Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этико-правовые идеи в философии Иммануила КантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Родоначальником немецкой классической философии счита- ется Иммануил Кант (1724-1804). Вплотную разработкой государственно-правовых вопросов Кант занялся в последние десятилетия своей жизни. В опубли- кованной в 1793 году статье «О поговорке - может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» Кант значительное место уделяет рассмотрению правовых вопросов. В 1795 году Кант опубликовал широко известный трактат «К вечному ми- ру», где, в частности, им были развиты общие взгляды на право и государство. Наиболее полно кантовская философия права представлена в его работе «Метафизика нравов» (1797), кото- рая состоит из двух частей - «Метафизические начала учения о нраве» (часть первая) и «Метафизические начала учения о доб- родетели» (часть вторая). Этот период литературной деятельно- сти Канта совпадает с развитием событий Великой французской революции. Кант откликнулся на нее разработкой проблем пра- ва и государства, решение которых дал на основе уже созданно- го им философского учения, и, прежде всего, моральной фило- софии. Заслуга Канта в развитии философии права состояла прежде всего в том, что ему удалось ответить на вопрос, почему инди- вид — такой, каким он был описан в предшествующих договор- ных теориях, столь страстно требует законности и столь мало способен дорожить ею. Кант развивает гуманистический пафос теорий естественного права, предлагая свой, более обоснованный взгляд на право. Это стало возможным благодаря тому, что он положил в основу как познания, так и поведения принцип личности, или принцип субъективности. Исходным пунктом кантовской теории стало представление о человеческом индивиде как о существе, принци- пиально способном стать «господином себе самому» и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностного и нормативного выбора. Лишь в той мере, в какой индивиду уда- ется осознать эти предписания, подчинить им свои непосредст- венные влечения и мотивы и дать закон самому себе, он стано- вится субъектом, способным противостоять экспансии любой чу- жой воли, возведенной в закон. Учение Канта о праве и государстве опирается на трансцен- дентальную философию и непосредственно связано с резким противопоставлением области теоретического и практического разума, разрывом между мышлением и волей. Теоретический ра- зум, считает Кант, - область человеческого познания. Здесь все явления, данные нам в опыте, в том числе и поступки людей, под- чинены причинности, здесь нет места для свободы. Теоретический разум может достоверно ответить лишь на вопрос «Что человек может знать?», но не на вопросы «Что человек должен делать?» и «На что человек может надеяться?». Эти два последних вопроса, недоступные собственно познанию, теоретическому разуму, ока- зываются у Канта проблемами практического разума — сферой должного, где трансцендентальные идеи разума играют лишь ре- гулятивную, а не собственно познавательную роль. Практический разум — это область нравственных долженствований. Поэтому все кантовское учение о праве и морали предстает как учение о со- циальных регуляторах, о должном и недолжном, социальных от- ношениях и вообще человеческих действиях. Сфере теоретического соответствует естественный закон, сфере же практического — закон свободы. Практическая фило- софия Канта отвергает значение внешнего для субъекта объек- тивного мира в качестве основания для истины, а следовательно, и согласие разума с внешним миром в качестве критерия нравст- венности. Этот критерий заключается в согласии разума (как теоретического, так и практического) со своими собственными законами, то есть носит характер самозаконности. Таким обра- зом, истоки идеи должного (как нравственной, так и правовой), по Канту, следует искать не во внешнем мире, не в сфере опыта, а во внутреннем мире субъекта. В этом и заключалось основное требование принципа субъективности применительно к сфере нравственности и права. Исследованию и обоснованию принципов нравственности по- священа работа Канта «Критика практического разума». Основ- ной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, ее способ- ность и право самой устанавливать правила должного и следо- вать им без внешнего принуждения и давления. Человек, по Канту, с одной стороны, эмпирическое явление (феномен), с другой — трансцендентальная сущность (ноумен). В качестве эмпирического существа человек (как часть природы или мира явлений) и все его поведение подчинено всеобщей кау- зальности и внешней необходимости. Все поведение человека — это совокупность необходимых причинно-следственных связей, а стало быть, его поступки тоже не свободны. Но, с другой сто- роны, человек — это трансцендентальная сущность (ноумен), ему присуща свобода, его поступок является актом свободной воли, независимой от внешних детерминаций. Следовательно, свободная воля одновременно является и моральным законода- телем (установлением), и добровольным исполнителем мораль- ных правил (максим разума)1. Эта мысль отчетливо присутству- ет в учении Канта о категорическом императиве.
