Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные типы правопонимания: правовой позитивизм и естественно- правовое мышлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно основными конкурирующими типами правопо- нимания считаются правовой позитивизм и теория естественного права. Правовой позитивизм. Отличительными чертами право- вого позитивизма как философского способа осмысления права являются: 1. Отождествление права и позитивного права, или право- порядка, понимаемого как система установленных норм и исто- рически сформировавшихся институтов. Поэтому объектом та- кого осмысления выступают исключительно феномены позитив- ного права: правовые институты, юридические нормы, выражен- ные в законах, и т. д. Любые же феномены сверхпозитивного плана не признаются правовым позитивизмом в качестве право- вых и отвергаются. 2. Тенденция к абсолютизации государственного суверени- тета, отождествлению права с приказами государства. «Всякое право есть команда, приказ», — таково кредо правового позити- визма, сформулированное одним из его основателей Дж. Ости- ном. 3. Стремление дать ценностно-нейтральное понятие права, в соответствии с которым действующие нормы устанавливаются 2 - 10875 Данильян законодателем в соответствии с формальным критерием. Эти представления противопоставляются традиции естественного права, рассматривающей право в понятиях справедливости и об- щего блага. Как тенденция правовой мысли правовой позитивизм берет начало еще в древности. Формами его проявления были: китай- ский легизм, учение софистов, номинализм У. Оккама, концеп- ция абсолютного государства Т. Гоббса и др. Однако в качестве самостоятельного направления философско-правовой мысли он возник в 30 —40-х годах XIX века в связи с теоретическим обосно- ванием формально-догматической юриспруденции. Его ближай- шим предшественником был И. Бентам (1748-1832). В развитии юридического позитивизма можно выделить три основные этапа: классический позитивизм Дж. Остина (1790-1859), отождеств- лявший право с приказами суверена, «чистая теория права» Г. Кельзена (1881-1973), связывающая право с правомочием принуждать, и аналитическая юриспруденция Г. Харта (1907-1993), ключевым понятием которой является «правило признания». Правовой позитивизм тесно связан с позитивистской филосо- фией, в рамках которой он получил мировоззренческо-методо- логическое обоснование. Главные идеи философского позити- визма, наиболее интенсивное развитие которого приходится на середину XIX —начало XX века, заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в то время серьезных успе- хов. Это значит, что науки должны быть организованы на эмпи- рическом «позитивном» знании, а не на спекулятивных умозак- лючениях. Позитивизм в праве возник как реакция на метафизическую философию права XVII —XVIII столетий. Его представители стремились заменить метафизическое учение об абсолютных началах права таким его изучением, которое бы опиралось на по- ложительный опытный материал, «факты» (непосредственно данные). Такими фактами являются прежде всего нормы права. Поэтому философия права, по мнению позитивистов, должна за- ниматься изучением их логического смысла и языкового выраже- ния. Право позитивно и иным оно быть не может. Позитивность права означает, что оно есть фактически действующее право. Позитивизм опирается на определенную концепцию челове- ка. Человек для него — это «мыслящее животное», наделенное способностью понимать адресованные ему приказы, тем более, если они подкреплены угрозой применения наказания. Разум, а точнее, мышление такого человека допускает формализацию, которая начисто снимает все его субъективные особенности. Че- ловек как бы растворяется в формально-рационализированной реальности норм позитивного права. Его бытие в нраве пред- ставлено незначительным аспектом человеческой природы — его логико-рассудочной стороной. Юридический позитивизм отрицает возможность познания сущности права. Его метод является: а) «эмпирическим» — ог- раничивается в познании права изучением внешних признаков, доступных для непосредственного наблюдения и восприятия и относит познание сущности правовых явлений и их ценностного содержания (недоступных для непосредственного созерца- ния) к предмету философских спекуляций и «идеологии»; б) «дескриптивным» — описывает содержание права, рассмат- ривая его таким, как оно