Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела



 

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:

1. отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК). Это основание применяется в тех случаях, когда самого события не было вообще (заведомо ложный донос, ложная явка с повинной с сообщением о якобы совершенном преступлении, инсценировки и имитации содеянного и др.) либо отсутствует деяние в уголовно-правовом смысле этого понятия (причинение вреда стихийными силами природы, дикими или бродячими животными, а также в результате неосторожных и умышленных действий самого потерпевшего, например, самоубийство, если нет признаков доведения до него - ст. 110 УК РФ);

2. отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) - означает, что объективная сторона содеянного (действие или бездействие) выполнена или совершено приготовление к преступлению, т.е. сам факт общественно опасного деяния установлен, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления - не наступили последствия, с которыми закон связывает уголовную ответственность (например, в результате нарушения правил дорожного движения потерпевшему причинен средней тяжести вред здоровью), нет причинной связи между содеянным и наступившими последствиями, отсутствуют признаки специального субъекта преступления, нет мотива и цели, которые обязательны при совершении данного деяния, и др. Данное основание применяется также в случаях совершения малозначительного деяния (ч. 2 ст. 14 УК РФ), невиновного причинения вреда (ст. 28 УК РФ), приготовления к преступлениям небольшой и средней тяжести (ст. 30 УК РФ), добровольного отказа от преступления, если фактически совершенное не содержит иного состава (ст. 31 УК РФ), а также при наличии любого из обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. 37-42 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 24 УПК РФ, декриминализация деяния новым уголовным законом отнесена к частному случаю отсутствия в деянии состава преступления, но формально не является основанием отказа в возбуждении уголовного дела, хотя по УПК РСФСР рассматривалась в качестве такового.

В некоторых постановлениях Государственной Думы РФ об объявлении амнистии предписывается отказывать в возбуждении уголовного дела по этому основанию. И хотя уголовно-процессуальный закон относит акт об амнистии к основаниям прекращения уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК) и акты об амнистии в этой части противоречат закону, тем не менее на практике предпочитают все же в этой ситуации отказывать в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица.

3. истечение сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК). Термин "сроки давности уголовного преследования" в самом уголовном законе не используется, а порядок исчисления сроков давности следует определять в соответствии со ст. 78 и 94 УК РФ;

4. смерть лица, совершившего преступление, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

5. отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

6. отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и п. 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1 и п. 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Процессуальный порядок. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

Если сообщение о преступлении было распространено средством массовой информации, то информация об отказе в возбуждении уголовного дела подлежит обязательному опубликованию в этом средстве массовой информации.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела является решением, затрудняющим доступ граждан к правосудию, и может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ. Необходимо отметить, что правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обладают не только заявитель, но и другие лица, чьи права и законные интересы затрагивает данное решение (например, лицо, которому преступлением причинен вред, или его законный представитель)*(217).

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя (ч. 7 ст. 148 УПК).

 

Литература для углубленного изучения

 

1. Давлетов А.А. Возбуждение уголовного дела. Образцы процессуальных документов. Комментарии: Учеб.-практ. пособие. Екатеринбург, 1994.

2. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России: Учеб. пособие. М., 2003.

3. Корнуков В.М., Лазарев В.А., Холоден ко В.Д. Возбуждение уголовного дела в системе уголовно-процессуальной деятельности. Саратов, 2002.

4. Шевченко И.А. Процессуальные и организационно-методические проблемы возбуждения производства по уголовному делу. Саратов, 2005.

 

Глава II. Сущность, задачи и общие условия предварительного расследования

 

Мечтать о чиновничьей карьере в органах

дознания и предварительного следствия -

все равно, что искать богатство в неурожайный год.

 

§ 1. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

 

Понятие стадии предварительного расследования. Предварительное расследование - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела. В этой стадии органы расследования принимают меры по раскрытию преступления; выясняют все обстоятельства его совершения; личность виновного; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; виновность лица в совершении преступления (формы его вины и мотивы); обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и т.д. (ст. 73 УПК).

