Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 24 природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы понять, что такое человек, надо выяснить природу и сущность человека. Ф. Фукуяма полагает, что природа человека – это сумма поведения и типич. видовых хар-к, обусл-ых генетт-и, а не средовыми факторами. Подход к природе человека д. б. более широким, комплексным. Человек по своей природе: - земное творение (лишь опосред-но он яв-ся продуктом Космоса, ибо планета Земля – составная часть космич. эволюции); – входя в природу, человек возвышается над ней; - как и высш. животные, имеет психику; – обладает разумом и ценн-ми, этич. и эстет. кач-ми; – сущ-о общител., коммуник., символич., сочетание сознат-го и бессоз-го; – его бытие социально; – изменяя условия своего сущ-я, человек создает мир кул-ры и соверш-ет самого себя. С др. времен сущностью человека полагалось единство духа, души и тела. Сущность реализуется ч/з существование. Формы существования человека: социосозидание (творч-о, свобода, нравст-ть, эстет-сть), смысло-ценностн. самоутверж-е, устремленность к идеалу. Эти модусы взаимодействуют с антимодусами: социоразруш-е, утрата личност. св-в, превращ-е идеалов в идолов. Если человек есть мера всех вещей, то им-ся наряду с позит. и негат. вещи, обусл. отриц. облик лич-и. Инстинкты, влечения, элем-ы бессознат-о, генет. наслед-ь в комбинациях с не самыми лучшими каче-ми прояв-ся как теневые стороны чел. природы, как потен. источник общес. зла. След-но, человек есть не т. мера добра, но и зла, а добро и зло относит-ы. Сущест-е человека всегда процессуально. Так, человек эпохи дикости и варварства уже был умелым, разум-м, говорящим, нрав-м, с полов. инстинктами, оперир-м прост. орудиями труда и символами. Человек цивил-й приоб-т новые св-ва – он гражданин, опирающ. на право, технолог-й, экон-й, полит-й, религ-ый, филос-й и т.д.. Разл. точки зрения по вопросу о сущн-и человека: человек - «пучок привычек» (Пирс), наделенное религиозн-ю в отл-ие от животных сущ-во (Веркор), сущ-во, способное оценивать, наделять смыслом личности, предметы, явления; ансамбль всех общес. отношений (Маркс - биол. факторы человека хотя и им-т важ. знач-е, но дейс-т ч/з преобраз-е со стороны факторов соц. порядка как ведущих). Неофрейдисты глав. внимание обращали не на соц. сторону жизни, а на переживания одиночества в противост. ч-у общ-ве. Фромм: человек - животное, по сравн. с др. животными недостат-о оснащенное инстин-ми, поэтому выживание человека возможно тогда, когда он произ-т ср-ва, удовлетв. его матер. потреб-и, если он развивает св. язык и инструменты. Сущн-ть человека – в противоречии между 2 конфлик. в нем мирами: живот. и духов., телом и душой. Одной из особ-й совр. Ф является отказ от выяснения сущ-ти человека. Ясперс: человек – промежут. сущ-о между суетным внешн. миром и царством абсолю-го, вечного, божес-го – человек всегда больше того, что он знает о себе. В истории философии биологизаторские концепции абсолютизировали роль естест. начал в человеке, а в социологизаторских теориях человек - слепок с окружающих его соц. отношений. Альтерн-ной этим одностор. подходам яв-ся позиция о единстве в человеке природ-го и общес-го, что воплощено в единстве тела и души. Первонач-о ребенок – биол. сущ-во, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но уже с первых мгновений после рождения, усваивая соц. опыт, он пост-но приобр-т соц. св-ва и превращ-ся в чел-ю личность. Функционирование тела связано с работой мозга и нерв. сис-мы, а через них – с психикой, с дух. жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела человека. И наоборот, дух оказ-ет воздействие на тело. Подчиняя себе природное, соц-ное не может полностью вытеснить прир-ное в человеке. Природ. кач-ва – условие, внеш. фон чел. сущес-ния. На заре чел-а больше шансов выжить было у тех, кот. располагали не т. лучш. биол. параметрами, но и соц.-психол. предрасполож-ю жить в коллективе, проявляли понятливость и терпимость в отнош-х др. с др. В естеств. отборе знач-е социал. фактора возрастало. Биол-ское в ч-е (задатки, способ-и, влечения) – исходное, хотя и недостаточное начало для объясн-я истории и самого человека. Соц-ное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общес. развития, яв-ся продуктом сис-мы обучения и воспитания. Генетич. и соц. различия выступают фактором прогресса человека. Биол-ское более консервативно по срав. с соц-ным. Конечно, биология человека позволяет ему адапт-ся к широкому диапазону внеш. условий. Но сущ-ют пороговые значения этих условий, за пределами кот. биол. организ-я человека претерпевает необратимые, разруш-ие ее изменения. В целом совершен-ть соц. условия и биол. возм-сти человека надо одноврем-о, обеспеч. их оптим. взаимодей-е.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.011 с.) |