есть; в) «аналитическим» — суть его состоит в логическом и лингвистическом анализе юридических понятий, а шире — текстов, на основе восприятия права в законе как «данного»1. Аналитический метод представляет собой усо- вершенствование традиционного формально-догматического ме- тода, а в целом юридический позитивизм представляет собой теоретическое обоснование такого метода. Позитивизм настаивает на невозможности отличить реально существующее право от права, каким оно должно быть. По мне- нию сторонников позитивизма, норма не теряет своего правового характера от того, что с позиций «высшей справедливости» она может быть квалифицирована как аморальная. Здесь выражает- ся самая суть позитивизма — отрицание необходимой связи между правом и моралью, или, другими словами, отрицание перспективы справедливости. В конечном счете, отрицание сверхпозитивных оснований права ведет к абсолютизации роли государства и к утверждению его доминирующей роли по отно- шению к праву. Именно государство с его принуждающей си-
1 Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. — М.: Наука, 1988. - С. 13-15. лой, с точки зрения позитивизма, и обеспечивает реальность права, считаясь его творцом и единственным гарантом. Данная позиция отрицает возможность нахождения каких-то устойчивых оснований права вне реальности государственных установлений, то есть отрицание каких-либо абсолютных момен- тов в праве. Поэтому право, с позиции позитивизма, изменчиво в зависимости от изменений политической ситуации. Такая пози- ция может быть названа правовым релятивизмом. Наконец, ценностная нейтральность позиции правового по- зитивизма приводит его на позиции «логицизма», что означает представление реальности права как текста и видение своей за- дачи в выявлении логического и лингвистического смысла норм. Мир права оказывается искусственным порождением, в нем опе- рируют чисто условными положениями. Это мир формализован- ной рациональности, которому нет дела до субъекта, ибо в нем нет ценностной рациональности. Почему же оказывается возможным юридический позити- визм, что питает его? Он возможен, прежде всего, в силу объек- тивных оснований, поскольку отражает один из существенных аспектов правовой реальности — данность права как позитивно- го права в его тесной связи с государством. Но он имеет также и социокультурные корни. Как подчеркивает О. Хёффе, госу- дарственно-правовой позитивизм питается опытом радикального кризиса сообщества («опытом гражданской войны»), пережи- ваемого в эпоху потрясения основ правового и государственного порядка1. В смягченной форме этот опыт существует в сего- дняшних плюралистических демократиях, заявляя о себе в борь- бе интересов различных групп и союзов. Ряд характеристик, присущих правовому позитивизму, обу- словливают как его сильные, так и слабые стороны, его достоин- ства и недостатки. 1. Стремление к четкости, определенности положений, ори- ентация на юридическую практику делают позитивизм привле- кательным для юристов. Однако сведение сложного феномена права исключитель- но к праву позитивному делает юридический позитивизм уяз- вимым для критики. Действительно, право не может быть ото-
См.: Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. — М.: Гнозис, 1994. — С. 13-15. ждествлено только с системой норм позитивного права (право- порядком), поскольку: а) законодательное установление норм не является самоцелью, а производится для осуществления справедливости, прав человека; б) юридические нормы посто- янно пересматриваются по мере обнаружения в них тенден- ций, направленных против принципов справедливости, прав человека, гуманности; в) всегда существует возможность ма- нипулировать нормами и тем самым безнаказанно вершить не- справедливость. Поэтому правовые нормы и справедливость могут не совпадать. 2. Сила позиции юридического позитивизма проявляется также в отстаивании особой ценности и важности правового порядка, установление которого рассматривается в качестве необ- ходимого условия гуманизации человеческого сосуществования. Однако в этом же проявляется и его слабость. Позитивист- ское понимание права ведет к отождествлению его с приказами государства. Некоторые же примеры общественной практики, особенно практика гитлеровского фашизма и сталинского тота- литаризма, показали, насколько опасно такое отождествление. 