Эшпай в своей книге указал, что в прошлом самым простейшим приспособлением в создании музыкального ритма у марийцев были деревянные палки (пу тоя). Для этого использовали две палки длиной с полметра. С их помощью во время пляски на вечеринках и на праздничных гуляниях выбивали равномерный ритм, усиливая тем самым эффект музыкального сопровождения. Местами ритм, выбиваемый палками, дополнялся или чередовался хлопками ладошек.

Обрубок бревна
(бревно с колотушками – вынер кашта) использовали для сколачивания холста. Грубый холст после сколачивания становился мягким. В Горномарийском районе для этого использовали гладко очищенное еловое бревно длиной 2-3 метра. Оно подвешивалось под жердью, укрепленной на двух крестовинах. Обычно сколачивать холст девушки собирались под вечер на околице. Две девушки становились с одной стороны бревна, две - с другой с деревянной колотушкой в руке. Удары по свертку холста производились по очереди в определенном темпе. Звук ударов четырех колотушек создавал своеобразный равномерный ритм, напоминающий музыкальное звучание. Услышав далеко раздающиеся ритмические звуки ударов колотушек, собирались ребята и помогали в работе девушкам. Девушки, подменяя друг друга, тут же вступали в игры и танцы. Молодые люди в ритме колотушек умудрялись петь, играть и плясать. В некоторых районах холст сколачивали на деревянных чурбанах. При этом звук получайся глухим.

В оркестрах и ансамблях используют коробочку (пу калта). Это пустотелая деревянная коробочка с рукояткой. Основная часть коробки без ручки имеет длину 150 мм. Ширину - 100 мм, толщину - 40 мм. При изготовлении внутренняя часть выдалбливается. Во время игры ее держат за рукоятку в левой руке и палкой, находящейся в правой руке, выбивается ритм.

В шумовых оркестрах применяют также косу (сава), желая показать в музыке звуки сельскохозяйственного производства. Во время игры косу держат за основание, свободно опустив острый конец вниз. В одном случае металлическим предметом ударяя по косе, в другом случае играют, производя скребковое движение. В обоих случаях издается своеобразный оригинальный звук. Некоторые вместо косы приносят в оркестр тазик, поднос или заслонку.

Колотушка (орол панга) - это деревянная коробка с привязанным к ней шариком. При многократном встряхивании шарик колотит по коробке то с одной, то с другой стороны. Издается непрерывно звучащий дробный звук. В прошлом использовалась она сторожами и ночными патрулями. Теперь колотушка является в оркестре эпизодическим музыкальным инструментом. Она имеет одинаковое устройство с вышеупомянутой коробочкой, отличающаяся от нее наличием деревянного шарика, привязанного кожаной лентой.

Любая пустая металлическая банка (пурса калта) может стать музыкальным инструментом, если в нее засыпать немного сушеного гороха и закрыть. Такая банка при встряхивании издает оригинальный шуршащий звук. У профессиональных музыкантов такой инструмент называется маракас. С помощью такой банки очень хорошо развивать чувство ритма у детей.

Трещотка (лочыртыш) представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании издают трескучие звуки. Марийцы ее начали использовать в 60-х годах. В настоящее время можно видеть ее во всех районах республики. Трещотку делают из твердого дерева, чаще всего из дуба. Вырезаются и обстругиваются примерно 17-20 пластин, длина которых 150-180 мм, ширина 50 мм, толщина 4-5 мм. Между пластинками помещается узенькая прокладка. В верхней части пластинки просверливается два отверстия, через которые продевается прочный шнур и все пластинки провисают на нем.
Держат трещотку на уровне груди. Расслабляя и резко сжимая под музыку, получают ритмически трескучий звук.

Трещотка-вертушка (пöрдыктымö лочыртыш) состоит из зубчатого валика, вокруг которого вращается рама с упругой пластинкой, соприкасающейся одним концом с валиком. Трещотка предназначена для воспроизведения протяжного шумового эффекта. В далеком прошлом марийцы такую трещотку применяли при использовании религиозных обрядов, в частности при изгнании «злых духов» из жилья, на свадебных церемониях. Сейчас эту трещотку можно часто увидеть в оркестрах народных инструментов. При вращении рамы вокруг валика издается звук, напоминающий пулеметную очередь.

