Раздел 1. Общество, политика и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общество, политика и право



Функции политической культуры

Главное назначение политической культуры – обеспечение воспроизводства политической жизни на основе преемственности, передача политических норм и ценностей от одного поколения к другому.

Во исполнение этой основной задачи политическая культура выполняет ряд важнейших функций, среди которых обычно выделяют следующие:

1. Интеграция политическая культура сплачивает общество, делает его единым целым, обеспечивает соразмерность гражданского общества и государства. Осуществляется все это преимущественно на основе ценностного консенсуса, т.е. признания большей частью общества консолидированного набора политических ценностей, а также через стандартизацию норм политического поведения.

2. Социализация процесс усвоения индивидом норм и ценностей политической культуры, в результате чего человек адаптируется к политической жизни, получает возможность реализовать свои интересы и цели внутри политической системы, действуя по принятым в ней правилам и образцам.

3. Идентификация обретение индивидом ощущения принадлежности к какой-либо политической группе, чувства единения с другими на основе общности интересов и целей и определение своего места в политической системе общества.

4. Коммуникация циркулирование информации по каналам политической культуры с использованием особой лексики, символики, ритуалов и других средств общения. Развитость каналов и средств политической коммуникации позволяет политической культуре функционировать более эффективно. Основные способы коммуникации осуществляются через СМИ, общественно-политические организации, неформальные контакты и другие коммуникативные ситуации (встречи политических лидеров с народом, голосование, письма поддержки или протеста и т.д.).

5. Политическая ориентация политическая культура снабжает человека своеобразным политическим компасом, объясняет смысл существования политических институтов, действий политических лидеров и элит, возможных последствий политического участия или неучастия в политическом процессе самого индивида.

Объем и соотношение данных функций в конкретной политической культуре относительно стабильны, а их эффективность – взаимозависима.

Политические субкультуры

Политическая культура является результатом жизнедеятельности какой-либо социальной общности, в современных условиях – преимущественно в национальной. Однако любая нация дифференцируется на множество разнообразных социальных групп: классовых, региональных и т.д. Особенности консолидации и функционирования данных групп, появление у них собственных, не совпадающих с общими, интересов обязательно сказываются на их ценностных ориентациях и нормах поведения. Это позволяет выделять в общенациональной политической культуре ряд групповых субкультур.

Так, в политологических исследованиях принято выделять следующие политические субкультуры:

1) социально-классовые (буржуазная, пролетарская, крестьянская);

2) этнические (в многонациональных государствах);

3) региональные (городские, сельские, регионов промышленно развитых и неразвитых);

4) религиозные(христианские, мусульманские и др.);

5) поколенческие (молодежные, лиц среднего и старшего поколений);

6) элитарные и т.д.

Наличие в общей политической культуре множества субкультур, с одной стороны, свидетельствует о ее развитости, зрелости, а с другой – является дополнительным источником конфликтов, требующих значительных усилий для их разрешения. При этом в разных странах весомость и влияние различных политических субкультур могут сильно отличаться. Например, в Северной Ирландии, странах Ближнего Востока наибольшим политическим влиянием обладают религиозные субкультуры, во множестве африканских стран – этнические или даже трайбалистские (родовые). В большинстве же наиболее развитых стран на первый план выходят субкультуры политических элит, определяющих основные параметры функционирования стабильных демократических систем.

Различия между политическими субкультурами, равно как и между общенациональными политическими культурами, имеют множество оснований. Но все же главными из них считаются расхождения в базовом элементе всякой культуры – системе ценностей. Именно она определяет характер мировоззрения, убеждений, а следовательно, и действий человека, воспроизводящих и преобразующих социальную реальность.

Типология политической культуры

На сегодняшний день в политологии разработано множество моделей типологизации политической культуры. Наиболее популярной является предложенная американскими политологами Г. Алмондом и С. Верба. Они предложили классификацию типов политической культуры, состоящую из трех компонентов. Каждый из выделяемых типов соответствует определенной стадии развития общества; его суть определяется характером ориентации участников политического процесса на специализированные политические объекты, которыми могут являться идеологии, институты, формы участия в общественной или государственной жизни и пр.

Определенные Г. Алмондом и С. Вербой типы политической культуры получили следующие названия:

1) традиционная, или приходская, патриархальная;

2) подданническая, или культура подчинения;

3) партисипативная, или активистская, культура участия.

