Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как общественное явление

Поиск

Культурология в системе социально-гуманитарного знания

- Охарактеризуйте культурологию как интеграционную науку. Какие науки и области знаний она соединяет и обогащает?

- Какова роль американского культур-антрополога ХХ века Лесли Уайта в складывании культурологии как науки?

- Что такое «культурологическая революция» в представлениях Лесли Уайта?

/15, с.7-10/; /37, с.218-219/; / 28, с.24-25/; /35, с.4-6/.

Понятие «культура»: многообразие подходов

В его определении

- Что означает слово «культура»? Каково его происхождение и употребление?

- Когда возникло понятие «культура»? Что оно означает?

- Как можно объяснить многообразие точек зрения во взглядах на культуру?

- Как соотносится природное и «надприродное» в культуре?

- Что такое «артефакт»? Каково его место в системе культурологических представлений?

/10, с.44-50/; /9, с.31-45/; /8, с.9-16/; /15, с.11-16/; /16, с.40/; /19, с.12-14/; /18,

с.6-9/.

Структура культуры и ее функции

 

- Дайте характеристику таким видам культуры как мировая и национальная.

- В каком случае явление национальной культуры приобретает статус мировой культуры? Приведите примеры из истории культуры Башкортостана.

- Объясните, что такое культура материальная и духовная.

- Охарактеризуйте следующие формы национальной культуры: элитарную, народную и массовую.

- Что представляет собой этническая культура? Чем она отличается от национальной? Дайте определение понятия «диаспора»?

- Что такое доминирующая культура?

- Что означают понятия «субкультура» и «контркультура»?

- Назовите известные вам функции культуры и охарактеризуйте их.

/19, с.14-19/; /18, с.9-12/; /15, с.16-27; с.59-77; /27, с.36-45/; /28, с.124-132/.

 

1.4 Темы сообщений

 

1) Молодежная субкультура современности и ее специфические черты.

2) Музыка как феномен духовной культуры.

3) Искусство как явление эстетической культуры.

 

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Проблема соотношения культуры и цивилизации

- Объясните происхождение понятия «цивилизация». Когда и кем оно было введено в научный оборот? Назовите несколько определений данного понятия.

- Охарактеризуйте различные точки зрения на проблему соотношения культуры и цивилизации. Какой из них вы придерживаетесь?

- В чем заключается сходство между культурой и цивилизацией? Каковы их отличительные черты?

- Что включает в себя понятия «цивилизованность»? Равнозначно ли оно понятию «культурность»?

/35, с.8-10/; /13, с.21-25/; /29, с.41-44/.

 

Типология культур и цивилизаций

- Что такое типология культуры? На основе каких принципов она осуществляется?

- Охарактеризуйте формационный и цивилизационный подходы к типологии культуры? Почему цивилизационный подход сегодня считается наиболее приемлемым?

- Каковы взгляды на типологию культуры Н. Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби?

- Какие типы культуры выделяются по религиозному принципу?

- Существует ли в культурологии всеобъемлющая типология культуры? Почему?

/29, с.78-85/; /10, с.200-204, 210-213/; /13, с.27-35/; /4, с.28-31/.

 

Культурный универсализм и релятивизм.

Диалог культур

- Что означает идея культурного универсализма? В чем смысл концепции культурного релятивизма? Каковы достоинства и недостатки каждого из этих методов?

- Охарактеризуйте концепцию осевого времени Карла Ясперса. Почему ученый считал началом общей истории человечества пробуждение духа? Что он вкладывал в это понятие?

- Что означает идея непрерывности культурно-исторического развития в теоретических построениях М. Бахтина?

- Раскройте культурный диалог Запада и Востока.

/35, с.22-25/; /25, с.77-78/; /13, с.32-33/; /10, с.188-191/; /28, с.184-187/.

 

Темы сообщений

1) О. Шпенглер и его книга «Закат Европы».

2) Н.Бердяев о культуре и цивилизации.

3) Л. Гумилев и его теория пассионарности.

 

 

КУЛЬТУРА – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК

Взаимосвязь культуры и природы

- Как природа воздействует на культуру? Назовите конкретные примеры.

- Что означают понятия «экология», «экологическая культура» и «экология культуры»? Покажите их различия и неразрывную взаимосвязь. Кто впервые ввел термин «экология культуры» или «экология души»?

- Каковы различия между экологическим сознанием Запада и Востока? Чем они обусловлены? Как менялось отношение человека к природе в ходе развития западной цивилизации?

- Каковы причины экологического кризиса, охватившего нашу планету? Назовите пути его преодоления. Что с позиций культурологии является главным в решении этой проблемы?