Правом производить предварительное расследование наделены органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель, начальник специализированного подразделения дознания, руководитель следственного органа, следователь.

На этой стадии появляются все основные участники уголовного процесса - подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, защитник, эксперт, специалист, свидетель и т.д.

В ходе предварительного расследования не только создаются необходимые условия для правильного рассмотрения дела в суде, но решаются и частные задачи, а именно: раскрытие преступления; выявление обстоятельств, способствовавших его совершению; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела с целью изобличения виновных, создания необходимых предпосылок для подготовки, назначения и проведения судебного разбирательства.

Стадия предварительного расследования является обязательной почти для всех уголовных дел. Исключение составляют лишь дела частного обвинения.

Именно на этой стадии происходит уголовное преследование виновных и отказ от уголовного преследования невиновных, привлечение лица в качестве обвиняемого и определяются пределы последующего судебного разбирательства*(218).

Предварительное расследование, как правило, заканчивается направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением(при следствии) или обвинительным актом и обвинительным постановлением (при обычном и сокращенном дознании) с последующим направлением в суд либо его прекращением.

Таким образом, предварительное расследование представляет собой одну из стадий уголовного судопроизводства, регламентированную уголовно-процессуальным законом, содержание которой заключается в деятельности органов дознания, предварительного следствия и прокурора по уголовному преследованию виновных и отказу от уголовного преследования невиновных, обеспечению обоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

По общему правилу, предварительное расследование проводится до суда и для суда. Вместе с тем предварительное расследование не только создает необходимые условия для рассмотрения дела в суде, но имеет самостоятельное значение. Так, на этой стадии уполномоченное законом должностное лицо - дознаватель, следователь - принимает в ходе расследования меры по предупреждению и пресечению преступлений, а также прекращает уголовные дела по результатам предварительное следствия и дознания независимо от судебного разбирательства.

Значение данной стадии состоит еще и в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности или же реабилитация. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведения расследования служит прокурорский надзор, ведомственный процессуальный контроль и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.

Предварительное расследование имеет и важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности на этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу.

 

§ 2. Формы (виды) предварительного расследования: дознание и предварительное следствие

 

Формы (виды) предварительного расследования. Предварительное расследование осуществляется в двух формах (видах): 1) предварительное следствие и 2) дознание. В соответствии с ч. 3 ст. 150 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести. В ряде случаев выделяют третью форму расследования - это производство следственных действий капитанами кораблей, начальниками геологоразведочных партий, главами посольств и консульств за границей*(219).

Общая характеристика дознания. Дознание, в свою очередь, также осуществляется в трех видах:

1) производство неотложных следственных действий, осуществляемых органами дознания в определенных случаях при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК);

2) обычное дознание, или дознание в общем порядке (ст.ст. 223-226 УПК);

3) сокращенное, или так называемое "упрощенное" дознание (ст.ст. 226.1-226.9 УПК).

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следователь в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, болезни, выполнения срочной работы по другому уголовному делу. При отсутствии этих причин возложение на орган дознания проведения неотложных следственных действий было бы необоснованно. Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой обычное дознание, которое производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела с возможностью продления в необходимых и исключительных случаях до 12 месяцев. Третий вид - это упрощенное расследование преступлений в порядке и сроках, указанных в гл. 32.1 УПК РФ по уголовным делам, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК.

Значение дознания как формы предварительного расследования обусловлено следующим:

Несмотря на то что Концепцией судебной реформы предусматривалась ликвидация дознания как самостоятельной формы расследования преступлений*(220), тем не менее законодательная практика пошла по пути сохранения двух видов дознания и введения дознания в сокращенной форме. Это объясняется еще и тем, что ежегодно дознаватели расследуют более трети зарегистрированных преступлений.

