Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Меры пресечения и их характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие мер пресечения, основные признаки. Меры пресечения - это меры уголовно-процессуального принуждения, закрепленные в УПК РФ, применяемые в специально определенном порядке дознавателем, следователем, а также судом к подозреваемому, обвиняемому (подсудимому, осужденному) при наличии достаточных оснований полагать, что он скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжить заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также в целях обеспечения исполнения приговора. Из данного определения можно выделить существенные признаки мер пресечения: 1. ими являются лишь меры, перечисленные в гл. 13 УПК РФ; 2. они применяются в порядке, определенном специально для этой меры пресечения или для нескольких мер пресечения; 3. дознаватель, следователь (по делам, находящимся в их производстве) и суд наделены полномочиями по избранию мер пресечения; 4. меры пресечения применяются только в отношении подозреваемого, обвиняемого (подсудимого, осужденного), в отличие от иных мер уголовно-процессуального принуждения, которые могут быть применены к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому; 5. только при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в ст. 97 УПК, можно избрать меру пресечения. Иные обстоятельства не могут служить основанием применения мер пресечения, в частности: охрана лица от физической расправы со стороны третьих лиц, личные амбиции должностных лиц, просьбы заинтересованных лиц, предупреждение возмущения общества в связи с тем, что преступник остался на свободе, обеспечение "спокойствия" граждан. Существует всего семь мер пресечения, а именно: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог, домашний арест, заключение под стражу. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Кроме того, к обвиняемому (подозреваемому) одновременно не могут быть применены несколько из предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер пресечения. Основания избрания мер пресечения. Основанием для применения мер пресечения служит совокупность обстоятельств, которые или уличают обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, или устанавливают факты, свидетельствующие о вероятности ненадлежащего поведения лица при производстве расследования уголовного дела. Примером первой группы обстоятельств будет являться диспозиция ч. 1 ст. 108 УПК, указывающая на возможность применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет. Ко второй группе относятся обстоятельства, указанные в ст. 97 и ст. 99 УПК. Так, ст. 97 УПК устанавливает возможность применения мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; может продолжить заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также в целях обеспечения исполнения приговора. Обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК, составляют основания для избрания меры пресечения только в совокупности с вышеназванными обстоятельствами ст. 97 УПК. Их перечень не является исчерпывающим. Так, к ним относятся: тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства. Данные о личности обвиняемого предполагают учет таких влияющих на избрание меры пресечения обстоятельств, как привязанность к семье, честность, отношение к труду, наличие поощрений или взысканий по месту работы. Возраст обвиняемого определяет уровень его интеллектуального и нравственного развития, мобильность, принадлежность к определенной среде, поэтому он учитывается при избрании меры пресечения. Безусловно, нет смысла применять такую меру, как заключение под стражу, во всех случаях в отношении лиц престарелого возраста, а также в отношении несовершеннолетних, так как принудительная изоляция этой категории лиц от общества в некоторых случаях может отрицательно сказаться на их психическом здоровье и привести к самооговору и ложным показаниям в отношении других лиц. Состояние здоровья также имеет большое значение при избрании в отношении обвиняемого меры пресечения. Общее физическое состояние в ряде случаев даже может полностью исключить возможность применения такой меры пресечения как заключение под стражу. Это может быть и необходимость проведения срочной операции, предродовое или послеродовое состояние обвиняемой. Выбор меры пресечения также может зависеть от предполагаемой продолжительности заболевания. Заключение под стражу немощного или тяжелобольного человека может повлиять на установление истины по уголовному делу. Следователь, дознаватель или суд, прогнозируя возможное ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) на основе различных фактических данных, делают вывод о необходимости применения той или иной меры пресечения. В идеале основания применения меры пресечения должны быть отражены в уголовном деле и подтверждены соответствующими доказательствами. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый намерен скрыться, могут послужить такие сведения, как приобретение проездных билетов, снятие с регистрационного учета по месту жительства, снятие с воинского учета, увольнение с работы, распродажа имущества и т.