Краткий религиоведческий словарь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий религиоведческий словарь



А

Абба́т (от сирийск. abba – отец) – на Западе с V в. название настоятеля монастыря. В церковной иерархии А. стоит после епископа.

Авата́ра (санскр. – досл. «тот, кто сходит вниз») – в индуизме, материализация, телесное воплощение Бога на земле в образах людей или животных.

Авраа́м (древневр. – отец многих) – библейский патриарх, почитаемый в иудаизме, христианстве и исламе (Ибрахим). Считается праотцом еврейского народа (через Исаака) и арабов (через Исмаила). С именем А. связано начало веры в единого Бога (монотеизм), а также заключение завета (договора) с Богом, закрепленного обрядом обрезания.

Автокефа́лия (от греч. αυτός – сам, κεφαλή – голова) – самоуправление, административная независимость Православных Церквей.

Адвенти́зм (от лат. adventus – пришествие) – течение протестантизма, возникшее в 30-х гг. XIX в. в США. Проповедь второго пришествия Христа.

Алла́х (от араб. «илах» – божество) – имя Бога в исламе.

Аматера́су (яп., букв. – освещающая небо) – богиня солнца, центральное божество синтоизма.

Амуле́т (от араб. «гамала» – носить) – предмет, который с помощью особой магической силы охраняет его владельца от несчастий и «злых чар».

Ана́фема (греч. ανάθεμα – проклятье) – в христианстве церковное проклятье от имени Бога.

Англика́нство – одно из трех основных протестантских течений, возникшее в Англии в XVI в. Сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

Аними́зм (от лат. anima, animus – душа, дух) – ранняя форма религии, в основе которой лежит вера в существование души и духов.

А́нхра-Ма́нью (Ахрима́н) – Дух Зла в зороастризме.  

Апока́липсис (греч. αποκάλυψις – откровение) – одна из книг Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова», которая содержит пророчества о «конце света», борьбе между Христом и антихристом, страшном суде, тысячелетнем царстве Божьем.

Апо́крифы (от греч. απόκρυφος – тайный, скрытый; подложный) – религиозные произведения, не признание Церковью священными, неканонические.

Апо́столы (греч. απόστολος – посланец) – странствующие проповедники в первоначальном христианстве, которые распространяли его идеи в древних общинах, а также среди нехристиан. Позже Церковь стала называть А. преимущественно 12 ближайших учеников Христа: Симона (Петра), Андрея, Варфоломея, Иоанна, Матфея, Симона Зилота, Фаддея (или Иуду, сына Якова), Филиппа, Фому, Якова, сына Алфея, Якова, сына Зеведея или брата Иоанна, Иуду Искариота, который предал Иисуса. К А. относят и Павла, хотя он не был непосредственно учеником Христа.

Армагеддо́н (греч. термин, возникший от древнеевр. haar – ручей, поток и Megiddo – его название) – 1) местность около подножья г. Кармел, которая в библейские времена была местом решающих битв с египтянами, ассирийцами, вавилонянами и др. завоевателями Ханаанского края; 2) в христианстве – битва Бога с Сатаной; 3) синоним глобального катаклизма, борьба Добра и Зла.

Арха́т (санскр. букв. – достойный) – понятие буддизма, означающее 1) эпитет Будды; 2) в традиции хинаяны – человек, достигший путем перевоплощений высшего уровня духовного развития – нирваны; 3) праведник, святой.

Атеи́зм (от греч. α – отриц. частица, Θεος – Бог) – отрицание Бога.

А́тман (санскр.) – «Я», индивидуальная душа человека в индуизме.

Ахи́мса (санскр. – ненасилие) – религиозно-этический принцип в индуизме, джайнизме, буддизме, запрещающий причинять вред и страдания какому-либо живому существу.

Аху́ра-Ма́зда (авест.), Орма́зд (среднеперс. – Господь Мудрый) – верховное божество в зороастризме, Бог Света, Истины и Добра.

 

Б

Бапти́зм (от греч. βαπτίζω – погружать в воду) – течение протестантизма, возникшее в нач. XVII в. в Англии. В Б. крестят не детей, а взрослых, когда они осознали свою связь с Христом и сознательно готовы к встрече с Ним (стать христианами).

