Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые институты и их роль в осуществлении праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие политико-правовых институтов. Извест- но, что взаимодействие людей в обществе как «политических су- ществ» (Аристотель) происходит в различных формах, часть из которых принимает формализованный характер, другими словами осуществляется при помощи определенных социальных институтов. В данном контексте слово «институт» (от лат. in- stitutum — устройство, установление) означает элемент социаль- ной структуры, историческую форму организации и регулирова- ния общественной жизни. По мнению известного немецкого фи- лософа права О. Хёффе, социальные институты представляют собой социальные образования, «которые организуются в соот- ветствии с (общепринятыми) структурами и правилами, кото- рые не находятся в непосредственном распоряжении взаимодей- ствующих индивидов и малых социальных групп и соблюдение которых достигается насильственным путем через систему фор- мальных и неформальных санкций»1. Социальные институты представляют собой сложные феномены, которые не поддаются простому описанию и объяснению. Для понимания этих феноме- нов весьма важно то, что одним из их аспектов является биоло- гическая основа. Эти институты в процессе эволюции человека выполняют те задачи, которые у животных выполняли «ин- стинкты и видовые особенности, причем, отдельные функции институтов вполне тождественны важнейшим функциям ин- стинктов у животных»2. Содержание социальных институтов составляют определен- ные правила (нормы), а также сопровождающие их санкции и правовые формы, в которых они проявляются. Эти правила опре- деляют положение субъектов в обществе, а также устанавливают: какие действия субъектов являются разрешенными, а какие дей- ствия не поощряются или даже запрещаются. Также с помощью социальных институтов обеспечивается интеграция индивидов в социальные группы, упорядочиваются отношения между людь-
1 Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения крити- ческой философии права и государства. — М., 1994. - С. 253. 2 Там же. — С. 261. ми, их деятельность и поведение, обеспечивается устойчивость и стабильность общественной жизни и т.д. Основными социальны- ми институтами современного общества являются: экономиче- ские институты (разделение труда, собственность, заработная плата и др.); институты родства, брака и семьи; институты куль- туры и социализации; политико-правовые институты и др. Предметом исследования философии права являются, преж- де всего, политико-правовые (государственно-правовые) инсти- туты, занимающие одно из центральных мест в социальной сис- теме общества. Их деятельность связана с завоеванием власти, ее осуществлением и распределением, а также с обеспечением функционирования общества как социальной системы. К основным политико-правовым институтам относятся: госу- дарство, судебные и административные органы, политические партии и общественные движения, объединения, институты пра- вопорядка и социального контроля, институты правотворчества, прав человека, правового воспитания, разрешения правовых конфликтов и др. Каждый из перечисленных политико-право- вых институтов осуществляет определенный вид социальной деятельности но управлению и регулированию общественными отношениями. Важнейшим политико-правовым институтом современного общества является государство. Оно представляет собой основ- ной источник законов и других правовых актов и предназначено для организации жизни общества, самого государства и его структур в системе политических и правовых отношений. Это — относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая в себя в свою очередь сово- купность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов и структур. Среди них: институты законодательной, исполнительной и судебной властей; правовая система; государ- ственная администрация; органы исполнительной и представи- тельной власти на региональном уровне и, наконец, органы ме- стного самоуправления. Для нас особый интерес представляют взаимоотношения политико-правовых институтов, и прежде все- го государства, с человеком. Взаимоотношения государства и человека. Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству при- надлежит решающая роль. Такое значение государства объясня- ется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которы- ми оно обладает. Государство выступает как официальный пред- ставитель всего общества, поэтому отношения между ним и чело- веком носят политико-правовой характер. Любой человек в пре- делах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обяза- тельных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выража- ется, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государ- ству, приобретение личностью специфических качеств гражда- нина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и го- сударства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуще- ствляться на основе взаимной ответственности. Что же представляет собой эта взаимная ответственность го- сударства и личности с позиции философии нрава? В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти го- сударства. Он проявляется, прежде всего: 1) в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности; 2) в принятии государством кон- кретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан; 3) в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого челове- ка требуется соблюдение всех правовых предписаний и испол- нение его обязанностей перед обществом, государством, други- ми людьми. При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и лично- сти. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы да- рует ему права и свободы и определяет его обязанности. В пра- новом же государстве, напротив, акцепт делается на ответствен- ности должностных лиц перед гражданами. Ответственность государства перед гражданами обеспечива- ется системой гарантий, к которым относятся: 1) ответствен- ность правительства перед представительными органами власти; 2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответст- венность должностных лиц за нарушения прав и свобод граж- дан; 3) процедура импичмента (от англ. impeachment), т.