1 См.: Нерсесянц В.С.Философия права. Учеб. для вузов. — М.: Норма, 1997. - С. 448. Императив в его понимании — это правило, содержащее объ- ективное принуждение к поступку определенного вида. Катего- рический императив — это безусловное нравственное предписа- ние о должном поведении человека как разумного существа, об- ладающего свободной волей. Исполнение этого предписания является совершенно необходимым, независимо от того, извле- кает ли в результате этого человек для себя пользу или нет. Все императивы Кант подразделяет на две группы — гипотетические и категорические, которые характеризуют разные стороны чело- веческого духа. Под гипотетическими императивами он подразумевал требо- вания, которые следует соблюдать в качестве необходимых ус- ловий, чтобы достичь поставленных целей. Так, человек, зани- мающийся торговлей и желающий иметь постоянных покупате- лей, должен быть с ними честен. Требование «будь честен» выступает для него в качестве гипотетического императива, ибо честность не является в его глазах самоцелью и самоценностью, а есть всего лишь средство для ведения успешной торговли. Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетиче- ских императивов, И. Кант квалифицирует не как моральные, а как легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом, не противоречащие его интересам и задачам разви- тия цивилизованных отношений. Применительно к правовой тематике принцип гипотетиче- ской императивности достаточно точно мог бы характеризовать регулятивную природу норм позитивного права. Легальные по- ступки, соответствующие нормам позитивного права, — это по- ступки, представляющие собой действия, формально совпадаю- щие с требованиями закона. При этом мотивы их могут быть са- мыми разными, в том числе имморальными. Иначе обстоит с социальными требованиями, которые И. Кант возводит к понятию категорического императива. Под ним он понимает следующее: 1) «...поступай только согласно такой максиме, руководству- ясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»1; 2) «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечест-
1 Кант И. Собр. соч. в 6 т. - Т.4. - Ч. И. - М., 1963-1966. - С. 260. ву и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»1. Первая формулировка категорического императива подразу- мевает требование того, чтобы человек как разумное существо поступал в соответствии с его требованиями из уважения к само- му закону, из сознания своего долга; вторая — требование того, чтобы каждый человек относился к другому всегда бескорыстно, видя в нем не средство для достижения своих целей, но только самостоятельную, абсолютную самоценность. Эта формулиров- ка — исходный постулат кантовской философии о ценности лич- ности, идеи о человеке как цели самой по себе, как высшей цен- ности. Для Канта категорический императив -- это нравственный закон. Он не навязан человеку извне, но находится в нем самом. В качестве закона он обладает следующими качествами: объек- тивностью, абсолютностью, необходимостью, универсальностью. В качестве такового он запрещает делать людям то, что, став все- общим правилом поведения, привело бы к разрушению основ цивилизованного общежития. Методологическая проработка И. Кантом проблемы катего- рического императива имеет огромную ценность для обоснова- ния сущности естественного права. Идея категорической импе- ративности естественно-правовых норм позволяет обосновать их безусловную повелительность для общественного и индивиду- ального правосознания. Она доказывает, что их адресатом явля- ются все, без исключения, субъекты правоотношений. Перед фактом безусловной категоричности естественно-правовых тре- бований все равны, поскольку эти требования доводят до людей содержание всеобщего нравственного закона. Важным вопросом для понимания этико-правовых идей Кан- та является его понимание понятия права. Само понятие права Кант считает априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной позна- нию. «Понятия, данные a priori, — пишет И. Кант, — например, субстанция, причина, право, справедливость и т. д., строго гово- ря, также не поддаются дефиниции», именно поэтому «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права»2.
