Политическая система общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества



В отечественной юридической науке категория «политическая система», появившись из сферы социологии, вошла в научный оборот в 60-70 гг.

В основе значения термина «политическая система общества» заложено три научных понятия: «система», «политика», «общество».

При этом система – это целостное единство элементов и структуры, структура – способ упорядочения элементов, характеризующийся устойчивостью.

Термин «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем. Назначение этого термина состоит в том, чтобы с самого начала было ясно, о каком конкретно виде систем человеческого общества идет речь. Основными принято считать экономическую, социальную, политическую и духовную системы.

Политическая система означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения и власть. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Основными отличительными чертами политической системы от других систем являются:

1) верховенство политической системы, т.е. она осуществляет верховную власть в обществе, ее решения обязательны для всего общества;

2) обусловленность политической системы условиями социально-экономического развития;

3) относительная самостоятельность политической системы, обусловленная наличием специального механизма структур, ролей, функций;

4) активное влияние политической системы на все общество.

Определение понятия общество в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Исходя из определения, можно говорить о различных подходах исследования политической системы.

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

Политические системы общества различных стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. В современных условиях политическая жизнь в большинстве стран мира стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую структуру политической системы общества.

Среди основных элементов политической системы общества необходимо выделить государство, все политические партии, отдельные общественные организации, движения. Все составные элементы (части) политической системы находятся в тесном, органичном единстве. Это обусловлено тем, что перед ними стоит единая общая цель – благо человека. Характер взаимоотношений государства, общественных организаций, политических партий и союзов основан на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Это позволяет наиболее эффективно и целесообразно решать разнообразные задачи общественного развития, с наибольшей полнотой раскрывать возможности каждого звена политической системы. Но несмотря на единство цели, элементы этой системы решают свои конкретные задачи, не подменяя друг друга.

Одно из ведущих мест в политической системе по праву принадлежит государству.

Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его необходимо рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт.

Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом правящей партии или иных звеньев политической системы.

Государство – это объединение всех граждан без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от возрастной, профессиональной, национальной и иной принадлежности. Государство есть выразитель общих интересов и мировоззрения. Его место и роль в политической системе общества определяются следующими основными особенностями:

1) выступает организацией, определяющей основные направления развития общества в интересах всех и каждого;

2) выступает организацией, способной принимать властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым;

3) располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

4) имеет возможность использовать различные методы воздействия, в том числе принуждения, в масштабе страны;

5) является официальным представителем своего народа как внутри страны, так и за рубежом;

6) обладает суверенитетом;

7) обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий.

Иные элементы политической системы общества такими свойствами и полномочиями не обладают.

Одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества является скорейшее возрождение института подлинно народной демократии – местного самоуправления.

Исходя из положений ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и через органы местного самоуправления. Отсюда логически вытекает, что в одном случае власть народа реализуется в форме местного самоуправления, а в других – приобретает форму государственной власти. Полагаем, муниципальная власть и власть государственная – две формы публичной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны.

Местное самоуправление как институт, основанный на общественных началах, призван повышать активность населения в решении многих государственных и общественных вопросов, в том числе и проблем обеспечения прав и свобод. Именно общественное начало должно стать стимулом для участия граждан в формировании и осуществлении ряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы и т.д.).

Основной задачей местного самоуправления является обеспечение гражданам социального комфорта, т.е. стремление воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.

Местное самоуправление призвано противостоять негативным тенденциям современной бюрократии, сыграть определенную роль в защите прав, свобод и законных интересов граждан.

Успешное и прогрессивное развитие местного самоуправления как органа, призванного обеспечивать права и свободы личности непосредственно на местах, в повседневной жизни возможно только при поддержке государства. Согласно ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления государство регулирует распределение финансовых средств между органами местного самоуправления, предоставляя им субсидии на финансирование определенных проектов. Без государственной поддержки в решении этих задач местное самоуправление самостоятельно не в состоянии нормально функционировать и в полном объеме обеспечивать права и свободы личности.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Хартии осуществление государственных полномочий, как правило, должно возлагаться на наиболее близкие к гражданам органы власти. Из данного положения следует, что органы местного самоуправления, названные в Хартии органами власти и по своей сути таковыми и являющиеся, наделяются правом осуществлять государственные полномочия. Следовательно, органы местного самоуправления необходимо рассматривать как продолжение государственного управления на местах.

В настоящее время общественные объединения выступают неотъемлемым атрибутом политической системы современного гражданского общества.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Заметную роль в политической системе общества в начале 90-х годов прошлого столетия наряду с другими общественными объединениями сыграли политические партии.

В настоящее время в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Кроме того, государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Новая законодательная стратегия развития многопартийности, заложенная в основу принятого в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях», свое наиболее концентрированное выражение нашла в его преамбуле, где обозначены цели и задачи политических партий.

Согласно ст. 3 Закона политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Важное значение в политической системе общества отводится профессиональным союзам. В ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» впервые дано легальное определение профсоюза как добровольного общественного объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Важно подчеркнуть, что основной гарантией права на объединение в профессиональные союзы выступает ст. 30 Конституции РФ, которая четко указывает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Помимо Конституции необходимо отметить основополагающий нормативный правовой акт, обеспечивающий трудовые отношения граждан, – Трудовой кодекс РФ.

Одним из основных принципов обеспечения прав человека в сфере трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений является нормативно закрепленное право представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль.

Особое место среди субъектов политической системы общества отводится религиозным объединениям. Актуальность этого направления состоит в том, что в России религиозный вопрос всегда стоял очень остро.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Конституции Российская Федерация является светским государством и никакая идеология, в том числе религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, в качестве одного из ведущих в Основном законе государства заложен принцип равенства прав человека независимо от отношения к религии (ч. 2 ст. 19). Данный принцип означает равенство верующих между собой независимо от принадлежности к той или иной конфессии[1], а также равенство верующих и неверующих.

Следует отметить, что светскость в нашем государстве провозглашена не только на конституционном уровне, но и в федеральных законах. Так, в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится, что «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными и религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

В современной России отмечается изменение характера взаимоотношений между государством и религией в сторону обеспечения удовлетворения духовных потребностей граждан. Так, на территории Российской Федерации действуют десятки тысяч религиозных объединений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.015 с.)