Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий религиоведческий словарь↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А Абба́т (от сирийск. abba – отец) – на Западе с V в. название настоятеля монастыря. В церковной иерархии А. стоит после епископа. Авата́ра (санскр. – досл. «тот, кто сходит вниз») – в индуизме, материализация, телесное воплощение Бога на земле в образах людей или животных. Авраа́м (древневр. – отец многих) – библейский патриарх, почитаемый в иудаизме, христианстве и исламе (Ибрахим). Считается праотцом еврейского народа (через Исаака) и арабов (через Исмаила). С именем А. связано начало веры в единого Бога (монотеизм), а также заключение завета (договора) с Богом, закрепленного обрядом обрезания. Автокефа́лия (от греч. αυτός – сам, κεφαλή – голова) – самоуправление, административная независимость Православных Церквей. Адвенти́зм (от лат. adventus – пришествие) – течение протестантизма, возникшее в 30-х гг. XIX в. в США. Проповедь второго пришествия Христа. Алла́х (от араб. «илах» – божество) – имя Бога в исламе. Аматера́су (яп., букв. – освещающая небо) – богиня солнца, центральное божество синтоизма. Амуле́т (от араб. «гамала» – носить) – предмет, который с помощью особой магической силы охраняет его владельца от несчастий и «злых чар». Ана́фема (греч. ανάθεμα – проклятье) – в христианстве церковное проклятье от имени Бога. Англика́нство – одно из трех основных протестантских течений, возникшее в Англии в XVI в. Сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Аними́зм (от лат. anima, animus – душа, дух) – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в существование души и духов. А́нхра-Ма́нью (Ахрима́н) – Дух Зла в зороастризме. Апока́липсис (греч. αποκάλυψις – откровение) – одна из книг Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова», которая содержит пророчества о «конце света», борьбе между Христом и антихристом, страшном суде, тысячелетнем царстве Божьем. Апо́крифы (от греч. απόκρυφος – тайный, скрытый; подложный) – религиозные произведения, не признание Церковью священными, неканонические. Апо́столы (греч. απόστολος – посланец) – странствующие проповедники в первоначальном христианстве, которые распространяли его идеи в древних общинах, а также среди нехристиан. Позже Церковь стала называть А. преимущественно 12 ближайших учеников Христа: Симона (Петра), Андрея, Варфоломея, Иоанна, Матфея, Симона Зилота, Фаддея (или Иуду, сына Якова), Филиппа, Фому, Якова, сына Алфея, Якова, сына Зеведея или брата Иоанна, Иуду Искариота, который предал Иисуса. К А. относят и Павла, хотя он не был непосредственно учеником Христа. Армагеддо́н (греч. термин, возникший от древнеевр. haar – ручей, поток и Megiddo – его название) – 1) местность около подножья г. Кармел, которая в библейские времена была местом решающих битв с египтянами, ассирийцами, вавилонянами и др. завоевателями Ханаанского края; 2) в христианстве – битва Бога с Сатаной; 3) синоним глобального катаклизма, борьба Добра и Зла. Арха́т (санскр. букв. – достойный) – понятие буддизма, означающее 1) эпитет Будды; 2) в традиции хинаяны – человек, достигший путем перевоплощений высшего уровня духовного развития – нирваны; 3) праведник, святой. Атеи́зм (от греч. α – отриц. частица, Θεος – Бог) – отрицание Бога. А́тман (санскр.) – «Я», индивидуальная душа человека в индуизме. Ахи́мса (санскр. – ненасилие) – религиозно-этический принцип в индуизме, джайнизме, буддизме, запрещающий причинять вред и страдания какому-либо живому существу. Аху́ра-Ма́зда (авест.), Орма́зд (среднеперс. – Господь Мудрый) – верховное божество в зороастризме, Бог Света, Истины и Добра.
