Индуизм: основы вероучения, основные направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индуизм: основы вероучения, основные направления



Индуизм, по сути, не является единой религией. Исследователи выявляют несколько исторических форм индуизма. Основы индуизма заложены в ведической религии. Веды — это собрание гимнов, молитвенных заклинаний и обрядов. Основным вероучительным источником этого периода являются сборник гимнов — Упанишады. С этого времени индуизм оформляется в два основных направления — вишнуизм и шиваизм. Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица —Брахма, Шива и Вишну, разделившие между собой, основные функции верховного божества — созидательную, разрушительную и охранительную. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы на первый план вышел созидательный момент — культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы — бычок Найди. На лбу Шивы — третий глаз — глаз гневного разрушителя. Шива имеет женскую ипостась — Шакти, богини плодородия. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно самостоятельное значение. На его основе сформировалось целое направление — шактизм. Во втором направлении индуизма — вишнуизме образ бога Вишну предстает прежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных земных воплощениях — аватрах. Основными и наиболее почитаемыми является Кришна, он выступает как божество, а позднее он трансформировался в мудреца — философа. Брахма рассматривается как первопричина мира и творец человечества. В повседневной жизни индийцев происходит поклонение многочисленным аватрам Шиву либо Вишну. Важное место в вероучении индуизма занимает учение о переселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира — это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность— мировая душа — Брахма. Задачей каждого человека является получить возможность объединить индивидуальную душу — атман с мировой душой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, считают индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется общему закону — Карме. Карма — это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения. Каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует конкретному пути и следование которой делает возможным переход к более высокому этапу.

Иудаизм: возникновение и основы вероучения

Иудаизм называют национальной религией евреев. Формирование иудаизма как национальной религии евреев началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Лишь после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. Формирование монотеизма заняло относительно длительный период и предполагало существование каких-то переходных форм. Такой переходной формой являлся генотеизм. Генотеизм предполагает существование у того или иного народа веры в одного Бога. У еврейского народа таким Богом был бог Яхве. Согласно библейскому повествованию, Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз — «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое — евреи обязаны признать, что Бог Яхве — это не просто один из богов, но единственный Бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе — еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока останется ему верным. Таким образом иудаизм ориентирует еврейский народ на этническую замкнутость. И это имеет свои негативные последствия, связанные с противопоставлением евреев другим народам Иудейская война закончившаяся поражением евреев привели к массовой депортации евреев и их расселению по всему свету. В период расселения создается Талмуд, который становится основой законодательства, кодексом для верующих евреев. На основе Ветхого Завета и Талмуда функционирует иудаизм. Мифология иудаизма изложена в первой книге Ветхого Завета — Бытии. В этой книге рассказывается как Бог из ничего сотворил Небо и Землю, животных и растения, человека «по образу и подобию своему». Наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание «завета», который дал Бог пророку Моисею. Этот «завет» представляет собой 10 заповедей — религиозно-культовых и нравственно-правовых норм:

5) Почитай отца твоего и мать твою;6) Не убивай;7) Не прелюбодействуй;8) Не кради;

Долгое время в иудаизме ведущую роль играло жреческое сословие. В период рассеяния (диаспоры) ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога — собрание верующих, во главе с раввином (учителем). В настоящее время иудаизм является господствующей религией государства Израиль, который, хотя и не имеет официального статуса государственной религии, но пользуется исключительной поддержкой государственных органов и оказывает существенное влияние на всю общественную жизнь страны.

Даосизм.

Даосизм возникает в Китае. Основателем даосизма называется мыслитель Лаоцзы, исторический факт существования которого подвергается сомнению. Основное произведение, в котором изложены идеи даосизма — это трактат «Дао дэ цзин».

Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира, некий божественный Абсолют.

Великого Дао никто не создал, но все происходит из него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться, Дао не только первопричина всего сущего, но и его конечная цель, завершение бытия. Его невозможно воспринять чувствами и выразить словами.

Дао — это не только Абсолют, но и «путь», по которому следует все в этом мире, в том числе и великое Небо. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним.

Согласно учению даосизма, человек —вечен. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его душис мировым порядком — Даа.

Даосизм учит созерцательному отношению к жизни.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.

 

Конфуцианство

Первоначально конфуцианство возникает как этико-философское учение. Его основатель Конфуций начинал творческую деятельность как учитель мудрости. Свои идеи он развивал в ходе бесед и не оставил упорядоченного письменного изложения своего учения. Его высказывания были записаны друзьями и учениками.

Человек должен найти свое место в мировой гармонии. А для этого он должен стремиться к совершенству. И Конфуций формирует свою оригинальную программу совершенствования человека с целью достижения гармонического отношения с Космосом.

В основе этой программы лежит создание нравственного идеала, которому могли бы подражать в своей жизнедеятельности и поведении все люди. Этот идеал — «мудрец» — «благородный муж», которому Конфуций противопоставляет низкого человека, простолюдина.

Благородному мужу изначально присущи пять основных качеств: чувственность, долг, знание, чувство меры и доверие. Простолюдин же изначально лишен этих качеств. Изложение этики конфуцианства строится на противопоставлении этих двух образцов нравственных установок и поведения. Первому легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному; второму трудно услужить, но легко доставить радость.

Основной формой конфуцианского культа был культ предков, как живых так и мертвых». Одно из основных положений религиозной этики конфуцианства является учение о «сяо» — сыновней почтительности. Согласно этому учению, почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах. Даже если отец вор, убийца, почтительный сын обязан смиренно увещевать родителя, просить его вернуться на путь добродетели. Культ предков и нормы «сяо» воспитывали у китайцев уважительное отношение к семье. Важная составная часть культа предков — требование строгого повиновения старшим; Конфуцианство учит, что семья — это малое государство, а государство — большая семья.

Конфуцианство не сохранилось а первозданном виде. Оно постоянно эволюционировало в соответствии с новыми условиями жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.007 с.)