Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая антропология: гуманистическая природа праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любое правопонимание опирается на соответствующую кон- цепцию природы (сущности) человека. Особенно ярко эта связь выражалась в классической философии права XVII —XVIII ве- ков. В ней представления о природе человека выступали как предельные основания для суждений об общей правомерности властных решений, антропология всегда несла в себе общий кри- терий правомерности. Данное обстоятельство обусловило воз- никновение в рамках философии права такого раздела, как пра- вовая антропология, в пределах которой решался бы вопрос об общем критерии правомерности. Что представляет собой правовая антропология, каковы ан- тропологические основы правопорядка в целом и прав человека в особенности, что представляет собой «человек юридический», как связаны между собой личность и право? Эти и другие вопро- сы будут рассмотрены в данном разделе.
Природа человека и право. Антропологические основы права
Феномен права теснейшим образом связан с человеком, его сущностью, смыслом человеческого бытия. «Ответы на все фи- лософские вопросы права, — пишет представитель правового экзистенциализма Э. Фехнер, — предопределяются ответом на вопрос о смысле человеческого бытия»1. В этом высказывании выражена антропологическая позиция но отношению к праву. Суть последней состоит в представлении о праве как явлении,
1 Fechner E. Rechtsphilosophie. - Tubingen, 1956. — S. 278. без которого человек не может существовать, с одной стороны, и выявлении в структуре человеческого бытия таких моментов, ко- торые порождают правовые отношения (право), - с другой сто- роны. Это обстоятельство делает возможной собственно право- вую антропологию. Что же представляет собой правовая антропология? Как из- вестно, философской антропологией называется часть филосо- фии, в которой изучается человек как особый род сущего, ос- мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются способы человеческого существования. Философская антропология является фундаментом современ- ной моральной и правовой философии1. Именно обращение к сущности человека позволяет обосновать идею права, критерий справедливости, то есть решить фундаментальный вопрос фило- софии права. Данное обстоятельство позволяет выделить в рам- ках философии права такой раздел, как правовая антропология. Типичными для правовой антропологии являются рассужде- ния одного из ее основателей Г. Гроция, выделившего в природе человека такую склонность, как влечение к общежитию, не зави- сящее от идеи пользы. Идея права, по Г. Гроцию, связана с указа- нием на назначение человека. С его точки зрения, то, что соот- ветствует сущности человека, является моральным, а то, что поддерживает мирное и стройное общежитие, является правомер- ным. Поскольку же такое стремление к общежитию есть склон- ность, заложенная в человеческой природе, то и идея права явля- ется идеей моральной как одно из проявлений сущности человека. Таким образом, правовая антропология указывает на основа- ния права в человеческом бытии. В целом же правовую антро- пологию можно определить как учение о способе и структуре бытия человека как субъекта права, или, более кратко, — уче- ние о праве как способе человеческого бытия. Одной из центральных проблем правовой антропологии яв- ляется выявление антропологических предпосылок правовой теории. Исследование этого вопроса оказывается возможным по- тому, что существует закономерность корреляции «образа чело- века» и «образа права». Суть ее заключается в том, что тот или иной «образ права» (правопонимание), а также определяемая
1 См.: Рикёр П. Торжество языка над насилием /' / Вопросы филосо- фии. - 1996. - № 4. - С. 28. им правовая система ориентируются на определенный «образ че- ловека» (концепцию природы человека) и от него ведут свой от- счет как от исходной точки. Рассмотрим, как решался вопрос об антропологических осно- ваниях правовой теории тремя ключевыми фигурами новоевро- пейской философии права — Т. Гоббсом, Ж.-Ж. Руссо, И. Кан- том, и каковы были практические последствия такого решения. Согласно Т. Гоббсу, человек — это абстрактный индивид (равный таким же абстрактным индивидам), который руковод- ствуется исключительно своими интересами. Необходимость же правопорядка, то есть общих для всех людей норм, осознается им лишь под влиянием страха перед насилием со стороны таких же индивидов, и этот страх оправдывает механическую силу государства, соединяющую индивидов в одно целое. В итоге субъектом правопорядка оказывается совершенно иммораль- ный, эгоистический индивид, стремящийся превратить другого в средство и договаривающийся с ним лишь под угрозой собствен- ной безопасности. Следовательно, образу человека, который ру- ководствуется исключительно собственными интересами и ори- ентируется на поиски только личной