В. 15 материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
Содержание книги
- В. 1 Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия, наука: общность и различие.
- Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
- В. 5 Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии
- В. 6 Сциентистская и антисциентистская ориентации в неклассической философии
- В. 8 Ситуации постмодерна в современной культуре и философии
- В. 14 исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии.
- В. 15 материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
- В. 17 Принцип системности и модели самоорганизации в современных концепциях
- В. 18 Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций
- В. 19 природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции
- В. 20 Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира
- В. 22 человек как предмет философского и научного анализа
- В. 24 природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций
- В. 25. О смысле жизни человека. Проблема жизни, смерти и бессмертии в духовном опыте человечества.
- В. 26. Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. Комплексный характер социализации личности.
- В. 27 свобода как необходимое условие становления личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- В. 28. Личность и проблема ценностных ориентаций. Проблема классификации ценностей
- В. 29 Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания
- В. 30. Сознание и мозг. Возможности и пределы «искусственного интеллекта».
- В. 31 Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное
- В. 32 сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения
- В. 35 Структура и основные закономерности познавательного процесса
- В. 37 Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процесс
- В. 39 Классификация наук и проблема периодизации истории науки
- В. 42 Специфика научного познания. Структурная организация научного познания
- В. 43 Научная картина мира и ее эволюция.
- В. 44 Эмпирический базис науки и методы научного исследования.
- В. 45 теоретическое знание и его структура. Методы теоретического исследования.
- В. 49. Наука в с-ме соц. ценностей. Этика науки и соц. ответственность ученого.
- Специфика социального познания.
- В. 52 Основные социокультурные парадигмы социального сознания
- В. 53 Общество как развивающаяся система. Основные сферы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная
- В. 54 Структура общества и основные типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
- В. 57 духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности
- В. 58 Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры
- В. 60 неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце 19 - пер. Пол. 20 вв. Философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетики
- В. 62. Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы
- В. 63. Сущность нтр. Становление техноструктуры XXI века. Нанотехнология и биотехнология
- В. 64 Проблема оценки экономических, социокультурных и социальных последствий развития техники. Глобализация, ее сущность и особенности.
- В. 65 Виртуальная реальность как социокультурный феномен информац-го общества
- В. 66. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце 20 века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.
Исторические типы:
1. Наивная стихийная диалектика древности (античная) (систематичности не было) – Сократ (мастер диалогового мышления, прием иронии сомнения), Платон (более глубоко рассматривал Д., как понятийное мышление, умение оперировать понятиями), Гераклит (все находится в постоянном изменении, «Все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды»).
2. Немецкая классическая диалектика (Гегель, Фихте, Кант, Шеллинг). Гегель разработал теорию диалектики, систематизировал разрозненные знания, дал категории, законы, принципы. Д. была идеалистическая.
3. Материалистическая диалектика: марксистско-ленинская философия – были соединены диалектика и материализм, т. е. распространили Д. на область материального мира. Энгельс: диалектика – наука о развитии всего существующего.
Основные структурные элементы Д. как теории: принципы, законы, категории.
Основополагающие принципы:
1) Принцип всеобщей универсальной связи (материальные системы связаны с идеальными, т. е. если произошло событие, то этому должно быть объяснение).
2) Принцип развития (все, даже неживое, развивается).
Изменение – трансформация качественных и количественных состояний системы. Движение – изменение вообще – ненаправленное изменение состояние объекта. Развитие – это тип движения, изменения материальных и идеальных системных объектов, при котором происходит необратимый, целенаправленных переход из одного качественного состояния в другое.
Признаки Д.:
– необратимость;
– преемственность;
– поступательность;
– цикличность:
– непрерывность.
Эти признаки принимаются не всеми концепциями развития. Хаотические изменения развитием не являются.
Понятие становление исключает понятие начала и конца системы. Становление – нечто среднее между началом и концом (Гегель).
Основные формы развития – прогресс (на смену старому приходит новое) и регресс (на смену новому приходит старое, возврат).
Критерии, по которым определяется форма развития:
1) информационный;
2) функциональный (универсальный) – усложнение взаимоотношений со средой;
3) системный подход – повышение уровня целостности и интегративности системы. Это может происходить за счет усложнения или упрощения системы.
Законы диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей (что является источником развития?).
2) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные (механизм развития?).
3) Закон отрицания отрицания (раскрывается направленность и структура развития).
[1] любая система может быть представлена как диалектическое противоречие – единство одновременно взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих сторон.
Основным элементом диалектического противоречия являются исключающие стороны – противоположности (внутри системы они взаимодействуют междуу собой).
[2] Качество – то, что характеризует объект как таковой, то, что отличает его от других.
Количество – категория, которая отражает определенность предмета со стороны его величины, объема и т.д.
Мера – границы, в которых количественные изменения не вызывает качественные изменения.
Переход от одного качества к другому происходит в форме скачка – переход за границы меры.
[3] диалектическое отрицание:
- отменить, упразднить старое;
- сохранении положительных и отрицательных сторон;
- момент трансформирования старого содержания в новое;
Любой процесс – форма последовательного ряда отрицаний, характеризуется преемственностью, новое зарождается в недрах старого.
- поступательность развития, сменяются циклы, относительность
- спиралевидность процесса развития
Категории диалектики:
1) единичное и общее;
2) целое и часть;
3) система и элемент;
4) причина и следствие;
5) необходимость и случайность;
6) содержание и форма;
7) сущность и явление;
8) возможность и действительность.
|