Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции естественного права интерсубъективного направленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, продолжением традиций естественного права в новых культурно-исторических условиях XX века, осо- бенно во второй его половине, был такой принцип обоснования права, как интерсубъективность. Неклассические концепции права, исходящие из позиций интерсубъективности, пытаются преодолеть характерное для классической философско-право- вой мысли противопоставление субъекта и объекта, сознания и бытия и, как следствие, противопоставление объективных усло- вий и идеи права в процессе законодательства, противопоставле- ние позиций объективизма и субъективизма. Интерсубъективная парадигма создает такой концептуальный образ мира права, ко- торый выступает в единстве внутреннего и внешнего опыта пра- ва, сущности и существования, предстает целостным и много- гранным способом человеческого бытия, как бы раскрывающим себя изнутри, через внутренний опыт и взаимодействие нашего бытия в мире как бытия с другими. Как справедливо отмечает В. Шаповалов, понятие интерсубъективности прежде всего на- гружено тем, что можно назвать «экзистенциальным напряжени- ем общественной жизни», напряжением, обусловленным самой природой человеческих взаимоотношений. Среди современных концепций обоснования права, базирую- щихся на принципе интерсубъективности, выделяются онтологи- ческие и неонтологические доктрины. Первые представлены правовым экзистенциализмом, или экзистенциальной феномено- логией, а также правовой герменевтикой, другие — коммуника- тивной философией. Естественно-правовой спектр экзистенциалыю-феноменоло- гическо-герменевтических концепций в значительной мере отра- жает важные срезы правовой антропологии. По-другому и быть не может. Ибо, как подчеркивает известный философ права В. Нерсесянц, «личность, субъект права в абстрактной форме персонифицирует бытие (сущность) права в сфере его существо- вания... Субъект (личность, лицо) только потому и является правовым субъектом (правовой личностью, правовым лицом), что олицетворяет правовое бытие, принцип права и выступает его активным носителем и реализатором»1. Не менее известный немецкий теоретик философии права А. Кауфман формулирует мысль еще более лаконично: «Идея права есть идея человека в качестве личности», выделяя тем самым человека как основопо- лагающий элемент мира права. В философии права XX века впервые к раскрытию жизненного мира обратилась общефило- софская феноменология. Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло- Понти и другие основоположники феноменологии, объясняя все виды реальности, с которыми имеет дело человек, из актов соз- нания, понимали, что их новая наука о сознании позволит осуществить переход от конструктивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многооб- разных видов человеческого опыта. Методы феноменологии сыграли огромную роль в развитии аналитической философии, правового экзистенциализма и правовой герменевтики. В связи с этим закономерно возникает задача раскрытия сущ- ности феноменологических концепций права. Все они преимуще- ственно базируются на трех главных подходах к праву: 1) подхо-
1 НерсесянцВ.С. Философия права: Учебник для вузов. — М., 1997. — С. 44. де, в основе которого лежит концепция «природы вещей» (Г. Ко- инг, Г. Радбрух, В. Майхофер и др.); 2) подходе, обоснованном немецкой философией ценностей (М. Шелер, Н. Гартман); 3) подходе, представленном эйдосами (правовыми эйдосами) и разработанном Э. Гуссерлем и П. Амселеком. Следует отметить, что натуралистическое обоснование права было характерно лишь для самых первых концепций естествен- ного права, в которых космос рассматривался как источник норм для человеческих отношений, как идеальное мироустройство. Впоследствии, по мере выделения человека из природы как под- линного субъекта, термин «природа» стал идентичным призна- нию естественного права в качестве стремления к абсолютному идеалу. И уже после И. Канта философы права большей частью рассматривали природу вещей не как бытие или содержательное внедрение естественного права, а как сугубо понятийно-абст- рактную юридическую форму. Так, Г. Коинг, исходя из концепции существования идеаль- ных абсолютных ценностей социальной этики, усматривал в них масштаб упорядочения прав, вытекающих из человеческой при- роды или природы вещей. Естественное право рассматривалось здесь на двух уровнях: как абсолютное, постигаемое вследствие априорного ценностного познания, и как воплощенное в непо- знанной до конца идее права, а также как принципы справедли- вости, обусловленные определенной ситуацией и полученные на базе «эмпирических данных». Основой же закона мыслилось «культурное право» как синтез естественного права первого и второго уровней, то есть объединения априорно абсолютных (ценностных) и эмпирически относительных