М.Бахтин о природе народно – смеховой культуры Средневековья и Ренессанса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.Бахтин о природе народно – смеховой культуры Средневековья и Ренессанса.



Впервые проблема народной смеховой культуры средневековья и Ренессанса была поставлена российским исследователем Михаилом Михайловичем Бахтиным. Произошло это 15 ноября 1946 года во время защиты Бахтиным кандидатской диссертации «Рабле в истории реализма». Парадоксальная концепция исследователя вызвала огромный интерес, отразившийся как в одобрении, так и в возражениях. Приняв во внимание замечания и предложения оппонентов, ученый старательно и детально дорабатывает свой труд. В 1965 году выходит книга Бахтина под названием «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» - издание, ставшее впоследствии всемирно известным и положившее начало исследованию смеховой культуры.

До Бахтина народная культура редко становилась предметом рассмотрения исследователей, отсюда проистекает недооценка значимости средневековой культуры. «Целый необозримый мир смеховых форм;и проявлений противостоял официальной и серьезной (по своему тону) культуре церковного и феодального средневековья. При всем разнообразии этих форм и проявлений — площадные празднества карнавального типа, отдельные смеховые обряды и культы, шуты и дураки, великаны, карлики и уроды, скоморохи разного рода и ранга, огромная и многообразная пародийная литература и многое другое - все они, эти формы, обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры».10

Бахтин первым обращает внимание на существование феномена народной (смеховой) культуры средневековья и Возрождения. Задачей ученого становится поиск смысла, исследование неповторимости и оригинальности, отыскание мировоззренческой и эстетической сущности смеховой культуры. Между тем Бахтин подчеркивает, что предметом его исследования является; творчество Франсуа Рабле, в произведениях которого «народная смеховая культура собрана, сконцентрирована и художественно осознана».11 Благодаря трудам Рабле, являющимся «энциклопедией народной культуры», возможно проникновение суть смеховой жизни средневековья.

В жизни средневекового человека празднества карнавального типа играют значительную роль. Смеховые гулянья той эпохи помимо карнавалов включали в себя ярмарки с участием шутов, великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей; «праздники дураков», «праздник осла», «шаривари»; «рождественский смех», «пасхальный смех»; сценические постановки мистерий, фарсов и соти; городские сельскохозяйственные праздники, заканчивающиеся пирушкой и выбором эфемерных королей и королев и т.д. Временной период проведения празднеств карнавального типа насчитывал до трех месяцев в году. Столь длительное ощущение праздника оказало весомое влияние на мировосприятие людей той эпохи.

С древнейших времен «ритуальным смехом» сопровождались аграрные обряды и обычаи. «Некогда смеху приписывалась способность не только повышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и жизни растительной природы». Смеховые действа всегда были связаны с переломными моментами природной, человеческой и общественной жизнедеятельности. Смена времен года, чередование аграрных циклов, моменты смерти и рождения имели существенное значение в жизни древних людей. Народная мечта человеческого счастья, удачи, изобилия, плодородия и бессмертия появилась давным-давно. Древнейшие празд нества (преимущественно земледельческого типа) несли в себе радость, ли кование, смех и надежду на благополучное будущее. Социальное расслоение, усиление власти государства делает недопустимым существование смеха на равне с формами официальной культуры; постепенно народная культура приобретает статус неформальной, ограничивается в свободе своего выра жения.

Эпоха средневековья приняла жесткую систему иерархического социального порядка, государственных законов, религиозных запретов. Официальная культура утверждала незыблемую и вечную правду о мире, Боге и человеке. Следовательно, характер государственного праздника был торжественно серьезным. Смеховое начало как основной элемент человеческой праздничности отсутствовало в официальной культуре. Однако смех являлся неистребимой основой любого народного праздника с древнейших времен. Частичная легализация во времени и пространстве смеховых образов и форм стала для официальной культуры неизбежна.

Бахтин называет несколько возможных причин терпимого и снисходительного отношения к смеховой культуре, сложившихся в ранние века сред невековья:

  • 1. Слабое устройство официальной культуры, вплоть до IX века;
  • 2. Быстро развивающийся феодальный строй являлся относительно

народным;

  • 3. Существование традиций римских сатурналий и других народных праздников; 4.. Народная культура всегда являлась сильным образованием, с кото рым приходилось считаться;
  • 5. Языческие смеховые обряды были преобразованы церковью в хри стианские праздники.

Средневековая культура содержала в себе аспект двойственности мировосприятия, основывавшийся на официальном или смеховом начале. «Это-особого рода двумирность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура Возрождения не могут быть правильно понятыми. Игнорирование или недооценка смеющегося народного средневековья искажает картину и всего последующего исторического развития европейской культуры».13 Народная культура, основанная на начале смеха, создает другой І мир, вторую жизнь, противостоящую церковно-государственной системе. «Смеялась «вторая природа» человека», смеялся материально- телесный низ, не находивший себе выражения в официальном мировоззрении и культе».14 Чувственно- телесной природе человека присущи материально-телесные желания, потребность в мясной еде и крепком питье. В то время как христианское вероучение призывало человека к целомудрию, воздержанию и соблюдению постов. Смех и серьезность - два аспекта целостной структуры сознания средневекового человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.)