Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 35 Структура и основные закономерности познавательного процесса

Поиск

Классическая теория познания наукоцентрична, исходит из того, что знание, предст-е в математике, естествознании, явл-ся высшим типом знания. 

Неклассическая теория познания исходит из утверждения, что наука выступает важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Она не может вытеснить обыденное знание. Существуют донаучные и вненаучные формы и типы знания (мифологическое, религиозное, игровое познание и т.п.).

Согласно Платону, чувственное восприятие не может дать знание, а можно знать только то, о чем учит математика. (Идеал науки – геометрия Эвклида.) Аристотель рассуждал иначе: чувственный опыт говорит нечто о реальности. Новоевропейская наука синтезировала подходы Платона и Аристотеля в виде программы математического естествознания, основанного на эксперименте. Итак, реальность дана в чувственном опыте, но ее глубинный механизм постигается с помощью математической обработки.

Вместе с тем, происходит разделение теории познания на эмпиризм и рационализм. Эмпирики обоснованным считают знание, которое максимально соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо чувственные данные (неореализм), либо элементарные предложения (логический эмпиризм).

Рационалисты знанием считают то, что вписывается в систему «врожденных идей» (Декарт, Спиноза), либо в систему априорных категорий и схем разума (Гегель, неокантианство), в целом, преувеличивают значение рациональной деятельности мышления и недооценивают (или игнорируют) роль чувственных форм отражения.

Если классическая рациональность исходила «из необходимости как можно более точного постижения и воспроизведения естественной упорядоченности существующего бытия», то «неклассическая рациональность строится на возможностях более точного воспроизведения условий и структуры проблемных ситуаций, в которые попадает человек в своих отношениях с миром».

Отказ от фундаментализма в неклассической теории познания связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, свидетельствует об отсутствии постоянных и общепризнанных стандартов, по которым традиционно отличали науку от ненауки, знание от незнания.

Процесс познания, с позиций диалектико-материалистической философии, протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах.

Чувственное познание служит фундаментом всякого знания, непосредственно соединяет человека с внешним миром, осуществляется посредством органов чувств.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще – ощущение - образ, который несет информацию об определенных свойствах предмета. В ощущениях каждый из органов чувств, специфическим для него способом, отражает отдельные св-ва, стороны вещей (цвет, звук, запах и т. д.) в результате непосредственного взаимодействия.

Восприятие (возникает на основе ощущения) – отражение целостного образа предмета (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. Восприятие вещи исходит не только из данных ощущений, но и из познавательного опыта человека. Восприятия образуются благодаря анализирующей и синтезирующей деятельности полушарий головного мозга.

Работа механизмов восприятия позволяет в сознании удерживать образ предмета тогда, когда предмет непосредственно не дан нам, т.е. функционирует представление - чувственный целостный образ предмета, возникающий на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Представление соединяет прошлое, настоящее и будущее вещи.

Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека.

Выделяются два основных уровня мышления – рассудок и разум. В рассудке оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандарта и схемы, что позволяет четко строить мысли, систематизировать факты. Здесь взаимосвязи вещей рассматриваются как нечто устойчивое. Рассудок опирается на формальную логику. Мышление невозможно без рассудка, однако его абсолютизация ведет к метафизике. В рассудке, писал Гегель, также наличествует диалектика. Ведь рассудок «схватывает» устойчивость, определенность объекта. Последняя, наряду с изменчивостью, характеризует объект в целом.

Разум – уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объединяющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Через разум мышление способно постичь сущность вещей, их законы. Логика разума – диалектика. Переход рассудка в разум означает выход за пределы сложившейся системы знания, ее диалектизацию. Переход разума в рассудок связан с процедурой формализации знания.

Основные формы рационального мышления в классической гносеологии – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – такая форма мышления, которая отражает наиболее общие и существенные свойства предмета. все понятия возникают в результате двух операций: обощения и абстрагирования. Расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного достигается в суждении, фиксирующем наличие или отсутствие определенных свойств и признаков предмета, например: «кровь красная», «метафизика отрицает противоречие как источник развития». Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений, представленная умозаключением – форма абстрактного мышления, когда одно суждение формируется на основе логического вывода из других суждений. Оно дает новое знание без обращения к показаниям органов чувств. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других.

Другие участники познавательного процесса: интуиция - непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без видимого вывода и доказательства; вера – принятие некоторого знания без непосредственного обоснования; рефлексия - обращенность познания на самое себя.

Человеческое познание есть единство чувственного и рационального. Люди ставят задачи познания и толкуют его результаты на уровне рационального мышления, а необходимую информацию получают с помощью органов чувств и приборов.

Взаимодополнение чувственного и рационального в познании не исключает, а предполагает различия между ними. Теоретическое познание и его результаты относительно независимы от данных эмпирических исследований, хотя оно обычно основывается на них. Несводимость познавательного содержания мышления к эмпирическим данным обнаруживается, прежде всего, в категориях, которыми оперирует только мышление. Ведь категории – формы всеобщности, которые не могут быть почерпнуты из чувственных данных.

Процесс познания можно представить в трехступенчатой «вертикальной» модели (от чувственно-эмпирического к теоретическому мышлению и от него к практике) и в «фронтальной» модели, в которой чувственно-эмпирическое и теоретическое с двух сторон охватывают исследуемый объект. При этом чувственная и теоретическая формы познания вбирают в себя все проявления практической деятельности. Деятельность комбинирует черты и чувственности, и духовности, замыкает познание на экзистенциальных, присущих только человеку, способностях интуиции, продуктивного воображения. Чувственно-эмпирическое сопровождает не только начало, но и конец познания, а практ-я ориентация присуща всем фазам познавательного процесса. Поступательность, выраженная в «вертикальной» модели и «синтезность», представленная в «фронтальной» модели, дополняют друг друга и в целом характ-ют сложный процесс познания.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.41.80 (0.009 с.)