Би́блия (греч. βιβλία – книги) – Священное Писание христианства и иудаизма (Ветхий Завет). Создавалась на протяжении I тыс. до н.э. – I–II в. н.э. путем подбора, редактирования и канонизации текстов, которые иудейская, а позднее христианская традиции считали богодухновенными. Состоит из 2-х частей – Ветхого Завета, признанного иудеями и христианинами, и Нового Завета – собственно христианской части Библии. Языками Б. являются древнееврейский (иврит) и арамейский в Ветхом Завете и греческий (койне) в Новом. Древнейшими переводами Б. являются греч. Септуагинта (II в. до н.э.), лат. Ветус Латина и Вульгата (III–IV в. н.э.). Септуагинта и Вульгата являются официальными версиями для православия и католицизма. Христианская и иудейская версии Б. отличаются количеством книг, признанными священными.

Ботхиса́ттва (санскр. досл. «тот, кто стремится к просветлению») – человек, душа которого достигла совершенства и по закону кармы должна выйти из колеса сансары (перевоплощений) и слиться с Мировой Душой (в индуизме) или погрузиться в нирвану (в буддизме), но из-за сострадания (сущность ботхисаттвы – сострадание) к земным существам, людям она воплощается в человеческое тело, чтобы помочь другим достичь совершенства.

Бра́хма – Бог-Творец мира в индуистской Троице (Тримурти).

Бра́хман ( санскр. ) – высшая объективная реальность, Абсолют, Мировая Душа (в противоположность атману – индивидуальной душе) в индуизме;

Брахма́ны - 1) жрецы высшей варны индийского общества (брамины); 2) комментарии к ведийским текстам.

Бу́дда (от санскр. «будх» – будить, пробуждаться; просветленный, пробужденный) – 1) основатель буддизма Гаутама Сиддхартха Шакьямуни (624–544 гг. до н.э.); 2) человек, достигший высшей границы духовного развития и перешедший из спящего состояния сознания к пробуждению; 3) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал духовного самосовершенствования.

Будди́зм – одна из трех мировых религий, возникшая в VI–V вв. до н. э. в Индии. Основатель Б. – Гаутама Будда. Основатель идеи Б.: жизнь наполнена страданиями, причина которых в желаниях людей и их привязанности к материальному бытию. Угасание желаний и привязанностей приводит к состоянию абсолютных покоя и свободы – нирване (высшему состоянию Б.) и просветлению. Св. Канон – «Трипитака» (санскр.), «Типитака» (пали).

Бу́лла (лат. bulla – шарик) – в средние века круглая металлическая печать, скреплявшая папские, королевские, императорские акты; так же называются наиболее важные акты Римских Пап, содержащие их обращения, постановления и распоряжения.

Бхагава́д-ги́та (санскр. – песнь богов) – входящий в состав «Махабхараты» трактат, излагающий основы брахманизма и индуизма.

Бха́кти (санскр., букв. – преданность, любовь к Богу) – в религиозно-философской традиции индуизма привязанность, влюбленность, преданность и сопричастность Богу.

В

Ва́рна ( санскр., букв. – качество, цвет ) – религиозно-социальная сословная группа в индийском обществе, принадлежность к которой определяется рождением и уровнем духовного совершенства (чем выше В., тем выше

уровень духовности). В брахманизме одним из первоначальных признаков приобщенности к той или иной В. была степень «чистоты арийской крови». Каждая В. характеризуется определенным уровнем духовного совершенства (близостью к Мировой Душе – Брахману), социальным положением и кругом занятий. Существуют четыре В.: 1) брахманы (брамины)– жрецы, духовная элита; 2) кшатрии – воины, знать – социальная элита; 3) вайшии (вайсии) – земледельцы, скотоводы, торговцы; 4) шудры (судры) – зависимые люди, слуги. Существует закон, запрещающий смешивать варны, т.е. вступать в брак представителями разных В. Нарушающие этот закон становятся чандала (неприкасаемыми), л

юдьми вне общества и закона.

Ватика́н (Vaticano) – 1) официальная резиденция Пап и Римской курии с 1870 г.; 2) папское государство на территории Рима, созданное в 1929 г. в результате Латеранских договоров, заключенных Пием XI с Муссолини, центр Римско-Католической Церкви.