3. Правовой позитивизм ориентирует граждан на законо- послушное поведение, формирует установку на доверие к суще- ствующему правопорядку. Присущий ему охранительный характер социально обуслов- лен задачами эволюционного развития общества, когда уже за- ложены основы такого развития и по отношению к ним достиг- нут определенный консенсус. Однако там, где такой консенсус отсутствует, для того чтобы позитивное право не превращалось в антигуманную силу, оно должно быть поддержано обоснованием и подвержено критиче- ской оценке. Однако таких вопросов позитивизм не ставит, как и вопросов о внеюридических основаниях права, о справедливом и несправедливом. Слабость позиции позитивизма наглядно проявляется и в его отношении к главным вопросам философии права. Например, первый фундаментальный вопрос философии права — об осно- вании и критерии справедливости — позитивистами даже не ста- вится. Юридический позитивизм принципиально отказывается отвечать на него, считая его спекулятивно-метафизическим во- просом, псевдовопросом. По мнению позитивистов, действитель- ностъ праву задает формальная правильность процедуры его формирования. Однако, отвлекаясь от содержания права, юри- дический позитивизм перестает играть практическую роль в под- держании мира и порядка, на что он претендует в первую оче- редь. Слишком абстрактные теории, отрывающиеся от жизни, становятся, в конечном итоге, бесполезными. Далее, в рамках юридического позитивизма второй вопрос философии права о нормативной силе права, или «почему я дол- жен подчиняться праву?», также не получает должного ответа. Отрицая какие-либо моральные основания «долженствования», позитивист нормативную силу права видит в воле законодателя, обеспечиваемой механизмом принуждения. Однако феномен подчинения закону может быть объяснен не только страхом пе- ред санкцией, но и уважением к закону как таковому, или опре- деленным интересом (желанием использовать в своих интересах систему правовой защиты определенных действий). Источником действенности закона может оказаться не только команда суве- рена, но и выражение им естественной справедливости, какого- нибудь идеала или воплощения духа народа. Наконец, третий вопрос — о сущности позитивного права - и есть, пожалуй, единственный вопрос, на который собирается отвечать юридический позитивист. Ставя вопрос «что есть пра- во?», представитель аналитической юриспруденции, по сути, сво- дит его к вопросу о том, «что есть закон?» (позитивное право). Естественно-правовое мышление. Диаметрально противо- положным позитивистскому является «естественно-правовое» правопонимание. В основе учения о естественном праве лежит идея о том, что все существующие правовые нормы должны основываться на ка- ких-то объективных началах, основаниях, не зависящих от воли человека (общества). Поскольку образцом таких объективных на- чал считалась природа, то и право, не зависящее от человеческой воли и желаний, было названо природным, или «естественным». Теория естественного права направлена на поиски особой реальности права, несводимой к реальности государственно-вла- стных установлений. Она тесно связана с идеалистическим ми- ровоззрением. Поскольку под естественным правом в его обоб- щенном значении понимается сверхпозитивная инстанция, или «совокупность всех сверхпозитивных обязательностей человече- ской практики»1, то и особенность естественно-правового мыш- ления заключается, говоря более привычным языком, в разгра- ничении и сопоставлении права и закона с позиций принципов справедливости. Это означает, что естественно-правовое мышление ставит пе- ред собой задачу нахождения основания позитивного права и критерия его оценки, а значит, проявляет себя в двух аспектах: сущностном (онтологическом) и аксиологическом. Сущностный (онтологический) аспект естественно-правового мышления представляет собой ответ на вопрос «что есть право?» в его подлинности, то есть ответ на основной вопрос философии права. В этом аспекте сущность собственно правовых явлений («феномена права») раскрывается через понятие «справедли- вость», а естественно-правовое мышление выполняет функцию объяснения сущности и понимания смысла права. Здесь решает- ся задача выявления принципов справедливости (идеи права) и осуществления их философско-мировоззренческого обоснования. В аксиологическом аспекте осуществляется оценка позитив- ного права («закона»), исходя из представления