Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 25. О смысле жизни человека. Проблема жизни, смерти и бессмертии в духовном опыте человечества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношение человека как сознат. сущ-ва к своей жизни и самому себе выраж-ся в смысле жизни. Смысл – выражение ценностно-мотивационной сферы дух. жизни человека, осознание ценностей, кот. человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществует жизнен. цели. Смысл жизни выявляет как притязания личности, ее стремления и интересы, так и реальную способ-ть выразить себя в многогранной деят-сти. Утрата смысла жизни всегда рассм-лась как одна из трагедий, как потеря главной точки опоры. Понимание смысла возможно с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового сущ-ва, представителя чел-ва. На протяжении индив. жизни человек никогда не достигает «цели» жизни родовой, исторической, поэтому испытывает опред. неудовлетворенность ситуацией и собой. Это возбуждает побуд. мотивы творч. деят-сти и самосовершенствования человека. Абстрактно-всеобщий смысл жизни выражен в религ. фил-фии, кот. связывает смысл жизни со стремлением к сверхчелов. святыне, в приобщении к высш. благу. В марксистской и психоаналит. фил-фии (Э. Фромм и др.) смысл жизни видится в самореализации сущностных сил человека в активной преобразующей деят-сти, в развитии гуманности, разума, свободы. Оба аспекта (индивидуального и родового) решения вопроса о смысле жизни дополняют друг друга. Конечно, не все люди живут осмысленной жизнью. В поисках смысла жизни возм-ы пародии на подлинность, ведущие к суррогатам, напр., когда смысл жизни у тех или иных людей сводится к каким-то одностор. ориентациям, к культу вещей, власти, плотским удовольствиям и т.п. Процесс поиска осмысления и переосмысления ценностей, ради кот-х живет человек, идет параллельно с их реализацией, переоценкой ценностей, переформ-ем исх. целей. Все многоклеточ. организмы смертны, но лишь ч-век осознает неизбеж-сть св. смерти, отказ-сь тем самым от возмож-и утешения. Эпикур говорил, что когда мы есть, смерти нет, когда смерть приходит, нас нет. В пессимист. варианте смерти жизнь становится абсурдной. Тем не менее, смерть им. смысл – создать условия для обогащения жизни. Неизбеж-ть смерти делает жизнь не абсурдной, а, напротив, содержательной и ответственной. Смерть присутствует в жизни как ее упорядочив. элемент, дарованная человеку возмож-ь ярко проявить себя в жизни. Человек, осознающий себя как конечное существо, в идеале стремится прилагать к своей конечности масштаб бесконечного, максимального. Многие люди, бравшие на себя макс. задачи, остались в чел. памяти в относительной вечности: Сократ, Бруно, Пушкин. Уже в древнеиндийской фил-фии сущ-ло понятие «страх перед смертью». Впос-и к этой проблеме обращ-ь Бэкон, Кант, Фрейд, Хайдеггер и др. Чув-во страха проистекало из инстинкта самосохр-ния, основного для высш. животных и хар-го также для человека. Пытаясь избавиться от страха, человек бежит от самого себя и «растворяется» в общ-ве, забывается в суете общест. жизни. Как компенсация неизбеж-ти смерти родилась мечта о бессмер. душе, остающейся после разложения тела и пересел-ся в др. сущ-ва или обретающей веч. жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Кант, Достоевский). Напротив, Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс выступали пр/в веры в личн. бессмертие. Л.Н. Толстой и В.С. Соловьев писали о неизбеж-и биол. смерти и утверждении нравст., дух. бессмертия человека. Кюри рассуждал о науч. бессмертии, о бескон. сущ-нии человека через жизнь остающ. после него идей. Н.Ф. Федоров (1828-1903) выск-л мысль о возмож-и обретения человеком и чел-вом более высокого онтологич. статуса, включ. его бессмертие, вплоть до возвращения («имманентного воскрешения» на основе «регуляции природы») к преобразов-й жизни всех прошед. поколений. В нек. представлениях в ХХ в. возобновилась на новой основе идея о форм-нии нетленной душев. субстанции. Провозглашается, что смерть не озн-ет полн. исчезновения с разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоционального сгустка в форме биополевой стр-ры на нов. уровень бытия. Совр. российский доктор фил-фии К. Кедров через идею клонирования и белор. автор В. Цепкало через идею возможного в неопред. будущем повторения генов каж. человека проводят мысль, что люди при извес. усл-х м. обрести биол. бес-смертие. В дан. позиции допущен разрыв тела и души, биол-го и соц-го, не учтено, что внеш. фон, соц.-кул. условия, форм-щие личность, всегда явл-ся новыми для нов. поколений людей. С точки зр. науки и реалист. фил-фии можно рассуждать о видах относит. бессмертия человека в формах: а) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхож-е их в веч. кругооборот материи; б) рез-тат жизнен. творч-ва человека; в) значит. продление сред. продолж-сти жизни человека (учеными открыт механизм, замедляющий старение чел. клеток). Смерть – естес. явление, играет необх. и полез. роль в ходе длит. биол. эволюции, способствуя выживанию наиб. приспособленных организмов, прогрессу органич. видов. Без этого прогресса не появился бы и человек. В соц.аспекте смерть делает нам близкими общие заботы, объединяет нас глубоко прочувствованными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конеч. судеб. Обращенность к проблеме смерти предоставляет возм-сть человеку спроектировать свою самость, исключив (уменьшив) помехи повсед. размытости, помогает сосредоточиться, сконц-ся в своем достойном участии в жизн. потоке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.007 с.) |