п. Основанием полагать, что обвиняемый воспрепятствует производству по делу, могут являться данные об угрозах, шантаже, подкупах и уговорах свидетелей и потерпевших; попытки хищения, уничтожения и фальсификации вещественных доказательств, психическое, физическое и материальное воздействие на специалистов и экспертов по делу и др. О намерении продолжать заниматься преступной деятельностью свидетельствуют данные о приобретении обвиняемым оружия или иных приспособлений для совершения преступления, наличие достоверных данных о его связях с "преступным миром", информация о прошлых судимостях, отсутствие постоянного места работы и постоянного источника доходов и др. Применение меры пресечения в целях обеспечения исполнения обвинительного приговора до вступления его в законную силу связано с наказанием, назначенным судом*(173). Что касается применения меры пресечения в отношении такого участника уголовного судопроизводства как подозреваемый, то здесь есть свои особенности, которые заключаются в том, что оснований для предъявления ему обвинения еще нет. Согласно ст. 100 УПК в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Заключение под стражу является одним из юридических оснований для наделения лица статусом подозреваемого (п. 3 ч. 1 ст. 46 УПК). Исключительность избрания данной меры пресечения в отношении подозреваемого заключается в следующих моментах: - безотлагательное заключение под стражу подозреваемого в совершении преступления лица способствует успешному расследованию уголовного дела; - лицо подозревается в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; - обвинение не может быть предъявлено немедленно, в силу каких-либо объективных причин, например, следователю необходимо уточнить уголовно-правовую квалификацию совершенного подозреваемым деяния или допросить подозреваемого с целью уточнения его "роли" в ходе совершения преступления; - степень доказанности совершения преступления именно этим лицом должна быть достаточно велика. Только совокупность вышеназванных обстоятельств может служить основанием для заключения под стражу подозреваемого в совершении преступления до предъявления ему обвинения. Уголовно-процессуальный закон требует предъявления обвинения в срок не позднее 10 суток с момента фактического применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу или с момента фактического задержания в порядке, предусмотренном ст. 91 и 92 УПК. Если в течение 10 суток с указанного момента обвинение так и не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется*(174). В том случае, если обвинение было предъявлено, следователь, дознаватель или суд вправе решить вопрос об отмене или изменении меры пресечения на более или менее строгую, в зависимости от обстоятельств. Если должностное лицо решает оставить меру пресечения прежней, то вынесение любого постановления или судебного определения для этого не требуется. Десятидневный срок предъявления обвинения лицу, содержащемуся под стражей, никем не может быть продлен. При подозрении лица в совершении таких преступлений как террористический акт, содействие террористической деятельности, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества и участие в нем, организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 277, 278, 279, 281 и 360 УК РФ), обвинение должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу - в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (считается неизбранной). Если степень вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого достаточно высока, то должностному лицу следует прибегнуть к такой мере пресечения как заключение под стражу. Если же степень вероятности наступления неблагоприятных последствий не является большой, а также если имеются данные о состоянии здоровья, возрасте обвиняемого, о наличии благополучной семьи, постоянного места жительства и работы, положительные бытовые и производственные характеристики, то следователь, дознаватель и суд чаще всего обходятся применением мер, не связанных с ограничением свободы обвиняемого (подозреваемого). Следовательно, любая мера пресечения в зависимости от степени вероятности возможного ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) может быть достаточной для достижения целей, с которыми закон связывает их применение. Меры пресечения (в том числе и заключение под стражу) не являются уголовным наказанием и ни в коем случае не могут быть строже возможной меры ответственности, предусмотренной санкциями норм УК РФ. 2. Виды мер пресечения и порядок их применения. УПК РФ предусмотрены следующие виды мер пресечения: - подписка о невыезде (ст. 102); - личное поручительство (ст. 103); - наблюдение командования воинской части (ст. 104); - присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105); - залог (ст. 106); - домашний арест (ст. 107); - заключение под стражу (ст. 108-109). Любая из этих мер пресечения может быть реальной для достижения тех целей, с которыми закон связывает их применение. Степень их строгости зависит не только от фактической обоснованности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого), но и от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании той или иной меры пресечения. Например, от субъекта совершенного преступления (военнослужащий или несовершеннолетний), от наличия материального ущерба (залог или личное поручительство). Для упрощения вопроса соразмерности выбора законодатель расположил меры пресечения, указав их виды от менее к более строгим. Каждая из мер пресечения, указанных в ст. 98 УПК, обладает своими особенностями и применяется лишь при определенных условиях. Все меры принуждают личность к определенному поведению, но делают это по-разному. В силу этого, как в теоретическом, так и в практическом отношении имеет значение характеристика каждой из них. Подписка о невыезде. Правовой