принципов. Г. Радбрух понимал природу вещей как юридически мысли- мую форму. Содержание этой формы определяют не сами «ве- щи» как «материал», формулирующий право, а их «природа», или сущность, субъективно фиксированная законодателем или судьей. Аналогично тому, как содержание формального естест- венного права наполняется «культурными ценностями», субъект нагружает содержанием мыслимую форму природы вещей как идеальные типы институтов и правоотношений. Г. Радбрух природу вещей понимает прежде всего как движу- щую силу трансформации юридических институтов в ответ на динамику социальной действительности. Логическая конструк- ция понятия «природа вещей» является способом извлечения норм и гражданских институтов из сущности жизненных отно- шений. Она трансформирует реальность феноменов в мир право- вых институтов, владеющих имманентной ценностью (институты собственности, соглашения, обязательства). И, наконец, несколько слов о концепции природы вещей, из- ложенной В. Майхофером. Прежде всего он понимает природу вещей как источник и критерий справедливости. Здесь абстракт- ные императивные права согласуются с нормами поведения, при- рода вещей является первым условием выведения должного из бытия, предпосылкой и масштабом материальной справедливо- сти, конкретным естественным правом. Концепцию, разработанную с учетом использования в право- отношениях иерархической системы ценностей М. Шелера и Н. Гартмана, предложил X. Хубман. Опираясь на идею филосо- фии ценностей, согласно которой ценности существуют как неза- висимые сущности в автономной и идеальной сфере, Хубман по- лагает, что объективные, абсолютно значимые правовые ценно- сти, которые в конкретной ситуации «извлекаются из бытия-в- себе» правовым ощущением и которые владеют качеством долж- ного, приобретают образ естественного права для конкретных правоотношений. Реально объективированные правовые ценно- сти, «извлеченные» из бытия-в-себе, не могут быть нормативны- ми моделями правоотношений, их соотношение действительно лишь в индивидуально определившейся ситуации. Хотя проявле- ние объективных правовых ценностей определяется историче- ской культурой, все же в одних и тех же культурно-историче- ских условиях естественное право — это предикат единичной си- туации с ее неповторимым соотношением ценностей. В основе феноменологического подхода к праву лежит также концепция эйдоса права, впервые предложенная Э. Гуссерлем. У него правовой эйдос выражает априорные структуры, которые познающий субъект открывает в своем сознании путем выявле- ния сущности правовых норм, институтов и т. д. Речь идет о том общем, что выделяется в качестве обоснования различных право- вых систем и не зависит от специфики и исторического контекста конкретных явлений. Теорию правовых эйдосов разрабатывает также французский мыслитель П. Амселек. Он напоминает, что для того, чтобы по- дойти к праву как таковому и увидеть его в объективной чистоте, необходимо осуществить методологическую редукцию как в фи- лософском, так и в эйдетическом плане. Амселек полагает, что существует три серии нередуцируемых элементов в типовой структуре объективного права: 1) родовые эйдетические элементы, благодаря которым право выступает как система норм и, как следствие, принадлежит к эйдетическому ро- ду нормативного, 2) особенные эйдетические элементы, благода- ря которым нормы, создающие право, являются этическими нормами и владеют функциями приказа, и 3) конкретные эйде- тические элементы, благодаря которым эти приказы становятся частью функции социального управления человеческим поведе- нием. Указанные три элемента и образуют эйдос права. Одним из характерных примеров феноменологического под- хода к праву является концепция С. Гойар-Фабр, изложенная ею в работе «Очерк феноменологической критики права» (Па- риж, 1970). Этот подход базируется на представлении о праве не просто как о социальном явлении и не просто как об ансамбле идей. Для С. Гойар-Фабр право — это то, что окружает нас. это модальность человеческой жизни. Поэтому, провозглашая по- стижение права не извне, а из середины, Гойар-Фабр стремится исследовать глубинный источник права. Для достижения этой цели применяется философская редукция, то есть через отстра- нение от всех предыдущих теорий права, когда идет подготовка почвы для чистого описания мира права. Следующий шаг — проведение критической редукции для поиска принципов и ос- нов права. В этом случае осуществляется рефлексивное описание мира права и его внутреннего источника в сознании. В XX столетии заметно усилился интерес к использованию экзистенциализма в философии права, особенно в концепциях естественного права. Философы-экзистенциалисты (С. Кьерке- гор, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, X. Орте- га-и-Гассет, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) полагают, что в мире существуют только отдельные, конкретные личности с