Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 44 Эмпирический базис науки и методы научного исследования.

Поиск

Науч. познание вкл-ет в себя 2 уровня постижения действ-ности – эмпирич-й (основной, базисный) и теорет-й. Они взаимосв-ны, в извест. мере тождественны, и в то же время кажд. из них специфичен. Ведущ. стороной в эмпир. познании явл-ся чувственность (чувствен. опыт, чув­ствен. отражение мира); для теорет. уровня глав-м явл-ся рационал. постижение мира с пом-ю разу­ма, мышления. Основ. критерии, по кот. разл-ся теорет. и эмпир. уровни познания: 1) хар-р предмета иссл-ния; 2) тип применяемых средств иссл-ния; 3) особенности метода. Эмпир. ис­следование ориентировано на изучение явлений. На этом уровне сущностные связи еще не выделяются в чистом виде, они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их оболочку. На уровне же теор. познания происходит выделение сущностных связей в «чистом» виде, в форме закона.

Метод – система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное отражение действительности.

Три группы методов:

1. Методы, которые используются на уровне эмпирического исследования.

2. Методы теоретического исследования.

3. Общелогические методы.

Эмпирич. познание к на­блюдениям не сводится. Оно предполагает форм-ние на осно­ве данных наблюдения науч. факта. А науч. факт возни­кает как рез-тат слож. рационал. обработки наблюде­ний: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувствен­ного и рационального.

Эмпирич. исследование баз-тся на непосред. практич. взаимодействии исследователя с изучаемым объек­том. Оно предполагает наблюдения и эксперим. деят-сть. Поэтому средства эмпир. исследования вкл-ют в себя приборы, установки и др. ср-ва реал. наблюде­ния и эксперимента. В эмпир. исследовании кроме средств, кот. непос­редственно связаны с организацией экспериментов и наблюдений, примен-ся и понятийные ср-ва — эмпир. язык на­уки. В нем взаимодействуют эмпир. термины и категории теор. языка.

Смыслом эмпир. терминов явл-ся особые абстрак­ции, т.е. эмпир. объекты. Их следует отличать от объектов реальности. Эмпир. объекты — это абстракции, выделяю­щие в действ-сти лишь некоторый набор свойств и отно­шений вещей. Реальному же объекту присуще бесконечное число признаков, он неисчерпаем в своих свойствах, связях и отношениях.    

К основным методам эмпир. иссл-ния относятся наблюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений, непосредственное и с помощью приборов, в их естест. виде. Наблюдение опирается не т. на работу органов чувств, но и на вырабатываемую наукой способность истолковывать чувствен. данные. Только теория, указывал А. Эйнштейн, может определить, что и как наблюдать. Разл-ют наблюдение внешнее (со стороны) и включенное (наблюдатель выступает участником изучаемого процесса).

Опытное естествознание, начало кот. положено трудами Леонардо да Винчи, Г. Галилея и И. Ньютона, своим расцветом обязано применению измерений. Измерение есть установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

К постановке эксперимента прибегают тогда, когда необх-мо изучить некот. состояние предмета наблюдения, естественным образом не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправл-о вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его. Эксперимент предваряется какими-то ранее созданными вариантами теоретических абстрактных схем.

Соврем. эксперименты разнообразны: охватывают лаборат. опыты, области техники, технологии, экономики, эколог. и демограф. сис-мы, включают науч. методы организации труда и управления и т.п. Возможен и «мысленный» эксперимент. В обществе применение эксперимента затруднено тем, что подвергаемые испытанию соц. объекты невозможно изолировать от других обществ. явлений, что нарушает «чистоту» опыта. К тому же большинство соц. явлений невоспроизводимо в лабораторных условиях. В эксперименте сказывается активность субъекта, в нем слиты познавательная и преобразующая функции.

Полученные данные методов эмпир. исследования систематиз-ся и классиф-тся при помощи графиков и таблиц, эмпирически обобщаются, описываются. Описание осущ-ся в форме обычн. языка, а также при помощи языка науки (символов, матриц, графиков и т.д.). Описание сопровождается оценками, отнесением к ценностям. В итоге получают эмпир. факты. В совр. гуманитар. и истор. познании факты, в отличие от их трактовки в классич. рацион-сти, рассматриваются незамкнутыми, открывающими свои разнооб. св-тва. Эмпир. факты и вытекающие из них эмпир. зависимости являются не­посредственным базисом теории.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.012 с.)