смысл такой меры пресечения как подписка о невыезде и надлежащем поведении, согласно ст. 102 УПК, заключается в отобрании у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения на то дознавателя, следователя или суда, являться по их вызовам в точно назначенный срок и не препятствовать производству по уголовному делу. Следует уточнить, что законодатель, говоря об обязанности обвиняемого (подозреваемого) не покидать место жительства, имеет в виду не конкретную квартиру, дом, строение или гостиничный номер, а населенный пункт в целом (деревню, поселок, город). При этом обвиняемый (подозреваемый) обязан предоставить должностному лицу достоверную информацию об адресе, по которому его можно будет найти. В том случае, если лицо, в отношении которого была избрана данная мера пресечения, решит сменить, в силу тех или иных причин, место жительства в пределах одного города (района), оно обязано уведомить об этом факте должностное лицо, ведущее расследование по уголовному делу. Применение в качестве меры пресечения подписки о невыезде и надлежащем поведении направлено не только на обеспечение присутствия обвиняемого (подозреваемого) по месту проведения дознания, предварительного следствия и суда, но и его надлежащего поведения в этот период. В некоторых случаях целью ее применения может служить также и устранение препятствий по установлению истины и (или) возможности совершения нового преступления. Например, подписка о невыезде применяется к обвиняемым (подозреваемым), если будет достаточно высока вероятность того, что эти лица будут оказывать воздействие на свидетелей, проживающих в других местностях или попытаются уничтожить вещественные доказательства, находящиеся в других районах, а также для исключения возможности продолжения этими лицами преступной деятельности, связанной с выездами за пределы места жительства. Дознаватель, следователь или суд применяют данную меру пресечения с учетом тяжести совершенного преступления, данных, характеризующих личность лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, а также при отсутствии основания полагать, что последний предпримет попытку скрыться или будет препятствовать производству по делу каким-либо иным противоправным способом. Условием соблюдения прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого) лица будет являться соблюдение процессуального порядка применения рассматриваемой меры пресечения, который включает в себя: вынесение должностным лицом мотивированного постановления (определения) об избрании в качестве меры пресечения подписки о невыезде обвиняемого (подозреваемого); 1) вручение копии постановления под расписку обвиняемому (подозреваемому); 2) вручение копии постановления об избрании меры пресечения другим, заинтересованным в исходе дела лицам: защитнику, законному представителю обвиняемого (подозреваемого); 3) одновременно лицу, в отношении которого избрана данная мера пресечения, разъясняется право и порядок обжалования вынесенного постановления; 4) отбирание у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное (временное) место жительства без имеющегося на то разрешения органа расследования или суда, являться в назначенный срок по вызовам должностных лиц, ведущих расследование уголовного дела, и не препятствовать иным путем производству по делу. Помимо этого, условиями правильного оформления подписки о невыезде будут являться три следующих основополагающих момента: во-первых, указание точного места жительства (постоянного или временного), с которого обвиняемый (подозреваемый) не может отлучаться без разрешения соответствующих органов; во-вторых, указание временного периода, на который избрана мера пресечения, например: "до окончания предварительного расследования" или "на период предварительного следствия и суда"; в-третьих, указание квалификации преступления, в совершении которого обвиняется или подозревается лицо. Лицо, в отношении которого была избрана данная мера пресечения, ставится в известность о том, что в случае нарушения подписки о невыезде и надлежащем поведении к нему могут быть применены другие меры уголовно-процессуального принуждения: наложено денежное взыскание решением суда в порядке ст. 117 УПК или избрана другая, более строгая мера пресечения. Личное поручительство. Личное поручительство, в соответствии со ст. 103 УПК, заключается в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательства являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и суда и не препятствовать производству по уголовному делу. Лицом, заслуживающим доверия, принято считать совершеннолетнего гражданина, который имеет постоянное место работы и жительства, пользуется уважением окружающих и который реально сможет выполнить возложенные на него обязательства по явке подозреваемого (обвиняемого) и обеспечить его надлежащее поведение. Избрание личного поручительства в качестве меры поручения возможно по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношение которого дается поручительство. Статья 103 УПК не раскрывает содержания обязанности поручителя ручаться за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обязательства "иным путем не препятствовать производству по уголовному делу". Под этим подразумевается обеспечение личным поручителем надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в ходе производства по уголовному делу. Мера пресечения в виде личного поручительства избирается при наличии общих оснований, определенных ст. 97 УПК, и при особых