Вопрос 1 Понятие «культура». Периодизация истории культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Понятие «культура». Периодизация истории культуры



Вопрос 1 Понятие «культура». Периодизация истории культуры

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее —воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

1. Предмет и задачи культурологи В новое и новейшее время значительно усилился интерес к проблемам осмысления совокупности культурных достижений человечества. Как результат, с начала XX в. стала развиваться относительно новая наука –культурология. Тогда же появился и соответствующий термин. При этом следует заметить, что на Западе культурология носит более прикладной характер и входит в систему комплексных антропологических дисциплин (социокультурная антропология, культурная психология и др.)

В республиках постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси, культурология стала активно развиваться с начала 90-х годов прошлого столетия. Повышение внимания к этой науке вызвано рядом факторов, многие из которых характерны и для мирового сообщества. Среди них выделяют следующие. 1. Тенденция к гуманитаризации системы образования как одна из важных сторон в реформе средней и высшей школы. 2. Кризисные явления в культуре и обществе XX века, в том числе изменения в духовных ценностях западноевропейской и американской культур. 3. Расширение информационного пространства, обусловленное как новейшими технологиями, так и изменившейся ситуацией после распада СССР. Интенсификация культурных контактов, в том числе и стихийных. 4. Обострение социальных проблем: нарастание агрессивности в обществе, рост преступности, усиление антикультурного поведения человека и т. д. Противодействие им требует активизации усилий в сфере духовного творчества 5. Необходимость формирования культурных запросов членов современного общества, противостояние 'потоку массовой низкопробной культуры. 6. Необходимость сохранения и развития культурного наследия. Расширение участия масс в культурном процессе. 7. Возрастание глобальных проблем современности.

Основными задачами культурологии являются:

а) объяснение сущности, признаков, функций, структуры культуры, выявление динамики ее развития; б) изучение истории развития, характерных особенностей различных культур.

2. Становление понятия культура Становление культурологической науки в более широком смысле как стремление понять сущность культуры относится не к XX в., а к далеким временам. В древних цивилизациях первоначально это понятие имело различный смысл. В древнем Китае понимание культуры Конфуций формулировал через принцип «Жень», т. е. гуманность, человеколюбие, а также нравственные правила «ли». В древней Индии одним из важнейших культурных понятий стала «дхарма» – моральный долг, совокупность добрых дел.

Особую эпоху в познании культуры открывает Новое время. В этот период понятие культура рассматривается уже в отрыве от природы, как результат сугубо человеческой деятельности, его исторического развития.

В первой половине XIX в. понимание культуры приобретает более отвлеченный, философский смысл, причем определяются два направления – идеализм и материализм. Тогда же вводится и понятия «материальная» и «духовная» культуры.

Во второй половине XIX в. появились уже разнообразные школы и направления культурологической мысли.

В конце XIX в. Б. Малиновский и А. Радклифф Браун заложили основы социальной антропологии, рассматривая функции культуры в соотношении с элементами социальных систем,

В русской культурологической мысли второй половины XIX – начала XX вв. определились три течения: славянофилов, западников и евразийцев.

3. Сущность культуры С середины XIX столетия, кроме осмысления понятия «культура», все активнее предпринимались попытки дать обобщенное определение этому феномену. К началу XX ст. количество таких определений достигло 250, а в настоящее время их уже более 100. Это естественно, поскольку культура также многогранна, как и многогранен ее носитель – человек

Таким образом, не претендуя на универсальный подход, можно дать следующее определение понятия. Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, воплотившихся в материальных и духовных ценностях, определяющих нормы поведения людей, отношения друг к другу, обществу, природе, творческий процесс, формирующий личность и общество.

Вопрос 2 Культура первобытного общества

Особенности первобытной культуры Первобытное общество представляет собой наиболее длительный этап в истории человечества, когда из животного мира появился Homo Sapiens – человек мыслящий, когда постепенно формировался его духовный облик, развивалась членораздельная речь, когда появились первые произведения человеческой культуры. Поэтому понятно то внимание, которое уделялось и уделяется этой проблеме учеными всего мира. Однако изучение и реконструкция этого немаловажного этапа развития мировой культуры значительно затрудняется вследствие недостатка источников изучения, небольшим количеством сохранившихся культурных ценностей. При изучении истории и культуры первобытного общества ученые основываются главным образом на данных археологии, с определенной долей условности, этнографии.

