Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Универсально-цивилизационное и специфично-культурное
в правосознании
Идея права представляет собой фундаментальную ценност- ную основу современной цивилизации. Однако мир не является культурным монолитом, в нем существует и взаимодействует множество разных культур. Неизбежно возникает вопрос: есть ли идеальные конструкции, из которых выведено право, единые для всего человечества или они зависят от особенностей того или иного культурного мира, то есть в какой степени универсальная идея права реализована в рамках той или иной культуры? Для нас важно уяснить возможности и границы реализации универсальной идеи права в российской культуре в процессе мо- дернизации общества и реформирования правовых систем на на- чалах свободы и прав человека. В решении проблемы соотношения универсально-цивилиза- ционного и специфично-культурного могут быть выделены две основные ориентации: 1. Универсалистско-либеральная, утверждающая, что идея права универсальна, она едина для всех культур (И. Кант, Дж. Роулз); в крайнем варианте эта позиция приводит к дифферен- циации народов на цивилизованные, которые освоили эту идею, и нецивилизованные, отстающие в своем развитии, которыми эта идея должна быть освоена. 2. Партикулярно-коммунитаристская, выходящая из прин- ципа множественности и разнородности культур и их стремле- ния сберечь и защитить свою идентичность, утверждающая, что идея права не универсальна и характерна лишь для западной культуры, другим же культурам она чужда1. Вторая концепция самобытности культур — самая модная сейчас. Ее сторонники утверждают, что каждая культура само- ценна. Надо дать возможность жить внутри своей культуры и сделать все ради сохранения такой экологии культуры. Однако защита своеобразия иногда оборачивается лишением прав на свободу и другой мир. Представляется, что ближе к истине уме- ренно-либеральная позиция, которая, с одной стороны, отстаи- вает универсальность самой идеи права, а с другой стороны, не отрицает необходимости учета культурно-исторической специ- фики, однако относит эту специфику не к месту идеи права, а к проблеме ее обоснования. В соответствии с таким подходом пра- во имеет единый рациональный фундамент, так как ее сущно- стью является свобода. Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано быть признано и оправдано в качестве такового, что имеет для большинства граждан значение и ценность.
На этот процесс влияют специфичные черты национального характера («душа народа»), определенная система ценностей («национальная идея»), а также связанные с ними особенности философского мировоззрения. Судьба идеи права в российской культуре не была простой.
1 См.: Максимов C.I. Универсально-цивизацине та специф1чно-культур- не у правосвидомоси /,/ Граш. Дншропетровськ, 2000. № 3 (11). — С. 70-74. С одной стороны, в истории социально-философской и полити- ческой мысли мы обнаруживаем определенный интерес к теме права прежде всего в форме обоснования права народов России на освобождение от политического и экономического гнета. С другой стороны, в ней отсутствует последовательная система- тичная разработка этой темы, особенно в аспекте прав отдель- ной личности, по крайней мере, в сравнении с западноевропей- ской культурой она представлена недостаточно. Обусловлена ли данная ситуация лишь особенностями исторической судьбы России и при определенном уровне развития гражданского об- щества напряженность между идеей права и культурным контек- стом исчезнет сама собой, либо корни этой напряженности лежат намного глубже, в особенностях национального мировоззрения и, прежде всего, национального характера, правового ментали- тета? Для более адекватного выражения смыслового содержания права вводится понятие правового менталитета. Правовой мен- талитет включает в себя как нижние этажи общественной и ин- дивидуальной психологии, в которых содержатся потенциалы смыслообразования, так и правосознание, но не в традицион- ном смысле, а с точки зрения его ориентированности, избира- тельности, настроенности, тенденциозности, а также культур- ной специфики. Именно в таком аспекте мы будем рассматри- вать здесь феномен правосознания, при этом обращая внимание на единство рациональных и иррациональных оснований право- вой культуры. Для духовной ситуации в России XX столетия характерны не в меньшей степени, чем для ситуации XIX столетия, и «дефицит правосознания в национальном сознании», и «дефицит право- сознания в отечественной философии», и «отсутствие филосо- фии права в настоящем значении этого слова»1.
