Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. 5 Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука в своем развитии проходит три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). Соответственно этому различают и 3 истор. типа научной рациональности (Р.), сменявшие друг друга в истории техногенной цив-ции. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа Р. не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его деятельности, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач” (Степин В.С.). Р. - это определенный тип вписывания человека в мир. Р. - это такое вписывание в мир, когда оно опосредовано работой в идеальном плане. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самим открыла Р. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и дополнения. Класс. тип научной Р. акцентирует внимание на объекте и стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация является условием достижения объективно-истинного знания о мире. Ядром классической физики является классическая механика Ньютона, которая изучает механическое движение тел. Как известно, механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. В классической физике считалось, что мир можно разложить на множество независимых элементов экспериментальными методами. Этот метод в принципе неограничен, так как весь мир - это совокупность огромного числа неделимых частиц. Основа мира - атомы, т.е. мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы. Атомы перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Время рассматривается как самостоятельная субстанция, свойства которой определяются ею самой. Неклас. тип научной Р. учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Неклас. тип Р. отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания. Каждый новый тип научной Р.характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности не означает, что новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклас. наука вовсе не уничтожила класс. Р., а только ограничила сферу ее действия. Выводы: 1. Тип естественнонаучной Р. задается классом решаемых наукой задач, пониманием корректности их постановки и решения. 2. Каждый тип естественнонаучной Р. развивается, а не формулируется сразу; лишь потом происходит смена самих типов естественнонаучной Р.. 3. Каждый тип естественнонаучной рациональности приводит к постановке специфических задач, которые являются результатом требований сформировавшегося типа естественнонаучной Р. Неклас. фил-я формир-ся в конце 19 в. Класс. фил-я выдвинула требование познания прир. и общ-ва с целью их разумного преобраз-я. Считалось возм. господство над ними. Вере ученых в силу разума нанесен удар франц. рев-цией 1789 г., наполеон. войнами. Т.е. наука продемонстрир. спос-ть исп-ть достиж-я для массового уничтож. человечества. В 20 в. выдвиг. ряд новых идей, конкурирующих с класс. фил-кой системой: 1. Идея изуч-я жизни отд-го человека; 2. Сознание и разум, обществ-ное сознание- не независимые структуры, а объекты манипуляции гос-тв, партий, авторитетов; 3. Научное и фил-кое знания не пересекаются. Продукт науки-научн. истина, фил-и- фил-кая правда. Новая картина мира поставила в центр человека. Человек -центр деятельности общ-ва, а не производительная сила. Широко распр-сь модернизир-ные иррац.-мистические представления о мире, связанные с возрождением астрологии, магии, изуч. паранорм. явлений в психике человека и в природе. С середины ХIХ в. все определеннее стала сказываться потребность в развитии новых, неклассических типов философствования. Если немецкая философия ХVIII–ХIХ вв. явилась вершиной классики, то марксистская философия выступила промежуточным и соединяющим звеном между классикой и новыми подходами к сущему. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, марксистская философия во многом по-новому подошла к разработке концепции мира, человека, разума, познания, науки, общества и его исторического прогресса. Новые философские ориентации в марксизме выражены, например, в идеях познания объектов в форме практики, а не в форме созерцания, социальной детерминации познания и др. Поддерживая идею классики о развитии философии как науки, марксизм отверг ее претензию на роль «науки наук». Творческая (новаторская) сторона в марксистской философии является ведущей. В полемике с философской классикой формируется ряд черт, которые определяют сущность неклассической (а также в определенной степени постнеклассической) философии. В рамках классической философии основной проблемой считается проблема существования всеобщего, универсума, всеобщей сущности человека, общих принципов истории и т. д. Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поисков универсалий. Она стремится подчеркнуть неповторимость, многогранность различных сторон бытия, тем самым расширяя спектр философской тематики. Неклассическая философия подчеркивает, что классика оказывается не у дел, по мере того как человечество от открытия и преобразования форм естественного мира переходит к проникновению в глубь материи и изобретению искусственной реальности. При этом происходит замена природы техникой, вещно-событийной среды информационно-знаковой, а образов и понятий моделями и символами. Люди «встраиваются» в систему техногенной реальности, которая обретает собственные законы развития. Согласно философской классике, между знаниями, выраженными в четкой логической форме, и окружающей действительностью существует внутренняя взаимосвязь, которая зафиксирована в познавательном процессе. Достаточно найти универсальные методы познания, и согласованность между объектом и познающим субъектом будет достигнута. Для неклассической философии характерен иной подход: если соответствие между реальностью (миром) и знаниями (вместе с логикой) и существует, то оно обнаруживается, прежде всего, в системе ценностей, интересов, пользы, а универсальные методы познания отсутствуют. Неклассическая философия, в отличие от классики, вместо истины акцентирует внимание на информацию и коммуникацию. Все большее место занимают в науке сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. Для классической традиции характерна безмерная вера в человеческий разум и прогресс науки. Неклассическая философия оценивает могущество разума более взвешенно, выявляет границы познания, обращает внимание на внерациональные формы постижения бытия, часто пессимистически оценивает результаты развития науки. Переход от классической к неклассической философии связан с языковой революцией, с исследованиями Витгенштейна, Гуссерля, Хайдеггера. Понятие истинности заменяется понятием осмысленности, язык рассматривает как предельное онтологическое основание мышления деятельности. В лингвистической философии язык — средство конструирования, а не отражения мира. Если классическая философия опиралась на логику абстрактно-общих схематизмов (человек, история, общество вообще), то в неклассической философии дисциплины зависят не столько от своих предметов и методов, сколько от проблематики жизни и деятельности людей, выходящих за рамки частных научных интересов. Для неклассической философии характерно осознание кризисности человеческого существования, выявление его неукорененности, признание его творческих возможностей и одновременно понимание ограниченности и разрушительности его притязаний. Направления неклас. фил-и: 1- сциентизм (школы: позитивизм, аналитич. фил-я, технократич. концепция); Позитивизм -подлинный источник знания- только конкр. эмпирич. науки. Неопозитивизм -ориентир. только на естеств. научн. математич. знание. Все знания выраж-ся с пом. знаков. Задача фил-фа-разработка принципов проверки высказываний. Принцип верификации-истинность научн. знаний 2- иррационалистическая –критика разума: «Фил.жизни»- Шопенгауэр: высший принцип бытия и сознания-мировая воля. Обратился к жизни как первичной реальности. Жизнь с пом. рац. мышления постигнуть невозможно. Ницше-все процессы сводит к одному порыву-воля власти. Психоаналитич. фил-я - Фрейд: психику нельзя свести только к сознательному. Структура: «Я»(созн-е), «Оно»(бессознат.), «сверх-Я». Учение о либидо. Экзистенциализм -идея уник-ти отд. личности. Смысл всего бытия концентрир-ся в конкр. неповтор. человеке. Гл. тезис: существование предшествует сущности (в класс. фил-и-наоборот). Герменевтика -иск-во истолкования, интерпретации. Соврем. этап герменевтики-попытка создать универс. теорию интерпретации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.008 с.) |