Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы философии праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любая наука, стремящаяся к творческому развитию своего содержания, не может быть равнодушной к своему прошлому, к истории своих идей, открытий, выводов. В полной мере эта мысль имеет отношение к философии права — одной из древ- нейших наук о праве. Однако то, что обязательно для специали- стов-философов, может показаться необязательным для тех, кто овладевает правом как специальностью, а философию права изучает наряду со многими другими предметами. По этому пово- ду можно заметить следующее. В определенном объеме обраще- ние к истории философии права необходимо каждому человеку, стремящемуся получить юридическое образование, ведь извест- но, что без истории нет и теории. Не изучив этапы развития фи- лософии права и ее содержание, невозможно понять, почему су- ществуют те или иные направления в философии права, а следо- вательно, понять их особенности и тенденции развития. Кроме того, приступая к рассмотрению истории философии права, следует постоянно помнить о своеобразном принципе взаи- модополняемости в сфере социального познания, подразумеваю- щем сотрудничество, а не обособление гуманитарных наук.
Локальные цивилизации земледельческого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми древними на Земле. Понятие «Древ- ний Восток» охватывает грандиозный временной промежуток об- щечеловеческой истории от середины IV тысячелетия до н. э. (об- разование государственности в Египте и Месопотамии) до III сто- летия до н.э. (падение Ханьской династии в Китае). Принято также считать, что конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан в 710 году. Древний Восток представляет собой сложный и многоплано- вый тип цивилизации, в котором, тем не менее, в контексте фи- лософско-правовой проблематики можно выделить следующие характерные общие признаки, определяющие специфику его ду- ховной культуры: — экономическим основанием является мелиоративное зем- леделие, при этом земля и вода находятся в собственности госу- дарства; — государственная власть строится на принципах централи- зации с развитой бюрократией; — абсолютную власть государства представляет правитель (царь, император); — население находится в полной зависимости от государства; большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах; — человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних. Формирование философско-правовой мысли в Древней Индии и Древнем Китае связано с той стадией развития общественного производства, когда появляется частная собственность на орудия и средства производства, идет разделение общества — родов, пле- мен, общин — на различные социальные группы, возникают со- словия, разнообразные социальные слои, образуются государства. Становление и развитие философско-правовых идей у всех древ- них народов восходит к мифологическим истокам и базируется на мифологических представлениях о месте человека в мире. Пере- ход от общинного первобытного строя к раннеклассовому общест- ву и политической форме организации общественной жизни со- провождался все более углубляющимися процессами социального разделения населения, усилением социально-политических и эко- номических противоречий, обострением противоречий между раз- личными слоями общества — родовой знатью и обнищавшими об- щинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами. Древние источники свидетельствуют, что имеющиеся попыт- ки философского подхода к правовой проблематике в Древней Индии и Древнем Китае (а также в Египте, Вавилоне, Греции, Персии и других странах) имели общий религиозно-мифологи- ческий характер. В священных книгах древних индусов все со- бытия изображаются как проявление мирового порядка, соблю- дение которого считалось правильным и свидетельствовало об исполнении обязанностей каждым человеком. Для древнеиндийского мифологического мировоззрения характерно совмещение мифологических божеств с вполне рацио- нально понимаемым Единым. В Древнем Китае же мифологиче- ское сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китай- ские церемонии»). Однако наличие развитой, пронизанной фило- софским духом мифологии все же недостаточно для генезиса как философии вообще, так и философско-правовых концепций в ча- стности. Философия становится философией, лишь выработав свой, отличный как от мифа, так и от науки способ осмысления действительности. Анализ фундаментальных трудов большинства исследователей древних цивилизаций дает основания считать, что философско-правовая мысль в Древнем Востоке начинается как комментарий: в Китае — к «И-Цзин» (Канон перемен); в Ин- дии — к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность поливариантно- сти и многозначности толкования. Именно комментарий выступал в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности (в том числе и социальной) и стимулировал формирование оригинального философского языка. Кроме того, в Древнем мире с разложением и распадом об- щинно-племенных отношений, обострением противоречий между племенами, родами, возникновением межплеменных войн и т. п., появлением собственности на орудия и средства производства, продукты труда, появлением частного интереса возникает стрем- ление отдельных лиц наживаться за счет других, расширять свое богатство. В общинах возникает имущественное неравенство — появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не толь- ко рабы, но и менее состоятельные соплеменники. Уже в III —II тысячелетиях до н. э. население Древнего мира делилось на иму- щих и бедных, эксплуатируемых рабов и владельцев рабов, знать и т. п. Земледельцы, скотоводы и другие слои населения оказывают сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен бо- гатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием армии которых усиливается и власть вождя, который, в свою очередь, становится полновласт- ным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со вре- менем становятся царями. Именно в государствах Востока, где складывались крупные теократические монархии, формируются и первые философско- правовые взгляды. Особенность развития стран Востока, когда государство становилось собственником земли, рабов и т. п., на- кладывает свой отпечаток и на становление политических уче- ний о государстве, которые ставили своей целью обосновать дес- потизм и всевластие монарха. Однако хотя монархи и станови- лись собственниками всех земель, все же значительная часть этих земель находилась постоянно во владении земледельческих общин и обрабатывалась вольными земледельцами. Выдвижение из земледельцев более зажиточных, знатных вело к расслоению среди вольных земледельцев, что объясняется распространением рабства и устанавливаемых царями порядков. На Востоке, в от- личие от существовавшего позже в странах Средиземноморья рабства, существовало коллективное владение рабами, храмами, государством, а царь считался наместником Бога на земле и осу- ществлял его власть. Вот почему типичной чертой учений о пра- ве и государстве выступает принцип пассивного повиновения, обусловливаемый не только социальными условиями, но и мас- штабами естественных явлений (ежегодные речные разливы и наводнения, тропические грозы и т. п.): люди, бессильные перед природой, искали защиты у знатных людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.011 с.) |