Взаимосвязь культуры и природы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь культуры и природы



- Как природа воздействует на культуру? Назовите конкретные примеры.

- Что означают понятия «экология», «экологическая культура» и «экология культуры»? Покажите их различия и неразрывную взаимосвязь. Кто впервые ввел термин «экология культуры» или «экология души»?

- Каковы различия между экологическим сознанием Запада и Востока? Чем они обусловлены? Как менялось отношение человека к природе в ходе развития западной цивилизации?

- Каковы причины экологического кризиса, охватившего нашу планету? Назовите пути его преодоления. Что с позиций культурологии является главным в решении этой проблемы?

/39, с.12-15/; /11, с.77-87/; /31, с.238-247/; / 29, с.184-188/; / 33, с. 92-106/.

 

Культура и человек

- Какие представления о культурном человеке существовали в различные эпохи у разных народов?

- Назовите несколько точек зрения, характеризующих понятие «культурный человек». Каково Ваше мнение о культурном человеке?

- Что такое социализация? Какова ее роль в становлении и развитии личности?

- Как сочетаются в человеке природное и культурное, типичное и индивидуальное?

- Как представления о культурности связаны с социокультурной средой? Приведите примеры.

- Какие типы культурного человека существуют в современном обществе?

/5, с.38-39/; /29, с.189-192/; /32, с.100-102/; /11, с.72-77/; /39, с.19/; / 33, с. 107-116/.

Интеллигенция и интеллигентность

- Когда и кем впервые был введен термин «интеллигенция»? Что он первоначально означал? Каково современное понимание данного термина?

- Каковы различия между западным понятием «интеллектуал» и русским понятием «интеллигент»?

- Какие качества и черты личности включает в себя интеллигентность?

- Почему студент должен стремиться стать интеллигентным человеком? Что нужно делать, чтобы достичь этой высокой цели?

/27, с.29-32/; /31, с.134-138/; / 33, с. 117-122/.

Темы сообщений

1) Д. Медоуз и его доклад «Пределы роста».

2) Воздействие техники на менталитет и образ жизни современного человека.

3) Учение В. Вернадского о ноосфере.

4) Н. Бердяев о русской интеллигенции.

5) Взгляды Д.С. Лихачева на феномен интеллигентности.

 

Контрольные тесты

 

1. Для экологического сознания Востока характерно…

а) подчинение природы, власть и господство над нею;

б) признание могущества природы над человеком;

в) человек – часть природы и должен жить в гармонии с нею;

г) человек – хозяин природы и должен ее рационально использовать.

 

2. Второй природой в культурологии называют…

а) результаты человеческой деятельности (мосты, дома, дороги и т.д.);

б) природу самого человека, его внутренние возможности и потенциал;

в) неизвестные уголки планеты, куда не ступала нога человека;

г) космические планеты, которые в будущем освоит человечество.

 

3. Идеи географического детерминизма…

а) проводят жесткую взаимосвязь между развитием истории, экономики, духовной культуры народов и окружающей их природной и географической средой;

б) указывают влияние климатических условий только на национальный характер;

в) указывают влияние природных факторов только на экономический уклад государства;

г) отрицают какое-либо влияние природы на материальную и духовную культуру.

 

4. Для представителей низкого типа культуры характерно…

а) широкий кругозор;

б) плохие манеры, отсутствие чувства такта;

в) уважительное и доброжелательное отношение к людям;

г) богатый внутренний мир.

 

5. Процессом, определяющим вхождение индивида в общество, является…

а) социализация;

б) сублимация;

в) аккультурация;

г) девиантное поведение.

 

6. Укажите соответствие между типом культуры и преобладающим в них отношением к природе...

1) восточная культура а) завоевание природы

2) западная культура б) подчинение природе

3) первобытная культура в) гармония с природой

 

7. Инкультурация означает…

а) процесс усвоения социальных норм, ценностей, ролей и моделей поведения, позволяющих человеку приспособиться к жизни в обществе;

б) постепенное вхождение в конкретную культуру, усвоение ее ценностей, верований, правил этикета, обычаев и традиций;

в) взаимосвязь и взаимовлияние культур различных народов;

г) отрицание существующих правил и норм в обществе.

 

8. Отклоняющиеся от общепринятых норм действия, поведение называется…

а) инкультурация;

б) девиация;

в) аккультурация;

г) индивидуализация.

 

9. Термин «интеллигенция» в широкий обиход ввел…

а) Н. Бердяев;

б) П. Боборыкин;

в) Ф. Достоевский;

г) В. Белинский.

 

10. Интеллигентность – это…

а) социокультурная общность, профессионально занимающаяся интеллектуальным трудом;

б) совокупность целого ряда свойств и качеств личности, которыми должен обладать интеллигент;

в) принадлежность к европейской культуре;

г) отсутствие сомнений, непоколебимая уверенность в собственной правоте.

 

 

4. КУЛЬТУРА ИНДИИ И КИТАЯ:

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Первое занятие

Общая характеристика индо-буддийской культурной традиции. Кастовость и культура

 

- Укажите особенности социокультурного развития Индии.

- Охарактеризуйте протоиндийскую культуру Хараппы и Мохенджо-Даро.

- Какое влияние на культуру Индии оказали арийцы?

- В чем заключается самобытность культуры Древней Индии?

- Что дала миру культура Индии?

/14, с.73-80/; /39, с.52-59/; /16, с.205-209/.

 

Ведизм и брахманизм – древнейшие истоки индуизма.