Б Бапти́зм (от греч. βαπτίζω – погружать в воду) – течение протестантизма, возникшее в нач. XVII в. в Англии. В Б. крестят не детей, а взрослых, когда они осознали свою связь с Христом и сознательно готовы к встрече с Ним (стать христианами). Би́блия (греч. βιβλία – книги) – Священное Писание христианства и иудаизма (Ветхий Завет). Создавалась на протяжении I тыс. до н.э. – I–II в. н.э. путем подбора, редактирования и канонизации текстов, которые иудейская, а позднее христианская традиции считали богодухновенными. Состоит из 2-х частей – Ветхого Завета, признанного иудеями и христианинами, и Нового Завета – собственно христианской части Библии. Языками Б. являются древнееврейский (иврит) и арамейский в Ветхом Завете и греческий (койне) в Новом. Древнейшими переводами Б. являются греч. Септуагинта (II в. до н.э.), лат. Ветус Латина и Вульгата (III–IV в. н.э.). Септуагинта и Вульгата являются официальными версиями для православия и католицизма. Христианская и иудейская версии Б. отличаются количеством книг, признанными священными. Ботхиса́ттва (санскр. досл. «тот, кто стремится к просветлению») – человек, душа которого достигла совершенства и по закону кармы должна выйти из колеса сансары (перевоплощений) и слиться с Мировой Душой (в индуизме) или погрузиться в нирвану (в буддизме), но из-за сострадания (сущность ботхисаттвы – сострадание) к земным существам, людям она воплощается в человеческое тело, чтобы помочь другим достичь совершенства. Бра́хма – Бог-Творец мира в индуистской Троице (Тримурти). Бра́хман ( санскр. ) – высшая объективная реальность, Абсолют, Мировая Душа (в противоположность атману – индивидуальной душе) в индуизме; Брахма́ны - 1) жрецы высшей варны индийского общества (брамины); 2) комментарии к ведийским текстам. Бу́дда (от санскр. «будх» – будить, пробуждаться; просветленный, пробужденный) – 1) основатель буддизма Гаутама Сиддхартха Шакьямуни (624–544 гг. до н.э.); 2) человек, достигший высшей границы духовного развития и перешедший из спящего состояния сознания к пробуждению; 3) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал духовного самосовершенствования. Будди́зм – одна из трех мировых религий, возникшая в VI–V вв. до н. э. в Индии. Основатель Б. – Гаутама Будда. Основатель идеи Б.: жизнь наполнена страданиями, причина которых в желаниях людей и их привязанности к материальному бытию. Угасание желаний и привязанностей приводит к состоянию абсолютных покоя и свободы – нирване (высшему состоянию Б.) и просветлению. Св. Канон – «Трипитака» (санскр.), «Типитака» (пали). Бу́лла (лат. bulla – шарик) – в средние века круглая металлическая печать, скреплявшая папские, королевские, императорские акты; так же называются наиболее важные акты Римских Пап, содержащие их обращения, постановления и распоряжения. Бхагава́д-ги́та (санскр. – песнь богов) – входящий в состав «Махабхараты» трактат, излагающий основы брахманизма и индуизма. Бха́кти (санскр., букв. – преданность, любовь к Богу) – в религиозно-философской традиции индуизма привязанность, влюбленность, преданность и сопричастность Богу. В Ва́рна ( санскр., букв. – качество, цвет ) – религиозно-социальная сословная группа в индийском обществе, принадлежность к которой определяется рождением и уровнем духовного совершенства (чем выше В., тем выше уровень духовности). В брахманизме одним из первоначальных признаков приобщенности к той или иной В. была степень «чистоты арийской крови». Каждая В. характеризуется определенным уровнем духовного совершенства (близостью к Мировой Душе – Брахману), социальным положением и кругом занятий. Существуют четыре В.: 1) брахманы (брамины)– жрецы, духовная элита; 2) кшатрии – воины, знать – социальная элита; 3) вайшии (вайсии) – земледельцы, скотоводы, торговцы; 4) шудры (судры) – зависимые люди, слуги. Существует закон, запрещающий смешивать варны, т.е. вступать в брак представителями разных В. Нарушающие этот закон становятся чандала (неприкасаемыми), л юдьми вне общества и закона. Ватика́н (Vaticano) – 1) официальная резиденция Пап и Римской курии с 1870 г.; 2) папское государство на территории Рима, созданное в 1929 г. в результате Латеранских договоров, заключенных Пием XI с Муссолини, центр Римско-Католической Церкви. Ве́ды (санскр. – досл. «священное знание») – древнейшие и главные Св. Книги индуизма. Вика́рий (от лат. vicarius – заместитель, наместник) – заместитель духовного лица. В Католической Церкви викарием Иисуса Христа считается Папа Римский. В Православной Церкви В. имеются в епархиях, монастырях и больших парафиях. В протестантизме В. встречается как помощник священника. Ви́шну (санскр. – «тот, который проникает во Всё») – один из трех главных богов индуизма, Бог-хранитель Вселенной. Г Голго́фа ( арамейск. – череп ) – холм в окрестностях Иерусалима, на котором древние евреи казнили преступников. На Г., по Евангелиям, был распят на кресте Иисус Христос. Грех – 1) отход от Бога и Его заповедей; 2) нарушение религиозных церковных предписаний. Гуру́ (санскр. досл. – духовный наставник, учитель) – 1) духовный учитель в индуизме и буддизме; 2) глава религиозной общины в сикхизме, первым из которых считается основатель сикхизма Нанак (1469–1539).