обстоятельствах, вытекающих из ст. 103 УПК. Процессуальный порядок применения личного поручительства в качестве меры пресечения включает в себя: 1. Получение ходатайства в письменной форме с просьбой о применении к определенному лицу (подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления) меры пресечения в виде личного поручительства. Данное ходатайство может быть получено не только по инициативе самого возможного поручителя, но и по инициативе обвиняемого (подозреваемого), его защитника, законного представителя или по предложению дознавателя, следователя или суда. Данное ходатайство должно сопровождаться письменным ручательством о том, что подозреваемый (обвиняемый) не будет препятствовать производству по уголовному делу и будет в назначенный срок являться по вызову должностного лица, ведущего расследование по уголовному делу. 2. Выяснение мнения обвиняемого (подозреваемого) по поводу применения в отношении него такой меры пресечения, как личное поручительство. В диспозиции ст. 103 УПК не указано, в какой форме (письменной или устной) должно быть выражено согласие или отсутствие такового со стороны лица, в отношении которого избирается данная мера пресечения. 3. Вынесение должностным лицом мотивированного постановления (определения) об избрании в качестве меры пресечения личного поручительства. Обязательным условием применения данной меры пресечения будет являться такое процессуальное действие должностного лица, избравшего личное поручительство в качестве меры пресечения, как разъяснение поручителю сущности дела, т.е. того, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется лицо, а также об ответственности в случае совершения подозреваемым или обвиняемым ненадлежащих действий или при уклонении его от явки. Данный факт должен быть отражен как в постановлении (определении) об избрании меры пресечения, так и в письменном обязательстве о личном поручительстве. При наличии нескольких поручителей, обязательство отбирается с каждого поручителя в отдельности. 2. Вручение копии постановления (определения) об избрании меры пресечения под расписку обвиняемому (подозреваемому), личному поручителю, защитнику и другим заинтересованным лицам. Обвиняемый (подозреваемый), при избрании в отношении него в качестве меры пресечения личного поручительства, предупреждается о том, что в случае его ненадлежащего поведения во время предварительного следствия и суда к нему может быть применена более строгая мера пресечения в порядке ст. 110 УПК или наложено денежное взыскание в размере до 2 500 рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК. Ответственность личного поручителя наступит в том случае, если обвиняемый (подозреваемый) будет уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя или суда или каким-либо иным способом препятствовать производству по уголовному делу. Ответственность поручителя заключается в наложении на него по решению суда денежного взыскания в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ, в размере до 2 500 рублей. Орган, в производстве которого находится уголовное дело, решает вопрос о направлении материалов в отношении поручителя в суд на основе учета конкретных обстоятельств, личности поручителя, тяжести последствий, наступивших из-за некачественного выполнения поручителем своих обязанностей. Наблюдение командования воинской части. Наблюдение командования воинской части как мера пресечения, предусмотренная ст. 104 УПК РФ, может быть применена к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, являющимся военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы. Наблюдение командования воинской части за данной категорией граждан заключается в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил РФ, направленных на обеспечение выполнения этими лицами обязательств являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя или суда и не препятствовать тем или иным способом производству по уголовному делу. Главным условием эффективности применения данной меры пресечения является непрерывность пребывания подозреваемого (обвиняемого) в воинском подразделении под присмотром командования. Ведомственные нормативные акты Вооруженных Сил РФ предусматривают ряд ограничений для военнослужащих, в отношении которых избрана мера пресечения в виде наблюдения командования воинской части. Например, на время производства по уголовному делу они лишены права на ношение всех видов оружия, постоянно пребывают под наблюдением непосредственных начальников или суточного наряда, не направляются для выполнения заданий вне воинской части, не назначаются в караул и в другие ответственные наряды. Им запрещено увольнение в городской отпуск. Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения наблюдение командования воинской части состоит из следующих действий должностного лица: 1. Получение согласия обвиняемого (подозреваемого) на применение меры пресечения. Согласие командования воинской части не требуется. 2. Вынесение постановления об избрании в качестве меры пресечения - наблюдения командования воинской части. 3. Вручение копии постановления об избрании меры пресечения командиру воинской части или его представителю, а также лицу, в отношении которого избрана эта мера пресечения, и другим лицам по их просьбе. Одновременно с этим представителю командования воинской части разъясняется существо обвинения (подозрения), основания по которым была избрана эта мера пресечения, и обязанности командования воинской части по исполнению целей, для которых она была избрана. 