Ве́ды (санскр. – досл. «священное знание») – древнейшие и главные Св. Книги индуизма.

Вика́рий (от лат. vicarius – заместитель, наместник) – заместитель духовного лица. В Католической Церкви викарием Иисуса Христа считается Папа Римский. В Православной Церкви В. имеются в епархиях, монастырях и больших парафиях. В протестантизме В. встречается как помощник священника.

Ви́шну (санскр. – «тот, который проникает во Всё») – один из трех главных богов индуизма, Бог-хранитель Вселенной.

Г

Голго́фа ( арамейск. – череп ) – холм в окрестностях Иерусалима, на котором древние евреи казнили преступников. На Г., по Евангелиям, был распят на кресте Иисус Христос.

Грех – 1) отход от Бога и Его заповедей; 2) нарушение религиозных церковных предписаний.

Гуру́ (санскр. досл. – духовный наставник, учитель) – 1) духовный учитель в индуизме и буддизме; 2) глава религиозной общины в сикхизме, первым из которых считается основатель сикхизма Нанак (1469–1539).

 

Д

Дала́й-Ла́ма ( тибетск. букв. – море-лама, т.е. лама, великий как море ) – титул с 1391 г. главы ламаистского духовенства, являвшегося, до присоединения в 1951 г. Тибета к Китаю, главой светской власти в Тибете.

Даоси́зм (кит. «дао цзя» – школа дао) – национальная китайская религия вышедшая во II в. н.э. из недр философского учения Лао-цзы (VI–V вв. до н.э.). Основная идея Д. – достижение гармонии, единства человека и природы, Космоса, Дао путем недеяния (у-вей). Символ Д. – «Тай-цзы». Учение Д. изложено в трактате «Дао дэ цзин».

Деномина́ция (от лат. denomination – наделение специальным именем) – 1) группа лиц или предметов, объединенных одним названием; 2) религиозное объединение, находящееся в стадии становления, организационного оформления; 3) синоним вероисповедания, конфессии.

Джиха́д (араб. – усилие) – борьба за веру (газават), предписанная Кораном. Существуют: духовный Д. – духовное самосовершенствование, а также четыре типа Д.: 1) Д. меча – борьба с неверными; 2) Д. сердца – борьба с собственным несовершенством; 3) Д. языка – поощрение богоугодного и осуждение того, что осуждает Коран; 4) Д. руки – наказание за преступление перед верой.

Дзэн (яп.), чань (кит) (от санскр. «дхъяна» – медитация) – направления буддизма в Японии и Китае. Д. признает возможность внезапного просветления (сатори– яп., дунь у – кит.) и предполагает передачу Истины молча, «от сердца к сердцу», без слов или с помощью парадоксальных загадок (коаны – яп., гуань – кит.), такого же рода диалогов (мондо – яп., веньда – кит.), притч (року), которые разрушают логическое мышление человека, мешающее просветлению.

До́гматы религиозные (греч. δόγματος – мнение, учение) – основные положения вероучения, признаваемые вечными и неизменными истинами, установленными Богом и обязательными для веры в них всех верующих.

Дхаммапа́да (санскр. – путь дхармы) – одна из частей «Сутта-питаки», входящей в состав буддийского канона «Трипитаки». В Д. изложены основные принципы раннего буддизма.

Дха́рма (санскр.), дха́мма (пали) – 1) доктрина, учение Будды; 2) совокупность предписаний праведной жизни в индуизме, брахманизме для данной варны (касты); 3) мельчайшие духовные неделимые частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.

 

Е

Ева́нгелия (от греч. ευαγγέλιον – благая весть, благовещение) – христианские Cв. Писания, входящие в состав Нового Завета (II части Библии), повествующие о жизни и учении Иисуса Христа. В состав Нового Завета входят четыре канонические Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Кроме четырех канонических Евангелий существуют апокрифические Е., которые не признаются христианской Церковью как богодухновенные, священные.

Е́реси (греч. αιρέσις; первоначально – отбор, позже – учение, школа, секта) – религиозные учения, отклоняющиеся от официальной доктрины Церкви в вопросах догматики, культа, организации.

Ерети́к – человек, взгляды которого противостоят христианским догматам, утвержденным на Вселенских соборах.