Традиционная культура, по мнению исследователей, характерна для политически неразвитой среды. В ней социальные роли (политические, экономические, религиозные) еще не специализировались, не распределились между разными субъектами. Люди в таких обществах не имеют четких политических ориентаций, отделенных от иных социальных ориентаций. Поэтому представления людей о политической жизни смутны и неопределенны. От политики они ничего не ожидают, и интерес к ней отсутствует.

Подданническая политическая культура формируется в условиях феодального общества, в политической структуре которого существует явно выраженная иерархичность, соподчиненность верхних и нижних этажей политической власти. Однако и сегодня этот тип встречается; он образуется, как правило, на основе авторитарных и тоталитарных политических режимов. Для подданнической культуры характерно пассивное отношение к политической системе со стороны граждан, отсутствие попыток на что-либо реально повлиять или изменить в политике. Подданные знают о существовании специализированных политических институтов, могут их оценивать и ориентироваться в содержании политики в целом, но всерьез интересуются лишь практическими результатами правления политических вождей.

Партисипативная политическая культура соответствует уже модернизировавшемуся обществу с развитой, дифференцированной политической системой. Данный тип политической культуры отличается высокой заинтересованностью граждан в политике, их стремлением активно участвовать в ней, оказывая реальное влияние на характер решений политической власти. В этом случае возможны ориентации не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности. В целом, данный тип отношения к политической системе определяется как рационально-активистский.

Следует заметить, что выделенные авторами типы приведенной типологии политической культуры в чистом виде в реальности практически не встречаются. В действительности всегда существует смешение черт разных типов. Кроме того, различия типовых политико-культурных ориентаций могут иметь и групповое измерение: часть граждан может быть активна в политике, а другая (как правило, большая) демонстрировать подданичество или вовсе традиционализм. Алмонд Г. и Верба С. считают такое смешение типов не слабостью, а достоинством политической культуры, потому что сохранение традиционалистских и подданнических ориентаций делает политическую жизнь менее острой и конфликтной. С их помощью политическая активность граждан удерживается на некоем среднем, приемлемом для стабильного функционирования демократии уровне.

 

§ 5. Политика: содержание и сущность

Основная функция политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска балансов интересов, компромиссов между разнородными императивами, диктуемыми потребностями общества в целом.

Политика – это прежде всего деятельность по управлению процессами общественного развития на разных уровнях с использованием механизмов власти, а также действия различных общественно-политических сил по установлению контроля над этими механизмами с целью усиления влияния на характер и содержание их деятельности.

Исторически феномен политики возникает и развивается по мере усложнения социума, с появлением необходимости в существовании постоянно действующих структур власти (государства), выделением прослойки людей, постоянно занятых в сфере руководства и управления. Подобная необходимость в одних случаях была связана с социальным расслоением общества, в других – была реакцией на сложные условия среды его развития. Так, необходимость осуществлять широкомасштабные ирригационные работы ради выживания населения с переходом к земледелию, обеспечивать одновременное начало сельскохозяйственных работ на обширных площадях, защищаясь при этом от набегов кочевых племен, стала одной из основных причин развития института государства в странах Востока.

Будучи не в состоянии объяснить, почему возникло государство, разделение на управляемых и управляющих, особенности функционирования политической сферы жизни общества, люди наделяли политику мистическими, иррациональными чертами, видя в ней проявление высшей, божественной воли. В других случаях политические решения казались результатом произвола отдельных личностей. Позднее стали предприниматься попытки уяснить, как и в чьих интересах принимаются политические решения, какому социальному слою (сословию, классу) служит та или иная политика. При этом ее интегративная природа, как правило, оказывалась вне сферы изучения.

Другой вопрос, что политика в силу низкого профессионализма, некомпетентности, узости взглядов тех или иных лидеров может утрачивать свою интегративность, приобретать деструктивный по отношению к обществу характер, не соответствовать его потребностям. Это происходит тогда, когда политику стремятся подчинить корыстным интересам отдельных социальных, этнических, профессиональных групп, абстрактным умозрительным идеям, не отражающим всю сложность проблем общественной жизни.

Известной гарантией от такого развития выступает демократия, которая, достигая зрелых форм, создает преграды на пути прихода к власти непрофессионалов, институты, сводящие к минимуму возможность злоупотребления властью. Далеко не случайно, что демократические принципы организации политической жизни общества начали особенно широко утверждаться в ХХ в., когда функции политики и ответственность политиков значительно возросли.

