В. 58 Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 58 Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры



Важной проблемой Ф. является Ф. культуры:

- определение культуры;

- закономерности развития культуры;

- место культуры в жизни общества.

Культура – это исторически определенный уровень развития об-ва и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – определенное качественное состояние об-ва на каждом этапе его развития, его производительное существование. Культура – это все то, что создано человеком, а также сам процесс создания. Она возникла тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе природу.

Содержание К. – это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и соц. групп, а также обусловленный способом организации материального пр-ва процесс развития сущностных сил человека, его творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует человек.

К. имеет пространство = возделанная людьми среда обитания + мир возделанных личностей (общество) + мир коллективов + мир языков.

Человечество никогда не являлось единым социальным коллективом. Существует множество культур, между которыми происходит обмен ценностями. Но то общее, что есть в разных культурах и позволяет говорить о культуре вообще.

Согласно деятельностному подходу, К – это способ сохранения, воспроизводства, развития общества.

Аксиологический подход – К. – совокупность материальных и духовных ценностей.

Семиотический подход – К. – совокупность знаковых программ поведения человека.

Социологический подход – К. – некий социальный институт, который транслирует совокупность норм и правил человеческой деятельности.

Сложность К. позволяет выделить:

– материальную К. - совокупность материальных благ, средств и форм их пр-ва, а также способов овладения ими;

– духовную К. - совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (фил-я, право, религия) и способов деятельности по созданию духовных ценностей;

– художественную К.

Термин «цивилизация» введен французами в XIX в.

Цивилизованность – мера овладения богатствами культуры.

Культурность – мера гуманистического содержания и направленности, развития человека.

Философское понимание К. предполагает выявление ее места в жизни общества.

Подходы к пониманию развития К.:

1. формационный – К. каждой эпохи соответствует уровню самой эпохи и является частью самой формации;

2. культурологический – Данилевский, Шпенглер;

3. цивилизационный – П. Сорокин, Тойнби.

Концепции:

- марксистская;

- эволюционистская (Спенсер, Морган, Гендер) – все народы проходят тождественные стадии от примитивным к более высоким;

- теория культурных кругов – каждый предмет является неповторимым и получает распространение на значительное расстояние;

- теория культурно-исторических типов (Данилевский, Сорокин) – каждый этнос – это нечто самобытное с собственной культурой.

Сегодня:

1) западный культурный тип;

2) восточно-европейский;

3) мусульманская К.;

4) индийская;

5) китайская;

6) африканская;

7) японская;

8) латиноамериканская К.


В. 59 Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Классическое естествознание. Возникновение дисциплинарногоестествознания

В основе философии и естествознания лежит один объект познания. Поэтому между ними всегда существовала и взаимосвязь, и взаимопроникновение (как у материалистов, так и у идеалистов). «Философия, которая не опирается на частные науки, это призрак, метафизика, идеализм», - считал Герцен. Можно выделить следующие подходы к взаимосвязи философии и естествознания: мировоззренческий (и философия, и наука стремились выработать общую картину миропонимания; философия давала общую форму, естествознание наполняло конкретными вещами), методологический (философия показывает путь для наук и методов познания), оценочный (оценка делается с точки зрения мировоззрения), прогностический (философия предсказывает то, что затем появляется в науке).

Парадигма – картина мира, которая складывалась в течение долгого периода времени.

1 парадигма. Начало связи философии и естествознания относится к Античности. Фалес, Героклид, Демокрит стремились осмыслить окружающий мир (макрокосм). Писали труды о природе. Сегодня мы оцениваем эту парадигму как наивный, стихийный материализм (естествознание). В Средние века познание природы запрещено. В эпоху Возрождения, Нового времени и Просвещения формируется классическое естествознание (до конца XIX века). Основной установкой при обосновании научных знаний о природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Классическая научная картина мира была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Естественнонаучной базой данной модели была ньютоновская Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого.

Зарождаются новые элементы науки. Экспериментаторы – Бэкон, Оккам.

Развитие производства требовало новых знаний, но мешала схоластика (определенный метод изложения материалов, когда аргументация носит чисто словесный характер).

2 парадигма. Господство натурфилософии (впервые слово употребил Сенека) – совокупность стремлений толковать и объяснять природу с целью объединения всех знаний и подчинения их философским идеям. Такая парадигма характерна для Дидро, Гольдбаха, Фейербаха.

3 парадигма. Отказ от понимания природы как чего-то застывшего и неизменного. Сформировалось диалектическое понимание природы (все постоянно меняется, в мире нет постоянства, мир саморазвивается, Гегель «Закон единства и борьбы противоположностей»).

В конце XIX века новые открытия в естествознании позволяют по-новому осмыслить мир как целое. Новая 4 парадигма. Зарождается неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХ вв.). Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Переход характеризуется пониманием относительной истинности картины природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты. Мир сложен по своей структуре.

«Идеализм есть пустоцвет, но пустоцвет, растущий на вечнозеленом древе познания», - Ленин. В книге «Материализм и империокритицизм» оценивая новые открытия, Ленин показал, что они не противоречат материализму, а только подтверждают его.

Во второй половине XX века зарождается 5 парадигма – на смену неклассическому естествознанию приходит постнеклассическое естествознание. Образ постнеклассической картины мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. На этом этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.). Порождениями научно-технического прогресса являются "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения". Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Наука еще более глубоко связана с философией. Философия и естествознание развиваются в союзе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.)