независи- мым от внешнего мира автономным сознанием, конфликтующим с безликой обыденностью жизни. Сознание человека свободно, его воля предопределяет жизненный путь. Наш выбор и опреде- ляет нашу суть, суть бытия отдельной личности. Смысл жиз- ни — только в сфере свободы. Признание единственно подлин- ной действительности бытия человеческой личности является характерным для всех экзистенциалистских доктрин. Сущест- венные черты данной теории впитали в себя многие подходы к праву. Рассмотрим основные концепции экзистенциального на- правления в естественно-правовом мышлении. Специфика экзистенциальных естественно-правовых воззре- ний состоит, во-первых, в отрицании классических представле- ний о естественном праве. Экзистенциальные поиски «истинного права» связаны с пониманием права как правоотношений. Про- возглашается конкретность, антинормативность, беспрерывное развитие «настоящего» права как индивидуальных правовых ре- шений, перманентно возникающих в социальной жизни. При этом игнорируется принципиальное различие между «истинным решением законодателя и обыкновенного гражданина», ибо цен- ность решения первого не в том, что устанавливаются «мертвые» абстрактные нормы, а в том, что оно принято под воздействием структур общего бытия сознания, благодаря чему нормы потом «оживают» в судебно-административных решениях. Во-вторых, экзистенциальное естественное право отличается и от неокантианского «естественного права с изменяющимся со- держанием». Последнее мыслит естественное право как идею, формальный принцип, а не как конкретные содержательные оп- ределения справедливости. Наоборот, экзистенциалисты провоз- глашают все общие принципы фикцией и связывают понятие действительного права с конкретными содержательными опреде- лениями. Поэтому характерным для экзистенциализма является поиск правового решения в конкретной ситуации, в конкретном деле — это не толкование нормы, не извлечение из нее идеала, а прежде всего поиск решения в содержании самого дела, в жиз- ненной ситуации. Исследователи экзистенциалистских естественно-правовых взглядов отмечают определенную противоречивость между пси- хологизмом философского экзистенциализма и естественно-пра- вовым типом правопонимания. Утверждение М. Хайдеггера о первичности эмоционально-практически-деятельного отношения человека к миру более соответствует к бихевиоризму в праве. Преодолеть этот психологизм стремились представители экзи- стенциальной философии права, однако ценой отхода от орто- доксального экзистенциализма в сторону неокантианства и нео- гегельянства. Например, М. Мюллер эклектически объединил представления К. Ясперса об экзистенциальной свободе с гегель- янским толкованием права как прогресса свободы. В соответст- вии с «философией существования» К. Ясперса М. Мюллер отождествлял «существование» (экзистенцию, внутренний и не- познанный уровень бытия человека и духа) и свободу: экзистен- ция — это свободная самореализация человека, который осозна- ет свою сущность — свободу. Отстаивание своей экзистенции — гарантия человека на право, реализуемое в социальном общении. Правила взаимоотношений, права и обязанность с самого начала пребывают в экзистенции. Иными словами, действительное об- щение у Мюллера вытекает из экзистенции, предусматривающей начальное бытие-в-мире. Реализация бытия-в-мире в свободных решениях и является выражением естественного права. Мюллер выделяет три основных момента в понимании естест- венного права: во-первых, придание позитивному праву (норме, закону) свободного решения, благодаря чему «мертвая» норма «оживает» в случае совпадения с содержанием решения; во-вто- рых, обусловленность «истинности» решения «существованием» (первично-правовыми структурами бытия-в-сознании); в-треть- их, подход к историческому бытию права как к одноразовому ре- шению в неповторимой индивидуальной ситуации1. По поводу истинности принятого решения размышляет и Э. Фехнер. По его убеждению, принятие истинного решения свя- зано с «извлечением бытия из его скрытности». При этом каж- дый раз происходит становление нового содержания естествен- ного права; существует ли в «сокрытости бытия» уже готовое ес- тественное право — этот вопрос должен оставаться нерешенным. Истинность же принятого решения обнаруживается во время следующего его осуществления в сфере «эмпирического» бытия. Отсюда — риск принятия неправильного решения. Тем не менее, только таким путем можно «натолкнуться» на «естественное пра- во со становящимся содержанием». По своему происхождению оно субъективно, но объективно по своим целям. Эволюция экзистенциального толкования естественного пра- ва рассматривается в философии права уже упоминавшегося В. Майхофера. В его трудах заметна тенденция к поиску обще- значимых масштабов права. Вначале он пытался связать ирра- циональный субъективизм индивидуального бытия со сферой бытия социального, внедрив новую категорию «бытие-в-качест- ве». Последнее мыслилось Майхоферу в качестве основы истин- ного решения, ибо оно обладает элементами экзистенциального «самобытия» в эмпирическом «со-бытии» социального мира. «Бытие-в-качестве» выступает опосредующим звеном между эк-