Многое изменилось в жизни народов в XX веке. Это некоторые достижения в сфере научно-технического прогресса, оказавшие огромное влияние на производственную деятельность, повседневную жизнь людей, сказывшиеся на ней как благотворно, так и негативно (имеется в виду появление новых, не существовавшие ранее опасностей и угроз, особенно в военной и экологической сферах). НТР породила перемены, возможно, еще не до конца осмысленные наукой, в социальном, политическом, духовном развитии человечества, характере взаимоотношений между государствами.

В течение тысячелетий выдающиеся мыслители – от Платона и Аристотеля в древности до ученых и политиков в наши дни – пытались уяснить внутреннюю логику истории и на этой основе облагодетельствовать людей своими проектами совершенного, как им казалось, общественного устройства. Умозрительные модели, однако, оставались утопиями, мало влиявшими на реальный мир; такие пороки, как социальное неравенство, войны, невежество, преступность по-прежнему оставались.

Ситуация начала меняться в ХХ в., когда возросла роль государств в социально-экономической и политической сферах, особенно в период Первой мировой войны 1914-1918 гг., во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Государство стало эффективным инструментом мобилизации общества для решения сверхзадач. Еще в конце ХIX в. возникли первые массовые политические партии. С развитием средств массовой информации появился мощный рычаг воздействия на сознание людей и манипулирования их поведением. Прогресс социологической науки, социальной психологии, появление методик мониторинга общественного мнения, огромные достижения в области информатики в сочетании с ростом так называемой массовой культуры создали новые условия для организации крупных политических кампаний.

Синтез возросших возможностей государства, политических партий, средств массовой информации и социотехники позволил успешнее овладеть основами социальной инженерии. Под этим термином понимается концентрация сил и возможностей общества для решения сверхзадач, связанных с ускорением, упорядочением (или преодолением) тенденций исторического процесса, изменением его вектора.

Впервые термин «социальная инженерия» был применен С. и Б. Веббами, использовался одним из ведущих представителей политической науки Запада – М. Истменом. Как отмечал К. Поппер, в отличие от историцистов, полагающих, что возможность разумных политических действий зависит от понимания нами хода истории, сторонники социальной инженерии исходят из возможности «построения или изменения общественных институтов в соответствии с нашими целями и желаниями».

Не все народы поверили обещаниям пророков, якобы ведающих пути построения счастливой жизни. Методы социальной инженерии применялись почти повсеместно, но только в ряде стран осторожно, с учетом интересов и стремлений большинства населения, возможностей материальной базы общества. Им удалось сгладить возникавшие противоречия, в том числе и в социальной сфере, обеспечить повышение уровня жизни людей, избежать значительных социальных издержек.

Далеко не случайно, что эти страны были демократическими. Основные принципы демократической организации общества: выборность лидеров, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, разграничение компетенции центральных и местных органов власти, политическая культура, уважение интересов и взглядов меньшинства, наличие политической оппозиции и плюрализма мнений – ограничивали возможности драматичных социальных экспериментов, так было в нашей стране и в ряде других. Именно демократическим обществам удалось остаться в рамках эволюционного развития, сохранить и умножить накопленный веками материальный и человеческий капитал, соединенный с ценностями социального прогресса. К. Поппер справедливо противопоставил «утопической социальной инженерии» – «постепенную, поэтапную социальную инженерию», понимая под последней поиск путей преодоления наиболее тяжелых, нетерпимых социальных бед, а не реализацию намерений «создать на земле рай», которые «могут превратить ее только в ад».

В XX в. возросли не только возможности политики, но и требования к ней. Веками процесс воспроизводства общественной жизни шел при минимальном участии государства, которому было достаточно выполнять роль «ночного сторожа», гарантирующего незыблемость социальных порядков и защиту общества от внешних опасностей и угроз. После мирового кризиса начала 30-х годов стало ясно, что без регулирующих функций государства, без вовлечения политической власти (прямого или косвенного) в решение проблем экономики стихийность ее развития в социальном плане становится деструктивным фактором. Обострение экологических проблем, неуправляемое саморазрушение которых чревато разрушением среды обитания человека и его исчезновением как биологического вида, также повысило бремя ответственности политики перед обществом.

В настоящее время политика стала неотъемлемым и чрезвычайно важным компонентом и условием нормального функционирования всего общества, векторы развития которого все больше определяются политической волей и политическим выбором. Поиск политического баланса между различными сферами жизни общества становится поистине движением по лезвию бритвы. Определение параметров этого движения требует от политиков как опоры на научные знания, так и владения сложнейшим искусством компромисса ради достижения искомых оптимальных результатов развития общества и всех его членов.