Д Дала́й-Ла́ма ( тибетск. букв. – море-лама, т.е. лама, великий как море ) – титул с 1391 г. главы ламаистского духовенства, являвшегося, до присоединения в 1951 г. Тибета к Китаю, главой светской власти в Тибете. Даоси́зм (кит. «дао цзя» – школа дао) – национальная китайская религия вышедшая во II в. н.э. из недр философского учения Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.). Основная идея Д. – достижение гармонии, единства человека и природы, Космоса, Дао путем недеяния (у-вей). Символ Д. – «Тай-цзы». Учение Д. изложено в трактате «Дао дэ цзин». Деномина́ция (от лат. denomination – наделение специальным именем) – 1) группа лиц или предметов, объединенных одним названием; 2) религиозное объединение, находящееся в стадии становления, организационного оформления; 3) синоним вероисповедания, конфессии. Джиха́д (араб. – усилие) – борьба за веру (газават), предписанная Кораном. Существуют: духовный Д. – духовное самосовершенствование, а также четыре типа Д.: 1) Д. меча – борьба с неверными; 2) Д. сердца – борьба с собственным несовершенством; 3) Д. языка – поощрение богоугодного и осуждение того, что осуждает Коран; 4) Д. руки – наказание за преступление перед верой. Дзэн (яп.), чань (кит) (от санскр. «дхъяна» – медитация) – направления буддизма в Японии и Китае. Д. признает возможность внезапного просветления (сатори– яп., дунь у – кит.) и предполагает передачу Истины молча, «от сердца к сердцу», без слов или с помощью парадоксальных загадок (коаны – яп., гуань – кит.), такого же рода диалогов (мондо – яп., веньда – кит.), притч (року), которые разрушают логическое мышление человека, мешающее просветлению. До́гматы религиозные (греч. δόγματος – мнение, учение) – основные положения вероучения, признаваемые вечными и неизменными истинами, установленными Богом и обязательными для веры в них всех верующих. Дхаммапа́да (санскр. – путь дхармы) – одна из частей «Сутта-питаки», входящей в состав буддийского канона «Трипитаки». В Д. изложены основные принципы раннего буддизма. Дха́рма (санскр.), дха́мма (пали) – 1) доктрина, учение Будды; 2) совокупность предписаний праведной жизни в индуизме, брахманизме для данной варны (касты); 3) мельчайшие духовные неделимые частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.
Е Ева́нгелия (от греч. ευαγγέλιον – благая весть, благовещение) – христианские Cв. Писания, входящие в состав Нового Завета (II части Библии), повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В состав Нового Завета входят четыре канонические Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Кроме четырех канонических Евангелий существуют апокрифические Е., которые не признаются христианской Церковью как богодухновенные, священные. Е́реси (греч. αιρέσις; первоначально – отбор, позже – учение, школа, секта) – религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины Церкви в вопросах догматики, культа, организации. Ерети́к – человек, взгляды которого противостоят христианским догматам, утвержденным на Вселенских соборах.