Сохранение процессуального института в виде производства неотложных следственных действий предоставляет возможность органу дознания возбудить уголовное дело в случаях, когда отложение возбуждения уголовного дела и несвоевременное производство первоначальных следственных действий повлечет за собой потерю инициативы по сбору и закреплению доказательств, установлению и изобличению подозреваемого в совершении преступления и другие негативные последствия процессуального характера.

Природа неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Юридическая природа неотложных следственных действий является не чем иным, как предварительным следствием на первоначальном его этапе. Иными словами, предварительное следствие по делу начинает орган дознания путем производства по нему неотложных следственных действий, а продолжает предварительное следствие и заканчивает его - следователь.

Действия органа дознания и следователя в подобных случаях образно сравнивают с действиями плотников, когда один из них начал строительство дома, а другой закончил, но дом они построили вместе*(221).

Кроме того, неотложные следственные действия - это еще и правовой институт, предназначенный для установления пределов полномочий органов дознания по делам, которые, в принципе, им неподследственны.

Вместе с тем, законодатель не дал полного ответа и на вопрос: по всем ли уголовным делам при производстве дознания орган дознания может производить неотложные следственные действия? Представляется, что нет, не по всем. УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР 1960 г., устранил такую форму дознания, как расследование органом дознания уголовных дел о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, заменив ее словосочетанием "производство неотложных следственных действий". И с учетом этого, также в отличие от УПК РСФСР, в ч. 2 ст. 157 УПК РФ определена жесткая подследственность органов дознания в системе органов внутренних дел (далее - ОВД), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов федеральной службы безопасности, таможенных органов; начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов; начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных должностных лиц, указанных в ст. 40 УПК РФ, по возбуждению и расследованию уголовных дел по признакам преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК РФ, имеют право возбуждать уголовное дело и произвести неотложные следственные действия без учета правил подследственности.

Неотложные следственные действия - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК).

Законодатель не приводит конкретного и исчерпывающего перечня неотложных следственных и иных процессуальных действий (например, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, привод, наложение ареста на имущество, т.е. неотложные меры процессуального принуждения). Круг таких действий определяется конкретными обстоятельствами и характером совершенного преступления.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, проводит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаружение и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предварительного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причиненного преступлением. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень органов дознания, которые наделены правом осуществления неотложных следственных действий, содержится в п. 1-5 ч. 2 ст. 157 УПК. Компетенция органов дознания, указанных в данной статье УПК РФ ведомств по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предметным (родовым) признаком подследственности уголовных дел и раскрывается в ч. 2 ст. 157 УПК.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом дознания.

По выполнении неотложных следственных действий орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 УПК, производит дознание.

Обычное дознание. Расследование преступлений при этом виде дознания производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела в порядке гл. 32 УПК РФ. Этот срок при необходимости может быть продлен прокурором до 30 суток и заканчивается составлением обвинительного акта. Максимальный срок дознания - 12 месяцев.

Все вопросы, которые не нашли отражения в гл. 32 УПК РФ, решаются по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия (гл. 21, 22, 24-29 УПК), но с некоторыми исключениями, указанными в ст. 223-225 УПК.

Перечень дел о преступлениях, расследование которых осуществляется в форме обычного дознания, закреплен в ч. 3 ст. 151 УПК. При этом дознаватель, наделен меньшей, чем следователь, процессуальной самостоятельностью и независимостью. Особо ответственные процессуальные решения и действия дознаватель принимает с согласия и по поручению начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК) или начальника специализированного подразделения дознания (ст. 40.1 УПК) и не обладает правом приостанавливать исполнение указаний прокурора и начальника органа дознания и подразделения дознания в случае несогласия с ними. Он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК). Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта; возвращения уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления; направления уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке.

В зависимости от изменений в уголовной политике, колебаний служебной нагрузки, сложности дела и местных условий прокурор может письменно потребовать, чтобы вместо дознания было проведено предварительное следствие по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (см. ч. 4 ст. 150 УПК).

