Судебный контроль в уголовном судопроизводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный контроль в уголовном судопроизводстве



 

Инстинкт правды, хотя и будет в головах,

но действовать будет форма...

Поэтому нам нужны не честные судьи,

а независимые суды.

 

Мераб Мамардашвили

 

Общая характеристика. УПК РФ формулирует в отдельной норме основные полномочия суда (ст. 29 УПК), которые конкретизируются в последующих нормах УПК РФ, регулирующих порядок производства по уголовному делу.

Судебный контроль представляет собой процессуальную деятельность суда, направленную на защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства, иных лиц, чьи права и интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями органов судопроизводства, а также деятельность, направленную на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, и нарушений, допущенных при производстве расследования или рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом.

Исходя из полномочий суда, не связанных с осуществлением правосудия, т.е. с рассмотрением дела по существу, полномочия суда по судебному контролю сводятся к основным двум группам.

Первая группа - судебный контроль, осуществляемый судом в досудебном производстве. К нему относятся:

- принятие решений об ограничении свободы обвиняемого при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, залога или домашнего ареста и избрании иной меры процессуального принуждения в виде временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности (см. п. 3 § 3 и § 4 гл. IX раздела первого);

- принятие решения о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (см. § 5 гл. IV раздела второго);

- принятие решений об ограничении конституционных прав личности при производстве ряда следственных действий (осмотр, обыск, выемка в жилище и др.) (рассматривается в настоящем параграфе);

- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в порядке, установленном ст.ст. 125, 125.1 УПК РФ (см. § 3 гл. IV раздела восьмого).

- дача заключения о наличии или отсутствии в действиях отдельных категорий лиц признаков преступления, а также принятие решения о даче согласия в возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого (см. § 2 гл. II раздела шестого).

Вторая группа - судебный контроль, осуществляемый в стадии исполнения приговора, суть которого заключается в обращении приговора к исполнению, приведении его в исполнение, непосредственном исполнении некоторых из своих решений, а также в рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в стадии исполнения приговора (см. часть 4 раздела четвертого).

Основания проведения следственных действий, требующих получения судебного разрешения. Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности производства следственного действия, ограничивающего конституционные права, свободы человека и гражданина, является соответствующее ходатайство следователя, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 165 УПК), или дознавателя, поданное в суд с согласия прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК).

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость производства того или иного следственного действия, существенно ограничивающего конституционные права и свободы граждан (см. основания проведения конкретных следственных действий в ст.ст. 176, 182-185 УПК). Основания проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, делятся на правовые и фактические.

Правовые основания: осмотр, обыск и (или) выемка в жилище, а также служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров возможны только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу на основании соответствующего разрешения суда.

Фактические основания производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, - это фактические данные, диктующие необходимость существенного ограничения конституционных прав граждан в интересах судопроизводства и совершения указанных действий в целях установления истины по делу.

При необходимости проведения следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан, следователь и дознаватель возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав граждан.

По общему правилу, место производства предварительного расследования предопределяет и место рассмотрения ходатайства о проведении следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан. Исключением из данного правила являются случаи, когда по обстоятельствам дела данные следственные действия проводятся далеко от места проведения предварительного расследования. В таких случаях действующий закон предписывает следователю, дознавателю обратиться в суд с ходатайством о разрешении проведения следственного действия по месту его проведения.

Если выдача судом разрешения на производство следственного действия сопряжена с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.

Судья, рассматривающий ходатайство о выдаче разрешения на проведение следственного действия, обязан лично убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо проведение следственного действия, ограничивающего конституционные права граждан.

Судья осуществляет проверку необходимости проведения следственного действия, для чего при необходимости анализирует имеющиеся в деле документы.

Постановление о возбуждении ходатайства о получении разрешения на проведение следственных действий подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента поступления материалов в суд за исключением случаев, касающихся реализации, утилизации или уничтожения вещественных доказательств, указанных в пунктах 1, 2 (за исключением скоропортящихся товаров и продукции), 3 (за исключением предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды), 6 и 7 части второй статьи 82 УПК. Такое ходатайство рассматривается судьей не позднее чем через 5 суток со дня его поступления в суд.

Порядок получения судебного разрешения на производство следственного действия.

Рассмотрение ходатайства о получении разрешения на проведение следственного действия производится судьей районного суда единолично. По личной инициативе в судебном заседании вправе принять участие прокурор, следователь или дознаватель (ч. 3 ст. 165 УПК). Если последние своевременно изъявили такое желание, то судья, рассматривающий материал, не вправе отказать им в этом.

Ходатайство о получении разрешения на производство следственных действий подлежит рассмотрению в закрытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

К ходатайству о необходимости проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, в обязательном порядке прилагаются копии:

1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости - постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);

2) процессуальных документов, обосновывающих необходимость их проведения. В их число могут входить: протоколы допросов потерпевших, свидетелей, опознаний, очных ставок, заключения экспертиз и другие документы, перечисленные в ст. 74 УПК.

Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве материально-правового обоснования к удовлетворению ходатайства на производство следственного действия, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа (ч. 4 ст. 165 УПК). Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.

Постановления, выносимые в рамках осуществления судебного контроля за проведением следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента их вынесения или с того момента, когда заинтересованным лицам стало известно об их вынесении.

В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество, указанное в ч. 1 ст. 104.1 УПК, не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь (дознаватель) в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 165 УПК (24 часа), проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК.

При рассмотрении уведомления о проведении следственного действия без разрешения суда, когда такое разрешение обязательно, в судебном заседании по желанию сторон помимо прокурора, следователя и дознавателя могут принять участие лица, конституционные права и процессуальные интересы которых данным следственным действием были нарушены, а также их защитники и представители. В их число могут входить: подозреваемый, обвиняемый, иные лица.

Постановление судьи о производстве следственного действия, а равно постановление судьи об отказе в производстве следственного действия может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном и кассационном порядке по общим правилам.

Говоря о соотношении прокурорского надзора и судебного контроля, следует отметить, что способы осуществления судом и прокурором своих контрольно-надзорных полномочий принципиально отличаются. Суд реализует их только по инициативе заинтересованных лиц, по мере поступления конкретных заявлений и жалоб и, как правило, публично, путем судебного разбирательства. Надзор прокурора действует постоянно и непрерывно, имеет всеобъемлющий и регулярный характер. Прокурору, в отличие от судьи, не обязательно ждать поступления обращений заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Проведенное сравнение свидетельствует о том, что контроль, осуществляемый судами, в силу объективно присущих им закономерностей функционирования, не может и не должен заменять прокурорский надзор.

 

Литература для углубленного изучения

 

1. Судебное производство в уголовном процессе Российской Федерации. Практическое пособие по применению уголовно-процессуального кодекса / Под общей ред. А.И. Карпова. М.: Юрайт, 2008.

2. Савенков А.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебник. 3-е изд. М.: Дашков и Ко. М., 2010.

3. Ендольцева А.В., Химичева О.В. Прокурорский надзор. Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2010.

4. Кожевников О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Екатеринбург, 2007.

5. Рябкова О.В. Судебный контроль на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Дисс.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.012 с.)