Исторические типы государства и права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические типы государства и права



Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи, социальная направленность, национальный состав населения, религиозные воззрения и другие факторы.

Однако в развитии государственно-организованного общества у различных народов возможно тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств в определенный исторический период.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Понятие «тип государства» служит для обозначения классовой определенности государства. Но поскольку существование той или иной классовой власти зависит от экономических отношений, тип государства следует понимать как историческую определенность его классовой сущности, обусловленную данным экономическим строем.Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов), в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права.

Чтобы определить, к какому историческому типу относится то или иное государство, нужно установить, каким экономическим базисом оно порождено, какой класс осуществляет в нем власть.

В основе марксистской типологии государства, лежит формационный критерий, на основе которого выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Первые три исторических типа государства по своей сущности представляют собой орудия диктатуры меньшинства над большинством. Это позволяет применять к ним такое собирательное наименование, как «эксплуататорское государство». Социалистическое же государство, как можно предположить, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов.

Феодальный тип государства складывается в результате гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство обеспечивает право господствующего классафеодалов (крепостников-помещиков) на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Эти же задачи имеет и правовая система феодального государства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальному типу. Основой данного типа государства является капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства и юридическая независимость рабочих от эксплуататоров. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.

Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Новый тип государства создает новую систему экономических отношений, базой которой является общественная собственность на орудия и средства производства, предполагающая сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов.

Переходное государство не входит в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности) – экономическая основа данных государств. Концепцию переходного государства разработал В.И. Ленин. Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии, Севера и Дальнего Востока, которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений.

До последнего времени классово-формационный подход к типологии государств был единственным, представленным в нашей научной и учебной литературе. Однако мировая политико-правовая мысль выработала и другие критерии типологии государств. Одна из распространенных в современной науке типовых классификаций государств связана с понятием «цивилизация».

Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Последние исследования показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, а поэтому не носит исчерпывающего характера. Им не учитывается множество исторических явлений, составляющих особенность и глубинную сущность общества и его государственной организации.

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность.

Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного похода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей.

Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Аналогично историческим типам государства различают и типы права. Тип праваэто историческая определенность его классовой сущности, обусловленная данным экономическим строем.

Исторической науке известны четыре типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Сущностью права рабовладельческого типа является воля рабовладельца, феодального – воля феодала, буржуазного – воля буржуазии. Выраженная в различных типах права воля есть воля меньшинства общества, навязываемая большинству. Это – эксплуататорские типы права.

Социалистический тип права коренным образом отличается от них. Сущностью социалистического права является воля рабочего класса, общенародная воля. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе, коммунизму, предполагается, что государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общества.

Истории известно право, не относящееся к определенному типу и являющееся переходным; оно встречается «на стыке» различных общественно-экономических формаций (например, право стран, освободившихся от колониальной зависимости).

 

Формы государства

Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди размышляют, пожалуй, с момента его зарождения, ибо в обществе с государственной организацией от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

В настоящее время под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма государства позволяет установить, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Форма конкретного государства – достаточно устойчива. Она может не изменяться на протяжении длительного исторического периода. Связано это с консерватизмом традиций народа, статичностью, стабильностью социально-экономического положения государства и.т.д При этом изменение формы государства связано с конкретно-историческими событиями. Например, фашистский политический режим Германии 40-х годов прошлого века был исчерпан в результате поражения во Второй мировой войне и заменен демократическим.

 Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, осо­бенно высших и центральных её органов, длительность полномочий, структура, порядок образования этих органов, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Под формой государственного территориального устройствапонимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государственного территориального устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, его территориальные размеры, национальный состав населения, исторические традиции и др.

Понятие «политический режим» можно трактовать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под политическим режимом имеется в виду государственный режим как совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Во втором – политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)