 

З

Заве́т (древеевр. berit, греч. διαθήκη – союз, завет, соглашение) – понятие Библии, означающее сакральный Союз Бога с человеком. По Библии, начало З. – пребывание первых людей в раю – было разорвано вследствие грехопадения Адама и Евы. З. возобновлялся через праотцов и пророков Ноя, Авраама, Моисея. Однако из-за человеческой греховности эти союзы нарушались. Поэтому Бог через Иисуса Христа и Его искупительную жертву осуществил «Новый» (по отношению к предыдущему, «Ветхому» («Старому»)) З. Соответственно, еврейские Св. Книги называются Ветхим Заветом, а собственно христианская часть Библии – Новым Заветом.

Зака́т (араб. – очищение) – один из «Пяти столпов ислама» – налог на имущество и прибыль, установленный шариатом.

Зароастри́зм – древнеиранская религия, возникшая в VIII–VI вв. до н.э. (по версии М. Бойс – в кон. II тыс. до н.э., 1500–1200 гг. до н.э.). Основная идея З. – мир являет собой борьбу двух противоположных начал: Света и Тьмы, Добра и Зла, Истины и Лжи, Жизни и Смерти, воплощенных в Боге Добра и Света – Ахура-Мазде и Боге Зла и Тьмы – Анхра-Манью. Св. Книга – Авеста.

 

И

Ибли́с (Шайта́н) – дьявол в исламе, бывший ранее ангелом. Изгнан Аллахом из рая за отказ преклониться перед первочеловеком Адамом.

Игу́мен, игу́менья (греч. ηγούμενος, от ηγεμών – букв. – ведущий, вожак) – монах (монахиня), настоятель (настоятельница) мужского (женского) монастыря.

Иезуи́ты (лат. Societas Jesu – Общество Иисуса) – католический монашеский орден, созданный в 1534 г. Игнатием Лайолой и утвержденный Папой Павлом III в 1540 г. Орден И. был главным орудием Контрреформации и опорой пап. Иезуиты кроме 3 монашеских обетов дают четвертый – обет повиновения Папе Римскому.

Индуи́зм – индийская национальная религия, вышедшая из недр брахманизма и ведической религии, уходящей своими корнями во II тыс. до н.э. Главный принцип И. – Тримурти, согласно которому Высший Абсолют, Единое, Брахман проявляет себя в трех основных функциях: созидания, персонифицированного богом Брахмой; сохранения, персонифицированного богом Шивой; разрушения, персонифицированного богом Шивой. Главное учение – учение о сансаре (переселении души), основная идея которого заключается в том, что цель существования – духовное самосовершенствование, т.е. цель сансары, которой руководит карма (закон возмездия) – достижение совершенства, ведущего к состоянию мокши (освобождению от уз сансары и слиянию индивидуальной души (атмана) с Мировой Душой (Брахманом)). Таким образом, по И., все существа приходят в этот мир, чтобы совершенствоваться (совершенствовать себя), учиться, за исключением бодхисаттв, которые приходят в этот мир, чтобы совершенствовать и учить других, как Духовные Учителя человечества. Главные Св. Книги: Веды, Упанишады, Брахманы, Бхагавад-гита.

Индульге́нция (от лат. indulgentia – милость) – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершенных, так и не совершенных еще грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед Католической Церковью.

Инквизи́ция (от лат. inquisitio – розыск) – трибунал Католической Церкви, созданный в XIII в. для борьбы с ересью и просуществовавший до 1965 г. (под названием Конгрегация св. канцелярии). Для И. характерны: тайное следствие, использование доносчиков и лжесвидетелей, применение пыток, конфискация имущества осужденных, распространение осуждения на родственников и потомков до третьего поколения включительно, полный произвол в отношении подследственных. В качестве наказания применялись: публичное отречение, штраф, порка, тюремное заключение, сожжение на

костре. Особенно жестоко действовала так называемая Новая И. в Испании, созданная в 1480 г., во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой.

И́нок – обобщенное название монашествующих независимо от их сана; в православии – синоним монаха.

Исиха́зм ( от греч. ησυχία – покой, безмолвие ) – система мистико-аскетической монашеской практики, направленной на Богопознание и обо́жение, видение Божественного (несотворенного) Света в глубине сердца. И. зародился в Византии в III–IV вв., в XIII–XIV вв. благодаря инокам Св. горы Афон, Григорию Паламе (1296–1359) широко распространяется в православии.

