Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В. 43 Научная картина мира и ее эволюция.
Содержание книги
- В. 1 Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия, наука: общность и различие.
- Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
- В. 5 Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии
- В. 6 Сциентистская и антисциентистская ориентации в неклассической философии
- В. 8 Ситуации постмодерна в современной культуре и философии
- В. 14 исторические формы диалектики. Диалектика как философская теория развития. Диалектика и ее альтернативы в истории философии.
- В. 15 материалистическая диалектика как система принципов, законов и категорий
- В. 17 Принцип системности и модели самоорганизации в современных концепциях
- В. 18 Детерминизм и причинность. Детерминизм и индетерминизм: сущность и особенности различных концепций
- В. 19 природа как объект философского осмысления. Человек и биосфера: проблема коэволюции
- В. 20 Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира
- В. 22 человек как предмет философского и научного анализа
- В. 24 природа, сущность и предназначение человека. Человек как биосоциальный феномен. Критика биологизаторских и социологизаторских концепций
- В. 25. О смысле жизни человека. Проблема жизни, смерти и бессмертии в духовном опыте человечества.
- В. 26. Проблема личности в истории философии. Индивид, индивидуальность, личность. Комплексный характер социализации личности.
- В. 27 свобода как необходимое условие становления личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- В. 28. Личность и проблема ценностных ориентаций. Проблема классификации ценностей
- В. 29 Проблема сознания в истории философии. Переход от понятия души к категории сознания
- В. 30. Сознание и мозг. Возможности и пределы «искусственного интеллекта».
- В. 31 Системный и многоуровневый характер сознания. Структура сознания. Сознание и бессознательное
- В. 32 сознание как отражение и деятельность. Эволюция форм отражения
- В. 35 Структура и основные закономерности познавательного процесса
- В. 37 Понятие практики. Роль и функции практики в познавательном процесс
- В. 39 Классификация наук и проблема периодизации истории науки
- В. 42 Специфика научного познания. Структурная организация научного познания
- В. 43 Научная картина мира и ее эволюция.
- В. 44 Эмпирический базис науки и методы научного исследования.
- В. 45 теоретическое знание и его структура. Методы теоретического исследования.
- В. 49. Наука в с-ме соц. ценностей. Этика науки и соц. ответственность ученого.
- Специфика социального познания.
- В. 52 Основные социокультурные парадигмы социального сознания
- В. 53 Общество как развивающаяся система. Основные сферы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная
- В. 54 Структура общества и основные типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
- В. 57 духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития. Мораль, искусство, религия как формы духовности
- В. 58 Общество и культура. Основные направления философского анализа культуры
- В. 60 неклассическое естествознание. Революционные изменения в науке в конце 19 - пер. Пол. 20 вв. Философские аспекты квантовой механики, теории относительности, генетики
- В. 62. Техника как объект философской рефлексии. Предмет и структура философии техники. Генезис и социодинамика техносферы
- В. 63. Сущность нтр. Становление техноструктуры XXI века. Нанотехнология и биотехнология
- В. 64 Проблема оценки экономических, социокультурных и социальных последствий развития техники. Глобализация, ее сущность и особенности.
- В. 65 Виртуальная реальность как социокультурный феномен информац-го общества
- В. 66. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце 20 века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.
Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) науч. картина мира; в) философ. основания научного поиска.
Различают общенауч., естественнонауч., социально-науч. и специал. (частную, локальную) картины мира. Основными компонентами картины мира являются представления о фундамент. объектах, о типологии объектов, их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. Науч. картина мира – развив-еся образование, о чем свидетельствует, например, смена воззрений о материи. В процессе развития теорет. знания науч. картина мира выполняет ряд функций: эвристические, систематизирующие и мировоззренческие.
Науч. картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функц-т как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения.
Развитие соврем. науч. картины мира выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на историч. вызов, стоящий перед соврем. цивилизацией. Общекульт. смысл картины мира определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий чел-ства, поиска новых путей развития. Соврем. научное мышление во все возрастающей степени концентрируется на задачах прогноза, безопасности, противодействия деструктивным тенденциям, сохранения и укрепления жизнестойкости самоорганизующейся системы в единстве ее биологических и социальных составляющих.
Науч. картина мира менялась под влиянием диалектической логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относит-ти и квантовой механики (начало ХХ в.), общей теории систем и теор-кой кибернетики, теории хаоса (с середины ХХ в.). В построении совр-й научной картины мира важную роль сыграли теория нестационарной Вселенной, квантовая химия, генетика, синергетика, теория биол-й эволюции и развитие - концепции биосферы и ноосферы.
В соврем. эпоху осущ-ся новые радикал. изменения в основаниях науки в рамках новейшей глобал. науч. революции, в ходе кот-й рождается постнеклассич. наука. Индустр. общ-во было основано на капитале и труде, машинной технологии, а постиндустр. базируется на интеллек. технологии, информации и знаниях.
Если на классич. этапе науки осваивались преимущ-но малые системы, на неклассич. – сложн. саморегулирующиеся сис-мы, то постнеклассич. рациональность проявл-ся при переходе к исследованию слож. исторически развивающихся систем. Такие сис-мы хар-ся открытостью, нелинейностью, возникновением в процессе эволюции все новых уровней организации, кооператив. эффектами, принцип. необратимостью процессов, изменениями по схеме: порядок – динамический хаос – порядок. Человеч. действие не явл-ся внешним, а как бы включается в систему. Перед человеком постоянно возникает проблема выбора некот. линии развития из множества возмож. путей изменения сис-мы.
В работах И.Пригожина (бельгийского ученого и философа русс. происхождения), Джеффри Чу и других вырабатывается нов. понимание эволюции. За Вселенной признается первич. динамичес. неопред-ть, все события непрерывно перетекают в другие. Теории естествознания – лишь создания человеч. разума, их не надо путать с самой реаль-ю, кот. в след. момент может повернуться совсем другой стороной. Мир предстает как многозначная ветвящаяся древовидная крона ходов движения Космоса, биосферы и истории. Постнеклассич. наука исходит из того, что постоянно изменяются как реальность так и «субъект» познания, ибо совершенст-ся познават. способ-сти человека. Сложная стр-ра реальности обусловливает смену доминирующих наук. На каж. историч. этапе та или иная господствующая область знаний определяется соц. запросом и мат-но-технич. уровнем развития цивилизации.
|