З Заве́т (древеевр. berit, греч. διαθήκη – союз, завет, соглашение) – понятие Библии, означающее сакральный Союз Бога с человеком. По Библии, начало З. – пребывание первых людей в раю – было разорвано вследствие грехопадения Адама и Евы. З. возобновлялся через праотцов и пророков Ноя, Авраама, Моисея. Однако из-за человеческой греховности эти союзы нарушались. Поэтому Бог через Иисуса Христа и Его искупительную жертву осуществил «Новый» (по отношению к предыдущему, «Ветхому» («Старому»)) З. Соответственно, еврейские Св. Книги называются Ветхим Заветом, а собственно христианская часть Библии – Новым Заветом. Зака́т (араб. – очищение) – один из «Пяти столпов ислама» – налог на имущество и прибыль, установленный шариатом. Зароастри́зм – древнеиранская религия, возникшая в VIII–VI вв. до н.э. (по версии М. Бойс – в кон. II тыс. до н.э., 1500–1200 гг. до н.э.). Основная идея З. – мир являет собой борьбу двух противоположных начал: Света и Тьмы, Добра и Зла, Истины и Лжи, Жизни и Смерти, воплощенных в Боге Добра и Света – Ахура-Мазде и Боге Зла и Тьмы – Анхра-Манью. Св. Книга – Авеста.
И Ибли́с (Шайта́н) – дьявол в исламе, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ преклониться перед первочеловеком Адамом. Игу́мен, игу́менья (греч. ηγούμενος, от ηγεμών – букв. – ведущий, вожак) – монах (монахиня), настоятель (настоятельница) мужского (женского) монастыря. Иезуи́ты (лат. Societas Jesu – Общество Иисуса) – католический монашеский орден, созданный в 1534 г. Игнатием Лайолой и утвержденный Папой Павлом III в 1540 г. Орден И. был главным орудием Контрреформации и опорой пап. Иезуиты кроме 3 монашеских обетов дают четвертый – обет повиновения Папе Римскому. Индуи́зм – индийская национальная религия, вышедшая из недр брахманизма и ведической религии, уходящей своими корнями во II тыс. до н.э. Главный принцип И. – Тримурти, согласно которому Высший Абсолют, Единое, Брахман проявляет себя в трех основных функциях: созидания, персонифицированного богом Брахмой; сохранения, персонифицированного богом Шивой; разрушения, персонифицированного богом Шивой. Главное учение – учение о сансаре (переселении души), основная идея которого заключается в том, что цель существования – духовное самосовершенствование, т.е. цель сансары, которой руководит карма (закон возмездия) – достижение совершенства, ведущего к состоянию мокши (освобождению от уз сансары и слиянию индивидуальной души (атмана) с Мировой Душой (Брахманом)). Таким образом, по И., все существа приходят в этот мир, чтобы совершенствоваться (совершенствовать себя), учиться, за исключением бодхисаттв, которые приходят в этот мир, чтобы совершенствовать и учить других, как Духовные Учителя человечества. Главные Св. Книги: Веды, Упанишады, Брахманы, Бхагавад-гита. Индульге́нция (от лат. indulgentia – милость) – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед Католической Церковью. Инквизи́ция (от лат. inquisitio – розыск) – трибунал Католической Церкви, созданный в XIII в. для борьбы с ересью и просуществовавший до 1965 г. (под названием Конгрегация св. канцелярии). Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. В качестве наказания применялись: публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключение, сожжение на костре. Особенно жестоко действовала так называемая Новая И. в Испании, созданная в 1480 г., во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. И́нок – обобщенное название монашествующих независимо от их сана; в православии – синоним монаха. Исиха́зм ( от греч. ησυχία – покой, безмолвие ) – система мистико-аскетической монашеской практики, направленной на Богопознание и обо́жение, видение Божественного (несотворенного) Света в глубине сердца. И. зародился в Византии в III–IV вв., в XIII–XIV вв. благодаря инокам Св. горы Афон, Григорию Паламе (1296–1359) широко распространяется в православии. Исла́м (араб. – покорность) – одна из трех мировых религий. Возник в VIIв. в Аравии. Основу И. составляют «Пять столпов ислама»: 1) ташахуд (араб.) – монотеизм, поклонение единственному Богу-Аллаху и его пророку Мухаммаду; 2) салат (араб.), намаз (перс.) – обязательная ежедневная пятикратная молитва; 3) хадж (араб.) – паломничество в г. Мекку к главному святилищу ислама – храму Ка’аба; 4) саум (араб.), ураза (тюрк.), рузе (перс.) – ежегодный 30-дневный пост в месяц рамадан (рамазан), в течение которого нельзя есть и пить с восхода до заката солнца; 5) закат (араб.) – налог на имущество и садака (араб.) – добровольная милостыня беднякам. Св. Книга – Коран. Иудаи́зм – еврейская национальная религия. И. зародился во II тыс. до н.