Гарантии обеспечения прав и свобод личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии обеспечения прав и свобод личности



В вопросе о правах личности проблема гарантий занимает одно из центральных мест, т.к. по степени обеспеченности прав и свобод можно говорить о их реальной ценности.

Термин «гарантия» произошел от французского слова garan-tie, которое означает «ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что-либо». Гарантировать – значит определенным образом обеспечивать, ограждать, охранять, защищать, делать реальным.

Под гарантиями обеспечения прав личности следует понимать условия и средства, при помощи которых воплощаются в реальную действительность права, свободы и законные интересы граждан.

Права человека в обществе обеспечиваются не каким-то одним видом, а целой группой гарантий, образующих соответствующую систему.

Традиционно систему гарантий подразделяют на две группы: общие условия (экономические, политические, идеологические) и специальные средства (юридические) обеспечения прав человека.

Под общими гарантиями следует понимать систему условий, факторов и иных отношений, составляющих базу использования специальных мер по обеспечению реализации, охране и защите прав и свобод личности. Как уже указывалось, общие гарантии классифицируются на экономические, социальные, политические, духовные и идеологические.

Экономические гарантии – это материальные условия жизни, обусловленные социально-экономическим устройством общества, наличием многообразия форм собственности, основанных на партнерстве между человеком и государством.

Экономические гарантии являются определяющими, базисными в системе гарантий. От состояния и уровня экономического развития общества, организации системы хозяйствования в значительной мере зависит возможность государства эффективно выполнять свои разнообразные функции, и в том числе обеспечить гражданам реализацию провозглашенных в нормах позитивного права основных прав и свобод.

Современный период развития экономики в нашей стране является переходным. Происходит преобразование в качественно иную экономическую систему, переосмысление места и роли государства в экономических процессах. Государство как исторически сложившийся институт макрорегулирования экономических процессов не может быть отстранено от рыночных преобразований, даже если признать, что именно несостоятельность государственной централизованной системы управления народным хозяйством оказалась одной из главных причин переживаемого нашей страной системного кризиса и побудителем перехода к рыночному типу экономики.

Проблема эффективного функционирования экономики и степень оказываемого на нее влияния со стороны государства является одной из центральных и наиболее дискуссионных тем современного общества.

Следует особо акцентировать внимание еще на одном аспекте экономических гарантий обеспечения прав личности, а именно: спокойствии, личной неприкосновенности, чести и достоинстве каждого гражданина. Эти социальные ценности могут быть реализованы и надежно обеспечены лишь при наличии в обществе экономического достоинства личности. Без экономического достоинства личности, без свободы в сфере экономического выбора, соответствующего способностям и возможностям людей, создать необходимые экономические гарантии реализации прав и свобод граждан в какой бы то ни было сфере невозможно, как невозможно и обеспечить социальную справедливость.

Социальные гарантии – это комплекс мер общественного воздействия, направленных на расширение реальных условий для реализации каждой личностью и обществом в целом своих потенциальных возможностей.

Социальные гарантии призваны обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность граждан. Условия, способствующие обеспечению достойной жизни, получают выражение в праве граждан на предоставление любому человеку достаточного питания, одежды и жилья, а также право на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Кроме того, социальные гарантии выражают право на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защищенность личности в обществе определяется степенью реализации ее права на определенный уровень благосостояния.

Важная роль в обеспечении социальных гарантий отводится государству. В ст. 7 Конституции РФ наше государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Российской Федерации, как указывается далее в этой статье, «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Такая роль государства вынуждает его отказываться от использования исключительно методов насилия, принуждения. Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идеям правового государства, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств.

Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и присущими демократическому обществу политическим плюрализмом и реальностью разделения властей.

Политические гарантии направлены на развитие и совершенствование политической системы общества, всей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа.

В условиях современного Российского государства политическими гарантиями защиты личности должны стать: основа государственного строя, политическая система общества, верховенство Конституции, принцип разделения властей, парламентаризм, гласность, наличие развитой системы местного самоуправления и т.д.

Духовные гарантииэто система культурных ценностей общества, его научный и творческий потенциал, образованность, нравственные установки его членов.

