Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вероучение и культ в индуизмеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На смену брахманизму приходит индуизм, который является более оптимистичным по своему характеру, ибо на первом месте здесь стоит не принцип чистоты крови и покорность карме, а стремление к духовному совершенствованию и блаженству различными путями. Индуизм сохранил учение о сансаре, карме и реинкарнации, разделение на варны, но снял с них социальный оттенок. Карма и варна в индуизме рассматриваются как продукты исключительно духовного развития человека. Сохранилось в индуизме и понятие о Брахмане, однако на смену учению о Едином приходит учение о воплощении этого Единого в трех ипостасях – Тримурти. Этими тремя ликами (видами) Брахмана являются бог Брахма – Творец мира, символизирующий функцию созидания Брахмана; Вишну – бог хранитель, символизирующий функцию сохранения всего сущего, и Шива – бог-разрушитель и восстановитель мира, символизирующий функцию разрушения и восстановления. Тримурти рассматривается как ведущий принцип развития Вселенной, т.к. все во Вселенной имеет свое начало, развитие и конец. Что появляется, то исчезает, что рождается, то умирает. Бога Вишну мы встречаем еще в ведической религии как одного из богов неба. В индуизме особое место занимают его перевоплощения – аватары, телесное воплощение Бога на земле. В разных индуистских текстах приводится разное число аватар: 10, 22, 24, иногда их количество доходит до бесконечности. В Х–XI вв. устанавливается каноническое число аватар – 10. Первые четыре аватары Вишну принадлежали животному миру – это рыба, черепаха, вепрь, получеловек-полулев. Пятая аватара – карлик Ваман, шестая – Парашурама (Рама с топором), седьмая – Рама, восьмая – Кришна, девятая – Будда. Десятая – Калки (Всадник на Белом Коне) – относится к будущему. Его приход только ожидается. Это случится в конце нашей мрачной эры, когда возобладают негодяи и в сердцах людей угнездится безверие. Тогда и явится Вишну в образе царя на белом коне и на Земле установится золотой век. Каждая из аватар выполняет функцию спасения людей от зла и насилия. Наиболее почитаемая аватара Вишну – Кришна, который победил злого царя Канса и других злых царей и демонов Индии. Часто Кришну изображают богом-младенцем. Культ Кришны-младенца находит особенно сильный отклик в сердцах индийских женщин. Культ Кришны в Индии приобрел самостоятельное значение. Семантика его имени (черный) свидетельствует о том, что Кришна по своему происхождению неарийское божество. Его жизнь и деяния описаны в эпической поэме индийского народа «Махабхарате». Шива – необычайно яркий, своеобразный и противоречивый бог. Его имя иногда возводят к древнему дравидскому корню «сива» – «красный», «краснота». Самая яркая черта Шивы – двойственность. От мистического созерцания Шиве ничего не стоит перейти к неистовому танцу. Одно из его имен Натараджа («Владыка танца»). Шива часто изображается танцующим с четырьмя руками и развевающимися в ритме танца волосами. Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, является оргаистический танец. Один из самых знаменитых его танцев – тандава. В начале каждого мирового периода (кальпы) Шива исполняет свой танец, пробуждая мир к жизни и устанавливая ритм Вселенной. В конце мирового периода он уничтожает мир танцем разрушения. Шива – бог-разрушитель, бог смерти и времени, которое все разрушает. В центре лба у него третий глаз, позволяющий увидеть то, что обычно скрыто. Это символ высшей мудрости и проницательности. Но во гневе Шива может взглядом третьего глаза превратить все в пепел. Иногда Шиву изображают в виде аскета в набедренной повязке и с чашей для сбора подаяний. Он считается покровителем аскетов, которые стремились к разрушению в себе животной природы и пробуждению божественной. Но Шива не только бог-разрушитель, он является и богом-созидателем. Созидательные аспекты бога Шивы воплощены в его основном символе – лингаме (фаллосе). Изображение лингама, в виде каменного столба, находящегося на каменном, либо металлическом диске, «блюде», символизирующем женское начало (йони), распространены по всей Индии и являются объектом культа Шивы. Другим символом Шивы является бык Нанди, на котором ездит Шива. Бык Нанди символизирует животворную силу и энергию Шивы. Брахма, Шива и Вишну нередко изображались вместе, их