э. (союз Бога с Авраамом) в Ханаане, но как религия Закона (данного Богом Моисею на г. Синай) – в XIII в. до н.э. Главные идеи И.: 1) очень суровый монотеизм; 2) идея богоизбранности еврейского народа, заключившего через Авраама Союз (завет) с Богом, символом которого является обряд обрезания – важнейший обряд И.; 3) почитание субботы (шаббат (евр.) – покой) как 7-го дня творения, во время которого евреи, как и их Бог-Творец, отдыхают, молятся и не должны работать; 4) идея греховности человека (на каждом человеке по И., с рождения до смерти лежит печать первородного греха Адама и Евы, смысл которого – в отходе от Бога по причине эгоизма); 5) ожидание Мошиаха (Спасителя). Св. Книга – Танах, древнейшей и важнейшей частью которого является Тора (Закон), или Пятикнижие Моисея. Главное в И. – знание, почитание и выполнение предписаний Торы, Закона, поэтому И. называют религией Закона, законопослушания. К Ка’а́ба (араб. – дом) – главное святилище ислама, храм в г. Мекка. В восточную стену здания вмурован «черный камень», посланный, по преданию, Аллахом с неба. Каббала́ (др. евр. – предание) – религиозно-мистическое учение, направленное на постижение глубинного, тайного смысла Торы и других книг Св.Книги иудаизма. Главные книги К. – «Сефер Цециза» (Книга творения) и Зогар (Сияние). Ка́дар (араб. – могущество, предопределение, судьба) – один из главных принципов ислама – предопределение Аллахом всех событий в мире и всех человеческих поступков. Кальвини́зм – одно из трех протестантских течений, возникшее в ходе Реформации. Основатель – Жак Кальвин. Главный догмат – абсолютное предопределение Богом человеческой судьбы. Ка́пище, или тре́бище ( от старославян. «капь» – изображение, идол, изваяние, статуя ) – старославянское дохристианское святилище. В К. ставили условное изображение одного или нескольких языческих божеств, перед которыми зажигали огни, осуществляли регламентированные жертвы (требы) животных, растений, иногда людей. Ка́рма (санскр. букв. – действие, деятельность, возмездие) – 1) в брахманизме, индуизме – закон возмездия, воздаяния, согласно которому сумма поступков человека (на уровне мыслей, слов и действий) определяет характер данной жизни и последующего перерождения. К. здесь является главным образом функцией выполнения или невыполнения дхармы, т.е. предписаний праведного образа жизни, данной варны (касты); 2) в буддизме – закон причинно-следственной связи. Здесь К. – принцип или закон, определяющий движение в Колесе Сансары, смысл которого в том, что причина всегда порождает следствие. В буддизме К. определяется в первую очередь степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях. Ка́ста (португ. casta – раса, род, сословие) – замкнутая и обособленная социальная группа индийского общества со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами. Принадлежность к К. определяется рождением и общностью происхождения. Существуют высшие и низшие К. Каст существует несколько тысяч, при этом представители каждой варны (брамины, кшатрии, ваисии, судры) могут входить лишь в определенные касты. Катехизис, в Рус. Православной Церкви – Катихи́зис (греч. κατήχησις, букв. – устное наставление, оглашение) – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов верующих. Существует православный, католический и протестантский К. Католици́зм (от греч. καθολικός – всеобщий, вселенский) – одно из трех основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве, возникшее в результате схизмы (раскола) в 1054 г. В К. единый глава – Папа Римский, живущий в Ватикане и считающийся наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Особенности К.: особое почитание девы Марии (Мадонны), безбрачие духовенства (целибат), добавление filioque (лат. – «и от Сына») к Символу веры (т.