Исла́м (араб. – покорность) – одна из трех мировых религий. Возник в VIIв. в Аравии. Основу И. составляют «Пять столпов ислама»: 1) ташахуд (араб.) – монотеизм, поклонение единственному Богу-Аллаху и его пророку Мухаммаду; 2) салат (араб.), намаз (перс.) – обязательная ежедневная пятикратная молитва; 3) хадж (араб.) – паломничество в г. Мекку к главному святилищу ислама – храму Ка’аба; 4) саум (араб.), ураза (тюрк.), рузе (перс.) – ежегодный 30-дневный пост в месяц рамадан (рамазан), в течение которого нельзя есть и пить с восхода до заката солнца; 5) закат (араб.) – налог на имущество и садака (араб.) – добровольная милостыня беднякам. Св. Книга – Коран.

Иудаи́зм – еврейская национальная религия. И. зародился во II тыс. до н.э. (союз Бога с Авраамом) в Ханаане, но как религия Закона (данного Богом Моисею на г. Синай) – в XIII в. до н.э. Главные идеи И.: 1) очень суровый монотеизм; 2) идея богоизбранности еврейского народа, заключившего через Авраама Союз (завет) с Богом, символом которого является обряд обрезания – важнейший обряд И.; 3) почитание субботы (шаббат (евр.) – покой) как 7-го дня творения, во время которого евреи, как и их Бог-Творец, отдыхают, молятся и не должны работать; 4) идея греховности человека (на каждом человеке по И., с рождения до смерти лежит печать первородного греха Адама и Евы, смысл которого – в отходе от Бога по причине эгоизма); 5) ожидание Мошиаха (Спасителя). Св. Книга – Танах, древнейшей и важнейшей частью которого является Тора (Закон), или Пятикнижие Моисея. Главное в И. – знание, почитание и выполнение предписаний Торы, Закона, поэтому И. называют религией Закона, законопослушания.

К

Ка’а́ба (араб. – дом) – главное святилище ислама, храм в г. Мекка. В восточную стену здания вмурован «черный камень», посланный, по преданию, Аллахом с неба.

Каббала́ (др. евр. – предание) – религиозно-мистическое учение, направленное на постижение глубинного, тайного смысла Торы и других книг Св.Книги иудаизма. Главные книги К. – «Сефер Цециза» (Книга творения) и Зогар (Сияние).

Ка́дар (араб. – могущество, предопределение, судьба) – один из главных принципов ислама – предопределение Аллахом всех событий в мире и всех человеческих поступков.

Кальвини́зм – одно из трех протестантских течений, возникшее в ходе Реформации. Основатель – Жак Кальвин. Главный догмат – абсолютное предопределение Богом человеческой судьбы.

Ка́пище, или тре́бище ( от старославян. «капь» – изображение, идол, изваяние, статуя ) – старославянское дохристианское святилище. В К. ставили условное изображение одного или нескольких языческих божеств, перед которыми зажигали огни, осуществляли регламентированные жертвы (требы) животных, растений, иногда людей.

Ка́рма (санскр. букв. – действие, деятельность, возмездие) – 1) в брахманизме, индуизме – закон возмездия, воздаяния, согласно которому сумма поступков человека (на уровне мыслей, слов и действий) определяет характер данной жизни и последующего перерождения. К. здесь является главным образом функцией выполнения или невыполнения дхармы, т.е. предписаний праведного образа жизни, данной варны (касты); 2) в буддизме

– закон причинно-следственной связи. Здесь К. – принцип или закон, определяющий движение в Колесе Сансары, смысл которого в том, что причина всегда порождает следствие. В буддизме К. определяется в первую очередь степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях.

Ка́ста (португ. casta – раса, род, сословие) – замкнутая и обособленная социальная группа индийского общества со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами. Принадлежность к К. определяется рождением и общностью происхождения. Существуют высшие и низшие К. Каст существует несколько тысяч, при этом представители каждой варны (брамины, кшатрии, ваисии, судры) могут входить лишь в определенные касты.

Катехизис, в Рус. Православной Церкви – Катихи́зис (греч. κατήχησις, букв. – устное наставление, оглашение) – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов верующих. Существует православный, католический и протестантский К.

