Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 5 Классический и неклассический типы рациональности. Становление и основные черты неклассической философии

Поиск

Наука в своем развитии проходит три этапа: классический, неклассический и постнеклассический (современный). Соответственно этому различают и 3 истор. типа научной рациональности (Р.), сменявшие друг друга в истории техногенной цив-ции. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные “перекрытия”, причем появление каждого нового типа Р. не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его деятельности, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач” (Степин В.С.).

Р. - это определенный тип вписывания человека в мир. Р. - это такое вписывание в мир, когда оно опосредовано работой в идеальном плане. Открыв способность мышления работать с идеальными объектами, античность тем самим открыла Р. Наука использовала это открытие, но внесла в него существенные изменения и дополнения.

Класс. тип научной Р. акцентирует внимание на объекте и стремится элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация является условием достижения объективно-истинного знания о мире. Ядром классической физики является классическая механика Ньютона, которая изучает механическое движение тел. Как известно, механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. В классической физике считалось, что мир можно разложить на множество независимых элементов экспериментальными методами. Этот метод в принципе неограничен, так как весь мир - это совокупность огромного числа неделимых частиц. Основа мира - атомы, т.е. мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы. Атомы перемещаются в абсолютном пространстве и времени. Время рассматривается как самостоятельная субстанция, свойства которой определяются ею самой.

Неклас. тип научной Р. учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Неклас. тип Р. отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания.

Каждый новый тип научной Р.характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности не означает, что новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклас. наука вовсе не уничтожила класс. Р., а только ограничила сферу ее действия.

Выводы:

1. Тип естественнонаучной Р. задается классом решаемых наукой задач, пониманием корректности их постановки и решения.

2. Каждый тип естественнонаучной Р. развивается, а не формулируется сразу; лишь потом происходит смена самих типов естественнонаучной Р..

3. Каждый тип естественнонаучной рациональности приводит к постановке специфических задач, которые являются результатом требований сформировавшегося типа естественнонаучной Р.

Неклас. фил-я формир-ся в конце 19 в. Класс. фил-я выдвинула требование познания прир. и общ-ва с целью их разумного преобраз-я. Считалось возм. господство над ними. Вере ученых в силу разума нанесен удар франц. рев-цией 1789 г., наполеон. войнами. Т.е. наука продемонстрир. спос-ть исп-ть достиж-я для массового уничтож. человечества. В 20 в. выдвиг. ряд новых идей, конкурирующих с класс. фил-кой системой:

1. Идея изуч-я жизни отд-го человека;

2. Сознание и разум, обществ-ное сознание- не независимые структуры, а объекты манипуляции гос-тв, партий, авторитетов;

3. Научное и фил-кое знания не пересекаются. Продукт науки-научн. истина, фил-и- фил-кая правда.

Новая картина мира поставила в центр человека. Человек -центр деятельности общ-ва, а не производительная сила. Широко распр-сь модернизир-ные иррац.-мистические представления о мире, связанные с возрождением астрологии, магии, изуч. паранорм. явлений в психике человека и в природе.

С середины ХIХ в. все определеннее стала сказываться потребность в развитии новых, неклассических типов философствования. Если немецкая философия ХVIII–ХIХ вв. явилась вершиной классики, то марксистская философия выступила промежуточным и соединяющим звеном между классикой и новыми подходами к сущему. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, марксистская философия во многом по-новому подошла к разработке концепции мира, человека, разума, познания, науки, общества и его исторического прогресса. Новые философские ориентации в марксизме выражены, например, в идеях познания объектов в форме практики, а не в форме созерцания, социальной детерминации познания и др. Поддерживая идею классики о развитии философии как науки, марксизм отверг ее претензию на роль «науки наук». Творческая (новаторская) сторона в марксистской философии является ведущей.

В полемике с философской классикой формируется ряд черт, которые определяют сущность неклассической (а также в определенной степени постнеклассической) философии.

В рамках классической философии основной проблемой считается проблема существования всеобщего, универсума, всеобщей сущности человека, общих принципов истории и т. д. Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поисков универсалий. Она стремится подчеркнуть неповторимость, многогранность различных сторон бытия, тем самым расширяя спектр философской тематики.

Неклассическая философия подчеркивает, что классика оказывается не у дел, по мере того как человечество от открытия и преобразования форм естественного мира переходит к проникновению в глубь материи и изобретению искусственной реальности. При этом происходит замена природы техникой, вещно-событийной среды информационно-знаковой, а образов и понятий моделями и символами. Люди «встраиваются» в систему техногенной реальности, которая обретает собственные законы развития.

Согласно философской классике, между знаниями, выраженными в четкой логической форме, и окружающей действительностью существует внутренняя взаимосвязь, которая зафиксирована в познавательном процессе. Достаточно найти универсальные методы познания, и согласованность между объектом и познающим субъектом будет достигнута.

Для неклассической философии характерен иной подход: если соответствие между реальностью (миром) и знаниями (вместе с логикой) и существует, то оно обнаруживается, прежде всего, в системе ценностей, интересов, пользы, а универсальные методы познания отсутствуют.

Неклассическая философия, в отличие от классики, вместо истины акцентирует внимание на информацию и коммуникацию. Все большее место занимают в науке сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека.

Для классической традиции характерна безмерная вера в человеческий разум и прогресс науки. Неклассическая философия оценивает могущество разума более взвешенно, выявляет границы познания, обращает внимание на внерациональные формы постижения бытия, часто пессимистически оценивает результаты развития науки.

Переход от классической к неклассической философии связан с языковой революцией, с исследованиями Витгенштейна, Гуссерля, Хайдеггера. Понятие истинности заменяется понятием осмысленности, язык рассматривает как предельное онтологическое основание мышления деятельности. В лингвистической философии язык — средство конструирования, а не отражения мира.

Если классическая философия опиралась на логику абстрактно-общих схематизмов (человек, история, общество вообще), то в неклассической философии дисциплины зависят не столько от своих предметов и методов, сколько от проблематики жизни и деятельности людей, выходящих за рамки частных научных интересов. Для неклассической философии характерно осознание кризисности человеческого существования, выявление его неукорененности, признание его творческих возможностей и одновременно понимание ограниченности и разрушительности его притязаний.

Направления неклас. фил-и:

1- сциентизм (школы: позитивизм, аналитич. фил-я, технократич. концепция);

Позитивизм -подлинный источник знания- только конкр. эмпирич. науки.

Неопозитивизм -ориентир. только на естеств. научн. математич. знание. Все знания выраж-ся с пом. знаков. Задача фил-фа-разработка принципов проверки высказываний. Принцип верификации-истинность научн. знаний

2- иррационалистическая –критика разума:

«Фил.жизни»- Шопенгауэр: высший принцип бытия и сознания-мировая воля. Обратился к жизни как первичной реальности. Жизнь с пом. рац. мышления постигнуть невозможно. Ницше-все процессы сводит к одному порыву-воля власти.

Психоаналитич. фил-я - Фрейд: психику нельзя свести только к сознательному. Структура: «Я»(созн-е), «Оно»(бессознат.), «сверх-Я». Учение о либидо.

Экзистенциализм -идея уник-ти отд. личности. Смысл всего бытия концентрир-ся в конкр. неповтор. человеке. Гл. тезис: существование предшествует сущности (в класс. фил-и-наоборот).

Герменевтика -иск-во истолкования, интерпретации. Соврем. этап герменевтики-попытка создать универс. теорию интерпретации.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.008 с.)