выгоды и счастья, соответ- ствует такой образ права, где собственно правовая реальность подменяется реальностью государственных предписаний. Свою теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо строил на тех же антропологических основаниях, что и Гоббс. Так же, как и у Гоббса, индивид у него руководствуется мотивом личного благоразумия, стремлением к самосохранению и счастью. И хо- тя у Руссо индивид уже предпочитает правовой порядок деспо- тической государственности, однако не на безусловных мораль- ных основаниях, а подчиняясь сознанию опасности, которая ему угрожает со стороны этой государственности. К соблюдению об- щих норм не только государство принуждает индивидов, но и са- мо оно принуждается надындивидуальной негосударственной волей. Воля народа ставится выше всякой законности и начинает приобретать те же черты, что и монархический произвол Гоббса. В итоге право теряет свою самостоятельную реальность и низво- дится до оправдания нового произвола. Таким образом, на основе представлений о человеке как «разумном эгоисте» утвердить примат нрава по отношению к возведенной в закон воле верховного правителя невозможно, по- скольку такой человек не имеет внутреннего критерия для осу- ществления выбора в ситуации нормативно-ценностного кон- фликта, а нуждается во внешней авторитетной опеке. Исходным пунктом философии права И. Канта является учение о человеке как о существе, принципиально способном стать «господином себе самому» и потому не нуждающемся во внешней опеке при осуществлении ценностно-нормативного вы- бора. Этот человек не разумный эгоист, а моральное существо. Это означает, что автономия (нормативная независимость), или способность «быть господином себе самому», выступает исход- ным и основным смысловым моментом права. И хотя это всего лишь идеальное свойство человека, но оно полагается в качестве природного и тем самым задает критерий правомерности реше- ний власти. В социальном плане морально автономный индивид характеризуется как субъект, который способен по праву проти- востоять экспансии любой чужой воли, возведенной в закон. Следовательно, только образ «человека морального» оказы- вается способным легитимировать право как безусловную цен- ность, не сводимую ни к каким иным ценностям. Индивиды, принявшие порознь решение жить в соответствии с категориче- ским императивом, делают возможным и право, и всякие согла- шения на основе взаимной выгоды. Философско-правовая тео- рия И. Канта является классическим образцом соответствия «об- раза права» «образу человека». Какой же «образ человека» должен быть поставлен в осно- вание современной правовой теории? Чем характеризуется че- ловек как особый вид бытия? Какова специфика человеческой природы? Природу, или сущность человека, часто сводят к разумности, морали, языку, символичности, предметной деятельности, воле к власти, игре, творчеству, религиозности и т. д. В то же время современная философская антропология обнаруживает в челове- ке некое интегральное свойство — его «открытость», незавер- шенность как создания. В отличие от животного человек посто- янно преодолевает свою видовую ограниченность так же, как и социальную ограниченность, постоянно трансцендируя, возвы- шаясь над сложившимися обстоятельствами. В этой незавершен- ности заключается огромный потенциал саморазвития человека. Именно эту «открытость» имел в виду Ж.-П. Сартр, когда пи- сал: «Человек свободен, человек — это свобода»1. В этом образе человека как существа свободного, становящегося находит свое оправдание и образ права как его непрерывного становления. В свою очередь, право создает условия для реализации потен- циала человека, человеческих возможностей, хотя и не гаранти- руя эту реализацию без собственных усилий человека. При этом следует помнить, что нельзя абсолютизировать по- иски единой и «истинной» природы человека. Таковой просто не существует. На этот момент обращает внимание американский философ Дж. Лакс, выдвинувший тезис о множественности че- ловеческой природы. Он считает, что утверждения о природе человека, о том, что представляют собой устойчивые человече- ские характеристики, относятся к группе фактов выбора, вклю- чающих в свой состав одновременно объективные и субъектив- ные элементы2. Первые представлены конечным набором ка- честв человечности, служащих объективными основаниями для выбора. Вторые — ценностными предпочтениями, от которых зависит окончательный выбор. Так, в основании признания уни- версальности прав человека лежит ценностное предпочтение се- годняшнего цивилизованного человечества, заключающееся в возвышении сходства между людьми над их различиями как не- существенными. В этой связи концепция множественности человеческой при- роды находится в рамках здорового плюрализма. Она ориенти- рует на толерантное отношение к проявлениям человеческого своеобразия (как индивидуального, так и культурного), но эта терпимость не беспредельна, а ограничивается идеей права. Ибо, исходя из признания множественности человеческой природы, мы должны обеспечить полное оправдание человеческого отли- чия, однако лишь в той мере, в какой это своеобразие не прино- сит нам вреда. Несмотря на то что «образ человека» зависит от нашего вы- бора, мы все же можем указать если не на качество, то, по край- ней мере, на способ действия, который позволяет выделить чело- века из всех других живых существ. Таким способом действия
' Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм,/ / Сумерки богов. — М., 1991. - С. 327. 2 См.: Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы / / Вопросы фило- софии. - 1992. - № 10. - С. 106. является «долженствование». Как подчеркивает Е. Агацци, «ка- ждое человеческое действие связано с некоторой «идеальной моделью», с тем, «как должно быть»1. Поэтому человек — это существо «долженствующее», постоянно соотносящее свои дей- ствия с идеальными образцами и тем самым устремляющееся к этим образцам, трансцендирующее к ним. Этим ценностно-ори- ентированное поведение человека отличается от простой целена- правленности поведения животных. Поскольку же сфера «должного» является особенностью собственно человеческого действия, то и мораль, и право как наиболее развитые нормативно-ценностные системы, без кото- рых человек не может быть человеком, оказываются характери- стиками его способа бытия. Трактовка специфики человеческого бытия как бытия существа, ориентирующегося на «должное», раскрывает новые горизонты перед правовой антропологией, в рамках которой, как уже отмечалось, право должно быть пред- ставлено в качестве всеобщего условия человеческого существо- вания. Традиционно одной из основных задач правовой антрополо- гии является обоснование идеи права как особого нормативного порядка, исходящее из представлений о сущности человека, или человеческой природе. Это предполагает ответ на вопрос: поче- му сфера политического в человеческой жизни (понимаемая как гражданское, общее с другими людьми существование) необхо- димо требует права и почему такое правовое оформление данной сферы оказывается возможным. Здесь требуется оправдание то- го факта, что людей связывают отношения господства, в рамках которых они подчиняются определенным правилам и могут быть принуждены к их исполнению. При этом обоснование права, хотя и с разной степенью убе- дительности, может осуществляться с различных методологиче- ских позиций. Сторонники деонтологического подхода отказы- ваются от поисков метафизических, или онтологических, основ для утверждения моральных и правовых суждений, считая, вслед за Юмом, что любые попытки выводить смыслы мораль- ных и правовых норм из фактов человеческой природы являют- ся несостоятельными. Критерий же истинности положений в
1 Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии - 1989. - № 2. - С. 26. нормативной этике и политической теории они усматривают в их самоочевидности. Сторонники онтологического подхода, наобо- рот, считают, что подлинная естественно-правовая этика выво- дит моральные и правовые нормы из метафизически исходного познания природы человека и места человека в мире. Оба подхода являются в известной мере крайностями. Сле- дует учитывать, что многие недоразумения возникают из-за иг- норирования различия двух моментов. Во-первых, той очевид- ной истины, что мораль бесспорно основана на человеческой природе, что основные ценности, а также моральные и правовые нормы определяются человеческой природой. Во-вторых, того, что основные ценности и нормы невыводимы непосредственно из человеческой природы. Поэтому мы можем лишь констатиро- вать связь человеческой природы и этических (морально-право- вых) норм, но не можем напрямую выводить их из человеческой природы. Попыткой преодоления односторонностей, характер- ных для рассмотренных позиций, является правовая антрополо- гия, основанная на парадигме интерсубъективности, которая формируется в рамках политической антропологии1. Особенностью данного подхода является сочетание антропо- логического и морального моментов в обосновании права, что позволяет избежать как излишнего натурализма, так и чистого долженствования. Поэтому сама правовая антропология — это всегда этико-антропология, сочетающая в себе моменты дескрип- тивности и нормативности. Ее основной задачей является не выведение содержания правовых норм из природы человека, а скорее корреляция «образа человека» и «образа права» как фе- номенов, содержание которых зависит от ценностных предпоч- тений, легитимация второго первым. Так, за утопическими кон- цепциями «свободы от господства» обнаруживаются необосно- ванно оптимистические представления о человеке как существе в гораздо большей степени миролюбивом и альтруистичном, чем он является на самом деле. А за позитивистской позицией защит- ников «политического господства» угадываются излишне песси- мистические представления о человеке исключительно как об аг- рессивном эгоисте. Выделяют два фундаментальных вопроса политической (пра-