Католици́зм (от греч. καθολικός – всеобщий, вселенский) – одно из трех основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве, возникшее в результате схизмы (раскола) в 1054 г. В К. единый глава – Папа Римский, живущий в Ватикане и считающийся наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Особенности К.: особое почитание девы Марии (Мадонны), безбрачие духовенства (целибат), добавление filioque (лат. – «и от Сына») к Символу веры (т.е. К. считает, что Дух Св. исходит не только от Бога-Отца, как в православии, но и от Сына), догмат о чистилище.

Ки́рха, ки́рка (от нем. Die Kirche – храм, церковь) – лютеранский храм.

Клир (от греч. κλήρος – жребий, христианское духовенство первоначально избиралось по жребию) – в христианской Церкви обобщенное название священнослужителей.

Коа́н ( яп .), гуа́нь (кит.) – парадоксальная загадка в чань (дзен)-буддизме, цель которой разрушить логическое мышление, являющееся, по мнению дзен (чань), препятствием на пути к просветлению.

Конфе́ссия (лат. confession – признание, исповедание) – религиозная организация, имеющая свое вероучение, культовую практику и организационную структуру.

Конфирма́ция ( от лат. confirmatio – укрепление ) – 1) таинство миропомазания в Католической Церкви, совершаемое епископом в торжественной обстановке над детьми 7–8 лет; 2) в протестантизме – не имеет мистического смысла и является публичным актом, означающим достижение молодыми людьми церковного совершеннолетия (14–16 лет), сознательное принятие ими христианской веры и включение их в состав религиозного общества.

Конфуциа́нство – китайская национальная религия, возникшая в VI в. до н.э. Основатель – Конфуций (Кун-цзы). Главные идеи: гармонизация отношений между людьми с помощью ритуала, достижение самосовершенства благородного человека (цзюнь цзи) и приобретение «пяти благородных качеств»: Жень (человечность), И (долг), Ли (нормы поведения), Чжи (знания), Синь (верность); реализация в своей жизни принципа Сяо (сыновняя почтительность). Важное место в К. занимает культ предков и почитание древних традиций. Св. Книги – «Пятиканонение» и «Четверокнижие».

Кора́н (араб. «аль-кур’ан» – чтение, декламация) – главная Св. Книга мусульман.

Костёл (польск. – kósciól) – католический храм.

Креациони́зм (от лат. criato – сотворение) – религиозное учение о происхождении мира путем творческого акта Бога.

Кре́до (лат.credo – верую) – 1) символ веры в католицизме; 2) взгляды, убеждения, основы мировоззрения, которых придерживается данное лицо, социальная группа, партия и т.д. (философское К., политическое К. и т.д.).

Крест – св. символ в христианстве, предмет религиозного почитания с IV в. в православии и католицизме. По христианской версии, на К. был распят Иисус Христос, что явилось основанием превращения изображения этого орудия казни в религиозный символ. Изображение Иисуса распятым на кресте встречается с VIII в. В некоторых христианских течениях (баптисты, адвентисты, другие Протестантские Церкви) отвергается культ К. К. почитался в дохристианских культах как символ огня, солнца и вечной жизни (например, свастика у древних славян и индусов).

Ксёндз ( польск. ksiądz ) – польское наименование священнослужителя Католической Церкви.

Кюре́ (от лат. curare – заботиться) – католический священник, возглавляющий религиозный приход (парафию) во Франции, Бельгии и других странах Западной Европы.

 

Л

Ла́дан – ароматическая смола, собираемая из надрезов коры дерева босвеллия, растущего в Восточной Африке и на юго-западе Аравийского п-ова. Л. используется в различных культах как для выкуривания злых духов, так и для воскурения фимиама богам.

Ла́данка  – мешочек, сумочка с ладаном или каким-либо талисманом с целью охраны носителя от злых духов.

Ламаи́зм, тибе́тский будди́зм (лама (тибет.) – высочайший) – одно из направлений буддизма, сложившееся в VII–XIV вв. в Тибете на основе махаяны, тантризма и древней религии тибетцев бон-по (разновидность шаманизма). В Л., признающем все основные положения буддизма, особая роль отводится ламам – Духовным Учителям, наставникам, помогающим своим ученикам достичь просветления (нирваны).

