Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 66. Проблема техногенной цивилизации и кризис технократического мышления в конце 20 века. Футурология и мировая динамика. Методы прогнозирования и типы прогнозов.⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
Совр. этап разв-я общ-ва хар-ся стремит. темпами прогресса, кот. с особой остротой ставит? о будущем цив-ции. Острота обусловлена той ситуацией, кот. сложилась на планете в области экологии, роста населения, соц. противоречий, гонки вооруж-ий. Что ожидает чел-во в будущем? На протяжении всей истории лучшие умы чел-ва стремились понять сущ-ть прогресса и обосновать идеалы будущего Платон, Мор, Кампанелла, Гегель, Маркс и многие др. говорили о будущем как торжестве разума. В ХХ в. получили шир. распространение концепции циклич-ти чел. истории (Тойнби). В 1943 г нем. соц-ог Флехтгейм ввел в оборот термин «футурология», кот. и стали обозначать раздел соц. ф-фии, кот. заним-ся проблемами будущего чел-ва и трактуется как учение о законах прогноз-ия (предвидение-более шир. понятие, оно опир-ся на все источники инф-ции, включая гипотезы). Наиболее известный предсказатель – Нострадамус. Прогнозирование – особый вид предвидения, который отличается высокой степенью научности, объективности, опирается на конкретные факты, что позволяет предвидеть процессы. Существует 2 типа прогнозирования: 1 – уровень общесоциологической теории; 2 – уровень частной соц. теории. Прогнозирование в своей основе имеет гносеолог. способ-ть чел. мышления к опережающему отражению, кот присуще всему миру. С целью получ-я прогнозов прим-ся разл. методы - их сегодня около 200. Осн. из них явл-ся: а) экстраполяции - когда вывод, сделан. из наблюд-ия над одной частью, распр-ся и на др. части; б) компьют. моделир-ия - построение моделей будущего на основе заложенной в компьютер инф-ции; в) экспертных оценок - обработка и оценка фактич. мат-ла, счит-ся наиб.надежным и достоверным методом; г) разработка сценариев будущего - например, выявление последствий использования ядерного оружия; д) метод исторической аналогии - учет опыта истории для понимания будущего. Типы прогнозов: – поисковые - отталкиваясь от реальности, показать, каким примерно будет будущее; – нормативные - ставящие цели и ориентирующие на их достижение; – аналитические - предсказание тех или иных послед-ий при решении конкрет. задач; – предостерегающие - о землетрясениях, возмож. кризисах в экономике, последствий тех или иных открытий.
3 подхода к решению: –– непосредственное понимание будущего; –– обозримое будущее (15 лет); –– отдаленное будущее (30-50 лет). Сегодня в мире имеется немало центров, занимающ. прогноз-ием. Но, прежде всего,следует выделить группу ученых разл. спец-тей,основавших в 1968 г в Риме центр,получивший название«Римский клуб». Глоб. компьютер. Модели «Римского клуба» - серия прогнозных моделей разв-я чел-ва на 50-100 лет,вплоть до 2100 г. Следует отметить, что оценки будущего учебниками этого клуба, во-первых, неоднозначны, во-вторых, претерпевают эволюцию. Первый доклад «Рим. клуба» назвали «Пределы роста» (Медоуз). Проводя с пом. метода системн. динамики расчеты для мира в целом, Медоуз пришел к выводу: «Кажд. день экспоненциальн. роста все > приближает миров. с-му к пределам этого роста. На основе нынеш. знания физ. границ планеты можно предположить, что фаза роста д. кончиться в теч. ближ. 100 лет». Единств. Вывод - утвер-ет автор - «нулевой рост»: человечество может выжить в условиях «глоб. равновесия». Эта конц-ция технолог. пессимизма была подвергнута резкой критике за то, что в ней не учтены возм-ти науч-технич.прогресса. В развивающ. странах была полнос-тью отвергнута конц-ия «глоб.равновесия», обрекающая их на соц-экон. отсталость. В последующих докладах: «Чел-во на перепутье», «Преобр-ие междунар.порядка», «Цели для чел-ва» происх-ит эволюция в понимании перспектив, делается ставка на соц. (а не т.на прир-ые) условия, говорится о нов. горизонтах. Сегодня многие футурологи просматривают будущее чел-ва через призму конц-ии инфор. общ-ва, т. к. в нов. условиях имеется возмож-ть для кажд. получить необх. для технич. прогресса инф-цию,что поз-волит выравнивать соц-экон. потенциал народов. Но очевидна иллюзорность подхода - для этого развивающ. странам нужно еще очень многое, обеспечивающее условия для реализации идеи. Следует отметить и работу Форрестера «Мировая динамика», в которой утвержд-ся, что при сохранении нынешних темпов развития с середины ХХI века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, загрязнения окружающей среды, истощения прир. ресурсов. В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на XXI век» обозначена программа действий для обеспечения устойчивого развития общества, которое предполагает комплексный учет не только природных, но и соц-экон. и науч-технич. факторов.
Моисеев – чтобы найти выход - сохранить цивилизацию и обеспечить ее развитие потребуется предельное напряжение творч. гения чел-ва, бесчисл. кол-во изобрет-ий и открытий. Новая цивилизация должна нач-ся с новых научых знаний. Человечество должно науч-ся жить в согласии с природой, считать себя частью природы. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма – биоцентризм как важн. эл-нт современной культуры и соц. Прогресса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.) |