Политика – это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти; она предполагает отношения между социальными группами и их лидерами по поводу государства, использование его институтов в своих интересах; а также деятельность в сфере отношений между государствами и их союзами (объединениями).

Важнейшая цель политики – обеспечение целостности общества, его больших и малых социальных групп, выделяемых по разным основаниям: классовому, этническому, профессиональному, демографическому, территориальному и другим. При этом сфера политически значимого в различных государствах – демократическом, авторитарном, тоталитарном – существенно различается как по объему, так и по содержанию.

Особенно остро проблема политической значимости встает в переходные для общества периоды: если разрушение элементов устаревшего, изжившего себя режима не сопровождается воспроизведением целостности общества новыми, более прогрессивными политическими средствами, то возможно наступление анархии и реставрация старого строя, нередко в его худшем варианте.

В качестве субъектов политики выступают индивиды, социальные группы и слои, организации, непосредственно участвующие в политической деятельности. В социальном плане ими являются: индивид, малая социальная группа, профессиональная группа, нация, класс, элита, другие социальные общности. В институциональном плане – социальный институт, институированная группа интересов, политическое движение, профсоюз, политическая партия, государство, сообщество государств.

Основными структурными элементами политики являются:

1) совокупность определяемых политическими субъектами коренных интересов, установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах;

2) политические отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления. В основе этих отношений могут быть сотрудничество, кооперация, конфронтация;

3) политическое сознание субъектов, т.е. осознание ими политической сферы и своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающих субъекта к конкретной политической деятельности. А сама политика выступает в этом плане как институализация и реализация политических идеалов, воззрений, концепций, программ, конкретных целей;

4) политическая организация общества как совокупность государственных органов – законодательных, исполнительных и судебных, партийно-политических и общественно-политических институтов, конфессиональных объединений средств массовой информации, групп поддержки и давления. Политическая организация общества составляет организационный остов политики;

5) практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач.

К числу видов политики относятся внутренняя, внешняя, международная. Основными её направлениями являются экономическая, социальная, национальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, экологическая, военная, геополитика и др.

Социально значимые функции политики: выражение и защита политически важных интересов государства, социальных групп и слоев общества, индивидов; структурирование политической организации общества, институирование функционирующих и вновь возникающих политических субъектов; управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; организация политических отношений в обществе, интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов и рационализация возникающих противоречий; формирование политического сознания граждан, социализация личности; обеспечение преемственности и прогрессивного социально-политического развития общества и его политических субъектов. Главным же в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на нее претендует, от кого и к кому она переходит.

Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами общественной жизни и взаимно обусловлена ими.

Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она справедливо считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производство, обмен, распределение и потребление.

Поскольку осознание человеком своих политических интересов неизбежно связано с нравственным выбором, политика тесно связана с моралью в силу способности последней усиливать или ослаблять потенциал политических субъектов на пути к поставленной цели. Мораль вынуждает политику учитывать и надгрупповые, наднациональные и общечеловеческие нравственные нормы и критерии.

Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиций. Политика, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой – даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами.

Столь же неразрывно и диалектично политика связана с духовной и другими сферами общественной жизни.

Общепризнано, что политика является наукой и искусством. Наукой она считается с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, в соответствии с которыми политические субъекты могут влиять на социальные процессы. Исторический опыт свидетельствует, что пренебрежение научными основами политики ведет к снижению темпов социально-экономического развития, застойным явлениям, деградации общества.

Политика является искусством, т.к. имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Действия политических объектов – индивидов и общностей – не всегда предсказуемы. Искусство политика заключается в способности максимально учесть потенциальные возможности индивида, социальной общности, социально-политического института для достижения конкретной политической цели, используя для этого свои теоретические знания, логические суждения, вдохновение, воображение, интуицию, проявляя творческую смелость и фантазию. Искусство политика и в том, чтобы добиваться оптимального соотношения между политическими целями, методами и средствами их достижения. Как отмечал Гегель, истинность средства состоит в адекватности цели.

 


Формы государства

Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая все общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди размышляют, пожалуй, с момента его зарождения, ибо в обществе с государственной организацией от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.