В настоящее время разработана следующая периодизация истории первобытного общества, охватывающей каменный век: палеолит (палео с греческого означает древний) – (2 млн. – 8 тыс. лет назад), мезолит (средний) – (8 – 7 тыс. лет), неолит (новый) – (7 – 4 тыс. лет до н. э.). В свою очередь, палеолит делится на нижний, средний и верхний. Но существует и другая периодизация палеолита, основанная на названиях местностей, где найдены наиболее важные археологические находки, имеющие культурную ценность. Она позволяет проследить основные этапы становления и развития первобытной культуры.

2. Изобразительное искусство Наиболее древний период отмечен Шельской и Ашельской археологическими культурами. Для них характерны первые примитивные каменные орудия труда, грубо обработанные сколами.

В эпоху среднего и верхнего палеолита значительно совершенствуется техника обработки каменных орудий труда. Рубила становятся значительно меньше, режущая кромка – более ровной. Более разнообразными становятся приспособления для трудовой деятельности, охоты и рыболовства: появляются скребла, шила, наконечники копий и т.д., увеличивается количество артефактов, изготовленных из кости. Первый этап получил название Перигорда Он датируется 35 – 30 тыс. лет и характерен появлением следов первобытного искусства: насечек, нарезов на изделиях из кости, на камне. В эпоху Ориньяка (30 – 19 тыс. лет до н. э.) начинается предистория изобразительного искусства. Первоначально это были отпечатки или изображения рук, обведенные краской, зигзагообразные линии, оставленные человеческой рукой на сырых стенах пещер. Следующим звеном в предистории первобытного искусства, соответствующим среднему и верхнему Ориньяку и периоду Солютре (19 – 15 тыс. лет до н. э.), являются глиняные скульптурные изображения животных и каменные или костяные женские изображения, так называемые «палеолитические Венеры». Примером животной скульптуры является глиняная фигура медведя из пещеры Монтеспан (Франция), выполненная в натуральную величину с насаженным черепом натурального зверя.

Появление на стенах пещер символических знаков, например, изображение стрелы в случае объявления войны соседнему племени, позволяет сделать предположение о зарождении в эпоху неолита так называемой «предметной письменности».

3. Религия первобытного человека В первобытную эпоху возникли и зачаточные формы религии (лат. religare – связывать), мифология. Уже сам факт погребений, которые уже существовали в среднем палеолите, свидетельствует о вере в потусторонний мир и наличии религиозных обрядов. В эпоху верхнего палеолита появляется магия. Самые простые действия приобретали религиозный смысл, целью их было воздействие на сверхъестественные силы, связь с духами предков. Например, началу охоты предшествовали определенные магические действия, например, ритуальные танцы, метание копий в глиняную скульптуру медведя и т. д. Магические действия носили индивидуальный (ритуалы шаманов, колдунов), а чаще коллективный характер.

Разновидностью первичной религии был также фетишизм (порт. fetico – талисман, идол). Первобытные люди поклонялись неодушевленным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Чаще всего предметами поклонения были камни, деревья, а также фигуры существ, сделанные руками людей, а также амулеты (клыки зверей, небольшие камни, искусственные изделия), которые человек постоянно носил с собой.

В более поздний период, когда первобытный человек стал мыслить более абстрактными понятиями, появляется такая форма религии, как анимизм (лат. аnima – душа). Люди верили в переселение душ, различных духов, окружавших их, одухотворяли природу, животных, растения. Первоначально анимизм существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Постепенно сформировался культ предков. Люди верили в бессмертность души, продолжавшей жить в загробном мире и с которой возможно ритуальное общение. На стадии неолита вместе с распространением анимизма появились особые группы людей, своего рода посредников между людьми и потусторонними силами – шаманы. Они якобы осуществляли общение с духами через ритуальные танцы, пение, принятие наркотических средств и т.д. Однако, не в силах объяснить те или иные события или явления природы, люди обращались к мифотворчеству. Таким образом, первобытная культура явилась важным этапом в становлении основных направлений мировой культуры в более поздний период.