1 Кант И. Собр. соч. в 6 т. - Т.4. - Ч. II. - М., 1963-1966. - С. 270. 2 Кант И. Критика чистого разума. — М., Мысль, 1994. — С. 431-432. В то же время Кант осознавал, как важна проблема правопо- нимания и насколько необходимо верно ее поставить, должным образом сформулировать. «Вопрос о том, — писал он, — что та- кое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логика представляет вопрос, что такое истина»1. Понимание Кантом права тесно связано с его пониманием свободы как единственного прирожденного права. «Свобода, — отмечал он, —...единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»2. В то же время Кант допускает, что, несмотря на наличие в сознании каждого разумного индивида нравственного закона, человек может поступать вопреки ему, то есть, что свобода воли, понимаемая лишь в отрицательном смысле -- как способность лица поступать по собственному усмотрению, — сводится к про- изволу лица. Право, следовательно, подразумевает свободу ин- дивидов (свободу их воли) и связанную с этой свободой возмож- ность и необходимость произвола, столкновение и коллизию различных произвольных действий. И вот тут важно подчеркнуть, что, по Канту, решение слож- ной проблемы, связанной со свободой и антагонизмом среди лю- дей, состоит в определении и сохранении границ свободы. По- этому необходимо, чтобы произвол каждого лица был поставлен в обществе в определенные границы с тем, чтобы никто не мог нарушить свободу других. Лишь при этом условии свобода со- гласуется сама с собой. Эту задачу, с точки зрения Канта, и вы- полняет право. Смысл и назначение права состоит в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначи- мые рамки. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедопустимого поведения, то есть, иначе го- воря, выступает по существу в виде запретов, подразумевая доз- воленность незапрещенного. Как пишет Кант, только право оп- ределяет «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено»3. В связи с этим Кант дает следующее определение права: «Право — это совокупность условий, при которых произвол од- ного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения все-
1 Кант И. Соч. в 6 т. - Т. 4. Ч. II. - С. 138. 2 Там же. С. 147. 3 Кант И. Соч. Т. 1. - М., 1994. - С. 297. общего закона свободы»1. В другом месте той же работы мы чи- таем: «Свобода — независимость от принудительного произвола других»2. Иначе говоря, задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц, которая внешне объ- ективно была бы совместимой с требованием нравственного за- кона. Разум выражает это как постулат, дальнейшее доказа- тельство которого невозможно. Поэтому правомерным являет- ся любой поступок, при котором проявление свободного произвола каждого могло сосуществовать со свободой всех дру- гих людей. Наоборот, в соответствии с всеобщим правовым за- коном все, что препятствует осуществлению свободы, является неправомерным действием. Для осуществления указанных требований всеобщего правово- го закона необходимо, чтобы существовали какие-то реальные га- рантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определенной принуди- тельной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требова- ния, препятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Без этого право было бы бессильно, а категорический императив в форме всеобщего закона права не имел бы безусловного значения и не препятствовал правонарушениям. Вот почему всякое право должно выступать как принудительное право. Кант делит право на естественное и положительное. Естест- венное право, считает он, по своему происхождению априор- но — существует до всякого опыта и базируется на требованиях разума. Иными словами, по Канту, естественное право — это право, каким оно должно быть согласно требованиям практиче- ского разума. Положительное же право — лишь исторически существую- щее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Отсюда можно сделать вы- вод, что правовая теория Канта — это теория естественного пра- ва, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума. Кант также различает право в широком смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место то- гда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и
1 Кант И. Соч. - Т. 4. Ч. II. - С. 139. 2 Там же. в силу этого основаны на справедливости и на крайней необхо- димости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обяза- тельность осуществления права основана на законе (в государст- венном смысле). Важным понятием кантовской философии права является также понятие правопорядка. Правопорядок, по Канту, — это «порядок свободы». Он является условием надежности правоот- ношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складываю- щиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь об- щества, субъекты правоотношений должны быть лично свобод- ными людьми и наделены правами человека и элементарными политическими правами. Согласно Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равенстве его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина1. В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на такие виды:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.014 с.) |