4. Получение должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, письменного извещения о фактическом установлении наблюдения командования воинской части за надлежащим поведением обвиняемого (подозреваемого). В случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) избранной в отношении него меры пресечения, путем запугивания свидетелей, потерпевших, уничтожения документов, попыток скрыться от следствия или суда, командование воинской части немедленно сообщает об этом дознавателю, следователю или в суд, которые избрали эту меру пресечения. Последние, в свою очередь, решают вопрос о применении к обвиняемому (подозреваемому) меры уголовно-процессуального принуждения в виде денежного взыскания в порядке ст. 118 УПК или избрании более строгой меры пресечения. Статья 104 УПК не предусматривает оснований для наступления ответственности командования воинской части в случае невыполнения или возложения на них обязательства по обеспечению надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) в ходе уголовного судопроизводства. Логичным было бы предположить, что за организацию исполнения постановления об избрании рассматриваемой меры пресечения командир воинской части несет только дисциплинарную ответственность. Не лишним было бы закрепить в уголовно-процессуальном законе обязанность командования воинской части уведомить должностное лицо, избравшее меру пресечения, о демобилизации или увольнении обвиняемого (подозреваемого) в установленном порядке из рядов Вооруженных Сил РФ. Это может служить основанием для изменения этой меры пресечения на другую в порядке, предусмотренном ст. 110 УПК. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым заключается в обеспечении его надлежащего поведения на период производства предварительного следствия и суда по уголовному делу, в совершении которого он подозревается или обвиняется. Присмотр является специфической разновидностью поручительства, которое в одних случаях в отношении несовершеннолетнего обвиняемого дают родители, опекуны или попечители, другие заслуживающие доверия лица, а в других (если несовершеннолетний является воспитанником специализированного детского учреждения) - должностные лица соответствующего детского учреждения. Рассматриваемая мера пресечения заключается в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства по обеспечению явки несовершеннолетнего обвиняемого к дознавателю, следователю или в суд, нахождения несовершеннолетнего по месту жительства и по лишению его возможности воспрепятствовать производству по уголовному делу. Главной особенностью этой меры пресечения является то, что она применяется исключительно в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, не достигших возраста 18 лет. Обязанность по присмотру может быть возложена должностным лицом на родителей (опекунов, попечителей) несовершеннолетнего или на других, заслуживающих доверия лиц, к которым, с учетом их личностных качеств, можно отнести: совершеннолетних братьев, сестер, других родственников, учителя или воспитателя. К специализированным детским учреждениям относятся: детские дома, школы-интернаты, приемники-распределители, спецшколы, реабилитационные центры и другие учреждения. Избрание меры пресечения в виде присмотра может осуществляться как по инициативе должностного лица или органа, ведущего расследование по уголовному делу, так и по письменному прошению одного из лиц, перечисленных в ст. 105 УПК. В диспозиции этой нормы не содержится указания о том, что эта мера пресечения применяется только при наличии согласия субъектов, осуществляющих ее исполнение. На практике получение согласия лица, которому несовершеннолетний передается под присмотр, является обязательным. В противном случае применение этой меры пресечения лишено всякого смысла. Исключение составляет администрация детского учреждения, с должностных лиц такого согласия не требуется, так как надзор за несовершеннолетним подопечным входит в число их прямых должностных обязанностей. Процессуальный порядок применения в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым в целом аналогичен порядку избрания личного поручительства. Вместе с тем в обязательстве лица, на которое исполнение обязательства было фактически наложено, подписка, что несовершеннолетний не скроется, не будет заниматься преступной деятельностью, не будет препятствовать производству по уголовному делу, будет вести себя надлежащим образом как в семье, так и по месту работы (учебы). В том случае, если обязательство о присмотре берут на себя родители несовершеннолетнего, то подписка берется с одного из них. При этом он может участвовать в уголовном деле в качестве законного представителя. В детском учреждении обязательство об осуществлении присмотра берет на себя либо сам руководитель этого учреждения, либо уполномоченное им должностное лицо. Письменное обязательство о присмотре за несовершеннолетним обвиняемым, данное лицами, перечисленными в ст. 105 УПК РФ, приобщается к материалам уголовного дела. В случае нарушения возложенной на них обязанности присмотра за несовершеннолетним, попечители и другие лица несут ответственность в соответствии со ст. 118 УПК. А представители администрации детских учреждений помимо наложения на них денежного взыскания могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности, как должностные лица, нарушившие трудовые обязанности. Как нарушение несовершеннолетним меры пресечения в виде присмотра, можно