1 См.: Четвернин В.А. Указ. соч. — С. 74. зистенцией и сферой реализации права. При этом типовая роль человека в социальной жизни определяется не внешними усло- виями, а внутренними предпочтениями субъекта. Здесь Майхо- фер делает решительный шаг от ортодоксального экзистенциализ- ма к неокантианству, а именно: правовое решение как истинное в конце концов определяется бытием-в-сознании, хотя непосредст- венно оно извлекается субъектом из своего бытия-в-качестве, субъектом, который осознает свою типовую роль в конкретной ситуации вследствие своей разумности. Разумность субъективно- го решения — это уже не проекция дорефлективных структур бытия-в-праве. Критерием правильности действий человека в бытии-в-качестве В. Майхофер называет «конкретное естествен- ное право», или природу вещей, то есть выведение из разума максимы поведения в конкретной ситуации, — не что иное, как конкретные требования на основе категорического императива. Тем не менее такого рода субъективистское обоснование есте- ственного права не вполне удовлетворяло В. Майхофера. В ра- боте «Естественное право как право экзистенции» (1963) он уже противопоставляет разумность экзистенциалистски порожденно- го решения и реализацию этого решения в эмпирическом бытии: структура мира антагонистична, благо одного закономерно обо- рачивается злом для другого. Поэтому проблема естественного права — это не столько вопрос рациональности происхождения истинного права, сколько вопрос создания в мире разумного по- рядка межличностных отношений. Дальнейшие исследования в области онтологических естест- венно-правовых концепций интерсубъективного подхода связа- ны с усилиями внедрения философской герменевтики. Объясня- ется это разочарованием в утвердившихся ранее ценностях и, как полагают многие представители философской герменевтики, воз- можностью смягчить трудности поиска истинного смысла чело- веческого бытия и путей разрешения противоречий современного мира поиском интерпретаций с активным использованием кон- венционалистской семантики. Основная цель герменевтического метода — понять автора и его текст. Текст и речь превратились в альфу и омегу герменевтики. Один из основателей герменевтиче- ского метода В. Дильтей утверждает: то, что человек обнаружи- вает в другом, он находит в самом себе как переживание; то, что он сам переживает, — может найти в другом посредством пони- мания. Таким образом, герменевтическое направление рассматрива- ет право как текст, неразрывно связанный с духовным миром субъекта, его сознанием. Современная юридическая герменевти- ка — это применение в сфере права идей В. Дильтея и Ф. Шлей- ермахера, но прежде всего экзистенциально-феноменологиче- ской герменевтики М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, П. Рикера, Ю. Хабермаса и др. Принципиальное отличие их метода от пози- тивистского подхода к толкованию текста состоит в том, что по- зитивист стремится установить, что хотел сказать в тексте зако- нодатель, тогда как герменевтика устанавливает смысл текста не- зависимо от его автора, законодателя. Не человек говорит на языке, а язык (по М. Хайдеггеру, само бытие) - через человека. Язык имеет самостоятельное бытие относительно индивида. Как отмечает В. Четвернин1, в практике толкования текста известны такие способы, как грамматический и логический (в по- следнем применяется понятие «смысл, или дух закона»). Здесь реализуется герменевтический тезис о том, что право — это само по себе высказывающееся бытие. Теоретик философии права А. Кауфман утверждает, что герменевтический метод дает пони- мание «действительного» права, ибо основой его герменевтиче- ского поиска является нечто «онтологическое» (свобода как есте- ственное состояние человека). Право невозможно извлечь непо- средственно из абстрактной юридической нормы, и им судья не может «распоряжаться по собственному усмотрению». Оно — это «вещь — право». Оно — как сам человек в качестве «персо- ны» (правовая собственность). Человек существует как «персо- нальные» отношения, а право — это то, что обусловливает сущ- ность и содержание юридического дискурса (нахождение права путем высказывания). Таким образом, субъективно-объективные отношения превращаются в отношения между субъектами, то есть перемещаются в интерсубъективную сферу, образуя «обще- ственное пространство дискуссии». Французский философ П. Рикёр в манере вопрошания, свой- ственной герменевтике, стремится уяснить смысл высказывания «Что значит быть субъектом права?», конкретизируемого поста- новкой вопросов: «Что значит иметь права?» и «Что значит быть подсудным?», суммируемых в идентификационном вопросе: «Кто является субъектом права?».