В целях развития и совершенствования форм и методов повышения уровня образованности населения страны расширяется сеть высших и средних специальных учебных заведений. Постоянно идет реформирование средней образовательной школы, что непосредственно касается обеспечения прав человека в России. Создаются общественные центры, основной задачей которых является улучшение знаний населения по правам человека. Они организуют ознакомление с основными международными документами в сфере прав человека, изучение федерального и регионального законодательства в этой области, а также способствуют повышению квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений. Например, «Школа прав человека» проводит в регионах ежегодные семинары, с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, в целях повышения профессионального уровня знаний в области прав человека.

Духовное возрождение России проходит посредством воплощения в жизнь людей свободы совести и вероисповедания.

Обозначенные направления в принципе способствуют совершенствованию развития прав человека как одной из высших духовных ценностей современной России.

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развивается духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, основанное на глубоком уважении к праву как социальной ценности.

Стабильность обеспечения прав личности в условиях формирования основ цивилизованного государства может основываться лишь на прочном идеологическом фундаменте, предполагающем приоритет общечеловеческих ценностей как важнейшего результата общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Идеологические гарантии во многом определяются уровнем правовой, духовной и общей культуры населения.

Обеспечение прав человека возможно при таком уровне правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь законодателя, государственного и муниципального служащего.

Обеспечение необходимого уровня правовой культуры возможно лишь при условии хорошей организации правовой пропаганды, четкой системы воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. Только формируя новое политико-правовое мышление, переориентируя сознание общества на истинные общечеловеческие ценности, возможно создание высокого уровня индивидуального и общественного, политического и правового сознания и культуры, подлинно гуманистической морали, что будет являться реальным идеологическим условием обеспечения прав личности.

Несомненно, подобная задача требует приложения больших усилий не только со стороны государства и его органов, а также органов местного самоуправления, общественных организаций, но и отдельных граждан.

Однако общие гарантии сами по себе не могут самостоятельно обеспечить правомерную реализацию прав и свобод личности. Здесь необходимы специальные или юридические (правовые) гарантии, цель которых состоит в непосредственном удовлетворении интересов, лежащих в основе прав и свобод личности.

Юридические гарантии – это специальные юридические средства, внутренние юридические механизмы, которые нацелены на то, чтобы обеспечить реальное осуществление требований законности. Юридические средства и механизмы основаны на следующем:

1) совершенстве, развитости правовой системы в целом, отработанности законодательства, его полноте, непротиворечивости, высоком уровне развития и авторитете юридической культуры;

2) эффективной системе надзора и контроля за обеспечением прав человека, направленной на предупреждение правонарушений;

3) действенных мерах государственного принуждения (меры юридической ответственности, меры защиты), призванных восстановить нарушенное правонарушением состояние, оказать воздействие на нарушителя юридических норм;

4) качественной и эффективной работе юридических органов – правотворческих и правоприменительных, которые обеспечивают на практике функционирование всех юридических механизмов;

5) постоянном совершенствовании законодательства и действенном надзоре за законностью, применении к правонарушителям законных государственно-принудительных мер.

Под специальными (правовыми) гарантиями следует понимать систему условий и средств, обусловленных особенностями экономического и общественного строя, закрепленную в действующем законодательстве и непосредственно направленную на обеспечение прав и свобод личности.

В структуру специальных (правовых) гарантий входят: меры по совершенствованию законодательства, меры охраны, меры защиты, меры ответственности и контрольно-надзорные мероприятия.

При этом меры по совершенствованию законодательства предполагают самостоятельный вид обеспечительной деятельности государства по созданию и совершенствованию юридических средств, которые призваны непосредственно создать условия для правомерной реализации гражданами своих прав и свобод.

К мерам по совершенствованию законодательства относятся:

1) степень соответствия правовых норм общественным отношениям, интересам и потребностям общества;

2) полнота урегулирования общественных отношений правом;

3) степень ясности, четкости, доступности правовых предписаний;

4) наличие (отсутствие) противоречий между нормами права и морали;

5) законность нормативных актов, то есть соответствие их Конституции, другим вышестоящим законам (нормативно-правовым актам);

6) существование (отсутствие) правовых коллизий;

7) уровень систематизации законодательства.