Колокольчик (онгыр) представляет собой перевернутую верх дном чашечку с прикрепленным внутри язычком. Такие колокольчики в прошлом привязывались к дуге запряженной лошади на свадебных церемониях, звон которых при езде создавал праздничный настрой. Такое же название имели серебряные монеты, одновременно служащие у марийских женщин украшением одежды. Во время танца они ритмично позвякивают. Для этой же цели некоторые женщины приспосабливали к браслету бубенцы. При каждом взмахе бубенцы издавали ритмичный звон, тем самым активно поддерживалось общее веселье.

Рубель (чылдаран ÿш) — это деревянная плоская колотушка с зубчатой поверхностью на одной стороне. Применялась она в прошлом во время стирки белья из холста, а так же при глажении.
Рубель широко применялся в оркестрах народных инструментов. Играют на рубеле скребковым движением деревянной палочкой по зубчатой поверхности. При этом получается арпеджиообразный звук. Звук рубеля быстро надоедает, поэтому играют только в отдельных местах.

Пленкозвучные инструменты
У марийцев существует традиция играть мелодию песни на зеленом листочке дерева (лышташ). Для этого годится только что сорванный с дерева свежий листок. Один край листка легонечко подгибают. Затем тем краем, где проходит линия сгиба, листочек приспосабливают между губами. Умело регулируя силой выдыхаемого воздуха, получив свистковыи звук, чисто исполняют любую мелодию песни, независимо - протяжная она или живая, веселая.
Зимой, когда нет зеленых листьев, мелодию песни играют на бересте. Для этого берут тонкую берестяную ленту длиной 60-70 мм, шириной 10 мм. Взяв его руками за оба конца, расположив между губами, выдыхаемым воздухом высвистывают нужную мелодию. В последнее время вместо бересты используют даже целлофановую пленку, так как она всегда под руками.

Эфи - это простейшее приспособление, где берестяная ленточка в натянутом виде прикреплена между двумя деревянными пластинками. Длина пластинок - 40-50 мм, ширина - 15 мм, толщина - 4-5 мм. В середине этих двух пластинок имеется поперечная канавка глубиной 1 мм, шириной 15 мм. Две пластинки прикладываются друг к другу, между ними располагается берестяная лента. Сначала хорошо завязывают один конец, затем, натянув бересту, завязывают и второй конец. Диапазон этого инструмента небольшой. Можно кукарекать, изобразить кудахтанье курицы, но мелодию песни выводить трудно.
Инструмент относится к разряду детских игрушек. О происхождении названия инструмента нет одинакового мнения. Многие склонны думать, что это горномарийское слово.

Духовые инструменты
Амбушюрные музыкальные инструменты
Пуч (рог)
Древнейшим амбушюрным духовым инструментом народа мари (как и у многих народов) был пуч (рог). Его делали из коровьего или бычьего рога, который предварительно, для удаления внутренности, вываривали несколько часов подряд. Затем отпиливали вершину, оставляя отверстие от 0,5 до 1 см в диаметре. Длина такого инструмента 25-30 см (по длине материала), а ширина раструба 5-6 см в диаметре.
Во время игры дуют в узкий конец как в мундштук трубы, а в раструб вставляют два-три пальца. Попеременно то вставляя, то вынимая пальцы, изменяют высоту звука, этим достигается исполнение своеобразной мелодии. В древности пуч(рог) употреблялся как сигнальный или охотничий инструмент.
В настоящее время рог встречается очень редко, главным образом в отдаленных районах и глухих деревнях.


Шыже пуч (шыжевуч) – осенняя труба.

Шыже пуч (шыжевуч) – марийский духовой музыкальный инструмент, или как его еще называют «девичья труба» - делается из можжевельника, ольхи, березы или липы.
В куске или в двух кусках дерева длиной около 75-85 см выдалбливают или выжигают желобкообразное углубление, затем обе половинки плотно складывают вместе и обертывают берестой.

Диаметр узкой части инструмента 2-3 см; а широкой части 8-10 и более сантиметров.
Играют на инструменте, складывая губы, вдувая воздух в узкую часть; при этом извлекаются обертоновые диатонические звуки.


