История возникновения и развития иудаизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития иудаизма



Иудаизм является еврейской национальной религией. Термин «иудаизм» (на иврите «ягадут») образован от имени Иуда (Иегуда)– имени основателя одного из самых многочисленных 12 «колен Израилевых». Следует отметить, что термином «ягадут» обозначают понятия «иудаизм» и «еврейство». В широком смысле термин иудаизм часто употребляется для обозначения всей еврейской цивилизации, однако в узком смысле иудаизмом называют только еврейскую религию.

Эта религия зародилась, по библейскому преданию, во II тыс. до н.э в результате Союза (брит), заключенного Богом с праотцом еврейского народа – Авраамом из Ура Халдейского. Но как религия Закона, данного Богом еврейскому народу через пророка Моисея (Моше) на г. Синай, – в XIII в. до н.э. Если Завет с Авраамом был Союзом с одним человеком, то через Моисея Бог заключил Союз со всем еврейским народом. Таким образом, основоположником иудаизма считается патриарх Авраам, а главным пророком и законодателем – Моисей.

После заключения Союза с Богом Авраам со своей женой Саррой пришли в Ханаан по повелению Бога. От 12 сыновей внука Авраама Иакова-Израиля произошло 12 колен Израилевых, т.е. сбылось реченное Богом предсказание о многочисленном, как песок, потомстве Авраама. В период засухи и голода евреи переселились в Египет, где сначала жили хорошо, а затем стали рабами. Из рабства их и вывел Моисей, ставший пророком по желанию самого Бога.

 Именно ему был дан Богом на г. Синай зримый символ Союза евреев с Богом –  скрижали (каменные плиты) с десятью заповедями Бога, ставшие главной материальной святыней еврейского народа. Скрижали были помещены в специальный ларь – ковчег, в котором их переносили во время странствий по пустыне и в период завоеваний Ханаана. После строительства Первого Храма в Иерусалиме Ковчег Союза со скрижалями Моисея был помещен в Святая Святых Храма (особое место, обладающее высшей сакральной значимостью, вход в которое был разрешен лишь первосвященникам, после особого обряда очищения в определенное время года). После разрушения Первого Храма вавилонянами Ковчег Союза исчез.

Моисею не дано было войти в Землю Обетованную – он умер в пустыне. Преемником его стал Иисус Навин. Он повел евреев в Ханаан, которому предстояло стать Страной Израиля. Два столетия евреи жили в нем без царя, ибо, по их мнению, единственный Царь, Которому следует поклоняться – это Бог. Этот исторический период получил названия Периода Судей, где судьями были пророки, помогавшие евреям сохранить чистоту Союза в условиях сильного влияния языческой культуры народов, населявших Ханаан.

Однако в ХI в. до н.э. народ пришел к выводу, что только царь обеспечит безопасность и единство народа. Однако последний из судей – пророк Самуил – «изложил… народу права царства, и написал книгу, и положил пред Господом» (1 Цар. 10, 25). Так родилась неведомая дотоле конституционная монархия, поскольку «права царства», записанные «в книгу», – это и есть то, что сегодня называется конституцией. При этом предполагалось, ответственность царя перед Богом и народом и безусловное подчинение царя пророку, т.е. человеку, устами которого говорит Господь.

Первыми царями были Саул (Шауль), Давид и Соломон (Шломо). Их имена связаны с такими книгами, вошедшими в Священное Писание иудеев – Танах, как Псалмы (большинство которых, по преданию, написал Давид), Песнь Песней и Екклесиаст (автором этих книг предание называет Соломона). Давид сделал Иерусалим политической и религиозной столицей и перенес туда Ковчег Союза. Царь Соломон построил Первый Храм Богу в Иерусалиме, ставший центральным Храмом иудаизма, и поместил в Святая Святых Храма Ковчег Союза. Так начался Период Первого Храма.

После смерти Соломона в 928 г. до н.э. еврейское единое государство распалось на Северное – Израиль со столицей в г. Самария и Южное – Иудею с центром в г. Иерусалиме во главе с династией Давида. В Израиле жили десять колен еврейского народа, в Иудее – два.

Израильское царство в 722 г. до н.э. было завоевано Ассирией. Десять живших там колен были уведены в плен, переселены в другие места империи, на чужие земли. Оставшиеся евреи смешались с новыми племенами, пришедшими в Ханаан. Так десять колен Израилевых сгинули бесследно, и след их затерялся в истории.

Иудея в 586 г. до н.э. была покорена вавилонянами. Захватчики разрушили Иерусалимский Храм, Ковчег Союза исчез. Множество евреев, в том числе жрецов и знать, увели в плен. Однако судьбы евреев Северного и Южного царств сложились по-разному. Иудейские изгнанники не только не ассимилировались, подобно другим народам, но сохранились и, в конце концов, превратили историческое поражение в духовную победу. Евреи Иудеи увидели причину происшедшего не во внешних обстоятельствах, а в своей греховности. Поэтому, если они осознают свои грехи и искренне раскаются, то Бог их помилует и освободит. 