Лега́т (от лат. legatus – посланец, посланник) – духовное лицо, выполняющее в какой-либо стране особое, постоянное или временное, поручение Папы Римского.

Литурги́я (греч. λειτουργία– богослужение, от λεώς – народ и έργον – дело, служение) – у православных – обедня, у католиков – месса – главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения.

Лютера́нство – одно из направлений раннего протестантизма, возникшее в XVI в. усилиями М. Лютера. Главный догмат Л. – «оправдание верой», а не «делами», как в католицизме. Признание из 7 только 2-х таинств – крещения и причащения. Осуждение монашества, целибата.

 

М

Ма́гия ( от греч. μαγια – колдовство ) – совокупность действий, направленных на манипулирование людьми и окружающей действительностью по воле человека (мага).

Мадо́нна – Божья Мать, Богородица в католицизме.

Махая́на (санскр., букв. – большая колесница, широкий путь спасения) – одно из двух основных направлений буддизма (наряду с хинаяной). Основная идея М.: – потенциальная «буддовость» каждого человека, т.е. достижение нирваны возможно уже в данной реинкарнации (данной жизни) и не только монахами (как утверждает хинаяна), но и мирянами, вставшими на Путь духовного совершенствования, с помощью будд и бодхисаттв. Идеал М. – ботхисаттва. В М. отсутствует противопоставление сансары и нирваны, реальность недвойственна, недихотомична (адвая), нирвана содержится в сансаре.

Ме́диум (от лат. medius – средний) – лицо, которое во время спиритического сеанса выполняет роль посредника между духами умерших и людьми, участвующими в проведении сеанса.

Ме́сса (франц. – messe) – богослужение (литургия) в Католической Церкви.

Мече́ть (араб. «масджид» – место поклонения) – религиозно-культовое здание, храм в исламе.

Минаре́т (от араб. «манара» – светиться) – башня при мечети, с которой муэдзин (служитель мечети) призывает верующих к молитве, возглашает азан.

Миря́не, прихожа́не, па́ства – верующие христианской церкви (православной, католической), не наделенные духовным саном (в отличие от клира).

Ми́стика, мистици́зм (от греч. μυστικός – таинственный) – 1) способность общаться с духовным миром (мистик); 2) тайные древние обряды посвящения в жрецы (мистерии), обряды посвящения; 3) религиозные (мистические) учения о духовном мире и его законах (буддизм, йога, дзен (чань)-буддизм, даосизм, каббала, исихазм, суфизм, хасидизм и др.).

Мо́кша (санскр.) – высшее духовное состояние в индуизме и брахманизме, в котором индивидуальная душа (атман), достигнув совершенства, сливается с Мировой Душой (Брахманом).

Монотеи́зм (от греч. μόνος – единственный, единый; Θεός – Бог) – религиозное учение и представление о едином Боге, единобожие, в противоположность политеизму – многобожию.

 

Н

Нагуали́зм (от мекс. «нагуал» – дух-хранитель) – культ личных духов-покровителей, представлявшихся в виде зверя или птицы, у индейцев Центральной Америки.

Нимб (от лат. nimbus – облако, туча) – условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов, в христианстве также Богородицы, святых, ангелов, пророков, а в Др. Греции – и героев.

Нирва́на (санскр. – затухание, угасание) – центральное понятие религиозной философии буддизма и джайнизма. Н. – полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Н. – разрыв цепи перерождений, прекращение перевоплощений, остановка Колеса Сансары, абсолютный, ненарушимый покой.

Ну́нций (лат. nuntius – вестник) – постоянный дипломатический представитель (посол) Ватикана а государствах, с которыми последний поддерживает дипломатические отношения.

 

 

О

Оккульти́зм (от лат. occultus – тайный) – совокупность воззрений, верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных, скрытых сил природы и человека. Тайные науки, которыми занимаются оккультисты следующие: 1) высший О. – теургия, психургия; 2) классический О. – каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медецина (гипнотизм, магнетизм); 3) практический О. – телепатия, психометрия, ясновиденье; 4) прикладной О. – хиромантия, графология, физиогностика; 5) народный О. – оракулы, сонники, гадания, травники.