тела словно вырастали одно из другого. Но если в ведической религии главным и единственным был тот бог, к которому древний индиец обращался в данный момент в ритуале, то в индуизме положение стало иным: выделялся «главный» бог, которого индуист почитал всю жизнь. Если в ведической мифологии три сферы мироздания и все предметы и явления видимого мира распределялись между тремя группами богов, то в индуизме каждый из великих богов отвечал за всю Вселенную, либо сотворяя, либо сохраняя, либо разрушая ее. Помимо Брахмы Шивы и Вишну в индуизме поклоняются и другим богам, занимающим второстепенное место. Это сыновья Шивы и Парвати – Сканда и Ганеша (добродушный толстяк с головой слона), Хануман – обезьяний царь – слуга Рамы (аватара Вишну), Кама – бог любви, Сурья – бог Солнца, Сома – бог Луны, Гаруда – царь птиц. Многие ведийские божества стали в индуизме хранителями и стражами сторон света – локапалами. Восточную сторону охраняет Индра, западную – Варуна, южную (страну мертвых) – древний царь смерти Яма, северную – Кубера – бог богатства. Агни стал властвовать на юго-востоке, Сурья – хозяин юго-запада, Сома – на северо-востоке, Ваю – на северо-западе. Наряду с почитанием богов в Индии широко распространен культ животных. Животные рассматриваются как ипостась божества, например, «животные» аватары Вишну, бык Нанди, слоноголовый Ганешу. Особо почитается корова. Убийство коровы ужасает индуистов больше, чем убийство человека, и приравнивается к убийству брахмана. Кроме коровы ореолом святости окружены обезьяны и змеи, особенно кобры. Широко распространен также культ деревьев и растений. Дерево ашваттха считается символом Мирового Дерева в индуистской мифологии; цветок лотос – эмблема солнца и космической силы, несущей жизнь и процветание. В древности лотос соотносился с Богиней-Матерью и символизировал плодородие. Неотъемлемой частью индуизма является почитание священных рек (Ганга, Инда и Сарасвати). Особо почитаемое место – берег реки Ганга в Бенаресе. Индуисты верят, что воды Ганга очищают от прошлых прегрешений, исцеляют от болезней, дают вечное блаженство душе умершего, касаясь его останков. Поэтому миллионы индуистов совершают сюда паломничество и мечтают, чтобы пепел их останков после смерти был брошен в священные воды. В индуизме имеет также место культ камней и гор. Ведь в камне может обитать душа умершего. Поэтому к камням относятся как к живым людям, более того, считают, что они могут вызвать бури, дожди и др. стихийные бедствия. Горы, холмы, вершины – обители богов, и потому их признают священными. Особенно чтимы в Индии Гималаи. В них царит Химават – отец богини Ганги и Парвати, жены Шивы. Имя Парвати переводится «Горянка». По индийским верованиям, где-то в Гималаях находится гора Меру – центр Земли и Вселенной. Все эти культы уходят корнями еще в седую древность, в доведийский, хараппский период (ІІІ – ІІ тыс. до н.э.). Одним из главных символов индуизма является свастика (от санскритских слов «су» – благой и «асти» – быть) – знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми под прямым углом по часовой стрелке (правосторонняя) или против нее (левосторонняя). Правосторонняя расценивается как благопожелательная, левосторонняя как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а значит, жизни и блага. С ведийских времен этот знак считается эмблемой Вишну – солнечного бога. Праздники. В Индии ежегодно отмечаются сотни религиозных праздников. Важнейшими из них являются: Дашара,посвященный богине Дэви, Шиваратри – посвященный Шиве, Рама-Навами – в честь дня рождения седьмого воплощения Вишну – царевича Рамы, Джанмаштами – в честь дня рождения восьмого воплощения Вишну – Кришны, Ганеша-Чатуртхи – в честь дня рождения Ганеши – бога мудрости и изобилия. Самыми красочными являются Холи – праздник весны и расцветающей природы и Дивали – праздник огней в честь коронации Рамы. Священные книги. К священным текстам индуизма относятся, прежде всего Веды, Брахманы и Упанишады. Веды образуют ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет, примерно с XVI–XV по VI–V вв. до н.