Как известно, судьба идеи права в русской культуре являет- ся очень драматичной. Действительно, вследствие особенной ре- лигиозности и производного от нее этического максимализма («стремление к абсолютному добру», но мнению Н. Лосского)2 русский национальный характер оказался нечувствительным к праву. Преимущественным было недоверие, отрицательное
Соловьев Э.Ю, Дефицит правопонимаиия в русской моральной филосо- фии, / Вопросы философии. 1988. №9. - С. 137-138. 2 Лососий Н.О, Условия абсолютного добра. - М., 1991. — С. 240. 10 - 10875Даннльян отношение к нему как холодному безличному закону, предпочте- ние ему теплого семейного коллективизма, недоверие, неуваже- ние ко всем формам (в обществе, мышлении, искусстве), инди- видуальной этической самостоятельности. При романтизации этих черт отрицательная позиция по от- ношению к холодному формальному праву как «вексельной честности» обосновывалась теоретически. «Дух права» пред- ставлялся специфичным качеством западного капитализма и от- брасывался во имя высших ценностей (консерватизм) либо мате- риального интереса (социализм). На этом пути консервативная и радикальная мысль приходили к «антилегализму» и «правово- му нигилизму», и эта тенденция оказалась доминирующей в рос- сийской культуре. Однако известный западный исследователь российской куль- туры А. Валицкпй отрицает тесную связь между непринятием права и сущностью российского национального характера и свя- зывает это скорее с последствиями замедленного развития Рос- сии и непредвиденными результатами идеологического влияния более развитых стран (сознательный выбор российским само- державием модели западного абсолютистского полицейского го- сударства, более поздняя западная критика капитализма с его «формальной свободой»)'. Традиция неуважения к праву, которую российские либера- лы пытались не только объяснить, но и преодолеть, в XIX столе- тии представляла собой российскую реакцию на кризис «юриди- ческого мировоззрения» на Западе. Что касается XVIII — начала XIX столетия, то в данный период российская мысль пребывала под влиянием этого самого «юридического мировоззрения» с его культом права. Это был идеал Просвещения, который представ- лял собой соединение двух противоречащих одна другой идей — разумного законодательства (правовой рационализации общест- венной жизни) и идеи неотъемлемых прав человека. Первой иде- ей руководствовался просвещенный абсолютизм, на другую ори- ентировался либерализм. Но поскольку «юридическое мировоз- зрение» концентрировалось на привнесении в общество права, оно удовлетворяло и тех, и других. Поэтому в российском про-
1 См.: Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либера- лов/ / Вопр. философии. 1991. - № 8. С. 28-29. свещенном обществе не было принципиальных поклонников ан- тилегализма, не говоря уже о правовом нигилизме. Правовой нигилизм имеет в основе непринятие одной из со- ставляющих «юридического мировоззрения» — идеи прав чело- века — за их буржуазный, а значит, «лживый» характер. Одна- ко это приводило к отрицанию ценности права в целом. Предста- вителем этой линии был Лев Толстой. Нигилистическая линия была также характерна для радикальной интеллигенции и осо- бенно для большевиков. Российский правовой нигилизм был тем фактором, в силу которого они рассматривали право в более ши- роком философском и культурном контексте, нежели это делали западные философы права.
В творчестве В. Соловьева и его последователей в процесс осмысления феномена права включалась религиозная филосо- фия, которая находила в заповедях христианства обоснование права и ценностей либерализма. Однако этот процесс не был од- нозначным. Религиозный универсализм, с одной стороны, ус- ложнял усвоение идеи права, а с другой стороны, давал более глубокое ее обоснование и оправдание, адекватное национально- му характеру и мировоззрению. Национальный характер и ми- ровоззрение, основанные на духе православной целостности и соборности, противостоят католическому духу законности и про- тестантскому духу чрезмерного индивидуализма. Поэтому для России, как и для романтической Германии, путь предметного оп- равдания права лежит через экзистенциальные модели личности1. Право рассматривается в качестве условия теоретической и твор- ческой самореализации личности как наиболее важной ценности. Право, считал Н. Бердяев, имеет своим источником не то либо другое позитивное государство, а трансцендентную природу лич- ности, ее человеческую волю2. В учениях российских либераль- ных философов права (ориентированных как на научную, так и на религиозную философию) в той либо иной мере реализуется данная экзистенциально-романтическая модель, что выражается в защите творческой свободы личности, конкретной человеческой индивидуальности, обоснования ее субъективных прав.