Индуизм как религия и образ жизни индийцев

- Охарактеризуйте систему Вед. Какое место они заняли в духовной традиции Индии?

- Когда возник брахманизм? Каковы его важнейшие положения?

- Какое влияние брахманизм оказал на формирование индуизма?

- Почему индуизм явился важнейшей составляющей понятия «образ жизни» индийцев?

/36, с.46-52/; /37, с.124-129/; /19, с.33-38/; /29, с.75-80, 82-87, 311-321/; /20, с.35-

40/.

 

Буддизм – древнейшая из мировых религий.

Влияние буддизма на духовную традицию Индии

 

- Когда возникла древнейшая из мировых религий – буддизм?

- Охарактеризуйте четыре благородные истины буддизма.

- Какое влияние оказал буддизм на духовную культуру Индии?

- Каковы судьба буддизма в Индии?

/37, с.155-168/; /39, с.67-69/; /28, с.80-82/.

 

Художественная культура Индии. Связь религии с искусством

- Каковы особенности индийской художественной культуры, названные Неру?

- В чем состоят особенности воздействия буддизма и индуизма на художественную традицию Индии?

- Какое отражение в искусстве Индии нашли чувственные, гедонистические начала?

/ 6, с.181-187/; /16, с.216/; /7, с.245-255/.

Темы сообщений

1) Сиддхартха Гаутама – родоначальник буддизма.

2) Музыкальная и танцевальная культура Индии.

3) Похороны и поминальные обряды в Индии.

4) Эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

5) Санскрит – как важнейшая основа индийской культуры.

 

Второе занятие

Конфуцианство и даосизм и их влияние

На культуру Китая

- Когда возникло конфуцианство? Раскройте его основные положения. Какое значение в китайском обществе имели культ неба и культ предков?

- Кто такие конфуцианские жрецы? Какое место в обществе они занимали? Какие обязанности выполняли?

- Как конфуцианство повлияло на китайский менталитет и образ жизни?

- Каковы особенности даосизма? В чем различия между конфуцианством и даосизмом? Как даосизм воздействовал на духовную культуру Китая?

- Расскажите об отношении китайского общества к природе. В чем заключаются национальные особенности видения мира?

- Что Вам известно о модернизации китайского общества в конце ХХ – начале XXI века?

/20, с.42-50/; /21, с.86-92/; /37, с.130-139/; /36, с.56-62/; /39, с.74-76/; /33, с.104-107/; / 22, с.714-721/.

Буддизм в Китае и его формы

 

- Когда и в какой форме буддизм проник в Китай?

- Каковы особенности китайского буддизма?

- Какие школы и секты Вы знаете?

- Расскажите о чань-буддизме в Китае. Какое влияние он оказал на развитие всей дальневосточной культуры?

/2, с.326-339/; / 3, с.298-311/; /15, с.234/; /37, с.163-166/.

 

Художественная культура Китая

- Когда появилось в Китае иероглифическое письмо? Сколько иероглифов должен знать современный образованный китаец?

- Какое место в китайском искусстве занимают каллиграфия и философия?

- Что представляет из себя китайская живопись? Каковы ее школы и жанры?

- Каковы законы китайской живописи?

- Почему и как китайская живопись выполняла задачи нравственного совершенствования личности?

- Какое место в культуре Китая занимали музыка и театр?

/7, с.260-269/; /15, с.235-237/; /22, с.329-335/; / 6, с.143-151/.

 

Темы сообщений

1) Конфуций – родоначальник первой по значимости религии Китая.

2) Китайская поэзия.

3) Китайские праздники.

4) Китайская Великая Стена.

5) Особенности китайской живописи.

6) Пекинская опера.

7) Традиционная китайская медицина.

 

Контрольные тесты

 

1. Характерной особенностью китайской культуры является…

а) стремление к изменениям и прогрессу;

б) принципиальная невозможность социального продвижения;

в) стремление к постоянству и стабильности;

г) господство одной религии.

 

2. Понятие, которое ввел Будда в свое учение, называется…

а) сансара;

б) карма;

в) реинкарнация;

г) нирвана.

 

3. Главным принципом даосизма является…

а) принцип недеяния;

б) принцип верховенства закона;

в) принцип наказаний и поощрений;

г) принцип идеального государства.

 

4. «Страной мудрецов» называли в древности…

а) Рим;

б) Грецию;

в) Китай;

г) Индию.

 

5. Суть «восточной деспотии» заключается…

а) в господстве традиций, ритуалов;

б) в господстве одной религии;

в) в отрицании индивидуальной свободы, свободы личности;

г) в отказе от прогресса, неприятии перемен.

 

6. В основе __________ культуры лежит постулат о том, что смысл жизни человека – разгадать загадку бытия, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий.

а) Китайской;

б) Античной;

в) Индийской;

г) Русской.

 

7. Символом восточной культуры является человек…

а) борец;

б) в лодке без весел;

в) кузнец своего счастья;

г) Бог.

 

8. Характерной особенностью индийской культуры является…

а) высокая социальная мобильность;

б) необычайная музыкальность и танцевальность;

в) монотеистичность;

г) религиозная нетерпимость.

 

9. Понятие «аватара» в индийской культуре означает…

а) учение о ритуалах и церемониях;

б) сыновью почтительность;

в) учение о воплощении богов;

г) разновидность йоги.

10. Конфуций полагал, что государство должно быть устроено на принципах…

а) деспотической власти правителя;

б) большой патриархальной китайской семьи;

в) демократии;

г) жесткой эксплуатации населения.

 

МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.043 с.)