Основы конституционного строя России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного строя России



Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации они обладают наивысшей юридической силой, изменяются в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра главы 1 имеет целью сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Суверенитет народа. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Суверенитет народа, или народный суверенитет, – это первоисточник власти (ст. 3 Конституции РФ). Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Референдум – это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами возможно проведение референдумов на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Выборы – это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, при этом результаты выборов не фальсифицируются.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства.

Демократическое государство. Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное – обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма.

Важнейшие признаки демократического государства:

1) реальная представительная демократия;

2) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 83 равноправных субъектов, из которых 21 – республика, 1 – автономная область, 4 – автономных округа, 46 – области, 9 – краев, 2 - города федерального значения. Основы конституционного строя в области государственного устройства сформулированы в ст. 5 Конституции РФ.

Правовое государство. Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство – это реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Можно выделить основные признаки правового государства:

1) высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их;

2) независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами;

3) верховенство конституциипо отношению ко всем нормативным актам. Устанавливается (ст. 15 Конституции РФ), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

4) приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Социальная политика России включает в себя охрану труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция РФ (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Закрепление светского государства отнюдь не означает умаления или ущемления свободы вероисповедания. Ст. 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.

Республиканская форма правления. Россия провозглашена республикой, что предполагает выборность главы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Конституция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская. Если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что форма правления в России – скорее полупрезидентская республика французского типа, естественно, с определенными особенностями: глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке решается президентом. Президент имеет право роспуска парламента. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и парламент сохраняет элементы контроля над правительством.

Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти, местное самоуправление.

Суверенитет РФ. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти как внутри своей территории, так и по отношению к другим государствам.

Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях: суверенитет РФ распространяется на всю территорию; Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Разделение властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР. В ст. 10 Конституции РФ говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом; исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства или парламенту; между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них; судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно; ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; споры о компетенции должны решаться только Конституционным судом.

Органы государственной власти. Государственная власть осуществляется органами, порядок формирования и полномочия которых определяются конституцией и законами. Каждый орган государственной власти имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции. Орган государственной власти может носить коллегиальный характер (парламент, правительство), а может персонифицироваться в одном лице (президент). Властный характер полномочий присущ всем органам государственной власти, но компетенция у всех разная. Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; суды Российской Федерации.

Нетрудно заметить, что этот перечень соответствует определенным главам Конституции, в которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Принцип разделения властей

Идея теории разделения властей принадлежит Аристотелю, теоретически развил и обосновал ее Дж. Локк, в классическом виде она была разработана Ш.Л. Монтескье.

Основные положения теории разделения властейзаключаются в следующем:

1) разделение властей закрепляется конституцией;

2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния,судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти любым органом государства или должностным лицом. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры.

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей – в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

В IV в. до н.э., Аристотель в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, которая соединила «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века, прежде всего в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей французский просветитель Ш. Л. Монтескье в работе «О духе законов». Под «духом законов» Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т.д.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве, по замыслу Ш. Л. Монтескье, должно оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. Он писал: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием, федеральные законы принимаются Государственной Думой(ст. 105 Конституции РФ), вопросами, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, занимается Государственная Думас обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации, исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ.Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ(ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

§ 11. Конституционно-правовой статус субъектов
Российской Федерации

 

Ст. 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство. Ст. 5 Конституции РФ констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами РФ. Следует отметить, что общее количество и наименование субъектов РФ после принятия Конституции России 12 декабря 1993 г. претерпели значительные изменения. Так, на основании Конституции РФ и Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект РФ – Пермский край – в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; 1 января 2007 г. в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа образовался единый субъект РФ – Красноярский край; 1 июля 2007 г. объединились Камчатская область и Корякский автономный округ, в результате чего образовался Камчатский край. 1 января 2008 г. появился новый субъект РФ – Иркутская область – в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а 1 марта 2008 г. на карте России возник Забайкальский край, который включил в себя Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ. В результате указанных разукрупнений субъектов РФ их общая численность (по сравнению с первоначальной) сократилась и составила 83 субъекта, среди которых: республик – 21, краев – 9, областей – 46, городов федерального значения – 2, автономная область – 1, автономных округов – 4.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ определяется принципами, указанными в ст. 5 Конституции РФ:

1. Государственная целостность – неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют права выхода (сецессии) из нее. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство государственной системы власти. Данный принцип выражается в наличии общих принципов построения, функционирования органов государственной власти, а также проведении общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии единой системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения России и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

3. Равноправие субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов и что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты между собой равноправны. Равноправие субъектов РФ означает наличие равных возможностей в обладании и осуществлении прав и обязанностей. Между тем различные субъекты обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что обусловливает различия в их правовом положении.

Равноправие субъектов является только декларативным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и практикой политико-правовых отношений. Так, Конституция РФ в ст. 5 называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. В соответствии со ст. 68 Конституции республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставляется автономной области и автономным округам, образованным по национальному признаку. В ст. 66 Конституции РФ предусматривается, что автономные округа могут входить в состав края или области, т.е. находиться в составе иного субъекта РФ. Кроме того, существует практика заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и отдельными субъектами РФ.