Ора́кул (лат. oraculum, от oro – говорю, прошу) – в Др. Греции и Др. Риме – предсказание божества; место, где совершается предсказание, и сам прорицатель. Наибольшей известностью пользовались Дельфийский О., О. Геракла в Ахайе, а также О. в Додоне.

Ортодо́ксия (греч. ορθοδόξια – правильное мнение, правоверность) – твердая последовательность, приверженность к традициям, основам какого-либо учения, мировоззрение, полностью исключающая даже незначительные отклонения. О. в религии – правоверие, неуклонное следование традиционному учению Церкви. С появлением первых ересей этот термин стал использоваться как противопоставление иноверию.

П

Па́года (от санскр. «бгагават» – священный) – культовое буддийское сооружение, где сберегаются буддийские святыни. П. строится во дворах монастырей рядом с храмами.

Пантео́н (греч. πανθεόν – все боги) – 1) «Храм всех богов» в античных религиях; 2) совокупность всех богов какой-либо религии; 3) усыпальница выдающихся людей.

Па́па Ри́мский – глава Католической Церкви и государства-города Ватикан.

Пара́фия (прихо́д) – первичная территориально-административная единица Церкви в христианстве. Признаками П. являются наличие храма, молитвенного дома, штата служителей культа (причт), а также общины верующих. Центр П. – парафиальная (приходская) церковь.

Па́стор (лат. pastor – пастырь, пастух) – служитель церкви в протестантских течениях, отрицающих институт священства.

Па́тер (лат. pater – отец) – священник в Католической Церкви.

Патриа́рх (греч. πατριάρχης – родоначальник, от πατήρ – отец и αρχή – начало, власть,) – 1) высший духовный сан в православии, глава автокефальной Православной Церкви; 2) в католицизме титул П. имеют главы епархий.

Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий) – проповедь мира и осуждение войн.

Пилигри́м (от итал. pellegrino – чужеземец) – странствующий богомолец в католицизме (в православии – паломник).

Политеи́зм (греч. πολύ – много, Θεός – Бог) – многобожие, поклонение нескольким богам.

Правосла́вие – одно из трех основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи в 395 г. и оформившееся после разделения Церквей в 1054 г. Одна из характерных черт П. – приверженность традиционной догматике и культу. Большое значение в П. придают обрядности, важнейшим элементом которой являются 7 таинств: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) исповедь, 4) причащение, 5) венчание, 6) священство, 7) соборование. В отличие от католицизма П. не имеет единого центра и представлено ныне 15 каноническими автокефальными (независимыми) Православными Церквами, возглавляемыми патриархами.

Прела́т (от лат. praelatus – предпочтенный, поставленный над кем-либо) – звание высших духовных лиц в Католической и Англиканской Церквах.

Пресви́тер (греч. πρεσβυτέρος – старейшина) – управляющий в раннехристианских общинах, а после образования христианской Церкви – священнослужитель. В протестантизме П. – руководитель общины, избираемый, как и пастор, из состава мирян.

При́мас (лат. primas – первенствующий) – В Католической и Англиканской Церквах – титул глав Церквей. Например, архиепископ – примас Англиканской Церкви Великобритании. В титуле Папы Римского также значится, что он примас Италии.

Прозели́т (греч. προσήλυτος, букв. – пришелец) – человек, принявший какую-либо новую веру.

Прозелити́зм – стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания.

Протестанти́зм – одно из трех, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, возникшее в XVI в. в Германии и вышедшее из недр католицизма. Основатель – Мартин Лютер. Главные идеи: главный догмат – спасение личной верой; принцип всеобщего священства, что снимает догматическое различие между священниками и мирянами; исключительный авторитет Библии, которую имеет право толковать каждый верующий; упразднение 5 таинств из 7: таинствами в П. считаются лишь крещение и причащение; отказ от монастырей и монашества; отсутствие целибата; отвергнуто поклонение иконам, мощам, святым; богослужение упрощено и сводится к проповедям, молитвам и пению.

Протоиере́й (от греч. πρώτος – первый и ιερός – священный) – старший священник в православии. Настоятель храма, принадлежит к белому (немонашескому) духовенству. Другое название – протопресвитер, протопоп.

Пу́стынь – монастырь или отдельная келья, расположенные в безлюдных, отдаленных местах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.103 с.)