Правовое государство и гражданское общество



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство и гражданское общество



В современных условиях осуществления экономических и связанных с ними социальных реформ большое внимание уделяется как практике, так и научным мнениям о построении правового государства. В конституциях ряда современных государств, в том числе и в России, закреплен лозунг о правовом характере этих государств. Однако большинство данных лозунгов далеки от реальности, поскольку для создания правового государства недостаточно только его провозглашения, должна сложиться система гарантий гражданского общества от административного произвола чиновников различного ранга.

На сегодняшний день гражданское общество и правовое государство в России находятся еще на начальной ступени формирования. Это обусловлено прежде всего историей российской государственности и теми последствиями тоталитарного строя, которые преодолевает наше государство (неприятие многими руководителями идей свободы и демократии, отрицание теории разделения властей, приоритета прав и свобод человека и т.п.). Из этого видно, что формирование правового государства – задача сложная, решить которую невозможно за один день, а только переходя от одного качественного этапа к другому. Таким образом, закрепленное в Конституции утверждение о правовом государстве следует рассматривать как определенную цель, к которой необходимо стремиться нашему государству. Помимо этого, для реального построения правового государства необходимо четко понимать значение данного термина.

Тем не менее дать формулировку правового государства не так просто, поскольку существуют различные взгляды на данное понятие. Сама идея правового государства создавалась не один день, она имеет длительную историю. Еще в древности люди начали поиски идеальных моделей установления взаимодействия права и органов власти. Впервые идеи о государстве, подчиненном закону, выдвинули в Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель и др.). По мнению греческих философов, государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная правом, считалась справедливой. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа» и «общем правопорядке». Государственно-правовые воззрения античных авторов оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие и становление демократических учений о государстве.

В эпоху распада феодализма идеи о правовом государстве высказывали такие прогрессивные мыслители, как Н. Макиавелли и Ж. Боден. Макиавелли предпринял попытку создания контуров идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден же понимал под государством правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. При этом важное значение в государстве имеет реализация прав и свобод.

В период буржуазных революций теорию правового государства разрабатывали Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Мотескье и другие. Из их учений можно выделить наиболее важные положения, касающиеся правового государства. Так, например, Спиноза стал знаменит тем, что одним из первых дал обоснование демократическому государству. Он писал, что государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов.

Локк отмечал, что идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые, естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство он противопоставлял деспотизму.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К ним относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Монтескье вслед за Локком стал развивать теорию разделения властей. Важной заслугой его является обоснование необходимости существования трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. По мнению Монтескье, свобода – «это право делать все, что дозволено законами». Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку правовой государственности внес И. Кант. Им была обоснована и детально разработана философская основа теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. «Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве». Если государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там оно является правовым, и в этом случае не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению законов, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Учение Канта оказало серьезное влияние не только на развитие правовой мысли, но и на практику государственного строительства.

Идеи правового государства нашли отражение и в трудах таких дореволюционных российских ученых, как П.И. Пестель, Н.Г. Чернышевский, Г.Ф. Шершеневич.

После Октябрьской революции 1917 г. идеи правового государства в нашей стране были заменены требованиями революционного сознания, а затем полностью запрещены. Сама идея правового государства была признана вредной, буржуазной теорией. Такое положение вещей привело к установлению антидемократического, тоталитарного режима, в котором ущемлялись права и свободы граждан.

Только в середине 80-х гг. партийное и советское руководство обратилось к таким ценностям правового государства, как демократия, свобода печати, свобода слова. Была выдвинута идея строительства социалистического правового государства.

Сегодня идея правового государства закреплена в ст. 1 Конституции РФ. Однако данное положение следует рассматривать не как констатацию факта, а как цель, к которой должно стремиться наше государство, все его властные органы и все индивиды.

В современных условиях с понятием правового государства тесно связано понятие «гражданское общество». Это объясняется прежде всего тем, что среди признаков правового государства одним из основных называют гражданское общество. Действительно, правовое государство и гражданское общество – это две стороны одной медали. Правовое государство развивается успешно только вместе с гражданским обществом, поэтому их не следует противопоставлять. Наоборот, эти понятия взаимно дополняют друг друга. В связи с этим, чтобы понять сущность правового государства, необходимо рассмотреть понятие гражданского общества.