1 См.: Максимов C.I. Ушверсально-цившзацшне та специф1чно-культур- не у правосвщомосп /, / Грань — Дшпропетровськ, 2000. № 3(2). 2 См.: Власть и право: из истории русской правовой мысли. — М., 1990. — С. 290. Таким образом, через религиозно-экзистенциальное оправда- ние права российской мыслью был найден свой специфический способ включения идеи права в контекст духовной культуры (национального мировоззрения), открывший путь для развития народного правосознания. Накопленный ею опыт объединения цивилизационно-универсального и культурно-специфического в правосознании должен быть учтен как в сегодняшней борьбе за право и правовую культуру, так и при разрешении других на- сущных проблем.
ВЫВОДЫ 1. Правосознание — это совокупность правовых чувств, представлений и установок (смыслов), выражающих отношение людей к действительному праву и определяющих ориентацию личности в сфере правовой реальности. 2. Структурно-содержательная сложность правосознания обусловлена его многомерностью строения. Оно существует в институциональной и не- институциональной формах бытия. По способу мышления последняя сфе- ра разделяется на две области: обыденное и теоретическое правосознание. 3. Мораль и право представляют собой две универсально значимые нормативные системы общества, занимающие относительно самостоятель- ные сферы в жизни общества. Мораль и право соотносительно противопо- ложны и находятся в отношении необходимой взаимодополнительности. 4. Для функционирования в рамках определенной культуры право обязано быть признано в качестве такого, что имеет значение (смысл) и ценность, то есть оправданно. На этот процесс влияют специфические чер- ты национального менталитета и определенная система ценностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какой смысл вы вкладываете в понятия «правосознание» и «право- вая культура»? 2. Какова роль правосознания в правовой жизни? 3. Какие существуют элементы, формы и уровни правосознания? 4. Сформулируйте основные постулаты (логические аксиомы) право- сознания. 5. Как соотносятся право и мораль? 6. Как соотносятся универсальное и культурно-историческое в право- сознании? 7. Что такое правовой менталитет? Как соотносятся правосознание и правовой менталитет? 8. Как соотносятся национальный характер и идея права? 9. В чем заключаются, по вашему мнению, особенности российского (русского) правового менталитета? 10. Чем отличаются друг от друга западный (европейский) и восточ- ный (азиатский) типы ментальности?
Раздел VIII ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВА И ВЛАСТИ В ПОСТТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Одной из важнейших функций права является регулятивная функция. Эта функция права осуществляется благодаря форма- лизации поведения индивидов, т.е. заключению этого поведения в определенные формы или рамки, приемлемые для других лю- дей и общества в целом. В свою очередь, эти формы, регулирую- щие поведение людей, устанавливаются особыми правилами, нормами, законами, устойчивый комплекс которых носит назва- ние правовых институтов. Поскольку право и государство тесно связаны между собой, правовые и политические (государствен- ные) институты в философско-правовой литературе, как прави- ло, рассматриваются в единстве, т.е. как политико-правовые ин- ституты. Наличие институционального измерения права обусловлива- ет постановку вопросов о соотношении власти и права, их леги- тимации, верховенстве права, а также взаимодействия правового государства и гражданского общества и ряд других. Особый ин- терес сегодня также представляют вопросы соотношения права и власти в посттоталитарных обществах, в том числе и в России, перспективы проведения в ней правовой реформы и формирова- ния правового общества. Все эти проблемы и предполагается рассмотреть в данном разделе. |
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.025 с.) |