е. К. считает, что Дух Св. исходит не только от Бога-Отца, как в православии, но и от Сына), догмат о чистилище. Ки́рха, ки́рка (от нем. Die Kirche – храм, церковь) – лютеранский храм. Клир (от греч. κλήρος – жребий, христианское духовенство первоначально избиралось по жребию) – в христианской Церкви обобщенное название священнослужителей. Коа́н ( яп .), гуа́нь (кит.) – парадоксальная загадка в чань (дзен)-буддизме, цель которой разрушить логическое мышление, являющееся, по мнению дзен (чань), препятствием на пути к просветлению. Конфе́ссия (лат. confession – признание, исповедание) – религиозная организация, имеющая свое вероучение, культовую практику и организационную структуру. Конфирма́ция ( от лат. confirmatio – укрепление ) – 1) таинство миропомазания в Католической Церкви, совершаемое епископом в торжественной обстановке над детьми 7–8 лет; 2) в протестантизме – не имеет мистического смысла и является публичным актом, означающим достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия (14–16 лет), сознательное принятие ими христианской веры и включение их в состав религиозного общества. Конфуциа́нство – китайская национальная религия, возникшая в VI в. до н.э. Основатель – Конфуций (Кун-цзы). Главные идеи: гармонизация отношений между людьми с помощью ритуала, достижение самосовершенства благородного человека (цзюнь цзи) и приобретение «пяти благородных качеств»: Жень (человечность), И (долг), Ли (нормы поведения), Чжи (знания), Синь (верность); реализация в своей жизни принципа Сяо (сыновняя почтительность). Важное место в К. занимает культ предков и почитание древних традиций. Св. Книги – «Пятиканонение» и «Четверокнижие». Кора́н (араб. «аль-кур’ан» – чтение, декламация) – главная Св. Книга мусульман. Костёл (польск. – kósciól) – католический храм. Креациони́зм (от лат. criato – сотворение) – религиозное учение о происхождении мира путем творческого акта Бога. Кре́до (лат.credo – верую) – 1) символ веры в католицизме; 2) взгляды, убеждения, основы мировоззрения, которых придерживается данное лицо, социальная группа, партия и т.д. (философское К., политическое К. и т.д.). Крест – св. символ в христианстве, предмет религиозного почитания с IV в. в православии и католицизме. По христианской версии, на К. был распят Иисус Христос, что явилось основанием превращения изображения этого орудия казни в религиозный символ. Изображение Иисуса распятым на кресте встречается с VIII в. В некоторых христианских течениях (баптисты, адвентисты, другие Протестантские Церкви) отвергается культ К. К. почитался в дохристианских культах как символ огня, солнца и вечной жизни (например, свастика у древних славян и индусов). Ксёндз ( польск. ksiądz ) – польское наименование священнослужителя Католической Церкви. Кюре́ (от лат. curare – заботиться) – католический священник, возглавляющий религиозный приход (парафию) во Франции, Бельгии и других странах Западной Европы.
Л Ла́дан – ароматическая смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского п-ова. Л. используется в различных культах как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам. Ла́данка – мешочек, сумочка с ладаном или каким-либо талисманом с целью охраны носителя от злых духов. Ламаи́зм, тибе́тский будди́зм (лама (тибет.) – высочайший) – одно из направлений буддизма, сложившееся в VII–XIV вв. в Тибете на основе махаяны, тантризма и древней религии тибетцев бон-по (разновидность шаманизма). В Л., признающем все основные положения буддизма, особая роль отводится ламам – Духовным Учителям, наставникам, помогающим своим ученикам достичь просветления (нирваны). Лега́т (от лат. legatus – посланец, посланник) – духовное лицо, выполняющее в какой-либо стране особое, постоянное или временное, поручение Папы Римского. Литурги́я (греч. λειτουργία– богослужение, от λεώς – народ и έργον – дело, служение) – у православных – обедня, у католиков – месса – главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Лютера́нство – одно из направлений раннего протестантизма, возникшее в XVI в. усилиями М. Лютера. Главный догмат Л. – «оправдание верой», а не «делами», как в католицизме. Признание из 7 только 2-х таинств – крещения и причащения. Осуждение монашества, целибата.