/35, с.12-15/; /10, с.77-87/; /28, с.238-247/; / 27, с.184-188/.

Культура и человек

- Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у разных народов?

- Назовите несколько точек зрения, характеризующих понятие «культурный человек». Каково Ваше мнение о культурном человеке?

- Что такое социализация? Какова ее роль в становлении и развитии личности?

- Как сочетаются в человеке природное и культурное, типичное и индивидуальное?

- Как представления о культурности связаны с социокультурной средой? Приведите примеры.

- Какие типы культурного человека существуют в современном обществе?

/4, с.38-39/; /27, с.189-192/; /29, с.100-102/; /10, с.72-77/; /35, с.19/.

Интеллигенция и интеллигентность

- Когда и кем впервые был введен термин «интеллигенция»? Что он первоначально означал? Каково современное понимание данного термина?

- Каковы различия между западным понятием «интеллектуал» и русским понятием «интеллигент»?

- Какие качества и черты личности включает в себя интеллигентность?

- Почему студент должен стремиться стать интеллигентным человеком? Что нужно делать, чтобы достичь этой высокой цели?

/25, с.33/; /28, с.134-138/.

Темы сообщений

1) Взгляды Д.С. Лихачева на феномен интеллигентности

2) Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

ИНДО-БУДДИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Общая характеристика индо-буддийской культурной традиции. Кастовость и культура

 

- Укажите особенности социокультурного развития Индии.

- Охарактеризуйте протоиндийскую культуру Хараппы и Мохенджо-Даро.

- Какое влияние на культуру Индии оказали арийцы?

- В чем заключается самобытность культуры Древней Индии?

- Что дала миру культура Индии?

/13, с.73-80/; /35, с.52-59/; /14, с.205-209/.

 

Ведизм и брахманизм – древнейшие истоки индуизма.

Индуизм как религия и образ жизни индийцев

- Охарактеризуйте систему Вед. Какое место они заняли в духовной традиции Индии?

- Когда возник брахманизм? Каковы его важнейшие положения?

- Какое влияние брахманизм оказал на формирование индуизма?

- Почему индуизм явился важнейшей составляющей понятия «образ жизни» индийцев?

/32, с.46-52/; /33, с.124-129/; /17, с.33-38/; /26, с.75-80, 82-87, 311-321/; /18, с.35-

40/.

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий.

Влияние буддизма на духовную традицию Индии

 

- Когда возникла древнейшая из мировых религий – буддизм?

- Охарактеризуйте четыре благородные истины буддизма.

- Какое влияние оказал буддизм на духовную культуру Индии?

- Каковы судьба буддизма в Индии?

/33, с.155-168/; /35, с.55/; /26, с.80-82/.

 

Художественная культура Индии. Связь религии с искусством

- Каковы особенности индийской художественной культуры, названные Неру?

- В чем состоят особенности воздействия буддизма и индуизма на художественную традицию Индии?

- Какое отражение в искусстве Индии нашли чувственные, гедонистические начала?

/ 5, с.181-187/; /14, с.216/; /6, с.245-255/.7

Темы сообщений

1) Сиддхартха Гаутама – родоначальник буддизма.

2) Музыкальная и танцевальная культура Индии.

3) Похороны и поминальные обряды в Индии.

4) Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

 

КОНФУЦИАНСКО – ДАОСИСТСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

Конфуцианство и даосизм и их влияние

На культуру Китая

- Когда возникло конфуцианство? Раскройте его основные положения. Какое значение в китайском обществе имели культ неба и культ предков?

- Кто такие конфуцианские жрецы? Какое место в обществе они занимали? Какие обязанности выполняли?

- Как конфуцианство повлияло на китайский менталитет и образ жизни?

- Каковы особенности даосизма? В чем различия между конфуцианством и даосизмом? Как даосизм воздействовал на духовную культуру Китая?

- Расскажите об отношении китайского общества к природе. В чем заключаются национальные особенности видения мира?

- Что Вам известно о модернизации китайского общества в конце ХХ – начале XXI века?

/18, с.42-50/; /19, с.86-92/; /33, с.130-139/; /32, с.56-62/; /35, с.59-64/; /31, с.104-107/; / 26, с.714-721/.

Буддизм в Китае и его формы

 

- Когда и в какой форме буддизм проник в Китай?

- Каковы особенности китайского буддизма?

- Какие школы и секты Вы знаете?

- Расскажите о чань-буддизме в Китае. Какое влияние он оказал на развитие всей дальневосточной культуры?

/2, с.326-339/; / 3, с.298-311/; /14, с.234/; /33, с.163-166/.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.01 с.)