э. С самого начала они были доступны лишь прошедшим обряд посвящения. До сих пор Веды считаются достоянием исключительно брахманов, которые на протяжении столетий хранили их неизменными в устной передаче, хотя давно существует письменность. К каждой веде-самхите примыкают Брахманы, содержащие комментарии жрецов-брахманов к ведийским ритуалам. Заключительную часть Брахман составляют Араньяки – тексты, адресованные лесным отшельникам. Они являются как бы переходной ступенью от Брахман к Упанишадам – текстам этического, философского и ритуального характера. Упанишады завершили ведийскую традицию. Они так и называются – веданта, что переводится как «конец вед». В свод священной литературы входят также эпические поэмы «Махабхарата», состоящая из 18 книг, и «Рамаяна», пураны, многочисленные гимны и религиозные стихи, трактаты по вопросам религии и философии индуизма. Самой популярной и священной книгой вишнуитов является философская поэма из «Махабхараты», называемая «Бхагавадгита» («Песнь Господня») или просто «Гита». Ее нередко считают философской основой индуизма вообще. Дополнением к «Махабхарате» является 19-я книга – «Хариванша» («Род Хари», т.е. Вишну), подробно излагающая легенды о Кришне, его жизни и деяниях. «Махабхарата» и «Рамаяна» трактовались в духе бхакти – искренней любви к Богу. Особую разновидность священных текстов представляют пураны – древние предания, своды мифов, легенд и религиозных наставлений. В них запечатлены картины творения и гибели мира, родословные богов и риши, а также важных царских династий. Космогония. Священные индуистские тексты по-разному рассказывают о начале и конце мира, о продолжительности его существования. Самая распространенная версия утверждает, что вначале не было ничего, кроме тьмы и первозданного хаоса. Из хаоса возникли воды. Воды породили огонь. Великая сила тепла породила Золотое Яйцо. Яйцо плавало в водах безбрежного и бездонного океана год. Через год из яйца возник прародитель Брахма. Он разбил яйцо, и оно распалось надвое. Верхняя половинка его стала небом, а нижняя – землей. Между ними поместил Брахма воздушное пространство. И утвердил он сушу среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Потом Брахма сотворил живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. После этого он создал богов, вечную жертву, три веды, планеты, реки, моря горы, людей и, кроме того, речь, радость, страсть и гнев. Постепенно появились звери, птицы, насекомые, демоны, растения и все остальное, что есть на земле. Жизнь Вселенной – это непрерывная цепь возникающих и вновь распадающихся миров. Подобно тому, как человек ночью спит, а днем бодрствует, в жизни Вселенной чередуются периоды покоя и деятельности. Период деятельности – «день Брахмы» – кальпа (4 320 млн. земных лет). Когда Брахма пробуждается, им создаются три мира – небесный, человеческий и демонический, а когда засыпает, они превращаются в хаос. Все существа, которые не достигли освобождения, будут осуждены и должны приготовиться к перерождению в соответствии со своими заслугами, когда Брахма пробудится «на следующий день». Кальпа разделена на 1000 Великих Веков (Махаюги), каждый из которых в свою очередь включает четыре периода: Крита, Трета, Двапара и Кали. Они имеют неравную продолжительность и соотносятся между собой как 4:3:2:1. Критаюга (золотой век) длится 1 728 000 земных лет. На протяжении критаюги Дхарма, бог справедливости и долга и одновременно мировой закон, «передвигается на четырех ногах»: правдивости, почитании, сострадании и приветливом обращении. В это время люди ведут праведный образ жизни, здоровы и благополучны; все поклоняются одному светлому Богу. Третаюга длится 1 296 000 земных лет. Это менее счастливое время, в нем праведность убывает на одну четверть и Дхарма «ходит на трех ногах». В целом люди соблюдают долг, хотя порой в их действиях уже присутствуют корыстные побуждения, это порождает распри и ссоры. Дхарма, которому поклоняются, – красного цвета. Двапараюга длится 864 000 земных лет. Добродетель в людях умаляется на половину; Дхарма продолжает терять устойчивость и стоит уже только «на двух ногах». Повсюду воцаряются обман и ссоры. Но многие еще идут по жизни праведным путем. Главное божество – желтого цвета. Калиюга длится 432 000 земных лет – это век всеобщего распада и омрачения. Дхарма уже едва удерживается «на одной ноге». В мире сохраняется лишь одна четверть прежней добродетели. Большинство людей – шудры или рабы. Они лживы, погрязли в спорах, утратили достоинство и, конечно, несчастны. Они ценят то, что не стоит ценить, едят беспорядочно и непотребно, живут в городах, населенных ворами, проходимцами и