М Ма́гия ( от греч. μαγια – колдовство ) – совокупность действий, направленных на манипулирование людьми и окружающей действительностью по воле человека (мага). Мадо́нна – Божья Мать, Богородица в католицизме. Махая́на (санскр., букв. – большая колесница, широкий путь спасения) – одно из двух основных направлений буддизма (наряду с хинаяной). Основная идея М.: – потенциальная «буддовость» каждого человека, т.е. достижение нирваны возможно уже в данной реинкарнации (данной жизни) и не только монахами (как утверждает хинаяна), но и мирянами, вставшими на Путь духовного совершенствования, с помощью будд и бодхисаттв. Идеал М. – ботхисаттва. В М. отсутствует противопоставление сансары и нирваны, реальность недвойственна, недихотомична (адвая), нирвана содержится в сансаре. Ме́диум (от лат. medius – средний) – лицо, которое во время спиритического сеанса выполняет роль посредника между духами умерших и людьми, участвующими в проведении сеанса. Ме́сса (франц. – messe) – богослужение (литургия) в Католической Церкви. Мече́ть (араб. «масджид» – место поклонения) – религиозно-культовое здание, храм в исламе. Минаре́т (от араб. «манара» – светиться) – башня при мечети, с которой муэдзин (служитель мечети) призывает верующих к молитве, возглашает азан. Миря́не, прихожа́не, па́ства – верующие христианской церкви (православной, католической), не наделенные духовным саном (в отличие от клира). Ми́стика, мистици́зм (от греч. μυστικός – таинственный) – 1) способность общаться с духовным миром (мистик); 2) тайные древние обряды посвящения в жрецы (мистерии), обряды посвящения; 3) религиозные (мистические) учения о духовном мире и его законах (буддизм, йога, дзен (чань)-буддизм, даосизм, каббала, исихазм, суфизм, хасидизм и др.). Мо́кша (санскр.) – высшее духовное состояние в индуизме и брахманизме, в котором индивидуальная душа (атман), достигнув совершенства, сливается с Мировой Душой (Брахманом). Монотеи́зм (от греч. μόνος – единственный, единый; Θεός – Бог) – религиозное учение и представление о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.
Н Нагуали́зм (от мекс. «нагуал» – дух-хранитель) – культ личных духов-покровителей, представлявшихся в виде зверя или птицы, у индейцев Центральной Америки. Нимб (от лат. nimbus – облако, туча) – условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов, в христианстве также Богородицы, святых, ангелов, пророков, а в Др. Греции – и героев. Нирва́на (санскр. – затухание, угасание) – центральное понятие религиозной философии буддизма и джайнизма. Н. – полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. – разрыв цепи перерождений, прекращение перевоплощений, остановка Колеса Сансары, абсолютный, ненарушимый покой. Ну́нций (лат. nuntius – вестник) – постоянный дипломатический представитель (посол) Ватикана а государствах, с которыми последний поддерживает дипломатические отношения.
