Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 44 Эмпирический базис науки и методы научного исследования.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Науч. познание вкл-ет в себя 2 уровня постижения действ-ности – эмпирич-й (основной, базисный) и теорет-й. Они взаимосв-ны, в извест. мере тождественны, и в то же время кажд. из них специфичен. Ведущ. стороной в эмпир. познании явл-ся чувственность (чувствен. опыт, чувствен. отражение мира); для теорет. уровня глав-м явл-ся рационал. постижение мира с пом-ю разума, мышления. Основ. критерии, по кот. разл-ся теорет. и эмпир. уровни познания: 1) хар-р предмета иссл-ния; 2) тип применяемых средств иссл-ния; 3) особенности метода. Эмпир. исследование ориентировано на изучение явлений. На этом уровне сущностные связи еще не выделяются в чистом виде, они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их оболочку. На уровне же теор. познания происходит выделение сущностных связей в «чистом» виде, в форме закона. Метод – система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное отражение действительности. Три группы методов: 1. Методы, которые используются на уровне эмпирического исследования. 2. Методы теоретического исследования. 3. Общелогические методы. Эмпирич. познание к наблюдениям не сводится. Оно предполагает форм-ние на основе данных наблюдения науч. факта. А науч. факт возникает как рез-тат слож. рационал. обработки наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Эмпирич. исследование баз-тся на непосред. практич. взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает наблюдения и эксперим. деят-сть. Поэтому средства эмпир. исследования вкл-ют в себя приборы, установки и др. ср-ва реал. наблюдения и эксперимента. В эмпир. исследовании кроме средств, кот. непосредственно связаны с организацией экспериментов и наблюдений, примен-ся и понятийные ср-ва — эмпир. язык науки. В нем взаимодействуют эмпир. термины и категории теор. языка. Смыслом эмпир. терминов явл-ся особые абстракции, т.е. эмпир. объекты. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир. объекты — это абстракции, выделяющие в действ-сти лишь некоторый набор свойств и отношений вещей. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков, он неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях. К основным методам эмпир. иссл-ния относятся наблюдение, измерение и эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естест. виде. Наблюдение опирается не т. на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувствен. данные. Только теория, указывал А. Эйнштейн, может определить, что и как наблюдать. Разл-ют наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса). Опытное естествознание, начало кот. положено трудами Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцветом обязано применению измерений. Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необх-мо изучить некот. состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправл-о вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Эксперимент предваряется какими-то ранее созданными вариантами теоретических абстрактных схем. Соврем. эксперименты разнообразны: охватывают лаборат. опыты, области техники, технологии, экономики, эколог. и демограф. сис-мы, включают науч. методы организации труда и управления и т.п. Возможен и «мысленный» эксперимент. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию соц. объекты невозможно изолировать от других обществ. явлений, что нарушает «чистоту» опыта. К тому же большинство соц. явлений невоспроизводимо в лабораторных условиях. В эксперименте сказывается активность субъекта, в нем слиты познавательная и преобразующая функции. Полученные данные методов эмпир. исследования систематиз-ся и классиф-тся при помощи графиков и таблиц, эмпирически обобщаются, описываются. Описание осущ-ся в форме обычн. языка, а также при помощи языка науки (символов, матриц, графиков и т.д.). Описание сопровождается оценками, отнесением к ценностям. В итоге получают эмпир. факты. В совр. гуманитар. и истор. познании факты, в отличие от их трактовки в классич. рацион-сти, рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнооб. св-тва. Эмпир. факты и вытекающие из них эмпир. зависимости являются непосредственным базисом теории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.012 с.) |