Путь к юридическому обеспечению прав и свобод личности начинается с законодательного оформления сущности государства, общественного строя, приверженности к таким демократическим политико-правовым принципам, как правовая государственность, верховенство закона, разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством и т.д.

Меры охраны – это осуществляемые государственными органами и общественными организациями мероприятия, направленные на предупреждение нарушений прав и свобод личности, устранение причин, их порождающих, и способствующие, таким образом, правомерной реализации гражданами своих прав и свобод.

Меры защиты – принудительный способ осуществления права, применяемый в установленном порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права.

Меры ответственности – это те неблагоприятные последствия физического, материального и имущественного характера, которые наступают в отношении субъектов, допустивших нарушения прав и свобод личности.

Важное место в системе специальных (правовых) гарантий обеспечения прав и свобод личности занимают контрольно-надзорные мероприятия.

Контрольно-надзорные меры представляют собой деятельность уполномоченных субъектов, направленную на выявление и предотвращение фактов нарушения прав и свобод граждан, а также принятие необходимых мер к их устранению со стороны соответствующих органов и должностных лиц.

Применительно к обеспечению прав и свобод личности в системе специальных гарантий следует выделить два основных вида контроля: международный и государственный.

Международный контроль представляет собой систему мер по обеспечению претворения в жизнь юридических обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека.

Международный контроль в области обеспечения прав человека как институт коллективного контрольного механизма для наблюдения за выполнением государствами взятых на себя обязательств образовался и начал активно действовать после Второй мировой войны. Важной особенностью деятельности контрольного механизма по правам человека является активное участие в этом процессе международных организаций (универсальных и региональных) и созданных под их эгидой контрольных органов, а также контрольных органов, действующих в рамках межгосударственных договоров по правам человека.

Среди международных механизмов по защите прав человека особое место занимает контрольный механизм Организации Объединенных Наций.

Главную ответственность за выполнение функций Организации по содействию, всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека, несет Генеральная Ассамблея ООН (ст. 60 Устава ООН).

Государственный контроль – деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению фактов нарушения прав человека, анализу фактического положения дел и сопоставлению этого положения с намеченными целями и задачами, а также принятию необходимых мер по устранению выявленных недостатков и недопущению их в будущем.

Государственный контроль разнообразен и подразделяется на конституционный, президентский, парламентский, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный и ведомственный контроль.

В завершение рассмотрения вопроса о системе гарантий защиты личности необходимо отметить, что между общими и специальными (правовыми) гарантиями существует тесная взаимосвязь.

 

 

§ 32. Виды прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации

Классификация прав и свобод человека и гражданина условно включает три большие группы. Первая группа – личные права и свободы; вторая – политические права и свободы; третья – экономические, социальные и культурные права и свободы. Хотя все они взаимосвязаны, но тем не менее различны по содержанию.

К личным правам и свободам в соответствии с Конституцией РФ относятся следующие:

1) право на жизнь (ст. 20);

2) право на достоинство личности (ст. 21);

3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

4) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

5) право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

6) право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);

7) право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);

8) право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28).

Политические права и свободы включают:

1) свободу мысли и слова (ст. 29);

2) право на объединение (ст. 30);

3) право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);

4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37);

5) право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме (ст. 32);

6) право на обращение (ст. 33).

К экономическим правам относятся:

1) право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

2) право частной собственности (ст. 35);

3) свобода труда (ст. 37).

Среди разнообразных социальных и культурных правможно выделить следующие:

1) право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

2) право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

3) право на жилище (ст. 40);

4) право на отдых (ч. 5 ст. 37);

5) право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

6) право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

7) право на образование (ст. 43).

Каждому праву и свободе личности соответствуют конкретные позитивные обязанности государства.

Личные права человека

Первооснову всех прав, в том числе и личных, составляет право человека на жизнь. Это основополагающее положение, закрепленное в Конституции РФ, провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (в преамбуле и ст. 3) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 6).

Право на жизнь сохраняется вплоть до смерти человека. Закрепление в Конституции РФ права на жизнь требует от государства комплекса мер по обеспечению охраны этого права от преступных посягательств, созданию условий безопасности на производстве (ежегодно погибают десятки тысяч человек). Это же относится и к профилактике дорожно-транспортных происшествий, ежегодно уносящих десятки тысяч жизней, а также развитие системы социальной защиты и медицинского обслуживания населения в целях сокращения общей смертности, в первую очередь детской.