е. при- влечения к ответственности и судебному рассмотрению дел выс- ших должностных лиц государства. Формами контроля за выполнением обязательств государст- венных структур перед гражданами являются референдумы, от- четы депутатов перед избирателями и т.д. Следующей важной проблемой данного раздела является определение соотношения, характера взаимодействия государства и права. Государство и право. Как уже указывалось, понятия «госу- дарство» и «право» тесно взаимосвязаны между собой. В основе взаимосвязи государства и права лежит институциональный ха- рактер бытия права. Характер и содержание соотношения госу- дарства и права раскрывают принципы первичности и верховен- ства права. Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено. Право возникает одновременно с возникновением социального взаимо- действия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо за- метил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо го- сударство вообще было основано. Следовательно, право первич- но, поскольку оно предшествует государству во времени. Второй аспект — функциональный. Вторичность государст- ва проявляется также и в том, что государство обусловлено, пре- допределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву обще- обязательную форму и обеспечить его функционирование. Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает. и на верховенство права по отношению к государству, а следо- вательно, на зависимость государства от права. В действитель- ности же часто имеет место нарушение данного принципа. Госу- дарство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государ- ством инструмент для обслуживания его интересов. Отсюда воз- никает неверное, хотя и основанное на реальной действитель- ности мнение, что предоставляемые гражданам, социальным группам и нациям права и свободы есть своего рода «дар» госу- дарства народу. А раз так, то государство может осуществлять дозировку права или вообще лишить дарованного, что на прак- тике неоднократно и успешно осуществлялось. В чем же сущность принципа верховенства права? Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытека- ет следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой го- сударственный орган не должны осуществлять действия, не пре- дусмотренные правом, т.е. государство не может быть свобод- ным, независимым от права. Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложе- ны на него правом. Сегодня многие законы в России не действу- ют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свиде- тельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо так- же бездействие государства, когда оно не принимает мер по вос- становлению нарушенных прав граждан. Таким образом, соблюдение принципов первичности и верхо- венства права направлено на недопустимость отделения государ- ства от народа, а следовательно, произвола по отношению к на- роду. Ибо, если государство действует в рамках права, то это оз- начает, что оно: 1) не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях; 2) объективно выполняет волю народа и находится на его службе; 3) подчинено народу и несет перед ним ответственность. Соотношение власти и права. Проблема соотношения вла- сти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мне- нию, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных уч- реждений и институтов. С другой стороны, «власть является ан- типодом права». «Власть, — как подчеркивает С. Алексеев, — особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то ме- ре с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждеб- ного фактора»'. Истоки этой враждебности власти праву кроют- ся в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь не- обходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает та- кими имманентными качествами, которые в процессе утвержде- ния и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять пра- во, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность. С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государствен- ной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост. Право на принуждение и его оправдание. Одной из важ- нейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также проти- водействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для на-
1 Алексеев С.С. Философия нрава. — М., 1997. — С. 67. ведения общественного порядка применяет средства правового принуждения. Принуждение может принимать различные формы. Основ- ными среди них являются психическое и физическое принужде- ние. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и ис- полнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе — действует уже как непосредственное приме- нение физической силы, налагающее на человека те или иные ог- раничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д. Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также воору- женную организацию государства (вооруженные силы, поли- цию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.). С этой точки зрения политическая власть — это организован- ное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специ- фические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреж- дениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциаль- ным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого прину- ждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность. Понятие легитимности и легитимации. Принуждение и на- силие являются не единственным средством власти для достиже- ния своих целей. Как правило, правящая элита общества выну- ждена прибегать к физическому принуждению лишь в исключи- тельных случаях, когда исчерпаны все другие ресурсы власти. К числу последних, например, принадлежит привычка людей подчиняться, их страх, безразличие, традиции или убеждение в том, что правящая элита выражает интересы народных масс. Это означает, что политическое господство предполагает не только принуждение со стороны правящего меньшинства, но и согласие большинства подчиняться. Как подчеркивал русский философ С. Франк: «Властвование, как всякий социальный институт, есть отношение двустороннее: не один властвующий, но власт- вующий и подчиненный совместно входят в отношение властво- вания и активно его строят»1. Иными словами принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сто- ронами политико-правовых отношений. В философии права та власть, которая принимается на- родными массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться, а не навязывается им силой, называется леги- тимной. Такая легитимная (от лат. legitimus - законный) власть воспринимается населением как правомерная и справед- ливая. И напротив, если правящая группа не пользуется народ- ным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги- тимной. К понятию «легитимность» по смыслу близко другое поня- тие — «легитимация». Легитимация — это процедура общест- венного признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочий действующего лица, а также признание законности существующих политико-правовых отношений, господствующего режима власти, его объяснение или оправда- ние. Легитимность политического явления не означает его юри- дически оформленной законности, и поэтому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность — с легаль- ностью, то есть с законностью. Легитимация не обладает юриди- ческими функциями и не является правовым процессом. Легити- мация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их из- менение и обновление и т.д. Одновременно она является и необ- ходимым условием соблюдения законов. Виды легитимации. Как показывает анализ политико-право- вых отношений, складывающихся в различных странах и на раз- личных исторических этапах, существуют весьма разнообразные основания легитимации. Поэтому их принято классифицировать по различным типам. Классическая типология легитимации, не утратившая значения по сегодняшний день, предложена М. Ве- бером. Все разнообразие легитимации политико-правовых отно- шений он сводит к трем основным типам: традиционной, хариз-
1 Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. — С. 138. матической и рационально-правовой. Какие же особенности ха- рактерны для каждого из этих типов легитимации власти? Традиционная легитимация политико-правовых отношений основывается на обычае, нормы которого выступают в качестве основы господства и подчинения. Эти освященные обычаем нор- мы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан под- чиняться. При традиционном типе легитимации на вопрос о том, почему власть принадлежит данной группе лиц - следует ответ, что так было всегда. Такие традиционные нормы имеют обязы- вающую силу как по отношению к членам властвующей группы, так и по отношению ко всему населению. Нарушение традиции лидерами ведет к потере легитимности их власти в глазах масс и смене правящей группы. Харизматическая легитимация политико-правовых отноше- ний основывается на авторитете лидера, которому приписывают- ся исключительные черты. Власть харизматического лидера оп- равдывается преклонением перед ним большинства населения, которым он воспринимается в качестве своего вождя. В данном случае между лидером и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи, а слова и дела такого лидера окружаются ореолом непогрешимости. В своей политической деятельности он, как правило, начинает руководствоваться не существующи- ми обычаями или действующими юридическими нормами, а соб- ственным вдохновением. Однако неудачи харизматического ли- дера могут привести к потере его популярности среди масс и, следовательно, к утрате им легитимности своей власти. К тому же при харизматической власти всегда остро стоит проблема ее наследования. Рационально-правовая легитимация, или легальный тип ус- тановления политико-правовых отношений, основывается на доб- ровольном признании юридических норм, регулирующих отно- шения управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. Конституция определяет основные нормы, которыми четко рег- ламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы остаются от- крытыми изменениям, но тоже по установленным процедурам. Таким образом, в системах подобного типа власть легитимирует- ся, оправдывается действующим законодательством. Принципы легитимации: суверенитет народа и нрава чело- века. Важнейшими принципами легитимации являются сувере- нитет народа и права человека. Принцип суверенитета народа выражается в праве граждан на коммуникацию между собой и с правящей элитой и участие в выработке общих решений, которые затрагивают их собствен- ные интересы. Реализация этого принципа обеспечивает граж- данскую (публичную) автономию населения страны от полити- ческой власти и защиту их интересов от произвола властей. Что же касается принципа прав человека, то он находит свое выра- жение в классических правах человека, обеспечивающих граж- данам жизнь, свободу и их личную (моральную) автономию. Вместе эти принципы обеспечивают собой легитимное господ- ство законов и с точки зрения индивида как гражданина (прин- цип суверенитета народа), и с точки зрения индивида как лично- сти (принцип прав человека). Как отмечает Л.С. Санистебан, действующие принципы ле- гитимности устанавливают необходимый минимум доверия меж- ду правящей элитой и теми, кто в нее не входит. Те, кто властву- ет, в подобном случае чувствуют, что они делают это на закон- ном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их претен- зию как правомерную. Таким образом, признание легитимности власти, а в широком смысле политико-правовых отношений име- ет чрезвычайно важное значение для ее эффективности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.015 с.) |