4. Равноправие и самоопределение народов РФ. Право народов на самоопределение является общепризнанным принципом международного права. Оно определяется в Уставе ООН, международных договорах о наличии гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав народов. Конституция РФ, следуя данному принципу, имеет в виду наличие федерализма как принципа государственного устройства России.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ.

Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне.

В России предметы ведения Федерации и ее субъектов разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие принципы:

1) конституционность. Законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения;

2) верховенство Конституции и законов РФ. В случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральным законам по предметам исключительного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ. При разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов Федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность органов власти субъектов Федерации финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления своих полномочий.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ чертами:

1. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ.

2. Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию.

3. Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти, которая согласно ст. 77 Конституции РФ устанавливается им самостоятельно и в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Таким федеральным законом является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вышеназванный закон определяет принципы формирования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ, основы правового статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, устанавливает ответственность органов государственной власти субъектов РФ.

4. Каждый субъект РФ вправе иметь столицу (центр), а также свою символику: флаг, герб, гимн.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По указанному выше критерию выделяются три группы субъектов РФ:

1. Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной нации, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2. Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, определяющие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с Конституцией РФ является столицей РФ. Он определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации».

3. Автономная область, автономные округа. Автономные образования, как и республики, образованы по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы) и государственного языка.

§ 12. Основы избирательной системы и избирательного
права в Российской Федерации

Российская Федерация, согласно ч.1 ст. 3. Конституции позиционирует себя как государство демократическое, где принцип народного суверенитета относится к числу важнейших основ государственного устройства. Слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие («demos» - народ, «cratos» - власть). Демократия, как известно, осуществляется в двух формах. В форме прямой демократии - референдум, выборы, демонстрации и др., а также в форме представительной демократии, в результате которой народ осуществляет свою власть посредством специально на то уполномоченных органов, которые осуществляют власть от имени народа, т.е. получают мандат на осуществление властных полномочий в результате выборов посредством реализации избирательных прав граждан.

Под выборами понимается голосование граждан Российской Федерации, в ходе которого осуществляется наделение властными полномочиями кандидата на выборную должность. Разновидностью выборов бывают; выборы депутатов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления. Выборы представляют собой форму всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Сущность выборов состоит в – определении партий или персоналий должностных лиц, которые в течение установленного срока будут осуществлять власть в государстве или регионе.

Выборы бывают прямые и непрямые, среди которых различают косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

При прямых выборах избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборную должность. При непрямых за своих представителей – выборщиков, которые, в свою очередь, получив от избирателей право от их имени выражать их суверенную волю, – голосуют за кандидата на выборную должность. Непрямые выборы чаще всего применяются на президентских выборах. При этом встречаются три их варианта: 1. Избрание президента парламентом (Израиль, Греция, Ливан); 2. Избрание президента специальными выборщиками (США, Финляндия); 3. Избрание президента особой коллегией выборщиков в состав которой входят и парламентарии (Германия, Италия).

Косвенные выборы, те при которых избиратели отдают свои голоса за выборщиков избранных с целью принять участие в конкретных выборах отдав свой голос за кандидата на должность, после чего теряют свои полномочия (выборы президента в России и США, депутатов Государственной думы Российской Федерации и др.). При многостепенных выборах избиратели в процессе выборов формируют только постоянно-действующий представительный орган, который в свою очередь принимает участие в формировании вышестоящих и иных органов власти. Многостепенные выборы в недавнем прошлом применялись в КНР, а также в Советском Союзе при формировании советских органов по Конституции 1918 г., в современном Свазиленде при формировании парламента страны.

С понятием выборов тесно связано понятие избирательного права т.к. именно в результате выборов реализуется избирательное право.

В науке конституционного права термин «Избирательное право» чаще всего употребляется в двух значениях: как объективное и субъективное избирательное право.

Объективное избирательное право представляет собою совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в государственные или самоуправленческие органы.

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах, т.е. субъективное право гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего в условиях проведения выборов. Обычно для этого требуется обладать гражданством конкретного государства, достичь определенного возраста и быть вменяемым.

Кроме того, различают так же понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право означает право избирать, т.е. подавать свой голос за кандидатуру на выборную должность или партию – участвовать в выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право – означает право быть избранным на выборную должность т.е. принимать участие в выборах в качестве кандидата.

Стоит отметить, что наличие у лица активного избирательного права не означает автоматического признания за ним пассивного избирательного права – быть избранным. Так, например, активным избирательным правом граждане обладают с 18 лет, а пассивным избирательным правом при выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрании Российской Федерации только с 21 года. На должность президента страны может избираться гражданин с 35 лет. Согласно социалистической концепции об избирательном праве и активное и пассивное избирательное право предоставляется гражданам государства с 18 лет. Вводить какие либо ограничения в этой связи – принято считать ограничением демократии т.к. только сами избиратели вправе решать, достоин или не достоин совершеннолетний гражданин представлять их интересы в выборном органе.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборе главы исполнительного органа государственной власти субъекта федерации – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года.

Осуществ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.018 с.)