о сущности (смысле) права. Здесь естественно-правовое мышление по отно- шению к «закону» (правопорядку в целом) выполняет критиче- скую функцию. Эти два аспекта, две функции естественно-пра- вового мышления тесно между собой переплетаются, ибо имеют в виду одно и то же — поиск справедливости как сущности права и критерия оценки закона. Поэтому можно сказать, что сущность естественно-право- вого мышления состоит в философской и, прежде всего, нрав- ственной критике права и государства. В процессе этой крити- ки происходит измерение правовых и государственных отноше- ний на соответствие их сущности и смыслу. Таким образом, эта критика направлена на легитимацию и ограничение права и го- сударства. В силу заложенной в нем критической установки естествен- но-правовой способ мышления приобретает особую социальную значимость в переходные периоды развития общества, которые характеризуются обострением противоречий между идеалом и действительностью, новыми прогрессивными стремлениями и
1 Хёффе О. Политика, право, справедливость. — С. 51. старым положительным правом, или, другими словами, опытом переживания несправедливости. Поэтому наиболее активно и плодотворно естественно-правовые концепции развиваются в пе- риоды реформ и изменений. Именно это обстоятельство объяс- няет «расцвет» естественного нрава в Западной Европе в эпоху Просвещения и «возрождение естественного права» в России на рубеже XIX-XX столетий, в Германии после Второй мировой войны и в посттоталитарных государствах в наши дни. Естественно-правовое мышление содержит элемент утопии, поскольку исходит не из того, что есть, а из того, что должно быть, отрицая тем самым существующий порядок вещей. Как из- вестно, в Новое время была популярна утопическая модель, построенная на «дихотомии» естественного и гражданского со- стояний, а средством перехода от одного состояния к другому выступал выражающий принцип согласия общественный дого- вор. Однако эти гипотетические состояния не являются лишь иллюзией, они обладали и обладают реальным стимулирующим воздействием на сознание и поведение людей. Ведь хотя утопи- ческие проекты в действительности не сбываются, человек, на- ходясь под впечатлением новой действительности и воодушев- ленный этой картиной, своими поступками меняет социальный мир, пользуясь при этом символами и категориями утопического проекта. «Естественно-правовое мышление нового времени, — пишет О. Хёффе, — оказало инспирирующее воздействие на аме- риканскую и французскую революции и привело к возникнове- нию общности современного типа — демократического конститу- ционно-правового государства»1. Смена одного правопорядка другим, как правило, мыслится и ожидается людьми как установление некоего «рая», идеально- го гармонического состояния человечества (высшей справедли- вости). И хотя в действительности такого «рая» на земле устано- вить невозможно, человек не может о нем не мечтать. Однако это не просто мечты, а выражение сути собственно правовой реаль- ности, носящей деонтологический характер. Реальность естест- венного права представляет собой реальность человеческого императива достижения «рая человечности», иными словами, идеального гармонического состояния, основанного на началах
Хёффе О. Политика, право, справедливость. — С. 52. высшей справедливости, как такого жизненного требования, ко- торое предъявляется самому себе в процессе человеческого сосу- ществования каждым, кто стал человеком хоть в какой-то мере1. Таким образом, то общее, что присуще многообразным фор- мам естественного права, может быть выражено формулой «критика государства и права» и «борьба за гуманизацию правопорядка». В этом заключается действительный (гумани- стический) смысл естественного права, в горизонте которого и осуществляются поиски основания и критерия для оценки правопорядка. Императив гуманизации правопорядка являет- ся «вечным» человеческим чаянием, однако реализация этого императива осуществлялась в различных формах, иногда да- же таких, в которых эта направленность получала совершенно противоположное воплощение. Типология концепций естественного права. Могут быть вы- делены несколько подходов к типологизации концепций естест- венного права. 