1 Гьоффе О. Вибраш стати. - Киев, 1998. - С. 47. вовой) антропологии: 1) «что является главным фактором чело- веческого существования: конфликт или кооперация?»; 2) «что является первостепенным для человеческого общежития: счастье или свобода?»1. Это вопросы о способе и цели человеческого су- ществования. Выбор той или иной модели образа человека: как преимущественно конфликтного или преимущественно коопера- тивного существа — влияет на выбор модели легитимации госу- дарства и права: кооперативной или конфликтной. На наш взгляд, в решении этого вопроса нельзя действовать по принци- пу «или-или», ибо природа человека не может быть однозначно сведена либо к конфликту, либо к сотрудничеству. Здесь скорее подойдет синтетическая формула взаимодополнительности при нормативном приоритете одного из них - конфликта (в совре- менных культурно-исторических условиях), что соответствует антропологической формуле И. Канта «необщительная общи- тельность». Очевидно, что подобный метод применим и для ре- шения второго фундаментального вопроса — вопроса о том, что является более фундаментальным основанием: счастье или сво- бода. «Коль скоро в нашей теории, — пишет О. Хёффе, — каж- дому предоставляется свобода устраивать счастье по своему соб- ственному усмотрению, понятие счастья становится не то чтобы неуместным, а излишним; оно преобразуется в понятие свободы волеизъявления»2. Свобода понимается как свобода действия, то есть действую- щему субъекту предоставляется возможность самому решать, к чему он стремится и как он будет достигать своих целей. Она есть допущение, без которого немыслима сама дискуссия о леги- тимации — об оправдании права. Право, прежде всего, состоит из тех правил, которыми люди руководствуются в их совместной жизни и которые дают право на принуждение в случае их несоблюдения. Это принуждение выступает как наказание в уголовном праве и как признание не- действительности отношений (сделок) в гражданском праве. Эта правила оказываются особо значимыми, когда возникают противоречия интересов, то есть споры. Право в этих случаях играет роль третьей, незаинтересованной стороны, к которой апеллируют для решения споров.
1 Хёффе О. Политика, право, справедливость. — С. 138, 199. 2 Хёффе О. Указ. соч. - С. 192. Каковы же антропологические основания пользования людь- ми определенными правилами? Как уже подчеркивалось выше, таковым основанием служит открытость человека миру, его уни- версальная способность к свободным действиям. Открытость миру является оборотной стороной такой осо- бенности биологической конституции человека, как недостаточ- ность специализации его способностей, что выражается понятием «недостаточного существа». Она проявляется в таких позитив- ных качествах, как способность к динамическому саморазвитию, практическая приспособляемость к обстоятельствам, наделен- ность самыми разнородными задатками и способностями. Осно- ванная на таких качествах свобода действий проявляется в том, что человек способен рефлексивно относиться к условиям своей жизни, определенным образом их обозначая и осмысливая. Он способен оценивать эти условия и на основе оценок пытаться их освоить, иными словами либо приспособить их к своим нуждам, либо их преобразовать. Рефлексивное отношение человека к себе самому и своим действиям означает, что человек способен на сознательный вы- бор среди множества различных возможностей, одной или не- скольких. Это значит, что он способен, на свободные поступки. В то же время свободу действий следует истолковывать не в аб- солютном, а в относительном смысле. В силу открытости струк- туры побудительных мотивов и реакций человека ему угрожает опасность насильственной смерти от рук себе подобных, которая имеет ту же антропологическую основу, что и свобода действий. Однако то, какая из способностей возобладает, зависит от харак- тера складывающихся взаимоотношений конкретного человека с другими людьми. На этот процесс оказывает влияние право. Таким образом, свобода как универсальная способность че- ловека делает право и возможным (понимание сути правил, спо- собности к суждению), и необходимым (необходимое ограниче- ние свободы). Право обосновывается тем, что оно является ин- ститутом, делающим свободу возможной и, с другой стороны, препятствующим трансформации свободы во вседозволенность. Соответственно, между правом и человеком можно зафиксиро- вать следующую зависимость: право есть система правил, де- лающих жизнь человека возможной, в то время как основные факты человеческой природы делают такие правила необходи- мыми. В тесной связи с пониманием бытия человека как бытия в свободе находится проблематика следующих вопросов темы: об антропологическом обосновании прав человека и о «правовом человеке» как субъекте права.
