Орнамент, как единый язык народного декоративно – прикладного искусства. Вышивка в марийской традиционной культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орнамент, как единый язык народного декоративно – прикладного искусства. Вышивка в марийской традиционной культуре.



Искусство вышивки — одно из интереснейших явлений в культуре народа мари. В нее вложена частица женской души, вобравшая в себя все лучшее в культуре своего народа. Вышивке, по праву принадлежит ведущее место в декоре народного костюма. Она свидетельствует о возможностях человека создавать уникальное произведение искусства. Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии. Орнаментация, композиция, цветовые сочетания, ритм рисунка говорят о глубинном, длительном развитии эстетических взглядов народа в различные исторические периоды. Поскольку одежда связана с бытом народа, с его обычаями и обрядами, вышивка, украшавшая ее, в какой-то мере отражает и этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. В традиционном марийском орнаменте нашли отражение многие мотивы орнамента, характерные для всего финно-угорского мира. Орнамент марийской вышивки неоднороден. Он состоит из геометрических и растительных элементов, мотивов зооморфного происхождения [4, c. 10]. Геометрический орнамент марийской вышивки отличается большим разнообразием рисунков и складывается обычно из определенной системы орнаментальных форм. Это в основном комбинации геометрических фигур прямоугольных начертаний и ломанных линий, реже кругов, овалов и сложно узорных фигур. В системе геометрического орнамента марийской вышивки можно выделить две группы, состоящие из простых и сложных форм. К первой относятся полосы прямые и пересеченные прямыми и косыми линиями, пунктирные узоры, кресты, уголки, треугольники, а также всевозможные варианты из них, бордюры из зигзагов, наклонных линий, простые гребенчатые мотивы, квадраты с вписанными в них меньшими квадратами, треугольниками и прямоугольниками, квадраты или ромбы с продленными сторонами, переплетающиеся ромбы [4, c. 11]. Во вторую группу включают более сложные элементы, которые образованы из ломанных прямых, сочетаний прямых с кривыми, из соединений различных кривых, которые получили определенную орнаментальную законченность. Все эти простые и сложные геометрические орнаментальные формы образуют как самостоятельно, так и в сочетании с другими элементами, различные прямолинейные и криволинейные композиции. Узор строится из сочетания горизонтальных и вертикальных рядов подобных мотивов. Мотив спирали в марийском орнаментальном искусстве получает широкое распространение, примерно начиная с Χ-ΧΙ вв. Наиболее распространенным мотивом орнамента марийской вышивки является изображение ромба с продленными сторонами или концами, перекрещенного ромба и различных его вариаций. Исследователь Б. Рыбаков установил, что «семантика ромбического орнамента вдет нас к той же исходной точке, что и его форма-к внешнему виду палеолитических изделий, из мамонтовых бивней». Так же стоит отметить и тот факт, что о широком распространении ромбического орнамента говорят археологические материалы: он имел место на керамике, им оформляли нагрудные украшения, различные поясные бляхи, предметы быта и др. ромбы в свою очередь имеют несколько вариаций и отличаются по строению. Среди множества узоров с ромбами трудно найти абсолютно одинаковые вышивки, каждая из них имеет свое решение. Но характерно то, что на основе ромба создается большинство узоров геометрического вида. Кроме того, нагрудная вышивка на женских рубахах имеет композицию в виде ромбов. Ближе к ромбическому мотиву можно отнести так называемые восьмиконечные звезды. Мотив круга или восьмигранника –символ солнца. В марийской вышивке этот мотив очень часто встречается в орнаменте обрядового платка солык, на лопатках женских рубах и у грудного разреза. Значительную часть марийских узоров составляют и геометрические композиции, образованные из простых прямых линий в форме квадрата, встречающегося чаще всего в бордюрной композиции. Характерна она и для сплошной сетки. Таким образом при переходе от старой вышивки к новой изменения в основном могли происходить в технике исполнения. Традиционный геометрический орнамент постепенно стал вытесняться новым, растительным. В марийской вышивке переход к растительным узорам начался еще в начале ХХ века и усилился в 20–30 годы. В марийской вышивке широкое распространение получили комплексы твердо установившихся изображений зверей и птиц. Это связано с тем, что природа занимала значительное место в жизни марийцев, а, следовательно, и в их творчестве. Народ черпал в природе мотивы для создания узоров, которые должны были украшать бытовые изделия и жилище. Древние мотивы животных и птиц четко прослеживаются в этнографическом материале XIX в., в частности в вышивке женских головных уборов, реже в узорах национального костюма. Причем звериный орнамент был