Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.Бахтин о природе народно – смеховой культуры Средневековья и Ренессанса.
Впервые проблема народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса была поставлена российским исследователем Михаилом Михайловичем Бахтиным. Произошло это 15 ноября 1946 года во время защиты Бахтиным кандидатской диссертации «Рабле в истории реализма». Парадоксальная концепция исследователя вызвала огромный интерес, отразившийся как в одобрении, так и в возражениях. Приняв во внимание замечания и предложения оппонентов, ученый старательно и детально дорабатывает свой труд. В 1965 году выходит книга Бахтина под названием «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» - издание, ставшее впоследствии всемирно известным и положившее начало исследованию смеховой культуры. До Бахтина народная культура редко становилась предметом рассмотрения исследователей, отсюда проистекает недооценка значимости средневековой культуры. «Целый необозримый мир смеховых форм;и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья. При всем разнообразии этих форм и проявлений — площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое - все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры».10 Бахтин первым обращает внимание на существование феномена народной (смеховой) культуры средневековья и Возрождения. Задачей ученого становится поиск смысла, исследование неповторимости и оригинальности, отыскание мировоззренческой и эстетической сущности смеховой культуры. Между тем Бахтин подчеркивает, что предметом его исследования является; творчество Франсуа Рабле, в произведениях которого «народная смеховая культура собрана, сконцентрирована и художественно осознана».11 Благодаря трудам Рабле, являющимся «энциклопедией народной культуры», возможно проникновение суть смеховой жизни средневековья. В жизни средневекового человека празднества карнавального типа играют значительную роль. Смеховые гулянья той эпохи помимо карнавалов включали в себя ярмарки с участием шутов, великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей; «праздники дураков», «праздник осла», «шаривари»; «рождественский смех», «пасхальный смех»; сценические постановки мистерий, фарсов и соти; городские сельскохозяйственные праздники, заканчивающиеся пирушкой и выбором эфемерных королей и королев и т.д. Временной период проведения празднеств карнавального типа насчитывал до трех месяцев в году. Столь длительное ощущение праздника оказало весомое влияние на мировосприятие людей той эпохи.
С древнейших времен «ритуальным смехом» сопровождались аграрные обряды и обычаи. «Некогда смеху приписывалась способность не только повышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и жизни растительной природы». Смеховые действа всегда были связаны с переломными моментами природной, человеческой и общественной жизнедеятельности. Смена времен года, чередование аграрных циклов, моменты смерти и рождения имели существенное значение в жизни древних людей. Народная мечта человеческого счастья, удачи, изобилия, плодородия и бессмертия появилась давным-давно. Древнейшие празд нества (преимущественно земледельческого типа) несли в себе радость, ли кование, смех и надежду на благополучное будущее. Социальное расслоение, усиление власти государства делает недопустимым существование смеха на равне с формами официальной культуры; постепенно народная культура приобретает статус неформальной, ограничивается в свободе своего выра жения. Эпоха средневековья приняла жесткую систему иерархического социального порядка, государственных законов, религиозных запретов. Официальная культура утверждала незыблемую и вечную правду о мире, Боге и человеке. Следовательно, характер государственного праздника был торжественно серьезным. Смеховое начало как основной элемент человеческой праздничности отсутствовало в официальной культуре. Однако смех являлся неистребимой основой любого народного праздника с древнейших времен. Частичная легализация во времени и пространстве смеховых образов и форм стала для официальной культуры неизбежна.
Бахтин называет несколько возможных причин терпимого и снисходительного отношения к смеховой культуре, сложившихся в ранние века сред невековья:
народным;
Средневековая культура содержала в себе аспект двойственности мировосприятия, основывавшийся на официальном или смеховом начале. «Это-особого рода двумирность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура Возрождения не могут быть правильно понятыми. Игнорирование или недооценка смеющегося народного средневековья искажает картину и всего последующего исторического развития европейской культуры».13 Народная культура, основанная на начале смеха, создает другой І мир, вторую жизнь, противостоящую церковно-государственной системе. «Смеялась «вторая природа» человека», смеялся материально- телесный низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе».14 Чувственно- телесной природе человека присущи материально-телесные желания, потребность в мясной еде и крепком питье. В то время как христианское вероучение призывало человека к целомудрию, воздержанию и соблюдению постов. Смех и серьезность - два аспекта целостной структуры сознания средневекового человека.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.) |