Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение отечественной философии права и ее мировоззренческо- методолгические основанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение философской, в том числе философско-пра- вовой мысли в России исторически относится к периоду форми- рования первого государства восточных славян — Киевской Ру- си и основывается на следующих факторах: а) возникновение и распространение письменности; б) христианизация Киевской Руси; в) формирование государственности. Именно в этот пери- од возникают первые философско-правовые идеи, которые пер- воначально имели религиозно-мифологический, а затем (в связи с принятием и распространением христианства) теологический характер. Следует отметить, что собственно философско-правовые концепции в России стали формироваться в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). Для начального же периода становления оте- чественного философско-правового знания (XI-XVII вв.) ха- рактерно возникновение отдельных идей, ставших прообразом философии права. К ним можно отнести следующие: — идея равноценности и равноправия народов, сформули- рованная митрополитом Илларионом в «Слове о законе и бла- годати»; — идея демократизации церкви и свободы совести как буду- щее основание принципа автономии личности; — идея справедливости как основания осуществления власти и отношений между сословиями. В целом литературные памятники XI-XVI1 столетия можно охарактеризовать скорее как этические либо правовые, нежели как философско-правовые. Здесь следует вспомнить «Поучения» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Слова» Серапиона Владимирского, «Стоглав», «Домострой» и др. Развитие философско-правовых идей российскими про- светителями XVIII столетия. Существенный импульс в разви- тии отечественная философия права получила в эпоху Просве- щения. С XVIII века философия права преподается в россий- ских учебных заведениях как самостоятельная учебная дисципли- на. В трудах профессиональных философов закладываются на- учные основы философии права, формируется ее понятийный аппарат. К числу наиболее выдающихся профессоров права сле- дует отнести Василия Третьякова, Якова Козельского, Семена Десницкого, Ивана Третьякова и др. Находящиеся во многом под влиянием идей европейских просветителей отечественные мыслители рассматривают проблемы происхождения права и власти, предмета философии права, разграничения «естествен- ного права» и «позитивного закона». В то же время отечественная философия права базировалась на иной, нежели европейская, мировозренческо-методологиче- ской парадигме. В противовес европейскому рационализму в си- лу особенностей русского менталитета идея естественного права имеет религиозно-экзистенциальный характер. Одной из версий религиозно-экзистенциального обоснования права выступает кордоцентризм («философия сердца»). Данное философское направление предполагает при анализе сущности человека, его мыслей, поступков не ограничиваться лишь созна- тельными психическими переживаниями, а видеть их глубочай- шую первооснову — «сердце» как источник мыслей и познания. С позиции «философии сердца» акцент в обосновании права де- лается на внутренней духовной сущности права. Идея права в рамках кардиоцентризма состоит не в формально-внешнем при- нуждении, а в регулировании жизни с учетом внутреннего мира и свободы человека. Право при этом обосновывается как усло- вие, возможность творческой самореализации личности, ее ин- дивидуального развития1. Одним из сторонников кордоцентризма в отечественной фи- лософской мысли был странствующий философ Григорий Ско- ворода (1722-1794). Оригинальная концепция права у Г. Сково- роды предполагает не рационалистическое, а религиозно-онто- логическое обоснование естественного права, отражающее его внутреннюю духовную сущность. Исходные принципы правово- го мировоззрения — идея нравственной автономии личности и идея справедливости — у Сковороды находят обоснование в его концепции «сродного труда». «Сродность» рассматривается Ско- вородой как божественный закон, который в то же время являет- ся и законом для природы и человеческого общества. Если дан- ный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане — счастье. Следовательно, «сродный труд» — это выражение степени социальной справедливости, а право как механизм установления заложенной в «сродном тру- де» справедливости должно исходить от человека, выражать не столько внешнюю, сколько внутреннюю меру его свободы. Познание «сродности» как познание внутреннего человека, его