1. Первым из них является подход, в основании которого ле- жат ключевые категории естественно-правового мышления: «при- рода», «разум», «природа человека». В зависимости от того, на каком из этих ключевых понятий делается акцент, выделяются и различные типы естественно-правовых концепций: космологи- ческие (натуралистические и теологические), апеллирующие к такой инстанции, как мировой порядок, рационалистические, апеллирующие к разуму, и антропологические, апеллирующие к природе человека. Достоинством первых было стремление под- черкнуть высший, трансцендентный характер права, однако не- достатком было стремление вывести естественное право из бы- тия, должное из сущего. Вторые акцентировали внимание на идее права, отмечали мощь человеческого разума, однако стави- ли перед ним недостижимые задачи, полагая, что усилием одно- го только разума, без обращения к реальным обстоятельствам, возможно сконструировать идеальную систему права, которая служила бы образцом для любых конкретных правовых систем. Третьи верно указывали на связь права с сущностью человека, однако при различной трактовке этой сущности (природы чело- века) иногда утрачивался гуманистический смысл нрава.
1 Luijpen W.A. Phenomenology of Natural Law. - Pittsburg: Duquesne University Press, 1968. -- С. 52-53! 2. В зависимости от понимания смысла права следует разли- чать «старое» и «новое» естественное право. Первое характерно для традиционных обществ, и, прежде всего, для Средневеко- вья, где предполагалось природное неравенство людей и поэто- му справедливость трактовалась с акцентом на групповые при- вилегии — дворянству, духовенству и т. п. по принципу «каждо- му по его силе и чину». Сюда же следует отнести и те концепции, которые обосновывали просвещенный абсолютизм XVII века (Ж. Боден, Т. Гоббс, Б. Спиноза). Требование равен- ства здесь ограничивалось лишь равенством граждан между со- бой перед лицом установленного государством закона, государ- ством, которому делегировались гражданами их права во имя мира и собственной безопасности. «Новое естественное право», в наше время получившее название прав человека, зародилось в эпоху Реформации на основе обоснования права на свободу со- вести как основополагающего «прирожденного» права и стало основой юридической доктрины Просвещения. В XVIII веке «прирожденные» права получили статус «неотчуждаемых прав», которые ограничивали произвол государства и устанав- ливали отношения свободы и равенства не только между гражда- нами, но и между гражданами и государством. 3. По способу обоснования идеи права концепции «нового естественного права» могут быть подразделены на натуралисти- ческие, деонтологические и логоцентрические, различающиеся трактовкой онтологического статуса естественного права. По- следнее понималось, соответственно, в качестве существующего до позитивного права (как закон природы), над позитивным правом (как моральный идеал) и в самом позитивном праве (как его разумное ядро). Эти три типа классических учений естест- венного права представлены ключевыми фигурами философии права Нового времени — Дж. Локком, И. Кантом и Г. Гегелем. 4. В зависимости от выделения различных эпох в развитии философии и всей культуры в целом (классика и современ- ность) концепции естественного права могут быть подразделены на классические и современные (неклассические). Такое деле- ние важно учитывать, поскольку встречаются утверждения, буд- то естественно-правовое мышление исчерпало себя. С этим нель- зя согласиться. Исчерпала себя лишь определенная историче- ская форма такого мышления. Законным наследием традиции естественного права является мышление в категориях справед- ливости, или современные теории справедливости. Таким образом, важнейшей задачей методологии философии права является анализ мировоззренческо-методологических воз- можностей конкурирующих типов правопонимания, среди кото- рых основными являются правовой позитивизм и теории естест- венного права. В то же время для представления более полной картины методологических моделей современного правопозна- ния необходимо обратиться к анализу таких способов осмысле- ния и обоснования права, как объективизм, субъективизм и ин- терсубъективизм.