§ 2. Философский смысл и обоснование прав человека Наряду с обоснованием права вообще как особого норматив- ного порядка важнейшей проблемой правовой антропологии яв- ляется обоснование идеи прав человека, то есть ответ на вопрос: почему правовой порядок подразумевает соблюдение прав чело- века? Этот вопрос включает три момента: а) описание феномена прав человека как такового (аналитическая задача); б) выясне- ние статуса прав человека (легитимационная задача); в) обосно- вание идеи прав человека (нормативная задача). Права человека с позиций философии права являются одним из видов прав вообще, с понятием которых связаны некоторые благоприятные, позитивно оцениваемые состояния их владель- ца. С позиции одной из двух альтернативных теорий — теории воли (свободы) - права дают преимущества воле их владельца над волей другой стороны, находящейся с ним в конфликте, с позиции другой теории — теории интереса — права служат за- щите или осуществлению интересов их владельца. Понятия «права» и «обязанности» имеют столь огромное значение для раскрытия феномена права, что они могут быть на- званы модусами права. Как известно, модус (от лат. modus - мера, способ, образ, вид) — это есть единичное проявление суб- станции, поэтому права и обязанности являются не чем иным, как непосредственным проявлением идеи (смысла) права. Что же значит «иметь право» и «иметь обязанность»? Когда говорится «я имею право», то подразумевается, что «я могу», то есть эти высказывания относятся к модальности возможности, или свободы. Когда говорится «я обязан», то подразумевается, что «я должен», то есть этот тип высказываний относится к мо- дальности долженствования. Правовой модус «правомочия» имеет место лишь там, где имеется ему противовес в модусе «обязанности». Это говорит о дополнительности прав и обязанностей, хотя эта дополнитель- ность и предполагает нормативный приоритет модуса «право- обязанность». Из всех видов прав философа прежде всего интересуют пра- ва человека — те, которые принадлежат человеку как таковому, или субъективные права, на обладание которыми может претен- довать каждый человек вне зависимости от обстоятельств. Они находятся в центре политического проекта современности, суть которого выражается в изначальной и исключительной связи власти и справедливости, то есть в такой организации публичной власти, чтобы подчиненность ее принципам справедливости не оставалась на усмотрении власть предержащих1. Идея прав человека имеет нормативно-критический харак- тер. Представляя собой «опосредующие принципы справедли- вости» и «нравственные критерии, которыми должен руковод- ствоваться правопорядок»2, права человека не могут рассмат- риваться в качестве лишь одного из юридических понятий. Они оказываются в кругу основных концептов современной практи- ческой философии (моральной, правовой, политической). По своему смысловому содержанию права человека очерчи- вают пространство, которое обеспечивает каждому человеку ус- ловия его самореализации, то есть пространство его личностной автономии. Со времен Просвещения права человека именовались «при- рожденными», «священными», «неотчуждаемыми». И в этом выражалось представление о самоценности и безусловной зна- чимости прав человека. Натуралистический термин «прирож- денные» фиксировал понимание прав человека как таких инди- видуальных правомочий, которые существуют до и независимо от любых человеческих установлений, от всей практики поло- жительного права; выражение «священные» имеет следующий светский смысл: «безусловные», «неоспоримые», или, на юри- дическом языке, «сверх-» или «надюридические»; аутентич- ный смысл, который вкладывается в понятие «неотчуждаемых прав», заключается в том, что они «неотъемлемы», то есть ни- кто и никогда не может у человека их отобрать, в том числе и сам человек не может от них отказаться3.