В древности такими наигрышами марийцы пользовались как сигналом, то есть средством сообщения на большое расстояние, как например, во время военных сборов, охоты и т.п. В ряде мест такой инструмент и до сих пор имеет подобное применение (на лесосплаве, на лесоразработках).

Иное значение приобретает шыже пуч; когда на нем играет девушка-марийка.
На шыже пуче, обычно играют осенью, после уборки хлебов, во время праздника Урожая.
Прежде был в некоторых районах обычай, что девушки достигшие брачного возраста, поднимаются на возвышенное место (гору,холм) или просто во дворе и наигрышами на шыже пуче (девичьей трубе)возвещают о своей готовности к замужеству, то есть о своем вступлении в число невест.
При выходе замуж шыже пуч увозила невеста с собой и играла на инструменте крайне редко.


Наибольшее распространение шыже пуч получил в Сернурском, Новоторъяльском, Мари-Турекском и др. северных районах Марийской АССР и у восточных марийцев.
Разновидностью этого инструмента является тöтрöт пуч, отличающийся от шыже пуча своим несколько большим размером; длина его 100-120 см, диаметр узкого конца 4-6 см, а раструба (широкого конца) – 15-18 см.
На тöтрöт пуче играют исключительно мужчины.
В настоящее время тöтрöт пуч почти вышел из употребления, только изредка встречаются среди охотников и лесосплавщиков.

Сÿрем пуч (урожайная или праздничная труба)
Разновидностью шыже пуч, или тöтрöт пуч, является сÿрем пуч (урожайная труба) более крупного размера, длиной 1,5- 2 метра, диаметр узкого конца 2,5-3 см, широкого – 4-5 см. Для изготовления сÿрем пуча выбирают прямую, молодую липу с наименьшим количеством сучков, несколько изогнутым стволом у основания.
Отобранное и отпиленное дерево осторожно очищают от сучьев и срезают вершину. Затем по коре от основания к вершине вдоль дерева делают продольный разрез и осторожно отделяют кору (лыка) от древесины.

Для закрытия отверстии, остающихся на коре от срезанных сучков и веток, концы разреза лыка плотно соединяют и обвертывают узкой лентой бересты (с узкого конца в сторону раструба).
Конец бересты аккуратно заделывают и закрепляют.
Чтобы береста плотно прилегала к поверхности коры, неровности и шероховатости на ней очищают ножом или наждаком; при этом очень важно сохранить кору от потрескивания или поломки.
По диаметру верхнего(узкого) конца инструмента обтачивают конусообразный деревянный (чаще из липы (мундштук), срезанный снизу наискось.


Во избежании прогибов и поломок к инструменту привязывают палку во всю длину.
Для воспроизведения звука, в верхний (узкий) конец вставляют конусообразный деревянный (из липы) мундштук шыга (в некоторых районах называют ага). Звук сÿрем пуч пронзительный, сильный, слышен на далекое расстояние.
В день праздника молодежь обычно устраивала конные скачки-состязания. Победители состязаний получали ценные подарки(платки, вышитые полотенца – солык) и почетное право доставить верхом на лошади сÿрем пуч в «священную» рощу-молельню «ото», где инструмент вешали на сук «священного дерева» или просто сжигали, то есть приносили в жертву языческому богу урожая.


Нередко в деревнях к празднику «сÿрем» изготовляли несколько инструментов сÿрем пуч, которые с окончанием празднества также приносились в жертву, а на другой год к следующему празднику изготовляли новые инструменты.
Сÿрем пуч – ритуальная «священная» труба марийцев, сохранившаяся от языческого культа. Обычно этот инструмент делали только к празднику сÿрем. Как правило, на этом инструменте играют одни мужчины.
Играют стоя, вдувая струю воздуха в деревянный мундштук.Во время игры инструмент держат за верхнюю часть и ниже середины обеими руками. Во время игры, по мере повышения звука, поднимается и сам инструмент.