Язык и письменность

Одним из достижений культуры Древнего Египта, кратко говоря, можно считать письменность и развившуюся литературу. До нас дошло множество документов, записанных на папирусах и вытесанных в камне.

К нашему времени носителей языка уже не было, и французский ученый Ж. Ф. Шампольон в 1822 г блестяще справился с задачей расшифровки языка.

Язык древних египтян является одним из первых языков, получил письменность — самые древние тексты, которые дошли до нас датируются 4-3 тысячелетие до нашей эры. Египтяне знали и правила арифметики, счетоводы использовали в своих расчетах числа 5,6 и 7 порядков. Благодаря письменности родилась и литература. Ее можно условно разделить на два направления повествовательная и поучительная. Литература времен древнего Египта включала в себя религиозные гимны, стихи, биографии фараонов и вельмож. Очень интересным, с нашей точки зрения изучения древнего Египта, является «Сказка о дворе царя Хеопса». К литературе, относимой к поучительной можно отнести тексты образовательные, философские.

Религия древнего Египта

В культуре Египта не было единой религии. Говоря современным языком, на местах существовали местные культы, посвященные каким-то одним богам. Но и тем менее, во времена фараона Эхнатона, в ходе реформы религии древнего Египта была определена идея единобожия. В центр сонма богов был поставлен бог Солнца Атон. Божества на местном уровне, как правило, являлись покровителями природных сил и общественных явлений. Составной частью верований египтян было, то, что душа, после физической смерти человека продолжает жить. Это верование привело к созданию сложной системы похоронных обрядов, в т.ч. мумификации, в гробницу укладывались вещи, которые, по мнению родственников, были необходимы в загробной жизни.

Наследие древнего Египта

Культура Древнего Египта, кратко говоря, оставила в наше распоряжение огромное наследство, которое до сих пор еще изучается. Это и пирамиды, храмы, бесценные образцы фресок и рисунков, скульптуры. Египтян можно назвать основателями производства фаянса и стекла. К числу наследия, можно отнести, в том числе и десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся каждый день и не один раз.

 

 

Культура инков

В долине Куско (территория Анд) в ХII в. н.э появились племена, правители которых называли себя «инками».Со временем это название распространилось на население созданной ими в ХIV в. на территории Перу, Боливии, Эквадора, Чили и Аргентины империи. Они стали наследниками более древних культур индейских народов наска, чавин, мочика. До сих пор спорной остается принадлежность многих элементов религии, науки, искусства собственно культуре инков. Деление страны на четыре провинции стало источником её названия Тауантинсуйю – «Земля четырех частей». На территории располагались горные цепи, плато, равнины, пустыни, долины рек и озер. Главным городом империи был Куско, расположенный в долине с тем же названием.

Известно, что испанцы в своей политике экспансии умело использовали религиозные предрассудки индейцев. Власть и церковь в империи инков были средством контроля за всеми регионами страны. Одновременно существовали официальная религия и народные верования, включающие более древние представления. Пантеон инкских богов постоянно расширялся за счет культов покоренных народов. Территория страны делилась на 10 административных единиц, где служили жрецы из числа знати, назначаемые Верховным жрецом. Это духовное лицо было, как правило, ближайшим родственником императора.

Создателем Вселенной считали инка «Верховного господина огня, земли и воды», получившего имя Виракоча. В нем соединились человеческая и божественная природа. Когда–то Виракоча уничтожил огненным дождем первых греховных людей и создал новый род человеческий, подарив ему многие знания. Совершив великие деяния, Виракоча исчез в западных водах Тихого океана. Его золотые статуи устанавливались во всех городах империи. Вторым божеством пантеона инка называли солнечного бога Инти. Его сестрой и женой была богиня Луны Мама Килья. Встречаются упоминания о боге грозы Ильяпе, богине Земли Пача Маме и т. д.

Мир был поделен на три уровня: верхний – Ханаан пача (богов и птиц), Средний – Кайе пача (людей, растений и животных), нижний – Уку пача (мир ещё не родившихся детей и умерших). Эти миры сообщались между собой через пещеры, водоёмы, а связь с первым уровнем осуществлялась через сыновей Солнца – правителей инков.