О Оккульти́зм (от лат. occultus – тайный) – совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных, скрытых сил природы и человека. Тайные науки, которыми занимаются оккультисты следующие: 1) высший О. – теургия, психургия; 2) классический О. – каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медецина (гипнотизм, магнетизм); 3) практический О. – телепатия, психометрия, ясновиденье; 4) прикладной О. – хиромантия, графология, физиогностика; 5) народный О. – оракулы, сонники, гадания, травники. Ора́кул (лат. oraculum, от oro – говорю, прошу) – в Др. Греции и Др. Риме – предсказание божества; место, где совершается предсказание, и сам прорицатель. Наибольшей известностью пользовались Дельфийский О., О. Геракла в Ахайе, а также О. в Додоне. Ортодо́ксия (греч. ορθοδόξια – правильное мнение, правоверность) – твердая последовательность, приверженность к традициям, основам какого-либо учения, мировоззрение, полностью исключающая даже незначительные отклонения. О. в религии – правоверие, неуклонное следование традиционному учению Церкви. С появлением первых ересей этот термин стал использоваться как противопоставление иноверию. П Па́года (от санскр. «бгагават» – священный) – культовое буддийское сооружение, где сберегаются буддийские святыни. П. строится во дворах монастырей рядом с храмами. Пантео́н (греч. πανθεόν – все боги) – 1) «Храм всех богов» в античных религиях; 2) совокупность всех богов какой-либо религии; 3) усыпальница выдающихся людей. Па́па Ри́мский – глава Католической Церкви и государства-города Ватикан. Пара́фия (прихо́д) – первичная территориально-административная единица Церкви в христианстве. Признаками П. являются наличие храма, молитвенного дома, штата служителей культа (причт), а также общины верующих. Центр П. – парафиальная (приходская) церковь. Па́стор (лат. pastor – пастырь, пастух) – служитель церкви в протестантских течениях, отрицающих институт священства. Па́тер (лат. pater – отец) – священник в Католической Церкви. Патриа́рх (греч. πατριάρχης – родоначальник, от πατήρ – отец и αρχή – начало, власть,) – 1) высший духовный сан в православии, глава автокефальной Православной Церкви; 2) в католицизме титул П. имеют главы епархий. Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий) – проповедь мира и осуждение войн. Пилигри́м (от итал. pellegrino – чужеземец) – странствующий богомолец в католицизме (в православии – паломник). Политеи́зм (греч. πολύ – много, Θεός – Бог) – многобожие, поклонение нескольким богам. Правосла́вие – одно из трех основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи в 395 г. и оформившееся после разделения Церквей в 1054 г. Одна из характерных черт П. – приверженность традиционной догматике и культу. Большое значение в П. придают обрядности, важнейшим элементом которой являются 7 таинств: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) исповедь, 4) причащение, 5) венчание, 6) священство, 7) соборование. В отличие от католицизма П. не имеет единого центра и представлено ныне 15 каноническими автокефальными (независимыми) Православными Церквами, возглавляемыми патриархами. Прела́т (от лат. praelatus – предпочтенный, поставленный над кем-либо) – звание высших духовных лиц в Католической и Англиканской Церквах. Пресви́тер (греч. πρεσβυτέρος – старейшина) – управляющий в раннехристианских общинах, а после образования христианской Церкви – священнослужитель. В протестантизме П. – руководитель общины, избираемый, как и пастор, из состава мирян. При́мас (лат. primas – первенствующий) – В Католической и Англиканской Церквах – титул глав Церквей. Например, архиепископ – примас Англиканской Церкви Великобритании. В титуле Папы Римского также значится, что он примас Италии. Прозели́т (греч. προσήλυτος, букв. – пришелец) – человек, принявший какую-либо новую веру. Прозелити́зм – стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания. Протестанти́зм – одно из трех, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, возникшее в XVI в. в Германии и вышедшее из недр католицизма. Основатель – Мартин Лютер. Главные идеи: главный догмат – спасение личной верой; принцип всеобщего священства, что снимает догматическое различие между священниками и мирянами; исключительный авторитет Библии, которую имеет право толковать каждый верующий; упразднение 5 таинств из 7: таинствами в П. считаются лишь крещение и причащение; отказ от монастырей и монашества; отсутствие целибата; отвергнуто поклонение иконам, мощам, святым; богослужение упрощено и сводится к проповедям, молитвам и пению. Протоиере́й (от греч. πρώτος – первый и ιερός – священный) – старший священник в православии. Настоятель храма, принадлежит к белому (немонашескому) духовенству. Другое название – протопресвитер, протопоп. Пу́стынь – монастырь или отдельная келья, расположенные в безлюдных, отдаленных местах. Пятидеся́тники – течение позднего протестантизма, возникшее в нач. ХХ в. в США. В основу учения П. положен Новозаветный сюжет о сошествии Св. Духа на апостолов на 50-й день после воскресения Христа (Деян. 2, 1–12), вследствие чего они получили дар пророчествования – говорения на иных языках. Пятидесятники верят в возможность сошествия на них Св. Духа и получения от него
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.02 с.) |