Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 35 Структура и основные закономерности познавательного процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Классическая теория познания наукоцентрична, исходит из того, что знание, предст-е в математике, естествознании, явл-ся высшим типом знания. Неклассическая теория познания исходит из утверждения, что наука выступает важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она не может вытеснить обыденное знание. Существуют донаучные и вненаучные формы и типы знания (мифологическое, религиозное, игровое познание и т.п.). Согласно Платону, чувственное восприятие не может дать знание, а можно знать только то, о чем учит математика. (Идеал науки – геометрия Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе: чувственный опыт говорит нечто о реальности. Новоевропейская наука синтезировала подходы Платона и Аристотеля в виде программы математического естествознания, основанного на эксперименте. Итак, реальность дана в чувственном опыте, но ее глубинный механизм постигается с помощью математической обработки. Вместе с тем, происходит разделение теории познания на эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм). Рационалисты знанием считают то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либо в систему априорных категорий и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом, преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (или игнорируют) роль чувственных форм отражения. Если классическая рациональность исходила «из необходимости как можно более точного постижения и воспроизведения естественной упорядоченности существующего бытия», то «неклассическая рациональность строится на возможностях более точного воспроизведения условий и структуры проблемных ситуаций, в которые попадает человек в своих отношениях с миром». Отказ от фундаментализма в неклассической теории познания связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствии постоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали науку от ненауки, знание от незнания. Процесс познания, с позиций диалектико-материалистической философии, протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще – ощущение - образ, который несет информацию об определенных свойствах предмета. В ощущениях каждый из органов чувств, специфическим для него способом, отражает отдельные св-ва, стороны вещей (цвет, звук, запах и т. д.) в результате непосредственного взаимодействия. Восприятие (возникает на основе ощущения) – отражение целостного образа предмета (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга. Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т.е. функционирует представление - чувственный целостный образ предмета, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи. Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека. Выделяются два основных уровня мышления – рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четко строить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. В рассудке, писал Гегель, также наличествует диалектика. Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует объект в целом. Разум – уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума – диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания. Основные формы рационального мышления в классической гносеологии – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – такая форма мышления, которая отражает наиболее общие и существенные свойства предмета. все понятия возникают в результате двух операций: обощения и абстрагирования. Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем наличие или отсутствие определенных свойств и признаков предмета, например: «кровь красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития». Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением – форма абстрактного мышления, когда одно суждение формируется на основе логического вывода из других суждений. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Другие участники познавательного процесса: интуиция - непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без видимого вывода и доказательства; вера – принятие некоторого знания без непосредственного обоснования; рефлексия - обращенность познания на самое себя. Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов. Взаимодополнение чувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различия между ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы от данных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них. Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим данным обнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление. Ведь категории – формы всеобщности, которые не могут быть почерпнуты из чувственных данных. Процесс познания можно представить в трехступенчатой «вертикальной» модели (от чувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения. Чувственно-эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практ-я ориентация присуща всем фазам познавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют друг друга и в целом характ-ют сложный процесс познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.009 с.) |