Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия фольклор, фольклористика, фольклоризм. Известные российские фольклористы, их основные труды.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Народное творчество представляет собой целый спектр самых разных художественных произведений народа. Среди всего разнообразия народного творчества особое значение для современной культуры имеет фольклор как часть культурного наследия этноса. Фольклор несет в себе следы ушедших эпох и хранит менталитет, он является своеобразной культурной памятью народа. Несмотря на его многослойный и неординарный характер, все же фольклор обладает определенными особенностями. Фольклор – это устное народное творчество. Происхождение слова «фольклор» (от английского «folk» — народ) уходит своими корнями к слову «народ». Именно поэтому иногда фольклором называют совокупность всех произведений художественной деятельности того или иного народа. Несмотря на это, все же большинство исследователей народной культуры полагают, что к фольклору относится тот пласт народной культуры, который передается из уст в уста, то есть может существовать лишь в устной форме. Примеры фольклора – народные потешки, сказки, былины, загадки, предания, легенды, частушки, танцы, театральные постановки и многое другое. Фольклор, то есть устные тексты народной культуры, формировался на протяжении длительного времени и постепенно передавались от одного поколения к другому. Иными словами, фольклор имеет традиционный характер. Богатство жанров фольклора во многом объясняется тем, что фольклорные тексты варьируются по манере, способам, вариантам исполнения. Для фольклора существенное значение имеет интонация голоса, наличие определенных слов, особенность напева, ритм и громкость инструментальной игры, вариации коллективного исполнения фольклорного произведения. Художественное произведение фольклора приобретает особую ценность при сохранении условий его воспроизведения. Например, исполнение народной песни нередко сопровождается определенными движениями, игрой на конкретных музыкальных инструментах (балалайка, гармонь и пр.), наличием атрибутов (платок, сарафан, кокошник, пояс и пр.), а также требует нужной интонации. В фольклоре сегодня мы можем увидеть часть традиционной культуры народа. Фольклор показывает — что народ в далеком прошлом почитал и ценил, а что считал неправильным. И это благодаря тому, что фольклор все же дошел до нас в виде сказок, песен, танцев, поговорок. Прикасаясь сегодня ко всему этому, мы имеем возможность услышать голос поколений, лучше понять самих себя, воспринимать народную эстетику через музыку и движения, а народную мудрость — через слово. Между тем, большое количество самобытных тестов устной культуры народа бесследно исчезли. Именно поэтому современники бережно относятся к сохранившимся фольклорным традициям и нередко предпринимают попытки восстановить утерянные тексты народной культуры. Фольклор богат формами, проявлениями, образами и сюжетами, он как бы рассказывает нам о жизни наших предков, об их нравах и обычаях. Следует отметить, что фольклор сегодня представляет собой не только художественную ценность и уникальный формат народной эстетики, но и педагогическую ценность. Особенно важным в современных условиях является тот факт, что фольклор обладает нравственно-воспитательным потенциалом, в том числе и для детей. Именно поэтому в воспитании детей педагоги и родители все чаще обращаются к народным сказкам, танцам, потешкам, загадкам и многим другим фольклорным текстам как к источнику освоения мира. Все многообразие фольклора можно упорядочить, если разделить фольклорные тексты на три основных вида:
Фольклори́зм (англ. folklorismus) — использование фольклора в искусстве (театре, публицистике, поэзии и т. д.), а также осмысление, адаптация и изменение фольклора в иных географических и/или временных условиях, чем те, в которых создавалось то или иное произведение устного народного творчества[1]. Кроме того, фольклоризм предусматривает использование широкого круга инструментов для модификации исходных фольклорных произведений, а также дает возможность для отражения традиционного фольклора в современной культуре. Не следует отождествлять с фейклором — недостоверной, искусственной формой фольклора, создаваемой в политических целях. Термин был предложен французским ученым по истории фольклора П. Себийо во второй половине XIX века. Ученый занимался исследованиями роли фольклора в жизни общества, а также его использования в культуре и искусстве. В XIX веке исследования, связанные с фольклоризмами, были единичными и прежде всего затрагивали проблемы взаимопроникновения «высокого» и «низкого» (народного) искусства[1]. Этой точки зрения придерживался, в частности, В. Г. Белинский, который писал: «Хотя художественная русская литература развилась не из народной поэзии, однако первая, при Пушкине, встретилась с последнею, и вопрос о народной русской поэзии и теперь принадлежит к числу самых интересных вопросов современной русской литературы, потому что он сливается с вопросом о народности в поэзии»[2]. Ещё одним сторонником этой позиции стал М. И. Глинка, которого неоднократно цитировал А. Н. Серов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»[3]. Также исследователей того периода интересовало использование фольклора в части источниковедения, и в трудах рассматривалась история конкретного произведения. В связи с развитием массовой культуры и появившейся необходимостью в построении национальной мифологии (в частности, в США и СССР) с начала XX века тематика использования фольклора стала особенно популярной. Одним из наиболее ярких примеров являются мультфильмы Disney. В частности, при создании мультфильма «Моана» активно использовались персонажи и сюжеты полинезийского фольклора. Тогда понимание фольклоризма сменилось на заимствование фольклорных текстов, сюжетов, образов и элементов стиля. Об этом свидетельствуют работы М. К. Азадовского, Н. П. Андреева, Н. К. Пиксанова. Важным фактором, приведшим к росту интереса к этой тематике, стало влияние государственной идеологии, в которой отношение деятелей искусства к народному творчеству была одним из критериев приверженности революционно-демократическим тенденциям в литературе и искусстве. В 1960—1970-е годы В. Е. Гусев предложил типологию фольклоризмов, которая может быть применена к современному исполнительскому творчеству:
Фольклоризм включает в себя комплекс структурных элементов, которые отражают его сущность. К ним относится трансляция, адаптация и авторская интерпретация:[5].
