Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 60 неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце 19 - пер. Пол. 20 вв. Философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во 2 пол. 19 в. в науке были сделаны крупнейшие открытия и суть этих открытий в том, что естественные науки подготовили новый философский взгляд на мир и выработку новой парадигмы. Суть этих открытий также в том, что они позволили понять мир не как огромный механизм, а как саморазвивающуюся систему. На этой основе была разработанадиалектика (Гегель) - учение о наиболее общих законах развития мира. Таким образом, возникла картина мира, которая получила название диалектико-материалистич. Иалектика стала методологий для естествознания (Е.). Именно диалектика как методология позволила объяснить те новые открытия, которые возникли в к. 19 в.: - Рентген, Беккерель (радиоактивное излучение), - Томпсон (открыл электрон), - Кюри (добыл α, β, γ - излучение), - Планк (квантовая механика – законы движения электронов), - Лебедев (свет имеет материальную природу), - А. Эйнштейн (теория отностительности). - Э. Резерфорд экспериментально устанавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, создает планетарную модель строения атома, согласно которой электроны движ-ся вокруг неподвижного ядра и непрерывно излучают электромагнитное излучение. – Н. Бор создал квантовую модель атома. Она получила название модели Резерфорда-Бора. Эйнштейн создал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В механике Ньютона существуют две абсолютные величины - пр-во и время. Пр-во неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пр-вом, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пр-во и время органически связаны с материей и между собой. Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921 г. ему была присуждена Нобел. премия. Движение материи, пространство и время образуют пространственно-временной континиум. Суть теор отн-ти - подтверждение реального его существования. Философский вывод - между движением, П. и В. существует полная зависимость. И вещество и поле всегда в движении, а оно в пр-ве и времени. Переход от Кл.е. к некл.хар-зует та ситуация,кот. заключается во вхождении субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. Наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Развивается химия (физикохимия, стереохимия, начинается разработка методов органического синтеза), биология (вирусология, генетика). Не менее значительные достижения были отмечены в области астрономии (Вселенная находится в состоянии непрерывной эволюции). Неклассическое естествознание вовсе не уничтожила классическое, а только ограничила сферу его действия. Нужна была новая неклассическая картина мира, новая парадигма. Мир представлялся как очень сложное динамичное образование (диалектическое) и познание этого мира уже стало невозможно без приборов. Было: система Человек-Природа, Стало: Человек-Прибор-Природа. Прибор не просто помещался между человеком и природой, а вносил свои коррективы в процесс познания. Новая ситуация потребовала новых подходов. Отсюда возникли филос. проблемы квантовой механики: 1) существует ли некая общая основа в микромире для всех элементарных частиц? (попытка системного понимания микромира); 2) теория относительности (зависит ли от скорости света масса, время, размеры?); 3) проблемы генетики (а можно ли клонировать человека? Кого? Зачем? Что будет после этого?). В. 61 Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Возможности и перспективы междисциплинарной методологии. Междисциплинарный статус синергетики Постнеклассическое Е. формируется во 2 пол. 20 в., когда научные познание достигло такого уровня, при котором зачастую не только опытных знаний мало, не только приборами невозможно что-то постичь, а приходится переходить к совершенно новым методам познания - построению определенных моделей и на их основе искать подтверждения или опровержения. Необходимо мысленно конструировать объект. Например: физика (проблемы материи и антиматерии, антипротон, антинейтрон, тонкий мир и т. д.); происх. человека (модель уфологическая и модель трудовая). Особенность современного Е. в том, что накопленные знания позволяют вырабатывать несколько вариантов, и эти варианты имеют право в равной степени претендовать на истину. Сложность современного познания заключается в том, что на смену прежним типам рациональности (классич., неклассич.) пришла постнеклассическая рациональность (методы познания), когда субъект, познающий об объекте судит не только на основе получаемых результатов, но и в силу определенных ценностных установок, которые вырабатываются обществом. Посл. треть 20 в. на смену некл.е приходит постнекл.е. На этом этапе поставлена задача синтезировать знания в единой картине мира. Главн. направления: синергетика, теория стац. Вселенной, теория биол. эволюции на основе биосферы и ноосферы. Объект познания: сложные с-мы не только с саморегуляцией, но и с саморазвитием—>надо новая стратегия—» синергетика. Образ постнекл. картины мира разработан с учетом достижений школы И. Пригожина. На этом этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР, складываются новые структуры фил. оснований естествознания. Они хар-ются осмыслением истор. изменчивости идеалов, норм научного познания, видением науки в контексте соц. условий ее бытия и ее соц. последствий. Порождениями науч-техн. прогресса явл. "искусств. интеллект", "Вирт. реальность", "кибер-отн-ия". Проблема самоорганизации материальных систем - проблема 20 в. Попытка выработать общую систему самоорганизации получила название синергетика (нем. Хакен. 1927, от синергия - содействие, сотрудничество). Строго говоря, синергетика не явл. новой наукой, а представляет новое объединяющее направление в науке, цель которого состоит в выявлении общих идей, методов, закономерностей перехода материи от одного уровня орг-ции к другому, проявляющихся в самых различных областях естествознания. Как и всякое науч. направление, родившееся во вт. пол. 20 в., синергетика возникла не на пустом месте. Ее можно рассматривать как преемницу и продолжательницу многих разделов точного естествознания, в первую очередь (но не только) теории колебаний и качественной теории дифференциальных уравнений. Именно теория колебаний с ее "интернациональным языком", а впоследствии и "нелинейным мышлением" (Л. И. Мандельштам) стала для синергетики прототипом науки, занимающейся построением моделей систем различной природы, обслуживающих различные области науки; Теория дифференциальных уравнений (Анри Пуанкаре) и общая теория динамических систем вооружила синергетику значительной частью математического аппарата. С-мы, составляющие предмет изучения синергетики, могут быть самой разл. природы и содержательно и специально изучаться разл. науками (физикой, химией, математикой, экономикой, социологией, лингвистикой). В отличие от традиц. областей науки синергетику интересуют общие закономерности эволюции (развития во времени) систем любой природы. Обнаружение единства позволяет синергетике делать достояние одной области науки доступным пониманию представителей совсем другой, быть может, весьма далекой от нее области науки и переносить результаты одной науки на, казалось, чужеродную почву. По замыслу Хакена, синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий хар-р тех з-мерностей и зависимостей, которые частные науки считали "своими". Поэтому синергетика возникает не на стыке наук в пограничной области, а извлекает представляющие для нее интерес системы из сердцевины предметной области частных наук и исследует эти с-мы, не апеллируя к их природе, своими специфическими средствами, носящими общий х-р по отношению к частным наукам. Как и кибернетика, синергетика - это некоторый междисциплинарный подход. Но в отличие от кибернетики, где акцент делается на процессах управления и обмена информацией, синергетика ориентирована на исследование принципов построения организации, ее возникновения, развития и самоусложнения. Мир нелинейных самоорганизующихся систем гораздо богаче мира закрытых, линейных систем. Вместе с тем, “нелинейный мир” и сложнее поддается моделированию. Большинство возникающих нелинейных уравнений не может быть решено аналитически. Как правило, для их (приближенного) решения требуется сочетание современных аналитических методов с большими сериями расчетов на ЭВМ, с вычислительными экспериментами. Синергетика открывает для исследования - необычные для классического и неклассического естествознания - стороны мира: его нестабильность, многообразие путей изменения и развития, раскрывает условия существования и устойчивого развития сложных структур, делает возможным моделирование катастрофических ситуаций и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.012 с.) |