§ 3. Способы обоснования права: объективизм, субъективизм, интерсубъективность Как известно, позитивизм не ставит вопрос о том, на основа- нии чего устанавливается правопорядок, поскольку право для него существует как фактическая данность, хотя очевидно, что непосредственным источником правопорядка является правосоз- нание, которое содержит убеждения о том, что является справед- ливым в сфере правового регулирования. В зависимости от того, какая реальность представляется в качестве источника правовых смыслов, и различаются способы обоснования права. В рамках классической философской традиции (т. е. тради- ции, идущей от Декарта) выделяются две группы философско- правовых теорий: объективистские (материалистические) и субъективистские (идеалистические). Термины объективизм и субъективизм в данном случае являются производными от кате- горий объекта и субъекта, они дают возможность различать пра- вовые концепции в зависимости от представлений о том, черпает ли правосознание правовые смыслы из объекта, объективных отношений, или из субъекта, самого сознания. Рассмотрим бо- лее подробно эти основные способы осмысления и обоснования права. Правовой объективизм. Мировоззренческо-методологиче- ским основанием правового объективизма выступает материали- стическая установка выведения всех идеальных смыслов из «жизни», из объективной реальности. Поэтому правовой объек- тивизм рассматривает право как часть иной, чем оно само, реальности. Здесь право предстает как «погруженное» вглубь действительности, в жизнь. Правопорядок и правосознание объ- ясняются «снизу», из их жизненного значения. Правовая реаль- ность рассматривается как реальность общественных отноше- ний, в глубине которых следует искать основания права, разгад- ку тайны его сущности. В зависимости от того, какие отношения рассматриваются в качестве основных, выделяются различные объективистские тео- рии. Важнейшими среди них являются: юридический биологизм, юридический экономизм, политический объективизм, культурно- исторический объективизм, социологический объективизм и др. Сторонники юридического биологизма глубинные основы права видят в биологической организации человека, в структуре его инстинктов, в фундаментальных биологических потребно- стях, удовлетворяемых посредством права (фрейдизм, биологи- ческая антропология, социобиология и др.). Юридический экономизм (марксизм) исходит из того, что фактические отношения определяются экономическими факто- рами. Актуально существующие экономические отношения отра- жаются в человеческом сознании и составляют содержание дан- ного правопорядка. В рамках политического объективизма правовой порядок рассматривается как выражение существующих властных отно- шений, как это было у Н. Макиавелли и Т. Гоббса. «Власть, а не истина творит закон» — таково кредо этого направления. К одной из разновидностей объективизма — культурно-ис- торическому — можно отнести известную «историческую шко- лу права» (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта). Согласно историче- ской школе, право возникает спонтанно из недр народного духа, будучи неотъемлемой частью целостной культуры народа. Оно не может вызываться к жизни произвольными желаниями от- дельных индивидов или групп лиц (даже если эти люди — зако- нодатели). Эволюция права всегда органична, она сродни разви- тию организма из своего зародыша. Вся история права есть мед- ленное, плавное раскрытие его особой субстанции, которая, будто зерно, изначально покоится в глубине народного духа. Объективизм, который преувеличивает роль социальных от- ношений, получил название социологического объективизма, или социологизма. Представители этого направления в качестве источника правосознания рассматривают исключительно реаль- но существующие отношения, которые изучаются социологией. Социологизм, считающий, что право — исключительно социаль- ное явление, выступает наиболее типичной формой объективист- ских теорий, их обобщенной чертой. Здесь речь идет уже не об изучении условных установлений в пределах определенного исторического правопорядка, а о по- знании самих фактических основ права. Право выводится за пределы государства и растворяется в обществе. Исходный пункт и центр права видится не в законодательстве, а в общест- венных отношениях, то есть сторонники этого направления ис- ходят из приоритета гражданского общества над государством. Особенностью социологического объективизма является то, что он подчеркивает связь права с жизнью, с социальным быти- ем. Понимая под «жизнью» общественную жизнь, социологиче- ский подход рассматривает право как «погруженное» в эту соци- альную реальность. Достоинством правового объективизма является то, что в нем обращается