Исторические типы философии права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы философии права




Любая наука, стремящаяся к творческому развитию своего содержания, не может быть равнодушной к своему прошлому, к истории своих идей, открытий, выводов. В полной мере эта мысль имеет отношение к философии права — одной из древ- нейших наук о праве. Однако то, что обязательно для специали- стов-философов, может показаться необязательным для тех, кто овладевает правом как специальностью, а философию права изучает наряду со многими другими предметами. По этому пово- ду можно заметить следующее. В определенном объеме обраще- ние к истории философии права необходимо каждому человеку, стремящемуся получить юридическое образование, ведь извест- но, что без истории нет и теории. Не изучив этапы развития фи- лософии права и ее содержание, невозможно понять, почему су- ществуют те или иные направления в философии права, а следо- вательно, понять их особенности и тенденции развития.

Кроме того, приступая к рассмотрению истории философии права, следует постоянно помнить о своеобразном принципе взаи- модополняемости в сфере социального познания, подразумеваю- щем сотрудничество, а не обособление гуманитарных наук.


 

Локальные цивилизации земледельческого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми древними на Земле. Понятие «Древ- ний Восток» охватывает грандиозный временной промежуток об- щечеловеческой истории от середины IV тысячелетия до н. э. (об- разование государственности в Египте и Месопотамии) до III сто- летия до н.э. (падение Ханьской династии в Китае). Принято также считать, что конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан в 710 году.

Древний Восток представляет собой сложный и многоплано- вый тип цивилизации, в котором, тем не менее, в контексте фи- лософско-правовой проблематики можно выделить следующие характерные общие признаки, определяющие специфику его ду- ховной культуры:

— экономическим основанием является мелиоративное зем- леделие, при этом земля и вода находятся в собственности госу- дарства;

— государственная власть строится на принципах централи- зации с развитой бюрократией;

— абсолютную власть государства представляет правитель (царь, император);

— население находится в полной зависимости от государства; большинство населения проживает в более или менее

замкнутых и разрозненных сельских общинах;

— человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества.

Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия и Китай) для истории развития философско-правовой мысли особый интерес представляют два последних.

Формирование философско-правовой мысли в Древней Индии


и Древнем Китае связано с той стадией развития общественного производства, когда появляется частная собственность на орудия и средства производства, идет разделение общества — родов, пле- мен, общин — на различные социальные группы, возникают со- словия, разнообразные социальные слои, образуются государства. Становление и развитие философско-правовых идей у всех древ- них народов восходит к мифологическим истокам и базируется на мифологических представлениях о месте человека в мире. Пере- ход от общинного первобытного строя к раннеклассовому общест- ву и политической форме организации общественной жизни со- провождался все более углубляющимися процессами социального разделения населения, усилением социально-политических и эко- номических противоречий, обострением противоречий между раз- личными слоями общества — родовой знатью и обнищавшими об- щинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.

Древние источники свидетельствуют, что имеющиеся попыт- ки философского подхода к правовой проблематике в Древней Индии и Древнем Китае (а также в Египте, Вавилоне, Греции, Персии и других странах) имели общий религиозно-мифологи- ческий характер. В священных книгах древних индусов все со- бытия изображаются как проявление мирового порядка, соблю- дение которого считалось правильным и свидетельствовало об исполнении обязанностей каждым человеком.

Для древнеиндийского мифологического мировоззрения характерно совмещение мифологических божеств с вполне рацио- нально понимаемым Единым. В Древнем Китае же мифологиче- ское сознание серьезно потеснила строгая ритуалистика («китай- ские церемонии»). Однако наличие развитой, пронизанной фило- софским духом мифологии все же недостаточно для генезиса как философии вообще, так и философско-правовых концепций в ча- стности. Философия становится философией, лишь выработав свой, отличный как от мифа, так и от науки способ осмысления действительности. Анализ фундаментальных трудов большинства исследователей древних цивилизаций дает основания считать, что философско-правовая мысль в Древнем Востоке начинается как комментарий: в Китае — к «И-Цзин» (Канон перемен); в Ин- дии — к Ведам (Упанишады). Неопределенные, расплывчатые древние тексты и гимны содержали возможность поливариантно- сти и многозначности толкования. Именно комментарий выступал


в Индии и Китае первичным философским способом осмысления действительности (в том числе и социальной) и стимулировал формирование оригинального философского языка.

Кроме того, в Древнем мире с разложением и распадом об- щинно-племенных отношений, обострением противоречий между племенами, родами, возникновением межплеменных войн и т. п., появлением собственности на орудия и средства производства, продукты труда, появлением частного интереса возникает стрем- ление отдельных лиц наживаться за счет других, расширять свое богатство. В общинах возникает имущественное неравенство — появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не толь- ко рабы, но и менее состоятельные соплеменники. Уже в III —II тысячелетиях до н. э. население Древнего мира делилось на иму- щих и бедных, эксплуатируемых рабов и владельцев рабов, знать и т. п. Земледельцы, скотоводы и другие слои населения оказывают сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен бо- гатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием армии которых усиливается и власть вождя, который, в свою очередь, становится полновласт- ным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со вре- менем становятся царями.

Именно в государствах Востока, где складывались крупные теократические монархии, формируются и первые философско- правовые взгляды. Особенность развития стран Востока, когда государство становилось собственником земли, рабов и т. п., на- кладывает свой отпечаток и на становление политических уче- ний о государстве, которые ставили своей целью обосновать дес- потизм и всевластие монарха. Однако хотя монархи и станови- лись собственниками всех земель, все же значительная часть этих земель находилась постоянно во владении земледельческих общин и обрабатывалась вольными земледельцами. Выдвижение из земледельцев более зажиточных, знатных вело к расслоению среди вольных земледельцев, что объясняется распространением рабства и устанавливаемых царями порядков. На Востоке, в от- личие от существовавшего позже в странах Средиземноморья рабства, существовало коллективное владение рабами, храмами, государством, а царь считался наместником Бога на земле и осу-


ществлял его власть. Вот почему типичной чертой учений о пра- ве и государстве выступает принцип пассивного повиновения, обусловливаемый не только социальными условиями, но и мас- штабами естественных явлений (ежегодные речные разливы и наводнения, тропические грозы и т. п.): люди, бессильные перед природой, искали защиты у знатных людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.006 с.)