Сокращенное дознание. Дознание в сокращенной форме, которое заканчивается составлением обвинительного постановления, производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, производство дознания по которым обязательно;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

Сроки дознания. Дознание в виде производства неотложных следственных действий должно быть закончено в срок не позднее 10 суток (ч. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК).

Обычное дознание, как уже отмечалось, производится в течение 30 суток (с учетом продления - до 12 месяцев). Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. Максимальный срок сокращенного дознания - 20 суток.

Значение обвинительного акта, обвинительного постановления и уведомления о подозрении в совершении преступления при производстве дознания. По своей правовой природе обвинительный акт является одновременно процессуальным актом привлечения лица в качестве обвиняемого и итоговым документом предварительного расследования в форме дознания.

Обвинительный акт и обвинительное постановление составляется дознавателем, утверждается начальником органа дознания либо начальником специализированного подразделения дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Правовые последствия обвинительного акта и обвинительного постановления соответствуют правовым последствиям обвинительного заключения.

Особое значение имеет институт уведомления о подозрении в совершении преступления, который фактически заменяет институт предъявления обвинения в предварительном следствии и является основанием признания лица подозреваемым при производстве дознания по уголовным делам, возбуждаемым не в отношении конкретного лица, а по факту совершения преступления. Кроме того, этот институт законодателем задуман для того, чтобы упростить некоторые процедуры, в частности, возвращения судом уголовных дел для дополнительного расследования. Тем самым, существуют как правовые, так и практические основания считать, что в УПК РФ появилась норма о предъявлении обвинения при производстве дознания. Ранее при расследовании преступлений в форме дознания в порядке гл. 32 УПК РФ обвинение не предъявлялось, поскольку эту роль выполнял обвинительный акт.

Общая характеристика предварительного следствия. Основным видом расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этому виду производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК). Осуществление всей этой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных органов.

Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме следователем, как правило, имеющим большой опыт расследования уголовных дел, а также обладающий более высоким процессуальным статусом, чем дознаватель.

Предварительное следствие по УПК РФ ведется следователями следующих ведомств: Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, его могут осуществлять руководители следственных органов, поскольку на них распространяются все полномочия следователей (ст. 39 УПК). Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями (ст. 38 УПК РФ), который, как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

Вместе с тем, в предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения согласия руководителя следственного органа (ст. 39 УПК) либо по судебному решению (ст. 29 УПК) на совершение определенных действий (ст. 107-108, 165, 182, 185-186 УПК).

Соотношение полномочий руководителя следственного органа и следователя при производстве предварительного следствия. Процессуальная самостоятельность следователя.

Руководитель следственного органа, пользуясь полномочиями, закрепленными в ст. 39 УПК, вправе давать следователю указания о производстве следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления, об объеме обвинения и изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, а также направления дела в суд или его прекращения. Эти указания руководителя следственного органа даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Между тем эти указания могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе представить материалы уголовного дела и свои письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Обжалование данных указаний приостанавливает их исполнение.

Указания руководителя следственного органа, касающиеся производства следственных действий, избрание или производство которых допускается без судебного решения, также могут быть обжалованы следователем вышестоящему руководителю, однако их обжалование не приостанавливает исполнение данных указаний.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность для следователя обжаловать с согласия руководителя следственного органа указания прокурора, в определенных случаях не выполнять такое указание и направить свои возражения руководителю следственного органа с письменным изложением своих возражений (п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 38 УПК), в частности, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Полномочия следователя носят властный характер. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами и считаются действующими с момента их вынесения.

Соотношение (сходство и различие) предварительного следствия и дознания. К общим чертам этих форм предварительного расследования относятся:

- единое предназначение (задачи, цель) - ст. 6 УПК;

- равная обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 21 УПК);

- соблюдение единой процессуальной формы при расследовании уголовных дел (ст.ст. 164, 166 УПК);

- равное доказательственное значение установленных по делу фактов;

- как следователь, так и дознаватель наделены необходимыми процессуальными полномочиями, которые носят властный характер (ст.ст. 38, 41 УПК);

- как следователь, так и дознаватель наделены в основном процессуальной самостоятельностью и независимостью при принятии решений по уголовному делу и несут полную ответственность за законное, качественное, своевременное и обоснованное проведение предварительного расследования;

- правила, закрепленные в гл. 21 УПК РФ, распространяются как на предварительное следствие, так и на дознание.