убийцами. Недостойные правители безжалостно угнетают подданных, природные катастрофы следуют одна за другой, чередуясь засухами и разорительными войнами. Люди будут страдать, пока не придет божественный Калки – Разрушитель. Направления индуизма Постепенно бог Брахма отступил на второй план и существовал лишь в «сокрытом виде» в учении о сансаре, карме, реинкарнации; на первый план выступили боги Шива и Вишну. К V–VII вв. в индуизме окончательно сформировались два основных направления – вишнуизм (культ Вишну) и шиваизм (культ Шивы). В недрах шиваизма сложился тантризм, в котором имеет место строгая эзотеричность (связь с Космосом) обрядов, связь с йогой, культ полового (женского, реже – мужского) энергетического начала. Происхождение тантризма связано с культом Великой Богини-Матери. Формы религии, сходные с индийским тантризмом, существовали почти у всех народов древности: это культ Астарты в Ассирии и Палестине, Исиды – в Египте, Афродиты – в Греции, Венеры – в Риме, Кибелы – в малой Азии, Иштар – в Месопотамии, Аматэрасу – в Японии, Шакти – в Индии, Лады – у древних славян. Слово «тантра» имеет несколько значений: «тайное знание», «магия», «практика», «учение», «спасение посредством тела», но священные тексты – Тантры дают иную трактовку этого термина, как учение, которое раскрывает знание об истиной сути всего – таттве. Священные для тантристов писания, излагающие различные мистические знания, также называются Тантрами. В них в форме диалогов Отца мира Шивы и Матери мира Шакти (Дэви) раскрываются, по мнению тантристов, «все тайны бытия, пути обретения всего желаемого и конечного освобождения». Для тантристов их оккультные познания и навыки являются не самоцелью, а средством для обретения сверхчеловеческих способностей не ради власти над людьми и силами природы, а для духовного самосовершенствования: достижения сначала состояния богоподобия, а затем и полного соединения с Шивой и Шакти в состоянии маханирваны – « великого освобождения». Цель человеческого существования для тантристов заключается в полном раскрытии заложенного в душе каждого живого существа (а не только человека) состояния шиватвы – «божественной природы Шивы». Шива тантр и индуистский Шива сильно отличаются. В тантризме Шива идентифицируется с высшим Абсолютом - Ануттарой (аналогичным понятию Брахмана в брахманическом индуизме) и олицетворяет собой чистое Космическое Сознание, в глубинах которого скрыта его таинственная сила – Шакти. Шива обладает всевозможными совершенствами и почитается не только как непостижимый и недосягаемый Абсолют, но и как личностный Бог, Бхагаван (дословно – «обладатель [всех] качеств») Рудра, как Махашактиман (Исполненный великой мощи). Всем своим божественным могуществом Шива обязан великой Шакти. Без нее Шива бездеятелен «как труп» (шава). В индуистской иконографии вообще, и в тантрической в частности, весьма популярен образ Шакти (в образе Богини-Матери – Кали), стоящей на лежащем Шиве. Поэтому на практике больше почитается именно Шакти как творчески-динамический аспект Бога. Понятие «шакти» (от санскр. «шак» – обладать силой, быть способным) в тантризме является центральным и многозначным. Оно переводится как «энергия», «сила», «мощь», «женское начало», «духовная сила» (передающаяся через учителей-гуру или обретенная с помощью духовной практики, «духовного делания», психотехники, йоги). Обретение шиватвы через постижение Шакти осуществляется посредством тантрической йоги, кундалини-йоги. Йога. Йога в широком смысле слова означает психотехнику, т.е. тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний, рассматриваемых как «освобождение» (мокша, мукти, нирвана и т.п.). Слово «йога» означает «связь», «соединение» и родственно русскому слову «иго» и английскому yoke. Но не совсем верно интерпретировать эту связь только как связь человеческого духа с Абсолютом. Корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает, прежде всего, «запрягать коня», поэтому «йога» – это, скорее, связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на едином объекте созерцания. В узком смысле это слово употребляется для обозначения одной из даршан (религиозно-философских систем) ортодоксальной индуистской (брахманской) философии. Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги»). Йога Патанджали основывается на философии санкхьи, имеющей два направления – эпическая и классическая санкхья. Эпическая санкхья называется так постольку, поскольку ее изложение дается в «Махабхарате» («Бхагавадгита», «Анугита», «Мокшадхарма» и др.). Создателем классической санкхьи считается древний мудрец Капила, создавший «Санкхья сутры». Главным отличием между эпической и классической санкхьей является их отношение к проблеме Бога. Если эпическая санкхья считает Бога единственным источником как индивидуальных созданий (пуруша), так и материи (пракрити), которая выступает также в качестве творческой, созидательной силы (йогамайя) Бога, то классическая санкхья является атеистической, отрицает существование Бога и считает сознание и материю онтологически равноценными, первичными и независимыми друг от друга субстанциями. Освобождение понимается в классической санкхье не как единение с Богом, а как разъединение духа и материи, их разотождествление. Йога занимает промежуточное место между эпической и классической санкхьей. Она признает все положения последней, но равно признает и Бога (Ишвара), понимаемого как вечно (изначально) освобожденное сознание, наделенное всемогуществом и всеведением. Патанджали определяет йогу как «прекращение деятельности сознания», преодоление клеш (аффектов) – ложных наполнителей и загрязнителей сознания, вызывающих созревание кармы (неведение, эгоизм, влечение, враждебность и самосущая жажда жизни; в буддизме клеши: неведение, страсть, гнев, гордость, зависть). Йога Патанджали называется восьмеричной, поскольку реализация ее цели предполагает происхождение восьми последовательных этапов совершенствования: 1) самоконтроль (яма) – воздержание от насилия, лжи, от причинения вреда всему живому, от вражды и ненависти, от стяжательства, суесловий, порочных связей с недостойными людьми, неприятие даров. При этом ненасилие (ахимса) считается корнем всех остальных добродетелей; 2) соблюдение предписаний (нияма) предполагает соблюдение ритуальной, физической и нравственной чистоты, удовлетворенность имеющимся, подвижничество (терпеливое перенесение холода и зноя, голода и жажды, неподвижного стояния и сидения, обет молчания и другие формы аскезы); самообучение – чтение Священных Книг, постоянное размышление о Божественном; 3) овладение правильными позами для сосредоточения (асанами); 4) управление дыханием (пранаяма); 5) отвлечение органов чувств от их объектов (пратьяхара); 6) удержание внимания и сосредоточение сознания, концентрация внимания на объекте (дхарана); 7) созерцание (дхьяна); 8)высшее сосредоточение и переход в полностью невозмутимое состояние (самадхи). В результате дух (пуруша) отделяется от материи (пракрити), происходит освобождение (мокша) как разотождествление пуруши и пракрити, и дух обретает способность к интуитивному проникновению в истину. В средние века на основе двух ступеней классической йоги (асана и пранаяма) в Индии возникает особый вид йогической практики – хатха- йога» (насильственная йога или йога с усилиями). Хатха-йога заимствовала тантрическую теорию чакр (чакра – «колесо») – энергетических центров человека. Пранаяма здесь используется для активизации чакр и трансформации сознания. В настоящее время в Индии и на Западе хатха-йога используется с терапевтическими целями для лечения болезней и в качестве спортивной гимнастики, что приводит к профанации, коммерциализации и деградации хатха-йоги. Как отмечалось выше, йога играет важную роль в тантризме. Это так называемая кундалини-йога. Согласно тантризму, человек подобен микрокосму, поэтому в нем присутствует Шива, Божественное «Я» и Шакти, творческая энергия Шивы. Вечный дух Шивы, Атман локализуется в голове, точнее в макушечной части черепа (седьмая чакра – сахасрара – «тысячелепестковый лотос»), а шакти «спит» в основании позвоночника человека и подобна змее свернутой в спираль трех с половиной колец (первая чакра – муладхара, или кундалини). В сансарическом существовании человек находится во власти иллюзии и неведения (авидья) и Шива с Шакти разъеденены. В процессе психотехнической практики йогин активизирует все семь чакр, переводит их из пассивного состояния в активное, пробуждает кундалини и заставляет ее двигаться в тысячелепестковый лотос, локализацию Атмана-Шивы. По мере прохождения кундалини через чакры они активизируются, йогин приобретает различные паранормальные способности и переживает блаженство различных степеней. Особую роль в практике