Игра требует большого мастерства и здоровых легких, так как для длинной и сложной мелодии требуется много воздуха. Исполнение мелодий с некоторыми неудобствами. Яркий и сильный звук на сÿрем пуче получается только в том случае, если канал ствола имеет влажное состояние. Поэтому, чтобы поддерживать постоянную влажность канала ствола инструмента, перед игрой или во время игры, время от времени, исполнителю приходится смачивать стенки канала ствола водой. Для этого сÿрем пуч мундштуком книзу ставят на ладонь правой руки. Чтобы не вытекала вода, плотно прислоняют ладонь к мундштуку; левой рукой берут за середину инструмента и, слегка приподнимая его, с обратной широкой стороны (раструба)наливают воду во внутрь канала инструмента. То поднимая, то слегка опуская свободный конец, равномерно и обильно смачивают стенки канала сÿрем пуча.
Затем воду выливают обратно из канала, и игра продолжается. При необходимости весь процесс увлажнения повторяют снова.
Если сÿрем пуч длительное время не был в употреблении, то для увлажнения канала ствола держат его некоторое время в воде(в пруду или речке).
От неравномерной влажности в канале ствола часто меняется высота и тембр звука, поэтому инструмент не употребляется в ансамбле. Сÿрем пуч в том виде, какой бытует в народе, употребляют только как сольный инструмент.
Главным образом на сÿрем пуче мелодии исполняются в диапазоне малой и первой октав на обертоновых звуках.

 


Лабиальные (губные)
Арама шÿшпык (деревянный "соловей" дудочка)
Это своеобразный вид продольной свистковой флейты, без пальцевых отверстий.
Делают из двух выдолбленных деревянных, чаще всего из кустарниковых с полой внутренностью, палочек, сложенных вместе и обернутых берестой. Длина арама шÿшпык 40-45 см, диаметр - 1,5-2 см. На верхнем конце ствола для извлечения звука устраивают свистковое приспособление.
Исполнение мелодий производится путем вздувания воздуха в свистковое приспособление через верхнюю часть инструмента. При этом очень важную роль играют губы, так как исполнитель, искуссно владея движениями губ, может "выводить" значительное количество мелодий.
На арама-шÿшпыке получаются обертоновые звуки, поэтому исполнительские возможности инструмента ограничены.
В настоящее время арама-шÿшпык встречается лишь в северных районах республики: Сернурском, Мари-Турекском, а также у марийцев, проживающих в Кировской области.

Шун шÿшпык (окарино - "глиняный соловей") у горных марий "люлю"
Инструмент делают из лучшей глины в виде птиц. Имеет полую внутренность; два или три звуковых отверстия, и свистковое приспособление в конце.
Чтобы у шун шÿшпыка был сильный, сочный звук и чистая интонация, его хорошо обжигают и в горячем состоянии покрывают сосновой или еловой серой, а иногда и сургучом.
Диапазон достигает объема октавы, а, применяя обертоновые звуки, более октавы.
Определенного размера шун шÿшпыка нет; каждый исполнитель или мастер делает инструмент по своему усмотрению.
Шун шÿшпык популярен как среди детей, так и среди взрослых.
Имеются исполнители, которые различными приемами игры, применяя способ неполного закрытия отверстий, достигают большого совершенства в игре и исполняют довольно сложные мелодии.
Шун шÿшпык распространен повсеместно. Установлено, что в каждом районе этому инструменту свойственно своеобразие звукоряда.

Шиялтыш (свирель)

Шиялтыш - один из видов свистковой флейты; в народе изготовляют из пустотелого ствола дягиля (растение из семейства зонтичных). По внешнему виду подобен башкирскому кураю или киргизскому сабызга.
Для изготовления шиялтыша берут дягиль (одно колено) длиною 40-45 см, диаметром - 1,5-2 см, когда стебель растения достигает определенной упругости (в августе, сентябре).

Один конец срезают диагональю под углом 45-50°.

С обратной стороны на расстоянии 1 см от верхнего края среза делают круглое или четырехугольное отверстие в диаметре 8-10 мм.
Во время игры исполнитель прикладывает шиялтыш к губам, а сам инструмент направляет в левую, реже в правую сторону, если шиялтыш имеет косой срез, или держит прямо перед собой, если инструмент не имеет косого среза, а свистковое приспособление сделано как и у музыкального инструмента арама шÿшпык.


Вдувая в свистковое приспособление или в косой срез, исполнитель направляет струю воздуха на край отверстия, где она с силой раздваивается и получается свист, а благодаря длине и толщине ствола инструмент приобретает определенный тембр.
Шиялтыши изготавливают двух видов: с косым срезом, имеющих от двух до четырех пальцевых отверстий, и без среза, то есть прямой, с пятью или шестью пальцевыми отверстиями, при закрывании и открывании которых получаются звуки различной высоты.
Если исполнитель владеет искусством игры на шиялтыше, то при умелом использовании обертонов и приема "неполного закрытия отверстий", дающего возможность хроматически понижать звуки, он может исполнять довольно сложные мелодии.