Обеспечение права на жизнь получило свое закрепление также в нормах отраслевого законодательства и, прежде всего, в Уголовном кодексе РФ. В частности, в целях охраны жизни человека законодатель предусмотрел составы преступлений, устанавливающих уголовную ответственность, например, за убийство (ст.ст. 105-108 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), угрозу убийством (ст. 119 УК РФ) и т.д.

Особую значимость в этой связи представляет проблема смертной казни в России как исключительной меры уголовного наказания. В настоящее время ни одним судом не может быть вынесен смертный приговор до тех пор, пока каждый человек, кому грозит применение такой меры наказания, не получит практической возможности на рассмотрение дела судом присяжных.

С позиций цивилизованного подхода никто, в том числе и государство как основной элемент политической системы общества, не вправе лишать жизни людей, т.к. оно само устанавливает такие запреты для других. Кроме того, государство должно принимать все меры воспитательного, информационного, просветительного, профилактического, предупредительного, принудительного и иного воздействия, направленные на предотвращение противоправных деяний, способных повлечь смерть человека.

И если совершаются преступления против жизни человека, значит, государство недостаточно эффективно выполняет свои полномочия.

Право на достоинство понимается как осознание самой личностью и окружающими ее людьми факта обладания нравственными непорочными и интеллектуальными качествами.

Прежде всего, следует отметить, что достоинство – это этическая категория, выступающая как осознание своей моральной ценности, как внутренний мотив поведения личности и побуждения к деятельности.

Достоинство как субъективное право человека включает в себя охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства обеспечивается государством, и никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Защита должна быть обеспечена всем: взрослым и детям, дееспособным людям и душевнобольным.

Обеспечение достоинства личности предусматривает также ее защиту от применения пыток, насилия или другого жестокого или унижающего обращения. Эти положения получили свое закрепление не только в Конституции РФ, но и в таких международных актах, как, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и других.

Право на свободу и личную неприкосновенность предполагает, что любое лицо, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания и т.д., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону. Никто не может быть подвергнут какому-либо принуждению или ограничению в правах.

Право на свободу и личную неприкосновенность выступает в качестве показателя демократичности общества и уровня его цивилизованности. Поэтому государство и все его структуры должны быть заинтересованы в обеспечении реализации права на свободу и личную неприкосновенность.

Однако следует иметь в виду, что законодатель предусмотрел случаи принудительного ограничения прав и свобод личности: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для общества, и др.

В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ предусмотрены гарантии обеспечения права личности на свободу и личную неприкосновенность: установление судебного порядка ареста, заключения под стражу и содержания под стражей.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную и гарантированную человеку государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Это право представляет собой сведения о жизни человека в сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений, которые не подлежат контролю со стороны государства, его органов, должностных лиц, а также иных структур и граждан.

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без воли лиц, проживающих в этом жилище, проникнуть в него. Это положение закреплено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 12), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 17), в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Вместе с тем в ст. 25 Конституции РФ содержится положение, устанавливающее право на ограничение неприкосновенности жилища, определяемое федеральным законом или на основе судебного решения. Уполномоченные на то государством органы и должностные лица в соответствии с УПК и Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» обязаны представить в суд материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище. Только в случае вынесения судьей постановления о разрешении допускается проникновение в жилище без согласия проживающих в нем лиц. Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» работники милиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право входить беспрепятственно в жилые помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках. Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них граждан милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.

Право на неприкосновенность жилища ограничивается также в случаях проведения обысков и выемок, что регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 165).

Нарушение права на неприкосновенность жилища граждан государство определяет как уголовно наказуемое деяние (ст. 136 УК РФ).

Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком представляет собой основанное на свободном выборе этническое самоопределение личности. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного волеизъявления человека в этом вопросе. С одной стороны, это действительно прогрессивный шаг, показывающий свободу личности. Кроме того, важно отметить, что определение национальности не влечет никаких правовых последствий, и государство не гарантирует каких-либо привилегий лицу, исходя из его национальной принадлежности.