1 См.: Четвернин В.А. Указ. соч. — С. 109. Определяя четыре разновидности субъекта (субъект языка, субъект действия, субъект высказывания, субъект ответственно- сти), П. Рикёр показывает, что правовая проблема возникает вследствие вмешательства другого лица в связи с ущербом, при- несенным другому. Тем самым раскрывается интерсубъективная природа первичной «клеточки» права как связи двух равноправ- ных субъектов. Однако субъект права — это не другой близкий, ближний, с которым связана только моральная проблема, а дру- гой, отношения с которым опосредованы определенным институ- том. Таким институтом уже является естественный язык, поэто- му принадлежность к определенному лингвистическому про- странству, право говорить на своем языке является проявлением правовой проблемы. Среди опосредующих институтов Рикёр вы- деляет далее: на уровне субъекта действия, которое всегда является взаимодействием, — коммуникацию как один из способов при- знания взаимодействующих субъектов; — на уровне субъекта высказывания — историю как такой порядок признания, который объединяет воедино индивидуаль- ные истории; — наконец, на уровне субъекта ответственности мы внедря- емся в сферу собственно юридического. Однако субъект права не может быть понят без использования понятия «юридическое пространство». Оно выступает в качестве онтологической характеристики правовой реальности, того, что П. Рикёр называет «общественным пространством дискуссии». В нем расположена сфера ответственности как способа осознавать свои поступки и быть в ответе за них. Здесь же находится и субъ- ект языка («доказательство наших утверждений»), и субъект вы- сказывания («сущность нашей речевой идентичности»). П. Рикёр высказывается и о функции права. Она состоит в том, чтобы предоставить индивиду возможность реализовать свои способности. Отдельно французский философ права рас- сматривает институт судопроизводства. Согласно Рикёру, суд является регулирующей формой конфликта, а правосудие отра- жает собственно правовое состояние. Смысл же суда состоит в замене насилия языковым дискурсом. В этом и получает свое раскрытие сущность заглавия труда П. Рикёра: «Торжество язы- ка над насилием». Принимая во внимание то обстоятельство, что западным юристам предоставлены большие полномочия в деле толкования юридических норм, сформулированных законодате- лем, мысли П. Рикёра, как и вся философская герменевтика, приобретают все большее значение во всей системе права. С точки зрения интерсубъективного подхода к праву одной из важнейших его версий является коммуникативная теория обоснования справедливости, представителями которой высту- пают К.-О. Апель, Ю. Хабермас. Свою концепцию справед- ливости в рамках коммуникативной философии они объясняют с позиции этики дискурса. Этому вопросу посвящены работа К.-О. Апеля «Дискурсивная этика: политика и право» и иссле- дования Ю. Хабермаса «Моральное сознание и коммуникатив- ное действие», «Демократия. Разум. Нравственность». По Апелю и Хабермасу, справедливыми являются разумные решения, принятые с позиций этики дискурса. Аргументативный дискурс как высшая инстанция общественной жизни является ус- ловием принятия всех разумных решений. Данный дискурс ока- зывается возможным, если соблюдаются его основные процедур- ные нормативные права и общая ответственность всех возможных партнеров по дискурсу, которая является трансцендентно-прагма- тическим коррелятом идеи прав человека (естественное право)1. В соответствии с позицией коммуникативной философии нормы права рефлексивно обосновываются практически в реаль- ной коммуникации, имеющей процедурный характер. Однако этот дискурс должен соотноситься с идеальной коммуникацией (аналог «естественного права»), которая как регулятивная идея обозначает направленность рационального обоснования норм и служит критерием для установления «истинного консенсуса». Разрабатывая консенсусно-коммуникативную концепцию обос- нования норм и ценностей, К.-О. Апель и Ю. Хабермас выступа- ют против вульгарно-онтологического выведения их из «жизни», «бытия», понимая, однако, что рефлективно-свидетельствующие трансцендентально-нормативные условия аргументации принад- лежат подструктуре,человеческого бытия в мире. Ю. Хабермас, поддерживая критику со стороны франкфурт- ской философской школы в адрес современного общества и роли средств информации в нем, создает новое проблемное поле ис- следований — сферу междуиндивидуальных коммуникативных