Шиялтыш обычно делают сами исполнители, и каждый исполнитель делает его по своему усмотрению, однако при изготовлении инструмента соблюдается определенная пропорция.
Основная тональность инструмента зависит от ряда причин:
1. от диаметра и длины ствола: чем длиннее и толществол, тем ниже строй, или наоборот - чем короче и тоньше ствол, тем строй выше.
2. от размера свисткового отверстия и расстояния отверстия от среза. Большой размер свисткового отверстия и низкое расположение его по отношению к срезу дает низкую тональность.
3. от размеров пальцевых отверстий.

Шиялтыши с двумя, тремя и четырьмя отверстиями обычно делают более длинными, чем шиялтыши с пятью или шестью отверстиями; основным звукорядом их по существу является нижний трихорд, или тетрахорд, за которым при передувании следуют квинтовый и октавный регистры.
Шиялтыш - инструмент пасторального характера, и как правило, на нем играют пастухи, но в народе есть немало исполнителей на шиялтыше, не имеющих никакого отношения к специальности пастуха.



Лингвальные(язычковые)
Олым шÿвыр(соломинка)
Олым шÿвыр делают, главным образом, из соломинки ржи, но иногда и из соломинки пшеницы или ячменя в жатвенную пору, когда соломинка имеет определенную твердость.
Для изготовления такого рода, инструмента берут соломинку диаметром 3-4 мм, один конец которого обрезают у самого "узла", другой - в междоузлие, на расстоянии 13-15 см. Затем на расстоянии 1,5-2 см от "узла" на соломинке делают неглубокий надрез острым ножичком и расщепляют ее в виде язычка, в результате поучится трубочка из соломинки длиною 13-15 см с "узлом" и вибрирующим язычком в сторону пальцевых отверстий на одном конце. для изменения высоты звука в междоузлие на расстоянии 3-4 см от нижнего конца вырезывают два или три пальцевых отверстия; расстояния между пальцевыми отверстиями - 1,5-2 см.
Во время игры верхний конец соломинки, где находится язычок, помещают в рот, и исполнитель, вдувая в соломинку воздух, заставляет вибрировать язычок, который издает довольно сильный и пронзительный звук, напоминающий звук гобоя в среднем и высоком регистрах.
у народа мари олым шÿвыр известен с древнейших времен; надо полагать, что предшественником шÿвыра явился именно олым шÿвыр.

Шÿвыр (волынка)

Одним из уникальных и архаичных инструментов у мари – это Шувыр!

(в марийском языке звучит ближе к шювыр, т.к. используется звук «у:»)

Шувыр, (шявыр), шювыр, шувюр, шюббер, - мар. нар. дух. инструмент. Разновидность волынки. Родствен чуваш. шапару и морд. волынке - пузырю.

Состоит из бычьего или лошадиного пузыря (диаметр 600-900 мм), в который вставлены трубки: одна для нагнетания воздуха (с запирающим клапаном) и 2 игровые, мелодические - из птичьих костей, меди или олова, одинаковой длины (180-300 мм); левая имеет 2 отверстия (диапазон - терция), правая - 4 (диапазон - секста).

Игровые трубки укреплены в деревянном ложе; на них и на ложе надет раструб из коровьего рога. В отверстия трубок, находящиеся внутри пузыря, вставлены расщеплённые тростниковые пищики, действующие как язычки (для настройки Шувыра - к ним прикрепляют кусочки воска).

Звукоряд диатонический. Звук резкий, сильный, жужжащий. На Шувыре исполняют гл. обр. мелодии обрядовых, трудовых и свадебных песен, а также нар. танцев.

Поскольку обе трубки звучат одновременно, возможно исполнение 2-гол. наигрышей. Ныне выходит из употребления; сохранился лишь в сев. районах Mapий Эл (чаще используется в ансамбле с тумыром). Играют на Шувыре гл. обр. мужчины на свадьбах, гуляньях, праздниках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.043 с.)