Как видим, в принципиальном плане они друг от друга не отличаются.

Между тем анализ действующего законодательства свидетельствует, что между этими двумя формами отечественного предварительного расследования имеются существенные отличия.

Как правило, различие дознания и следствия производится по следующим основаниям:

1. По органам и должностным лицам. Органы дознания - это государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). Все права органа дознания предоставлены его руководителю, т.е. предписания, которые законодатель адресует "органу дознания", не могут быть реализованы без "начальника органа дознания". Непосредственное расследование преступлений в форме дознания, как правило, по поручению начальника органа дознания или руководителя специализированного подразделения дознания, осуществляют специально уполномоченные должностные лица. В законе они именуются дознавателями.

На практике различные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют: "штатные" и "разовые" сотрудники органа дознания. Когда речь идет о "штатных" дознавателях, то имеются ввиду сотрудники специализированного подразделения дознания, наделенные правом вести дознание. "Разовые" дознаватели - это сотрудники, осуществляющие функции дознания наряду с несением своих основных профессиональных (служебных) обязанностей в сфере административной и оперативно-розыскной деятельности. Например, в органах внутренних дел, это: участковый инспектор, сотрудник уголовного розыска, отдела по экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) работник ГИБДД и другие должностные лица органа дознания с учетом требований, изложенных в ч. 2 ст. 41 УПК.

Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания*(222).

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания соответственно обладают, например: начальник органа внутренних дел, руководители органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники учреждений, начальник органов противопожарной службы, иных органов исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД), например руководители Федеральной таможенной службы и др. В соответствии со ст. 40 и ч. 3 ст. 150 УПК, именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме обычного или сокращенного дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта или обвинительного постановления соответственно, утверждаемого начальником органа дознания. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, а следовательно, полномочиями начальника органа дознания наделены, кроме указанных выше, руководители иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. Иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК по соображениям "больше некому", также обладают статусом начальника органа дознания. Это, например: капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

2. По методам работы. Следователь при расследовании преступлений использует лишь предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства, тогда как органы дознания применяют в своей деятельности не только процессуальные, но и в ряде случаев проводят оперативно-розыскные мероприятия. Между тем УПК РФ при этом установил правило о том, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК). Закон дает понять, что необходимо четко разделить расследование преступлений от оперативно-розыскной деятельности. А потому производство дознания возлагается, как правило, на "штатных", т.е. специально выделенных должностных лиц, в связи с чем, законодатель не случайно ввел законом N 90-ФЗ в УПК РФ новую ст. 40.1 о полномочиях и правах начальника специализированного подразделения дознания.

3. По срокам. Для производства предварительного следствия законом установлен двухмесячный срок. Для производства дознания в зависимости от вида - 10 суток (срок производства неотложных следственных действий), 30 суток (срок обычного дознания), 15 суток (срок сокращенного дознания). Указанные новеллы снимают необходимость передачи уголовных дел в органы предварительного следствия, в случае если истекли сроки дознания.

4. По степени процессуальной самостоятельности и независимости следователя и дознавателя. Предварительное следствие, в отличие от дознания, проводится в более сложной процессуальной форме, как правило, следователем, имеющим более высокий процессуальный статус, чем дознаватель.

Дознаватель осуществляет дознание под непосредственным контролем и руководством начальника органа дознания (ст. 40.2 УПК), а инспектора по дознанию (т.е. так называемые "штатные" дознаватели) - начальника специализированного подразделения дознания (ст. 40.1 УПК). Они вправе поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.061 с.)