В настоящее время под формой государства понимают организацию политической власти в государстве, взятую в единстве ее трех основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма государства позволяет установить, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Форма конкретного государства – достаточно устойчива. Она может не изменяться на протяжении длительного исторического периода. Связано это с консерватизмом традиций народа, статичностью, стабильностью социально-экономического положения государства и.т.д При этом изменение формы государства связано с конкретно-историческими событиями. Например, фашистский политический режим Германии 40-х годов прошлого века был исчерпан в результате поражения во Второй мировой войне и заменен демократическим.

 Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, осо­бенно высших и центральных её органов, длительность полномочий, структура, порядок образования этих органов, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Под формой государственного территориального устройствапонимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

На форму государственного территориального устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, его территориальные размеры, национальный состав населения, исторические традиции и др.

Понятие «политический режим» можно трактовать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под политическим режимом имеется в виду государственный режим как совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Во втором – политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Политический режим

Понятие «политический режим» можно трактовать в узком и широком смысле. В узком смысле под «политическим режимом» имеется в виду государственный режим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. В широком смысле политический режим представляет собой всю ту политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Политический режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

В учебной литературе политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократический политический режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где существует сильный «средний класс», заинтересованный в стабильности, демократических методах управления. Методы осуществления государственной власти применяются с учетом конституционных положений о разделении властей исходя из системы сдержек и противовесов, о взаимодействии ветвей власти, идей о социальном, светском и правовом государстве.

В условиях демократического политического режима применение методов принуждения ограничено, массовое насилие, как мера государственного воздействия, теоретически не допускается. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Конституционные права граждан соответствуют международным стандартам, а защите этих прав в деятельности органов государства уделяется особое внимание.

Таким образом, демократические политические режимы характеризуется следующими признаками:

признание воли народа единственным источником государственной власти;

осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

выборность и сменяемость органов государственной власти;

наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (в форме прямого участия населения или на основе представительной демократии);

широкий объем и реальное осуществление прав человека, экономическая и политическая свобода личности;

наличие официальных механизмов, обеспечивающих учет мнений и интересов меньшинства населения, использование метода согласования при принятии решений;

политический плюрализм (отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, свободное формирование негосударственных общественных объединений, конкуренция политических партий и других политических сил);

наличие легальной политической оппозиции.

Демократический политический режим существует в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

Антидемократические политические режимы – это такие режимы, которые не обладают вышеуказанными признаками.

При авторитарном политическом режиме преобладают методы принуждения, иногда и прямого насилия при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы проводятся формально, в связи с тем, что деятельность политической оппозиции практически прекращена. В триаде государственной власти доминирует исполнительная, это подтверждается тем, что президентом избирается одно и то же лицо много раз подряд. Реальное политическое участие граждан в делах государства отсутствует, выборы имеют показной характер и не могут отстранить от власти прежние силы или привести к власти новые партии, господствует принцип не выборности, а назначения.

Авторитарный режим существовал в СССР (в период правления Хрущева, Брежнева, период оттепели), а ныне существует в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Сирии, некоторых странах Латинской Америки (Гондурасе, Парагвае и др.).

Необходимо отметить, что в чистом виде политические режимы, как правило не существуют. В результате чего появляются смешанные политические режимы.

Тоталитарный политический режим - это способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «total» - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики сво­его движения Бенито Муссолини в 1925 г.

Для данного режима характерны следующие моменты:

отсутствие плюрализма во всех сферах общественной и государственной жизни;

коллективистско-механистическое мировоззрение (государство - «машина», человек - «винтик» и т. п.);

идеологизация всей общественной жизни, введение на государственном уровне единой для всех идеологии; крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм;

монополия на информацию, полный контроль над средствами массовой информации;

полное устранение гражданского общества, всякой частной жизни, подавление человеческой индивидуальности;

систематический массовый террор против своего населения, прикрытие, мас­кировка атрибутами правовой формы конституцией, писаным законом, законностью, правосудием;

жесткая централизация власти.

Фашистский режим — это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм - явление XX в., впервые возникший в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в 1922 г, фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов не существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.

Принцип разделения властей

Идея теории разделения властей принадлежит Аристотелю, теоретически развил и обосновал ее Дж. Локк, в классическом виде она была разработана Ш.Л. Монтескье.

Основные положения теории разделения властейзаключаются в следующем:

1) разделение властей закрепляется конституцией;

2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от политического влияния,судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти любым органом государства или должностным лицом. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры.

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей – в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

В IV в. до н.э., Аристотель в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, которая соединила «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века, прежде всего в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.068 с.)