кундалини-йоги играют мантры – звуки и сочетания звуков, не имеющие в языке никакого значения, но оказывающие своими вибрациями сильнейшее воздействие на чакры и раскрывающие их. Каждая чакра имеет свою «семенную мантру», так сахасрара имеет мантру Аум (Ом). Подъем кундалини в лотос головного мозга означает воссоединение на микрокосмическом уровне Шивы и Шакти, что кладет конец неведению (авидья ) и реализуется освобождение (мокша), называемое в тантрах также маханирвана (великая нирвана). Тантрическая йога использует и многие другие методы практики: созерцание (дхьяна), дыхательные упражнения (пранаяма) и др. Одним из методов является «сексуальная йога», предполагающая отождествление партнеров с Шивой и Шакти и сопровождаемая пением мантр, визуализацией чакр и т.п. Однако, хотя в обыденном сознании широкой публики слово «тантра» ассоциируется почти исключительно с сексом, сексуальная практика отнюдь не была главным и даже общепризнанным методом этой йоги, хотя роль сексуальной энергии (либид о), сконцентрированной в кундалини, огромна в данном типе психотехники. В связи с этим также нельзя не упомянуть эротические мотивы в храмовой скульптуре Индии, в частности, в храме Кхаджурахо. Одной из точек зрения на причины изображения сцен секса в храмах является приписывание ведущей роли сексу в тантризме. Однако эротические сцены в храмах далеко не всегда выражают духовное блаженство, характерное для тантризма, достаточно часто встречаются изображения страстного совокупления, группового секса и даже связи с животными. По мнению ученых, эти сцены связаны с культом плодородия, в котором любовное соитие совершается, как правило, на глазах божества; в этом случае сексуальные сцены Кхаджурахо и других храмов представляют специфическую форму жертвоприношения. Если в христианстве существует убеждение, что секс несет на себе отпечаток первородного греха, то для индуистов соединение двух извечных начал (мужского и женского) – это богослужение. В Индии полагали, что секс необходим для духовного освобождения, как мужчины, так и женщины, и является проявлением служения Богу. Таким образом, индуизм сложен, трудноопределяем, многогранен. В Индии он сосуществует, сталкивается, переплетается с другими религиями. У него нет стройной системы вероучения, единого символа веры и единых догматов. Ему не знакомо понятие ереси, религиозного раскола. Отсутствуют в нем и церковная организация, и общепризнанный глава или собор для решения религиозных вопросов. Основным признаком принадлежности к индуизму является признание авторитета Вед и основанного на нем брахманического порядка. Такие общие установки, как признание кармы, сансары и необходимости освобождения от них позволяют индуистам отделять себя от верующих других религий. Индуизм сохраняет множество способов почитания богов наряду с верой в одного Бога, не возвышая и не умаляя одного в противовес другому. Индуизм не знает понятия религиозного отвержения, как не допускает и возможности обращения в свою веру представителей других религий. Индуистом считается лишь индиец, т.е. человек, имеющий, по крайней мере, одного родителя индийца. ДАОСИЗМ Даосизм является национальной китайской религией. Он возник в VI–V вв. до н.э. в качестве философского учения, основателем которого считается мудрец Лао-цзы, изложивший свое учение в книге «Дао дэ цзин» («Канон Пути и Благодати»). О Лао-цзы нет достоверных сведений. Само его имя переводится как «Престарелый Мудрец» или «Престарелый Младенец». В одной из легенд говорится, что он пробыл в утробе своей матери 81 год и родился мудрым старцем, за что и получил свое прозвище. Во II в. учение Лао-цзы переродилось в религию. Понятие «Дао» («Путь»), сформулированное древнекитайским мыслителем Лао-цзы, первоначально трактовалось как Первопричина мира – «Мать всех вещей». Затем его стали трактовать как Первоначало, а также Путь и Закон, определяющий развитие природы и человека. Образ Дао символизирует, прежде всего, женское, материнское начало. «Ложбинный дух бессмертен. Называют Сокровенной Самкою его… О вещь – хаос завершившая! Прежде Неба и Земли рожденная!.. Тебя я Матерью Поднебесной почитаю», – говорится в «Дао дэ цзин» (§§ 6, 25). Дао не только порождает все сущее, но и питает его своей Благой Силой (Дэ), как мать рождает и вскармливает младенца. «Дао рождает, дэ вскармливает» («Дао дэ цзин», § 51). Образ материнского лона и зародыша часто употребляется даосами для описания отношения «Дао – мир». Согласно учению даосизма, весь мир – проявление, развертывание Дао, Путь, воплощенный в сущем. Каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Однако человек может сходить с этого Пути, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности, как своего бытия, так и Вселенной. Проявляется это в приверженности к многознанию, создании усложненных социальных институтов. В «Дао дэ цзин» излагается путь возвращения к изначальной природе, естественности через «недеяние» (у вэй). Недеяние не означает бездействия или пассивности. «У вэй» – это отказ от нарушений собственной природы и природы всего сущего, отказ от несообразной с природой, основанной исключительно на эгоистическом интересе, субъективной целеполагающей деятельности, и вообще снятие всякой изолирующей субъективности, своего эгоизма во имя включения в единый поток бытия, слияния с природой и Дао. Недеяние – это не только не отказ от действий, но огромная работа над собой, конечной целью которой являются достижение гармонии человека и Космоса и бессмертие. Учение о бессмертии в даосизме – это, прежде всего, физическое бессмертие, ибо для традиционной китайской культуры была не характерна вера в бессмертие души. Дух понимался как материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это «ци» рассеивалось в природе. В даосизме верили во множество душ – животных (по) и мыслящих (хунь) (наследие шаманизма). Тело связывало эти души воедино. Смерть тела вела к разъединению и гибели душ. Поэтому с древности главная задача заключалась в продлении физической жизни, а долголетие (шоу) являлось одной из важнейших ценностей китайской культуры. Со временем возникла вера в возможность обретения бессмертия от употребления особых снадобий растительного или минерального происхождения. Однако даосизм не удовлетворился идеалом физического продления жизни. Истинный даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) в процессе движения по пути бессмертия радикально трансформировал, преображал свое тело, которое обретало способности летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже сжимать время. Радикальной трансформации подвергалось и сознание в процессе занятий даосской медитацией: бессмертный в полной мере ощущал и переживал единство (единотелесность) со всем сущим и Дао. В даосизме выделялось три типа бессмертных: 1) небесные бессмертные, восходившие на небо и становившиеся чиновниками божественной иерархии во дворцах Полярной звезды и созвездия Большой Медведицы; 2) земные – оставшиеся на земле и жившие или на священных «знаменитых горах» или в особых «пещерных небесах» (дун тянь); 3) бессмертные, «освободившиеся от трупа», т.е. святые, преобразившие свою плоть через смерть и последующее воскресение. Вера в «освобождение от трупа» восходила к архаичным ритуалам посвящений, предполагавшим переживание мистической смерти и последующего возрождения к новой жизни в процессе совершения ритуального действа. Путь к бессмертию предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники), напоминающей индийскую йогу. Она предполагала совершенствование тела и духа. Совершенствование духа заключалось в занятиях медитацией, созерцании Дао и единства мира, единении с миром и Дао. Совершенствование тела состояло в специфических гимнастических (дао инь) и дыхательных (син ци) упражнениях, сексуальной практике для поддержания энергетического баланса организма и занятия алхимией. Именно алхимия и считалась высшим путем к обретению бессмертия. Алхимия разделялась даосами на два типа: внешняя (вай дань) и внутренняя (нэй дань). Первая алхимия в собственном смысле слова. Она предполагала создание в алхимической реторте как бы действующей модели Космоса, в котором под воздействием огня вызревает эликсир бессмертия. Вторая – это комплекс психофизических упражнений, направленных на трансформацию сознания. Внутреннюю алхимию называют иногда «даосская йога». Последователи внутренней алхимии считали, что человек есть микрокосм, т.