внимание на тот бесспорный факт, что право- порядок включен в актуально существующие отношения и не- мыслим без их учета. Благодаря их учету здесь ставится и реша- ется вопрос о том, при каких условиях правопорядок может быть справедливым. В то же время объективизм абсолютизирует роль существующих условий (социальных и культурно-истори- ческих) в качестве источника правосознания, превращая право- сознание и правопорядок в зеркальные отражения этих условий. Таким образом, бесспорная идея о том, что субъект не может быть самодостаточным в создании правопорядка, исходит лишь из са- мого себя, оборачивается растворением субъекта в общественных отношениях, недооценкой творческой активности субъекта. В силу указанной особенности объективизм не может дать удовлетворительного ответа на главные вопросы философии права: 1) о критерии справедливости, поскольку из-за отождест- вления должного и фактического невозможно занять никакой ценностной позиции по отношению к существующим условиям, а следовательно, нельзя сказать, справедливы эти отношения или несправедливы, ибо они просто даны как необходимые; 2) о нор- мативной силе права, так как из того, что законы обусловлены вытекающими из социальных условий потребностями, вовсе не следует, что им необходимо подчиняться; 3) о собственной при- роде права, поскольку право сводится к его социальной основе и отождествляется с этой основой. Исходя из описанных особенностей объективизма более пра- вильно философско-правовую концепцию марксизма оценить не как позитивистскую, а как объективистскую. Ведь марксизм не ограничивается формальными моментами права, а ведет поиски его онтологических оснований в экономических отношениях, в фактических отношениях собственности. Содержание воли гос- подствующего класса следует понимать в нем не произвольно, а в его детерминированности характером производственных отно- шений. Справедливым считается все то, что соответствует инте- ресам прогрессивного класса, а несправедливым — все то, что им не соответствует. В силу политического прагматизма, а от- нюдь не по концептуальным соображениям, марксизм, став гос- подствующей идеологией, свое понимание справедливости как стремление уничтожить данный правопорядок сменил на собст- венно позитивистское - как стремление его сохранить. Правовой субъективизм. Следующим способом обоснова- ния права является правовой субъективизм. Правовой субъекти- визм представляет собой наиболее развитую и аутентичную фор- му естественно-правового мышления (в его классическом вари- анте). К нему могут быть отнесены те концепции естественного права, которые освободились от «приземляющего» их натура- лизма и в обосновании права сосредоточились на субъекте как носителе «должного». В основном это нравственно-философ- ские концепции, которые подчеркивают деонтологическую при- роду права и предлагают более адекватный этой природе метод обоснования права. В попытках обоснования права они исходят из субъекта, его сознания. Для них характерен взгляд на право- вую реальность «сверху», из духовно-идеальной сферы. Источ- ник правосознания, а следовательно, и правопорядка выводится из идеи, или смысла права, которые открываются в сознании (разуме) субъекта. Благодаря такой установке субъективизм ближе всего подходит к выявлению собственной природы права, не сводимой к сущности общественных отношений. Он ориенти- руется на свободу и творческую активность субъекта. Однако им абсолютизируется роль субъективности, в результате чего утра- чивается связь права с жизнью, затрудняется учет актуально су- ществующих условий в данном обществе. Тем не менее, позиция субъективизма, которая ориентирует- ся на субъект как на категорию, с которой непосредственно кор- релирует понятие права, является более предпочтительной, чем позиция объективизма, для которого характерно пренебрежение к субъекту. Нормы предполагают субъекта, который что-то «должен» делать. Поэтому именно субъект как носитель идеи права, смысла справедливости, является в таком качестве источ- ником правопорядка. Основными формами проявления субъективизма в правовой философии являются рационализм и философия ценностей. Ра- ционализм отстаивает позицию, основывающуюся на том, что источник правопорядка должен быть найден в идее права. Идея права открывается в глубинах человеческого сознания. Она об- ладает надвременной ценностью и