Так и случилось. Вавилон завоевал персидский царь Кир II и в 539 г. до н.э. разрешил евреям возвратиться на родину. Более того, он издал эдикт о восстановлении евреями Иерусалимского Храма. Храм был восстановлен. Начался Период Второго Храма. В Период Второго Храма вся власть была практически сосредоточена в руках раввинов (священников). Следует отметить, что не все евреи вернулись из вавилонского плена. При этом «невозвращенцы» совсем не помышляли о том, чтобы перестать быть евреями. Они материально помогали своим ушедшим братьям и сумели создать в этой стране высокоразвитую еврейскую культуру. В Вавилоне были созданы вошедшие в Танах Книга пророка Даниила и Книга Есфири, а также Вавилонский Талмуд.

В 334 г. до н.э. Александр Македонский разгромил персидскую армию и Израиль вошел в состав Македонской Империи. Сначала евреев не притесняли, но когда в 170 г. до н.э. на селевкидский престол взошел Антиох IV Епифан, все резко изменилось. Епифан захотел уничтожить евреев духовно, посягая на их святыни. В ответ на это вспыхнуло восстание, и началась первая в мировой истории религиозная война, восстание Маккавеев. Хотя перевес сил был на стороне противника, евреи победили и завоевали независимость.

Но эта независимость просуществовала недолго. В 63 г. до н.э. во время гражданской войны по приглашению одной из воюющих сторон в Страну Израиля вошли римские легионы и … задержались там до 614 г.   Иудея была превращена в восточную провинцию Римской Империи. Евреи были единственным народом в Римской Империи, освобожденными от необходимости совершать жертвоприношения перед статуей императора. Однако император Калигула в 40 г. приказал воздвигнуть собственную статую в Иерусалимском Храме. Калигула не осуществил свое решение, он был убит заговорщиками. А в 66 г. в ответ на религиозное унижение еврейского народа началось Великое восстание, или Первая Иудейская война (66–73 гг.). В 70 г. после длительной осады Иерусалим был взят римскими войсками, Храм разрушен и сожжен. От него сохранилась одна Западная стена. Это случилось в девятый день месяца ава – в тот же день, когда был разрушен Первый Храм. В европейской традиции Западная стена получила название Стены Плача. Она стала национальной и религиозной святыней иудеев всего мира.

В 130 г. император Адриан решил отстроить разрушенный войной Иерусалим и назвать город Элия Капитолина. На месте Храма он повелел возвести святилище Юпитера Капитолийского. Кроме того, Адриан запретил обрезание, которое было для еврейского народа знаком Союза с Богом. В ответ на это в 132 г. вспыхнуло новое восстание, которое также называется Великим. Началась Вторая иудейская война (132–135 гг.). Возглавил это восстание Шимон Бар-Кохба. Восстание было жестоко подавлено. Если разрушение Первого Храма традиция считает наказанием за идолопоклонство, то причиной разрушения Второго Храма являлась, по Талмуду (Священное Предание иудеев), внутренняя вражда, поразившая народ. После разрушения Второго Храма начался Период Диаспоры, который продолжался до 1948 г. – образования независимого государства Израиль.

Каждое из завоеваний вело к рассеянию евреев в другие страны и формированию еврейской диаспоры. Первое рассеяние, как отмечалось выше, имело место во время разгрома Израиля ассирийцами в 722 г. до н.э., второе значительное расселение евреев в страны Восточного Средиземноморья произошло во время завоевания Израиля Александром Македонским, Иудейская война (66–73 гг.), которая закончилась поражением, а также подавлением антиримского восстания под руководством Бар-Кохбы (132–135 гг.) привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету.

Евреи, оказавшиеся за пределами Израиля, в расселении (диаспора) организовали религиозные общины – синагоги (греч. – собрание), выполнявшие не только культовые, но и административные функции. Возглавляли их раввины («рабби» – мой учитель) – законоучители и судьи еврейской общины. Со временем синагогами стали называть иудейские храмы, а раввинами – священнослужителей в них.

Но великая драма еврейского народа этим не закончилась. В XX в. произошла еврейская Катастрофа (на Западе ее называют Холокост, в Израиле – Шоа («катастрофа»)). Во время Второй мировой войны нацистами было уничтожено 6 млн. евреев – треть живущих в мире. И причина этого уничтожения состояла не в том, что евреи были их противниками, причина была лишь в том, что они были евреями (хотя общеизвестно, что среди членов Третьего Рейха были евреи). Причины этой Катастрофы евреи видят в грехах народа, массовом отходе евреев в XX в. от иудаизма. А может это было испытание Богом евреев, подобное испытанию Иовы? И евреи выдержали это испытание. Входя в газовую камеру, вдыхая смертоносный газ, верующий еврей произносил: «Слушай Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.006 с.)