Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 20 Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и большее внимание. Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины ХХ века в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет никакой роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, некоторый робкий прорыв в этом направлении был сделан классической термодинамикой, которая ввела понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Так в науки о неорганической природе была введена “стрела времени”. Но в конечном счете и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы. А на неравновесные процессы смотрели как на возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта - закрытой равновесной системы. А, с другой стороны, проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в ХIХ и первой половине ХХ века осуществлялось независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения не имел. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации. И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от “Большого взрыва” до возникновения человечества рассматривается в этой концепции как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю. Концепция глобального эволюционизма подчеркивает важнейшую закономерность - направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной, от момента сингулярности до возникновения человека, предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи. Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественное новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого. На этом пути очень важную роль играет т.н. антропный принцип. Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи органического мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на наличие глубокого внутреннего единства закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума с предпосылками возникновения и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза. Антропный принцип указывает на существование некоторого типа универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание же содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческой цивилизации. В настоящее время идея глобального эволюционизма - это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве и, с другой стороны, ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации. Все чаще объектами исследования становятся сложные, уникальные сис-мы, кот-е хар-тся открытостью и саморазвитием: "человекоразмерные комплексы"; медико-биологические, экологические, биотехнологические объекты, сис-мы "чел-машина", кот-е включают в себя информ-ные сис-мы и сис-мы искусственного интеллекта и т.д. С ними иногда невозможно экспериментирование. Изучение их немыслимо без вмешательства чел-а в объект, что связано с решением ряда этических проблем. Поэтому на этапе постнеклас-ой науки преобладает идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма. Универсальный или глобальный эволюционизм - принцип, обеспеч-ий рассмотрение неживой, живой и соц. материи как единого универсального эволюционного процесса. Все происходящее в мире можно представить как отбор и сущ-т 2 типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием кот сис-ма не приобретает новых св-в; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой сис-мы. Моисеев дал "преимущества" сложным сис-мам перед простыми. Эволюция - переход от одного типа самоорганизующейся сис-мы к др, более сложной. Идея этого принципа основана на 3 направлениях в науке конца 20в: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) СНГ; 3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Модель расширяющейся Вселенной изменила представления о мире, включив в научную картину мира идею космической эволюции. Идея теории раздувающейся Вселенной: после колоссального расширения в течение невероятно малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Вселенная может представлять уникальную основу для проверки совр. теорий элементарных частиц и их взаимодействий. Возможности возникновения жизни и человеческого разума были заложены уже в начальных стадиях развития Метагалактики. 2-ым концептуальным положением, лежащим в основе принципа глобального эволюционизма, явл. теория самоорганизации - СНГ. Пригожин: в неравновесных откр. сис-мах возможны эффекты, приводящие к "самопроизвольному" возникновению упорядоченных стр-р, к рождению порядка из хаоса. Изучаемая сис-ма должна быть открытой и нелинейной, состоять из множества элементов и подсис-м, взаимодействие между которыми может быть подвержено незначительным случайным изменениям, и находиться в состоянии нестабильности, т.е. - в неравновесном состоянии. СНГ использует матем. модели для описания нелинейных процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос межет играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Постнекласс. наука. Идеи Вернадского: закономерным этапом длительной эволюции развития материи явл биосфера - целостная система, кот обладает высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Биосфера - живая динамическая система, находящаяся в развитии, осуществляемом под воздействием внутр. структурных компонентов. Растет могущество человака, в результате деятельности которого происходят изменения стр-ры биосферы, кот переходит в ноосферу. Т.о., в постнеклас. науке утверждается парадигма целостности, по которой мироздание, биосфера, ноосфера, общ-во, человек - единая целостность. И как следствие, сближение естественных и общественных наук. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" сис-м стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. Центр этого слияния - чел.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.009 с.) |