развивается за счет внутрен- них импульсов. Исторически рационализм существовал как дог- матический рационализм (С. Пуфендорф, X. Вольф), пытав- шийся вывести из идеи права всю правовую систему, и как критический рационализм (И. Кант, Р. Штаммлер), выводя- щий из идеи права лишь основные принципы правопорядка. Фундаментальное положение философии ценностей (М. Ше- лер, Н. Гартман) состоит в том, что ценности существуют как независимые сущности в автономной идеальной сфере, они да- ются человеку в акте эмоциональной интуиции и имеют строго иерархический порядок. В области философии права ведущая идея этого направления (Г. Коинг, Г. Хубман) предполагает возможность установления идеальных, но в то же время объек- тивных и фиксированных норм для организации общества. Благодаря идеально существующему смыслу права человек ин- туитивно и эмоционально чувствует, что в данных условиях справедливо или несправедливо. Это чувство есть источник правопорядка. Таким образом, благодаря обращению к идее права субъек- тивизм не испытывает трудностей в решении вопросов об осно- вании и критерии права, нормативности правопорядка. В то же время недостаточное внимание к существующим условиям дела- ет проблематичным его применение к формированию текущего законодательства. Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций естественного права. Эти концепции стремятся преодолеть характерное для клас- сической философии права противопоставление объекта и субъ- екта, бытия и сознания, а следовательно, учета объективных условий и идеи права в процессе создания и применения зако- нов. Принцип интерсубъективности означает, что смысл права не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социаль- ном мире, а раскрывается во взаимодействии (коммуника- ции) субъектов (по крайней мере, двух, а в принципе — всех). Основной конструкцией правопонимания здесь оказывается до- говор. Характерный для неклассических концепций естественного права принцип интерсубъективности выражает следующие осо- бенности современного социогуманитариого познания: а) пере- ход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе; б) при- знание языка в качестве подлинной реальности, благодаря ко- торому право дано человеку и оказываются возможными комму- никация и дискурс как способы обоснования правовых норм и принципов; в) постметафизический подход к обоснованию идеи права в форме различных теорий справедливости. В рамках неклассического правопонимания за точку отсчета берется не позиция внешнего наблюдателя, соотносящего право с каким-нибудь внешним критерием, а внутренний опыт участ- ника правового общения. Здесь право рассматривается не как чуждая человеку сила, которая стремится его подчинить, а как способ его бытия. Формирование неклассической модели правосознания связа- но с произошедшей в XX веке экзистенциальной трансформаци- ей, проявившейся в протесте против власти формальных норм, не позволяющих человеку реализовать его экзистенцию. Люди соглашались жить в соответствии только с теми нормами, кото- рые не нивелируют личность. Поэтому нужны были новые спо- собы обоснования нрава, реализующие запрос на гуманизацию правопорядка. Характерным оказался переход от рационально- теоретического познания сущности правовых явлений к отыска- нию конкретных критериев справедливости юридических реше- ний, от поиска рационального обобщающего принципа к житей- ской конкретности. Среди современных теорий обоснования права, «работаю- щих» в парадигме интерсубъективности, выделяются онтоло- гические и коммуникативные концепции. Первые представлены правовым экзистенциализмом, или экзистенциальной феноме- нологией (М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер) и правовой герменевтикой (А. Кауфман, В. Гассемер, П. Рикер). Вторые — коммуникативной философией (К.-О. Апель и Ю. Хабермас). В рамках экзистенциально-феноменологической онтологии справедливость в качестве основания права рассматривается как форма человеческого сосуществования, способ бытия с другими. Высший критерий справедливости усматривается в экзистенции как свободной самореализации человека. Коммуникативная парадигма в современной философии пра- ва акцентирует внимание на дискурсе, то есть обсуждении всех проблем в рамках гражданского общества. Морально-правовой дискурс по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.153 (0.015 с.) |