1 См.: Макашов СИ. Правовая реальность: опыт философского осмысле- ния. - Харьков, 2002. - С. 299. отношений. В границах этого поля он вычленяет ряд наиболее ак- туальных проблем современности, прежде всего проблему демо- кратии, прав и свобод человека. Ю. Хабермас создал собственную коммуникативную модель общества, ее позитивность состоит в том, что она дает новое понимание демократии как демократического дискурса. Такое понимание демократии предоставляет возмож- ность осуществить аналитическое разделение политической вла- сти на административную и власть, возникшую в процессе ком- муникации и воплотившую в себе идею народного суверенитета. Таким образом, философия права Ю. Хабермаса, наиболее полно изложенная им в труде «Фактичность и значимость» (Франкфурт-на-Майне, 1992), неразрывно связана с его фило- софской системой — теорией коммуникативного действия. По Хабермасу, человеческое сообщество характеризуется лингвис- тической коммуникацией на основе согласованного восприятия грамматической структуры определенного языка. Там, где нали- чествует коммуникативная компетенция, там устанавливается «идеальная языковая ситуация». Она мыслится Ю. Хабермасом в качестве основания его этики дискурса (языкового общения), где моральные принципы определяются путем многосторонних дискуссий и постепенного достижения консенсуса. Тезис об иде- альной языковой ситуации выступает в качестве структурной мо- дели демократической процедуры. Принципом такой процедуры есть свобода от угнетения, то есть от нелегитимной власти. В этой формуле отражается способ воссоздания обществом само- го себя с целью реализации эмансипированных потенций комму- никативного действия. По Хабермасу, право представляется условием возможности социальной интеграции на основе коммуникативного взаимодей- ствия, то есть возможности коммуникации как общественной ин- теграции, владеющей обязывающей силой, а также как возмож- ности власти разума, воплощенного в структуре общения людей, обмена мыслями. Современный правовой порядок, обремененный напряжени- ем между позитивностью и легитимностью права, по Хабермасу, должен выполнять две задачи: во-первых, обеспечить фактиче- ское взаимное признание гражданами прав (одних другими), во- вторых, обеспечить возможность легитимации правовых норм, где закон осуществляется «через уважение к закону». Критерием легитимности правовых норм является их соответствие коммуни- кативной рациональности, иными словами, то состояние, когда они заслуживают свободного признания со стороны каждого чле- на правового сообщества. Только процедура демократического законодательства, как полагает Ю. Хабермас, делает возможным реализацию этой идеи. Поэтому в правовом обществе процесс за- конодательства занимает центральную нишу в механизме соци- альной интеграции. В основе справедливого законотворчества, создающего закон, направленный на установление справедливо- го общества, лежит этический дискурс сообщества. К этому дис- курсу Ю. Хабермас предъявляет следующие условия: полное духовное раскрепощение граждан, участие каждого взрослого человека в обсуждении сущности справедливости. В ходе дис- куссий предусматривается установление консенсуса, который бы воссоздавал необходимость кооперации. При этом социальное условие солидарности мыслится здесь не как материальный кри- терий реализации справедливости, а как процедурное условие. Следовательно, коммуникативные основания правовой ре- альности, разработанные преимущественно Ю. Хабермасом, рас- ширяют наше видение путей и условий достижения правового об- щества, среди которых можно выделить обеспечение реализации принципа автономии личности, прав и свобод гражданина, во- площение в жизнь правовых смыслов, прежде всего идеи демо- кратии, ответственности и справедливости, непрерывно обнов- ляющихся и наполняющихся новым содержанием в пространстве общественного дискурса.