С другой стороны, важность национальной принадлежности не следует недооценивать. Свобода выбора национальности может привести к нарушению преемственности кровно-родственных отношений. Ведь человек вправе определить свою национальность независимо от национальной принадлежности своих родителей, что в свою очередь может повлиять на сохранение и развитие национальных особенностей народов, населяющих Российскую Федерацию, их культуры, традиций и языка.

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным выражением права самоопределения личности. Закрепленное положение предоставляет гражданам свободу передвижения по стране, а также беспрепятственные выезд из страны и въезд в страну.

В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ в нашей стране действует Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регламентирующий право граждан по обозначенным направлениям.

Право на свободу совести и вероисповедания в широком смысле представляет собой право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. В узком и наиболее распространенном смысле это право связано с отношением человека к религии.

Многовековая история взаимоотношений государства и церкви определила три основных направления, характеризующих отношение личности к свободе совести и вероисповедания. Человек может верить в бога, исповедовать какую-либо религию, не верить ни в каких богов и относиться к религии нейтрально.

Правовой основой, регламентирующей право личности на свободу совести и вероисповедания, являются ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Ее реализация обеспечена Федеральным законом от 26 сентября 1997 г., с изм. и доп. от 25 июля 2002 г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

Политические права и свободы личности следует рассматривать как обеспеченную государством посредством нормативного закрепления возможность участия человека в общественно-политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Право на свободу мысли и слова означает свободу идей, мнений, убеждений и способности их беспрепятственного гласного выражения, не нарушая прав и репутации других лиц, а также не создавая угрозы государственной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения.

Право на объединение есть основанное на принципах добровольности, равноправия, законности и гласности право граждан на участие в общественной и политической жизни страны посредством создания различного рода общественных объединений. Государство призвано не допускать факты вмешательства государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательства общественных объединений в деятельность государства, его органов и должностных лиц.

Правовой основой обеспечения права на объединение помимо Конституции РФ являются Федеральный закон от 19 мая 1995 г.  «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.

Заметим, что для данного права характерна одна особенность. По общему правилу правом на объединение обладают российские граждане, иностранцы и лица без гражданства. Однако право на создание политических партий и участие в их деятельности имеют только граждане России, что определено Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях».

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование есть выражение воли граждан на мирные мероприятия и встречи в целях публичного изъявления своих требований и интересов. Обеспечение этого права выступает необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества.

Правовую основу обеспечения данного права граждан составляют Всеобщая декларация прав человека (ч. 1 ст. 20), подчеркивающая, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), где признается право на мирные собрания, непосредственно действующая Конституция РФ, а также Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку,представляет собой право работников на защиту своих нарушенных прав и законных интересов на основании и в порядке, установленном в законодательстве. Государство обеспечивает реализацию права на индивидуальные и коллективные трудовые споры посредством судебного рассмотрения. Так, порядок разрешения индивидуальных споров определен Трудовым кодексом РФ в главе 60 (ст.ст. 381-397), Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г., в редакции Федерального закона от 9 июля 2002 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», а также комиссиями по трудовым спорам. Коллективные споры рассматриваются в примирительном порядке в соответствии с гл. 61 Трудового кодекса (ст.ст. 398-418) и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г. Кроме того, в целях обеспечения прав и свобод граждан в Российской Федерации государство не только признает забастовку как форму разрешения спора трудового характера, выражающуюся во временном отказе от выполнения трудовых обязательств, но и принимает активное участие в ее организации.

Право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным, участвовать в референдуме означает право граждан избирать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Принципы избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации определены действующим законодательством. В настоящее время действует Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется в двух формах:

1) непосредственно, то есть путем изъявления своей воли на выборах, на референдуме, а также личного участия в деятельности органов власти;

2) через своих представителей (например, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов РФ и других представительных органов).

Право на обращение рассматривается не только как возможность граждан обратиться в государственные органы и органы местного самоуправления, но и как способ восстановления нарушенного права. Значение этого права состоит в возможности для граждан воздействовать на сформированные при их участии государственные органы и органы местного самоуправления. Содержание обращения не регламентируется, поэтому в нем могут содержаться как общие государственные проблемы, так и проблемы личные.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.018 с.)