рассматривать неявку несовершеннолетнего по вызову без уважительной причины, попытки скрыться от правоохранительных органов или суда, воздействие на других обвиняемых, потерпевших, свидетелей с целью помешать производству по делу, совершение несовершеннолетним нового преступления. При решении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого судам необходимо выполнять требование ст. 423 УПК об обязательном обсуждении возможности отдачи его под присмотр. Исходя из конкретных обстоятельств дела и тяжести преступления с учетом данных о личности несовершеннолетнего, а также условий его жизни и воспитания, отношений с родителями судье на основании ст. 105 УПК надлежит обсуждать возможность применения такой меры пресечения, как передача его под присмотр родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц, а находящегося в специализированном детском учреждении - под присмотр должностных лиц этого учреждения. В постановлении о рассмотрении таких ходатайств обязательно должны быть указаны причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена*(175). Залог. Залог, в соответствии со ст. 106 УПК, во внесении или в передаче на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в РФ акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Залог в качестве меры пресечения может быть применен к обвиняемому (подозреваемому) как впервые, когда лицо находилось на свободе, и в порядке ст. 110 УПК, когда залог избирается для изменения меры пресечения в виде заключения под стражу. Процедура применения залога как меры пресечения состоит из нескольких последовательных этапов: 1. Определение залогодателя. По общему правилу избрание залога в качестве меры пресечения инициируется стороной защиты. Лицо, в чьем производстве находится уголовное дело, не должно навязывать идею внесения залога обвиняемому (подозреваемому). Согласно ч. 1 ст. 106 УПК внести залог может сам обвиняемый (подозреваемый), другие физические лица (например, родственники) или юридические лица, которые имеют возможность по своему усмотрению и в своих целях распоряжаться средствами юридического лица. Государственные предприятия, учреждения, организации не могут быть залогодателями, так как они не имеют права расходовать денежные средства в подобных целях. Главное правило при определении залогодателя заключается в следующем: залогодателем не может быть лицо, как физическое, так и юридическое, чьи отношения с обвиняемым не выяснены. 2. Определение вида и размера залога. Вид и размер залога определяется судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого (подозреваемого) и имущественного положения залогодателя. Залог как мера пресечения не должна применяться к лицам, чье намерение продолжать преступную деятельность или воспрепятствовать производству по делу очевидно. Размер залога определяется из соображения обеспечения его невосполнимости в случае его утраты. Другими словами, риск лишиться такой суммы денег должен заставлять обвиняемого (подозреваемого) являться по вызовам следствия и суда столько раз, сколько это необходимо. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 50 000 рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 000 рублей. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание. 3. Избрание меры пресечения в виде залога будет подробно рассмотрено в п. 3 "Судебный порядок избрания мер пресечения" настоящего параграфа. 4. Внесение залога. Для каждого вида имущества, являющегося предметом залога, законодатель предусмотрел свой порядок внесения. Наиболее распространенным способом является внесение денег на депозитный счет суда. 5. Принятие залога. Данный факт документируется путем составления протокола о принятии залога, копия которого вручается залогодателю. Одновременно с составлением протокола суд разъясняет залогодателю сущность обвинения (подозрения), если залогодатель и обвиняемый (подозреваемый) не одно и то же лицо. Кроме того, суд разъясняет залогодателю под расписку его обязанности по обеспечению явки обвиняемого (подозреваемого) по вызову, по обеспечению его нахождения по месту постоянного или временно места жительства и по непрепятствованию производству по уголовному делу, а также последствия их нарушения или невыполнения. 6. Данная мера пресечения считается избранной с момента внесения суммы залога на депозитный счет суда. Это является основанием для освобождения обвиняемого (подозреваемого) из изолятора временного задержания, если мера пресечения в виде залога была избрана для замены такой меры пресечения как заключение под стражу. При прекращении уголовного дела, при условии соблюдения обвиняемым (подозреваемым) наложенных ограничений, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела. Таким же должен быть порядок возвращения залога при прекращении уголовного преследования лица, которому в качестве меры пресечения избирался залог. В том случае, если обвиняемый (подозреваемый) в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела добросовестно выполняет условия применения рассматриваемой меры пресечения, то залоговая сумма возвращается залогодателю независимо от того, каким (обвинительным или оправдательным) является приговор и какова мера наказания, назначенная судом. В материалах дела должно быть указано о факте возвращения суммы залога лицу, которое ее внесло. Если же обвиняемый (подозреваемый) уклоняется от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, сове<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.018 с.) |