ВЫВОДЫ 1. Философско-правовая мысль XX столетия не имеет единого господ- ствующего направления. Наоборот, для нее характерен плюрализм взгля- дов и тенденций. Плюрализм как отличительная черта философии права XX столетия является следствием многообразия событий, произошедших на переломном этапе истории человечества, и исследований права с учетом его различных проявлений и принципов функционирования в современном мире. 2. В XX веке формируется неклассическая модель правосознания как своеобразный протест против власти формальных норм и принципов, кото- рые были препятствием на пути реализации человеком своей экзистенции. В общем потоке развития естественных и общественных наук значительно обновилась юридическая наука, усовершенствовался ее понятийный аппа- рат, расширились приемы и методы юридического анализа, методологиче- ские подходы к праву, большую утонченность приобрели философские ис- толкования соотношения права и закона, оценок позитивного права и т. д. 3. Существенные изменения произошли в юридическом позитивизме, трансформировавшемся в неопозитивизм. Под влиянием теории приказов Дж. Остина, «чистой теории права» Г. Кельзена, аналитической концеп- ции Г. Харта сформировались и распространились новые юридическо-по- зитивистские подходы к пониманию права (лингвистический, юридическо- логический, структуралистский и др.). 4. Усилилась тенденция обращения к естественному праву. Разрабаты- ваются главным образом концепции «возрожденного естественного права», «природы вещей», неокантианства и неогегельянства, феноменологии, эк- зистенциализма, герменевтики, коммуникативной философии и т. д. В тео- риях «естественного права» акцент делается на ценностно-идеальной «ре- альности права», на праве как интегрированной части социокультурной ре- альности, просматривается тенденция отстаивания приоритета личности и ее субъективных прав относительно государственного права. 5. Основой осмысления права утверждается принцип интерсубъектив- ности. В русле этого направления сделаны серьезные попытки преодолеть односторонние подходы субъективистских способов осмысления правовой реальности. В интерсубъективности смысл права не растворяется в созна- нии субъекта или во внешнем социальном мире, а рассматривается как ре- зультат встречи (коммуникации) двух или нескольких субъектов. В рам- ках парадигмы интерсубъективности разрабатываются концепции экзистен- циальной феноменологии (А. Кауфман, П. Рикёр и др.), коммуникативной философии (К.-О. Апель, Ю. Хабермас и др.). 6. Ведущей для философии права XX столетия является концепция справедливости, отличающаяся очень сложной идейно-философской структурой. В ней переплетены идеи неокантианства, естественно-право- вые идеи прошлого и современности, этика ценностей, позитивистские идеи, идеи экзистенциализма, либерально-демократические идеи концеп- ций Дж. Роулза, Р. Дворкина и др. Справедливость постулируется в ка- честве главной правовой ценности и высшего принципа человеческого бы- тия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие основные способы осмысления права вам известны и на осно- ве каких принципов они базируются? 2. В чем состоят расхождения между позитивизмом и юснатурализмом? 3. Какие факторы обусловили процесс формирования постклассиче- ских моделей правосознания в XX веке? 4. Чем объяснить феномен возрождения идей естественного права в со- временной философско-правовой мысли? 5. В чем состоит сущность концепции «природы вещей»? Каково ее значение для правосознания? 6. Какие основные черты современной парадигмы интерсубъективно- сти и какие философско-правовые направления развиваются в русле этого метода осмысления права? 7. В чем сущность права с позиций феноменологической школы фило- софии права? 8. Назовите сущностные задачи герменевтической концепции права. 9. Какие исходные положения коммуникативной концепции права? Назовите основных ее представителей.
Раздел IV ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ
Идея права является фундаментальным ценностным основа- нием современной цивилизации. Однако современный мир куль- турно неоднороден. Поэтому закономерно возникает вопрос: в какой мере универсальная идея права применима в рамках той или иной частной культуры? Особую актуальность этот вопрос приобретает для стран, которые осуществляют модернизацию общества и столкнулись с необходимостью реформирования сво- их правовых систем на началах свободы и прав человека. Дан- ный вопрос имеет не только теоретическое, но и огромное прак- тическое значение, поскольку реформируемая правовая система должна, с одной стороны, основываться на универсальных прин- ципах права, а с другой стороны, должна ориентироваться на на- циональную культурную традицию, на традицию правосознания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.02 с.) |