 

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня – основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями – романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика – это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом – прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.

 

Арабская каллиграфия

Самым исламским из всех видов искусства считается каллиграфия, где главными выразительными средствами являются мусульманские надписи. Искусство арабской каллиграфии получило особенное развитие во многом из-за запрета на изображение Всевышнего Создателя, Посланника его Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) и живых существ.

Каллиграфия почитается в арабо-мусульманском мире как средство, призванное сохранить и распространить божественное послание, заключенное в священном Коране.

 

Вопрос 1 Понятие «культура». Периодизация истории культуры

Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее —воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

1. Предмет и задачи культурологи В новое и новейшее время значительно усилился интерес к проблемам осмысления совокупности культурных достижений человечества. Как результат, с начала XX в. стала развиваться относительно новая наука –культурология. Тогда же появился и соответствующий термин. При этом следует заметить, что на Западе культурология носит более прикладной характер и входит в систему комплексных антропологических дисциплин (социокультурная антропология, культурная психология и др.)

В республиках постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси, культурология стала активно развиваться с начала 90-х годов прошлого столетия. Повышение внимания к этой науке вызвано рядом факторов, многие из которых характерны и для мирового сообщества. Среди них выделяют следующие. 1. Тенденция к гуманитаризации системы образования как одна из важных сторон в реформе средней и высшей школы. 2. Кризисные явления в культуре и обществе XX века, в том числе изменения в духовных ценностях западноевропейской и американской культур. 3. Расширение информационного пространства, обусловленное как новейшими технологиями, так и изменившейся ситуацией после распада СССР. Интенсификация культурных контактов, в том числе и стихийных. 4. Обострение социальных проблем: нарастание агрессивности в обществе, рост преступности, усиление антикультурного поведения человека и т. д. Противодействие им требует активизации усилий в сфере духовного творчества 5. Необходимость формирования культурных запросов членов современного общества, противостояние 'потоку массовой низкопробной культуры. 6. Необходимость сохранения и развития культурного наследия. Расширение участия масс в культурном процессе. 7. Возрастание глобальных проблем современности.

Основными задачами культурологии являются:

а) объяснение сущности, признаков, функций, структуры культуры, выявление динамики ее развития; б) изучение истории развития, характерных особенностей различных культур.

2. Становление понятия культура Становление культурологической науки в более широком смысле как стремление понять сущность культуры относится не к XX в., а к далеким временам. В древних цивилизациях первоначально это понятие имело различный смысл. В древнем Китае понимание культуры Конфуций формулировал через принцип «Жень», т. е. гуманность, человеколюбие, а также нравственные правила «ли». В древней Индии одним из важнейших культурных понятий стала «дхарма» – моральный долг, совокупность добрых дел.

Особую эпоху в познании культуры открывает Новое время. В этот период понятие культура рассматривается уже в отрыве от природы, как результат сугубо человеческой деятельности, его исторического развития.

В первой половине XIX в. понимание культуры приобретает более отвлеченный, философский смысл, причем определяются два направления – идеализм и материализм. Тогда же вводится и понятия «материальная» и «духовная» культуры.

Во второй половине XIX в. появились уже разнообразные школы и направления культурологической мысли.

В конце XIX в. Б. Малиновский и А. Радклифф Браун заложили основы социальной антропологии, рассматривая функции культуры в соотношении с элементами социальных систем,

В русской культурологической мысли второй половины XIX – начала XX вв. определились три течения: славянофилов, западников и евразийцев.

3. Сущность культуры С середины XIX столетия, кроме осмысления понятия «культура», все активнее предпринимались попытки дать обобщенное определение этому феномену. К началу XX ст. количество таких определений достигло 250, а в настоящее время их уже более 100. Это естественно, поскольку культура также многогранна, как и многогранен ее носитель – человек

Таким образом, не претендуя на универсальный подход, можно дать следующее определение понятия. Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, воплотившихся в материальных и духовных ценностях, определяющих нормы поведения людей, отношения друг к другу, обществу, природе, творческий процесс, формирующий личность и общество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.025 с.)