Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 58 Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры
Важной проблемой Ф. является Ф. культуры: - определение культуры; - закономерности развития культуры; - место культуры в жизни общества. Культура – это исторически определенный уровень развития об-ва и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – определенное качественное состояние об-ва на каждом этапе его развития, его производительное существование. Культура – это все то, что создано человеком, а также сам процесс создания. Она возникла тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе природу. Содержание К. – это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и соц. групп, а также обусловленный способом организации материального пр-ва процесс развития сущностных сил человека, его творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует человек. К. имеет пространство = возделанная людьми среда обитания + мир возделанных личностей (общество) + мир коллективов + мир языков. Человечество никогда не являлось единым социальным коллективом. Существует множество культур, между которыми происходит обмен ценностями. Но то общее, что есть в разных культурах и позволяет говорить о культуре вообще. Согласно деятельностному подходу, К – это способ сохранения, воспроизводства, развития общества. Аксиологический подход – К. – совокупность материальных и духовных ценностей. Семиотический подход – К. – совокупность знаковых программ поведения человека. Социологический подход – К. – некий социальный институт, который транслирует совокупность норм и правил человеческой деятельности. Сложность К. позволяет выделить: – материальную К. - совокупность материальных благ, средств и форм их пр-ва, а также способов овладения ими; – духовную К. - совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (фил-я, право, религия) и способов деятельности по созданию духовных ценностей; – художественную К. Термин «цивилизация» введен французами в XIX в.
Цивилизованность – мера овладения богатствами культуры. Культурность – мера гуманистического содержания и направленности, развития человека. Философское понимание К. предполагает выявление ее места в жизни общества. Подходы к пониманию развития К.: 1. формационный – К. каждой эпохи соответствует уровню самой эпохи и является частью самой формации; 2. культурологический – Данилевский, Шпенглер; 3. цивилизационный – П. Сорокин, Тойнби. Концепции: - марксистская; - эволюционистская (Спенсер, Морган, Гендер) – все народы проходят тождественные стадии от примитивным к более высоким; - теория культурных кругов – каждый предмет является неповторимым и получает распространение на значительное расстояние; - теория культурно-исторических типов (Данилевский, Сорокин) – каждый этнос – это нечто самобытное с собственной культурой. Сегодня: 1) западный культурный тип; 2) восточно-европейский; 3) мусульманская К.; 4) индийская; 5) китайская; 6) африканская; 7) японская; 8) латиноамериканская К. В. 59 Основные парадигмы в развитии естественнонаучного знания. Классическое естествознание. Возникновение дисциплинарногоестествознания В основе философии и естествознания лежит один объект познания. Поэтому между ними всегда существовала и взаимосвязь, и взаимопроникновение (как у материалистов, так и у идеалистов). «Философия, которая не опирается на частные науки, это призрак, метафизика, идеализм», - считал Герцен. Можно выделить следующие подходы к взаимосвязи философии и естествознания: мировоззренческий (и философия, и наука стремились выработать общую картину миропонимания; философия давала общую форму, естествознание наполняло конкретными вещами), методологический (философия показывает путь для наук и методов познания), оценочный (оценка делается с точки зрения мировоззрения), прогностический (философия предсказывает то, что затем появляется в науке). Парадигма – картина мира, которая складывалась в течение долгого периода времени. 1 парадигма. Начало связи философии и естествознания относится к Античности. Фалес, Героклид, Демокрит стремились осмыслить окружающий мир (макрокосм). Писали труды о природе. Сегодня мы оцениваем эту парадигму как наивный, стихийный материализм (естествознание). В Средние века познание природы запрещено. В эпоху Возрождения, Нового времени и Просвещения формируется классическое естествознание (до конца XIX века). Основной установкой при обосновании научных знаний о природе была идея абсолютной суверенности познающего разума, которая как бы со стороны познавая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Классическая научная картина мира была основана на достижениях Галилея и Ньютона. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат. Естественнонаучной базой данной модели была ньютоновская Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого.
Зарождаются новые элементы науки. Экспериментаторы – Бэкон, Оккам. Развитие производства требовало новых знаний, но мешала схоластика (определенный метод изложения материалов, когда аргументация носит чисто словесный характер). 2 парадигма. Господство натурфилософии (впервые слово употребил Сенека) – совокупность стремлений толковать и объяснять природу с целью объединения всех знаний и подчинения их философским идеям. Такая парадигма характерна для Дидро, Гольдбаха, Фейербаха. 3 парадигма. Отказ от понимания природы как чего-то застывшего и неизменного. Сформировалось диалектическое понимание природы (все постоянно меняется, в мире нет постоянства, мир саморазвивается, Гегель «Закон единства и борьбы противоположностей»). В конце XIX века новые открытия в естествознании позволяют по-новому осмыслить мир как целое. Новая 4 парадигма. Зарождается неклассическое естествознание (конец ХIX – первая половина ХХ вв.). Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Переход характеризуется пониманием относительной истинности картины природы. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими связями науки и характеристиками метода, посредством которого осваиваются объекты. Мир сложен по своей структуре. «Идеализм есть пустоцвет, но пустоцвет, растущий на вечнозеленом древе познания», - Ленин. В книге «Материализм и империокритицизм» оценивая новые открытия, Ленин показал, что они не противоречат материализму, а только подтверждают его. Во второй половине XX века зарождается 5 парадигма – на смену неклассическому естествознанию приходит постнеклассическое естествознание. Образ постнеклассической картины мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. На этом этапе, становление которого охватывает эпоху современной НТР, складываются новые структуры философских оснований естествознания. Они характеризуются осмыслением исторической изменчивости идеалов и норм научного познания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее социальных последствий, обоснованием необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов (теоретическое описание экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем генной инженерии и т. д.). Порождениями научно-технического прогресса являются "искусственный интеллект", "виртуальная реальность", "киборг-отношения". Человек входит в картину мира не просто как активный ее участник, а как системообразующий принцип. Наука еще более глубоко связана с философией. Философия и естествознание развиваются в союзе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.) |