Гражданское общество – эта часть общества, которая находится в неполитической, внепубличной власти и включает в себя совокупность всех негосударственных институтов и отношений, выражающих разнообразные ценности и интересы граждан. При этом в основе гражданского общества лежат рыночные отношения и такие институты буржуазного общества, как частная собственность, свободная конкуренция и т.п. Среди элементов гражданского общества выделяют также семью, частную жизнь, быт людей, их обычаи, традиции, нравы, кооперацию, ассоциацию, общественные организации и различные виды органов местного самоуправления. При этом важной особенностью гражданского общества, которое фактически уже создано на Западе, является то, что практически все его институты создавались «снизу», то есть посредством инициативы народных масс, а не по воле государства, как это происходило в России, когда советские органы были попросту заменены такими институтами гражданского общества, как органы местного самоуправления.

Практика развития европейских государств показывает, что чем сильнее гражданское общество, тем незаметнее роль государства в жизни общества, тем увереннее себя чувствует человек, он не испытывает страха за свое благополучие, за свою семью. В антидемократическом полицейском государстве, наоборот, ущемляются права и свободы человека. В нем не государство существует для человека, а человек для реализации государственных задач, главной целью которых является поддержание своей власти. Человек в таком государстве выступает не носителем прав и свобод, а винтиком государственного механизма.

Однако кроме гражданского общества существуют и другие признаки правового государства. К ним следует отнести такие: верховенство правового закона, то есть закона, который направлен на реализацию прав и свобод; органы государственной власти формируются и действуют на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; создан и работает механизм реализации прав и свобод; существует взаимная ответственность государства и личности; политический и идеологический плюрализм; суд является главной инстанцией в вопросах защиты прав и свобод граждан.

Тем не менее под правовым государством необходимо понимать не только государство, где все граждане строго соблюдают законы (четкое соблюдение законов – это характерная особенность полицейского государства), но и то, в котором создаются создают комфортные условия для жизни и деятельности граждан.

Правовое государство – это прежде всего цивилизованное демократическое государство, граждане которого обладают высоким уровнем правового сознания, общей и правовой культурой, где не в декларациях, а на деле реализуются права и свободы граждан, действует принцип верховенства правового закона, существует равенство всех граждан перед законом и независимым судом, а в основу построения государственных органов положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этим правовое государство отличается от полицейского государства, в котором ущемляются права и свободы человека и гражданина, широко применяются карательные меры, осуществляется мельчайшая регламентация всех возможных общественных отношений, отсутствует гласность, а присутствует цензура печати.

Здесь следует заметить, что в реальной действительности ни правового, ни полицейского государства быть не может. Существуют государства, в которых больше или меньше признаков того или иного государства. Поэтому важнейшей задачей в России является консолидация всех сил общества, то есть государственных структур, органов местного самоуправления и свободных индивидов, политических и других общественных организаций для строительства такого государства, которое можно будет охарактеризовать как демократическое, правовое, в котором человек, его права и законные интересы станут высшей ценностью.

 

§ 4. Политическая культура общества

 

В необходимости построения специальной теории политической культуры политологов убедили многочисленные неудачи прямого применения западных моделей политического реформирования к практике развивающихся государств. Модернизация архаичных политических структур латиноамериканских, африканских или азиатских стран в плане их «вестернизации» отчаянно буксовала, тем самым порождая слабые и коррумпированные режимы, живущие под постоянной угрозой военных переворотов и установления диктатур. Возникает вопрос: почему же одинаковые по форме политические институты так по-разному функционируют в различных странах? Оказалось, что все дело в специфике культурыконкретного общества, которая обусловливает мотивацию поведения людей. Культура – это не просто фон, а настоящий фундамент, почва, в которой должны быть обязательно укоренены прививаемые политические институты. Если же она их не принимает по причине несовпадения базовых жизненных ценностей, то никакой силой или внушением преодолеть эту несовместимость будет невозможно.

Под культурой вообще принято понимать совокупность создаваемых людьми материальных и духовных ценностей, а также (что не менее важно) способность людей эти ценности создавать и использовать, потреблять. То же верно и для политической сферы. Культура политическая, будучи фрагментом культуры общей, включает в себя как определенные политические ценности, так и способность людей к их созданию, усвоению и использованию.

Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, качество политических знаний и предпочтений, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика образа и стиля политической жизни общества. Политическая культура представляет собой политический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления, ориентации и предпочтения как в сфере международных, так и внутренних отношений.

Политическая культура представляет собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образов поведения.

Понятие культуры настолько широко и всеобъемлюще, что допускает в принципе неограниченное множество различных трактовок и интерпретаций.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.013 с.)