1 См.: Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. — С. 248, 289. 2 Там же. - С. 293. 3 См.: Соловьев Э.Ю. Чтобы мир до времени не превратился в ад (Религия прогресса и идеал правового государства) // Знание — сила. — 1995. — № 7. - С. 14. Традиционно в либеральной перспективе права человека по- нимаются как такие права индивидов, которые дают им возмож- ность защищаться от посягательств на их свободу со стороны структур государственной власти. В формуле «гражданин про- тив власти» выражается антиавторитарный смысл прав челове- ка, или, по сути, негативный смысл, как выражение «свободы от», и их строгое обеспечение является безусловным требовани- ем современной эпохи. Однако права человека и право в целом приобретают еще и позитивный смысл, они сами выступают в качестве силы, кото- рая наполняет смыслом общественное пространство. Только бла- годаря праву возможно включение людей как атомов в опреде- ленную систему отношений. Благодаря правам человека право выступает как условие участия каждого в общественных делах. Следовательно, права человека служат необходимыми условия- ми человеческого существования и коммуникации. Смысл прав человека определяет их особый статус как до- политических, безусловно значимых и неотъемлемых оснований современной государственности, или принципов легитимации. Это значит, что права человека рассматриваются в качестве не- зависимых стандартов, благодаря которым могут критико- ваться законы, деятельность правительства и иных политико- правовых институтов, то есть в качестве критериев легитима- ции. Классические правопорядки находили форму своей легити- мации в различных конструкциях общественного договора. Со- временные правопорядки имеют иную структуру и модус значи- мости легитимации, ибо они основываются на субъективных правах. Эти права предоставляют правовому лицу законное поле действий для достижения своих потребностей и интересов. Дей- ствуя в границах праводозволенного, человек освобождается от необходимости нести моральный отчет о своих действиях, не обязан давать им публичные оправдания. Тем самым разводятся мораль и право. Права человека институциализируют коммуникативные ус- ловия для формирования разумной политической воли. Это зна- чит, что легитимными признаются лишь те регулятивы, которые могли бы быть приняты всеми возможными заинтересованными лицами. В целом личная и публичная (гражданская) автономии взаимно дополняют друг друга, однако при этом нормативный приоритет находится на стороне личных прав. Значение прав человека как важнейшего легитимационного принципа современного правопорядка требует более глубокого погружения в основания этих прав, то есть перехода к нашей непосредственной задаче — философско-антропологическому обоснованию идеи прав человека, или выяснению истоков этих прав, откуда эти права у человека и каковы они. С позиций современной правовой антропологии, которая яв- ляется частью политической антропологии, или же концепции, основанной на принципе интерсубъективности, мы должны идти дальше простой констатации безусловной значимости врожден- ных, священных и неотъемлемых прав человека, выражающих современную концепцию гуманизма, и рассматривать их в сущ- ностном аспекте — как условия собственно человеческого дейст- вия. Для этого необходимо различать максимальную и минималь- ную антропологию. Первая делает акцент на способности чело- века к изменениям и реформаторству. Вторая — на необходимо- сти оставаться человеку самим собой. Максимальная антропология пытается выяснить, что являет- ся оптимальной формой бытия человека, она ориентируется на образ человека в возвышенном смысле, но, как правило, оказы- вается безразличной к праву и правам человека. Таким был об- раз человека у Ницше, Хайдеггера, романтический образ челове- ка у славянофилов, да, пожалуй, и в марксизме (концепция «всесторонне развитой личности»). Минимальная антропология отказывается от всякой телеоло- гии, то есть от учения о целевом предназначении человека. То, каким должен быть человек, зависит от решения самого челове- ка. Собственно человек определяется по минимальным условиям того, что необходимо человеку, что делает человека человеком. Именно такой смысл придает правам человека французский фи- лософ А. Глюксман: «Идея прав человека обретает свой опреде- ленный контур не потому, что мы знаем, каким должен быть идеальный человек, каким он должен быть по природе или в качестве совершенного человека, нового человека, человека бу- дущего и так далее. Нет, идея прав человека обретает определен- ность потому, что мы очень хорошо представляем себе, чем чело- век не должен быть...»1. Поэтому правовая антропология пере- носит акцент в определении человека с того, к чему человек стремится — счастью, самореализации или осмысленному суще- ствованию, на начальные условия, делающие человека челове- ком. Эти моменты «прирожденные», неотделимые от человека и поэтому носят антропологический характер. Они являются усло- виями возможности человеческого существования (трансценден- тальными условиями). Что же касается прав человека, то они яв- ляются принципами обеспечения этих условий. Основной принцип обоснования прав человека с антрополо- гических позиций выражается в следующем: «человек как чело- век должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не погрязнуть в трясине повседневности. При этом он дол- жен иметь его как человек — не как «богоподобное существо», не как «сверхчеловек», а именно как человек, а следовательно, существо несовершенное, «приземленное», занимающее среднее положение между «совершенством добра» и «низостью зла», ме- жду святым и зверем. Это право отнюдь не обеспечивает ему га- рантированное движение к новому, а лишь не позволяет опус- титься ниже определенного предела, за которым заканчивается человеческое. Поэтому это спасательное (а не спаситель- ное) средство, наподобие «спасательного жилета» или страхов- ки альпиниста. Права человека имеют антропологическую осно- ву во внутренней мере стремления человека к риску и новациям, которая заключается в стремлении сохранить себя, свою экзи- стенцию. В моральном плане это стремление сохранить себя ока- зывается выше, чем достигнутые успехи в освоении все новых и новых жизненных вершин. Из положения о кооперативно-конфликтной природе чело- века вытекает то, что, с одной стороны, человек — «позитивное социальное существо» и это означает: люди способны помогать друг другу и дополнять друг друга. Он живет не только «для себя», но и «для других», способен устанавливать порядок во взаимоотношениях с другими людьми. В то же время в ситуаци- ях, где воплощается позитивная природа человека, права чело- века оказываются ненужными. Поэтому следует учитывать, что, с другой стороны, человек — это «негативное социальное
1 Соловьев Э.Ю. Указ соч. — С. 19. существо», своим противостоянием несущее в себе угрозу дру- гим людям. Из этой опасности, которая возникает в силу кон- фликтной природы человека, и следует необходимость прав че- ловека. Из этой угрозы, которую один человек представляет для друго- го, вытекает возможность того, что человек одновременно являет- ся и потенциальным преступником, и потенциальной жертвой од- новременно. Проблема прав человека оказывается весьма серь- езной, как об этом говорит Р. Дворкин1, и вполне оправданным оказывается пафос, связанный с институтом прав человека. Пра- ва человека выступают как бы результатом обмена отказа от на- силия на приобретение безопасности, при этом соотношение ме- жду отказом и приобретением является примерно равноценным. Ситуация выбора выражается в следующей дилемме: что че- ловек предпочтет быть одновременно и преступником, и жертвой, или ни тем, ни другим? Поскольку нельзя выбрать что- то одно — либо насилие по отношению к другим, либо опасность насилия по отношению к тебе самому, человек выбирает отказ от насилия. И в этом выборе проявляется фундаментальный антро- пологический интерес — сберечь свое Я, свою экзистенцию. Че- ловек как человек может действовать на основе отказа, самоог- раничения. Из общего отказа убивать, грабить или преследо- вать друг друга возникает право на жизнь, собственность и свободу2. В этих трех основополагающих правах человека, выражаю- щих фундаментальный антропологический интерес - - сохране- ние собственного Я, проявляются трансцендентальные интере- сы, то есть такие, от которых человек не может отказаться: инте- рес сохранить единство тела и жизни как условия выживания человека, сохранения собственности — как условия более каче- ственного выживания и, наконец, свободы - - как выживания еще большего качества. Таким образом, можно заключить, что самым фундаменталь- ным человеческим стремлением является стремление сберечь свое Я, свою экзистенцию, свою идентичность. И это стремление
1 См.: Дворкгн Р. Серйозний погляд на нрава. - Киев, 2000. 2 См.: Гьоффе О. Полпична антрополопя в особливому iio.'ii уваги права // Вибраш стат. — С. 31 - 44. представляет собой главный антропологический интерес. В каче- стве минимального условия осуществления этого интереса вы- ступает требование отказа от насилия. Реализация этого требо- вания является минимальным условием, делающим человека че- ловеком, что означает требование признания права другого, его ценности и достоинства.
Личность и право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.245.179 (0.024 с.) |