е. подобен Космосу (Вселенной, Макрокосмосу), поэтому в нем есть все, что есть в Космосе, в том числе и бессмертие. Особое внимание в даосской йоге уделялось управлению энергиями, протекающими по особым «каналам» (цзин) тела и накапливающимися в особых резервуарах – «киноварных полях» (дань тянь), напоминающих чакры индийской йоги. Управление энергиями осуществлялось путем дыхательных упражнений, концентрации сознания и визуализации. Большинство из этих упражнений популярны в Китае и сегодня под названием «ци гун» (работа с энергией ци). Внутренняя, как и внешняя алхимия даосов дала богатый материал для медицины, в частности иглотерапии, фитотерапии. Даосы создали особую систему оздоровительной гимнастики и боевых искусств (у-шу). Цель даосизма – достижение слияния с Дао, но так как Дао – женское начало, то даосы стремятся уподобиться женскому первоначалу, вплоть до женоподобности. Так, в «Лао-цзы сян эр» (комментарии к «Дао дэ цзин») говорится: «Упражняйся в недеянии и податливости, сохраняй женственное в себе и не двигайся первым», походи на «сияющую деву».[12] Даос должен культивировать женское поведение до тех пор, пока путем особых дыхательных и психофизических упражнений (психотехники) не достигнет того состояния сознания и психики, когда он осознает себя как мать (Дао) и дитя (мир) одновременно. То есть, здесь имеет место достижение трансперсонального переживания[13] единства или даже тождества великого Дао – Пути Вселенной (мать) и совершенного адепта (дитя), ведущего к трансформации сознания и психики адепта и его гармонии (единства) с Космосом. Одним из способов трансформации сознания является даосская «сексуальная йога», считающая соединение полов космическим принципом. «Если вы ныне хотите воздержаться от совокупления, то ваш дух и ци (жизненная энергия – авт.) не раскроются в полной мере, инь и ян замкнутся в себе и разъединятся», – читаем мы в даосском медицинском трактате Х в. «И синь фан».[14] Учение даосизма уходит своими корнями в первобытную магию древних китайцев, в представления о единстве мира и человека и гармонии Вселенной, где уравновешиваются противоположности инь и ян. С точки зрения древнекитайской космогонии, в начале мира существовала единая универсальная субстанция – ци (сначала мыслившаяся в виде воздушного пара или космического дыхания), наполнявшая Пустоту-Небытие. Затем ци разделилось на два начала – ян (светлое, теплое) и инь (мутное, холодное). Ян, как более легкое, взметнулось вверх и образовало небо, а инь как более тяжелое, опустилось вниз и образовало землю. Из взаимодействия инь и ян родились все вещи. Поэтому всем вещам во Вселенной свойственно двуединство. Символом даосизма является «Тай-цзы» – круг, символизирующий гармонию, разделенный на две части (рис.1). Темная часть круга называется инь и символизирует темное, Луну, печаль, пассивность, глубину, низкое, впадины, женское начало и т.д. Светлая часть круга называется ян и символизирует светлое, Солнце, радость, активность, высокое, горы, мужское начало и т.д. В светлой половине круга находится темный кружочек, а в темной – светлый кружочек. Эти кружочки символизируют переход противоположностей друг в друга, а также наличие противоположностей друг в друге. Таким образом, гармония представляет собой единство противоположностей, переходящих друг в друга. Даосизм – это религия духообщения. В разных школах порой насчитывалось до сотни духов и богов, поэтому была установлена строгая их очередность, что привело к рождению сложного культа. Во главе пантеона духов стоял верховный правитель – Тянь цзюнь (Небесный Владыка), либо Дао цзюнь (Господин Дао). Верховному владыке поклонялись значительно реже, чем более мелким божествам, считая, что он, как император, находится очень далеко и высоко и не услышит просьб простого человека. Поэтому проще и надежнее обратиться к более низкому по рангу духу, который скорее решит все проблемы, а если надо, то сам доложит Небесному Владыке. Поклонялись также «трем чистым» духам, которые первоначально представлялись как три разных божества, восседающие в чертогах Нефритовой чистоты, Высшей чистоты и Великой чистоты. Самым почитаемым из них считался «Небесный Владыка Пути и Благодати», восседающий в чертоге Великой чистоты, который ассоциировался с Лао-цзы. Позже «три чистых» утратили черты антропоморфности и стали восприниматься как воплощение мистического триединства Дао, как три начала в человеке (энергия – ци, семя – цзин и дух – шень) или три составные части макрокосмоса (Небо, земля и человек). Значительно ниже «чистых» обитают духи – гуй и шень и бессмертные небожители – сянь. Духи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.033 с.) |