преобладающим. Культ оленя является одним из древних, как и его воспроизведение в орнаментальном искусстве. Распространение изображения оленя(лося) в орнаменте марийской вышивки объясняется ролью этого животного, имевшего когда-то значительное место в хозяйстве. Олени являлись объектом охоты, а она на раннем этапе истории играла существенную роль в жизни человека. Стоит отметить то, что орнаментальное изображение оленя постепенно стилизовалось. Мотивы из двух повторяющихся рогов оленя, присутствуют почти в каждом орнаментальном рисунке вышивки в самых разнообразных положениях [1, c. 42]. В системе изображений узоров с животными в вышивке марийцев сохранился и мотив коня, связанный в прошлом с земледельческим культом. Почитание коня было определено значительной ролью этого животного в хозяйственной деятельности марийцев и их предков. В марийской вышивке мы встречаем изображения животных отдаленно напоминающих вздыбленных коней перед деревом. Так в вышивке головных уборов сорока конь «часто подвергается бесчисленным изменениям, он искажается, упрощается, животное сближается по форме с мотивом крючка, грива отделяется и порой начинает жить самостоятельной жизнью» [5, c. 267]. В целом, кони даются условно и степень стилизации фигурок коней различна. Птица так же является одним из любимых и распространенных символов-образов. Изображение ее передается в большом обилии вариантов. Воспроизведение обращенных друг к другу клювами птиц и другие узоры с их мотивами были связаны не только с формами окружающей людей природы, но и передавали наивные представления, которые жили в народном мировоззрении древних марийцев. Изображения птиц широко распространены в марийской вышивке. Рисунки с их мотивами очень близки и схожи по композиции, но совершенно различны по начертаниям. Стоит отметить, что в марийской вышивке нет изображений человеческих фигур, подобных тем, которые имеют распространение в декоративном искусстве других народов. Они приобрели настолько декоративную условность, что трудно их различить. Но при детальном изучении можно выделить сходства геометризированных орнаментальных форм с изображениями человеческих фигурок. Такое сходство прослеживается с орнаментальным мотивом «мирового древа». Представление у марийцев о «древе», обладающем антропоморфными чертами связанно, видимо, с деревом, слившемся с божеством. Очевидно культ дерева прежде всего был связан с антропоморфизацией образа, с приданием ему жизненных магических начал, подобно тому, как марийцы одушевляли другие явления и предметы природы. Можно сделать вывод, что один узор является видоизменением другого. Зооморфный орнамент марийской вышивки пока мало изучен в сравнительно историческом плане. Но уже имеющиеся материалы позволяют предполагать, что отмеченное сходство орнаментальных мотивов с мотивами других народов является результатом давних этнических и культурных взаимовлияний. Растительный орнамент. Растительные мотивы в марийской вышивке обычно исходят из реальных форм природы и имеют черты декоративной условности и стилизации. В узорах с изображениями деревьев, кустов, цветов, листьев, побегов, марийские вышивальщицы стремились выразить любовь к природе. Природа считалась началом всех начал. Цветочно- растительные узоры разнообразны как по художественному исполнению, так и по техническому исполнению, в них наблюдаются как реалистические, так и стилизованные изображения. Стилистику народной традиционной вышивки во многом определил прием «косой стежки». Вышивка современного сельского населения республики выполняется в основном «гладью». В этом случае орнаментальные мотивы близки к растительным формам. Дерево-куст-распространенный мотив во всех районах, где носят головной убор типа шарпан. В старых образцах вышивки встречается также композиция с мотивом дерева, изображение которого, не повторяется ритмически в вертикальной симметрии по краям шарпана, а разделяется промежуточным мотивом, являющимся также прообразом куста-дерева. Создается впечатление, что этой сплошной линией марийские женщины отображали бескрайний лес. Иногда вместо дерева изображался треугольник-корень. Таким образом, многие геометрические изображения старой орнаментики с изменением техники исполнения вышивки переходят постепенно в растительные формы реального вида. Это объясняется тем, что, заимствуя растительные формы из печатных изданий и создавая на этой основе новые образцы вышивки, марийские женщины оставались верны принципам традиции. В целом, в современной вышивке сельского населения растительные мотивы преобладают и являются любимыми в вышивке современного национального костюма, привлекая своеобразной декоративностью. Марийское народное искусство имеет многовековые традиции. Символика орнамента марийского костюма очень многообразна и интересна. Орнамент использовался практически везде: на одежде, на кухонной утвари, на украшениях, в доме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.004 с.)