Фольклоризм обычно связывается с понятием народности. Эти понятия обладают взаимосвязью, но считать их тождественными нельзя, так как они имеют разную основу и обладают различным инструментарием. Народность, отношение к народу, представляет собой эстетическую категорию содержательного порядка, которая не обладает идеологией и не имеет к ней никакого отношения. Так, народное произведение чаще всего отсылает к источнику в фольклоре, но может и не включать прямых фольклорных заимствований. В свою очередь фольклоризм обязательно предполагает обращение к фольклору, так как он предусматривает работу с ним и его интерпретацию. В связи с этим критерий фольклорности выступает важнейшим показателем фольклоризма[7]. Связь фольклоризма с народным творчеством может быть как явной, так и косвенной. К примеру, наиболее явно такая связь прослеживается в языковой системе, а наиболее абстрактно и косвенно — на концептуальном уровне, уровне смыслов, сюжетов, идей, структуры. Во втором случае возможно говорить о наличии фольклоризмов в творчестве Н. Я. Мясковского или Д. Д. Шостакович, которые не ссылались на фольклор напрямую. При этом фольклоризм может не «выводить на уровень народности». В таких случаях концепции и парадигмы современного произведения и его первоисточника не совпадают или даже вступают в противоречие. Это происходит, например, при пародировании или стилизации, когда события, образные планы и концепции разобщаются. Фольклори́стика — наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества Возникновение системного интереса к народному творчеству было связано с любителями — собирателями народного фольклора. На протяжении XVIII века в Западной Европе этот интерес нарастал, а зарождение романтического направления в философии науки и искусстве в начале XIX века, стало движителем оформления целого научного направления — фольклористики. В России данный процесс имел место несколько позже, чем в Европе — в первые десятилетия XIX века. Среди собирателей фольклорных сюжетов для использования их в литературных целях можно назвать таких известных писателей как Василий Жуковский, Александр Пушкин, Николай Гоголь. В Карелии собирал руны Калевалы Элиас Лённрот. Первым, зародившимся из увлечения народным творчеством направлением молодой науки была так называемая мифологическая школа. Её представители, в том числе известнейшие Вильгельм и Якоб Гримм (особенно Якоб), пытались вскрыть в народном творчестве древнейший пласт мифологических представлений, при этом зачастую используя методы, аналогичные применяемым в сравнительном языкознании. К середине XIX века взгляды Гримма были развиты немецкими учёными Куном, Шварцем, Маннгардтом, английским учёным Максом Мюллером, французским — Пикте и русскими учёными Фёдором Буслаевым, Александром Афанасьевым и Орестом Миллером. В 1859 году немецкий учёный Т. Бенфей высказал идею о культурных заимствованиях в фольклоре, которая сменила представление о восхождению сходных сюжетов к единым источникам. Его теория стала главенствующей в фольклористике, фактически, до конца XX века. В России миграцию сюжетов изучали тот же Буслаев и Всеволод Миллер, Александр Веселовский и многие другие. Созданная на основе воззрений Эдуарда Тайлора «антропологическая теория» была популярна на Западе, но не нашла большого сочувствия у русских фольклористов. В России, в конце XIX века, зарождаются два оригинальных направления — теория академика Веселовского, и так называемая историческая школа, основанная, в основном, на трудах отошедшего от теории заимствования академика Миллера. Историческая школа нашла много сторонников, в духе её воззрений писали свои работы учёные-фольклористы Алексей Марков, С. К. Шамбинаго, братья Борис и Юрий Соколовы. Сутью данного направления был поиск исторических основ фольклорных произведений, попытка поиска исторических событий, ставших толчком к созданию того или иного сюжета[4]. В Финляндии развивалась так называемая финская школа или географо-исторический метод, основателем которой был Юлиус Крон, а продолжателями — его сын К. Крон и А. Аарне. Основными идеями финской школы было внимание к географической привязке произведений народного творчества, а также составление указателей сюжетов сказок и рун. Большой вклад в сказковеденье внесла книга Аарне «Указатель сказочных типов» («Verzeichnic der Marchentypen»). Финская школа оказала влияние и на российскую, и на европейскую фольклористику[5]. Также во второй половине XIX — первой трети XX веков существовала т. н. русская школа, характеризовавшаяся вниманием к личности исполнителя устного народного творчества. Её приверженцы выискивали наиболее выдающихся сказителей, издавали произведения фольклора, группируя их по исполнителям и т. п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.008 с.) |