природы, выявление меры свободы осуществляется Сково- родой через постижение символического языка Библии. Каждый человек должен открыть в себе самом мир ценностей и смыслов, содержащихся в Библии, что делает его свободным, поскольку делает его жизнь осмысленной, не требующей принуждения. «Сродность» как соответствие своей идее должна иметь место и между естественным правом, и правом действующим, то есть «гражданскими законами», которые должны защищать право человека на его собственный нравственный путь, на его самореа- лизацию. Г. Сковорода признает государство необходимой формой ор- ганизации общественной жизни, назначение которого состоит в защите земледельцев и купцов от внутренних грабителей и внеш- них врагов. В государстве он выделяет силу внутреннюю — это ринцип призвания (назначения), природы, и внешнюю силу — действия правящего слоя. Из концепции «сродности» следует и критика Сковородой внешнего, формального равенства, основанного на всеобщей беспризванности (несоответствие призванию) и универсальной несродности. Формальному равенству он противопоставлял внутреннее «неравное равенство» как возможность реализации своих способностей, право на индивидуальность, на счастье. Суть «неравного равенства» заключается в том, что все люди, с одной стороны, равны перед Богом, а с другой — все разные. Критерием же выбора человеком морального жизненного пути является «сродность» (органическое соответствие) его с опре- деленным типом поведения. Тем самым идея «сродного труда» выступает у Г. Сковороды в качестве морального основания права. Дальнейшее развитие кордоцентризм получил в творчестве Памфила Юркевича (1827-1874), у которого «философия серд- ца» приобретает характер общефилософской концепции. В обосновании права П. Юркевич, как и Г. Сковорода, при- держивался позиции интуитивизма, полагая, что мир, и прежде всего индивидуально-личностный мир, не доступен для разума. Источником морального и правового законодательства, по мне- нию Юркевича, является не разум, а сердце, любовь, то есть свободно принятая система ценностей. «Глубина сердца» — это первоначальная основа человеческой души, которая позволяет человеку отличить справедливое от несправедливого, доброе от дурного. «При всякой встрече противоположных желаний и ин- тересов, — отмечает Юркевич, — он должен обращаться к нрав- ственным требованиям справедливости, которая укажет ему, где и когда его желания незаконны, где и когда они противоречат благу его ближнего и благу общему»1. Нравственно зрелый че- ловек, по мнению Юркевича, руководствуется не только сообра- жениями разума, но повинуется заповеди любви, которая вну- шает ему жертвовать своими личными выгодами для блага дру- 1 Юркевич П. Д. Мир с ближними как условие христианского общежи- тия // Философские произведения. — М., 1990. — С. 351. гих, для блага общего. В справедливости и любви заключаются самые прочные условия для установления мира и братства меж- ду людьми. Юркевич выступал против обоснования права в рам- ках моральных систем эвдемонизма и утилитаризма, требующих полезности поступка в качестве критерия моральности. Правило морального утилитаризма требует признавать полезным только то, что гармонизирует деятельность индивида с общим благом. Недостатком морального утилитаризма, по мнению Юркевича, является пренебрежение достоинством человеческой личности, которая в достижении цели получает не только удовлетворение, но и совершенство. Рассматривая вопрос о предмете философии права, Юркевич отмечает, что философия права «методически исследует те по- стоянные и существенные основания, из которых происходят с необходимостью формы права положительного»1. Философия права по отношению к действующему (положительному) пра- ву — это аналитика его оснований. Она не должна рассматри- ваться как непреложный закон. Человек может судить о том, что есть право, не только на основании положительного права, но на основании идеи права, создаваемой внутренне. В качестве основания философии права Юркевич выделяет такие антропологические посылки: «1) человек может опреде- ляться не только внешними, эмпирическими причинами, но и сознанием идей; 2) человек имеет определенные правила, обы- чаи, повиноваться которым дело доброе и святое; 3) повинуясь этим правилам и обычаям, он имеет способность суждения об их достоинстве»2. Таким образом, «философия сердца» в классической отече- ственной философии права выступает как методологический фундамент морального обоснования права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.01 с.) |