Президент Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент Российской Федерации



Действующая Конституция РФ предусматривает пост главы государства – Президента Российской Федерации и возлагает на него значительные полномочия. Статус Президента России определяется Конституцией и федеральными законами (например, о выборах Президента и др.). В главе 4 Конституции РФ определены основные элементы статуса главы Российского государства: функции и полномочия, то есть компетенция, порядок избрания и требования, предъявляемые к кандидату в президенты, порядок и основания прекращения его полномочий, правовые акты оформляющие его решения, принципы и формы взаимодействия его с иными государственными органами.

Президент избирается народом, то есть всеми гражданами, обладающими избирательным правом на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов Президента определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. Назначает выборы Президента верхняя палата парламента – Совет Федерации (п. «д» ст. 102 Конституции РФ). На должность Президента может быть избран только гражданин России, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. При этом одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей.

Президент России избирается на шесть лет и приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Федерального Собрания и судей Конституционного Суда. Текст президентской присяги изложен в ст. 82 Конституции РФ.

Полномочия Президента России прекращаются с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Кроме того, полномочия главы государства могут быть прекращены досрочно, в следующих случаях: 1) добровольная отставка; 2) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия; 3) отрешение от должности, в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Во всех случаях, когда Президент не может выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Процедура отрешения, предусмотренная в Конституции России, является очень сложной. Обвинение выдвигает Государственная Дума по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной ею. Решение принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов, полученными в результате тайного голосования с использованием бюллетеней. В процессе обсуждения заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Постановление Государственной Думы РФ о выдвижении обвинения направляется в Совет Федерации, который выносит окончательное решение. Если Совет Федерации признает выдвинутое против Президента РФ обвинение обоснованным, то решение об отрешении Президента РФ от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Согласно ч.3 ст. 93 Конституции РФ решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента России. Если оно не будет принято в срок, то обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Решение может быть принято только при наличии заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Компетенцию президента составляют полномочия, перечисленные в ст. 83-90 Конституции России. Как лицо, представляющее государственную власть внутри и за рубежом, Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Важнейшими полномочиями Президента как главы Российского государства являются: а) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; б) обращение к парламенту России с ежегодными посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики государства; в) назначение референдума Российской Федерации.

Как гарант безопасности личности и общества, независимости и государственной целостности Президент РФ: утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; вводит на территории РФ или на отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; вводит на территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением обеим палатам парламента России.

Президент Российской Федерации наделен рядом правомочий, дающих ему возможность участвовать в формировании различных федеральных органов. Данная функция главы государства сводится к реализации следующих полномочий: назначение выборов в Государственную Думу; роспуск Государственной Думы в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией РФ; предложение кандидатур судей Верховного, Высшего Арбитражного Судов; предложение кандидатуры Генерального прокурора; предложение кандидатуры председателя Центрального Банка; формирование своей Администрации.

Помимо полномочий, принадлежащих президенту как высшему должностному лицу, он обладает компетенцией в сфере законодательной власти: право законодательной инициативы, право вето и промульгация президентом федерального закона, издание нормативных указов (деятельность главы государства по принятию указов, восполняющих пробелы, связанные с отсутствием федерального законодательства).

Особенной широтой отличаются полномочия президента в сфере исполнительной власти. К ним необходимо отнести назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; отставку Правительства РФ; председательствование Президента на заседаниях Правительства РФ, на заседаниях Президиума Правительства РФ (ст. 31 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г.), а также непосредственное руководство деятельностью конкретных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, безопасности, внешней разведки, фельдъегерской службы и др. (ст. 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г.).

Решения Президента оформляются в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание (Парламент России) является постоянно действующим представительным и законодательным органом. В этом определяется двуединая природа парламента и тесная взаимосвязь двух его основополагающих функций:

- выражать общие и региональные интересы всего многонационального народа Российской Федерации, а также весь спектр партийно-политических интересов россиян;

- принимать законы (нормативно-правовые акты, обладающие после Конституции высшей юридической силой на всей территории государства).

Статус Федерального Собрания определен в главе 5 Конституции РФ. Его полномочия распределены между двумя палатами - Государственной Думой и Советом Федерации.

Формально Совет Федерации не является верхней палатой, а Государственная Дума – нижней, т.к. это не установлено Конституцией. Такое деление связывают с тем, что нижняя палата играет более значимую роль, осуществляя принятие законов по важнейшим вопросам жизни общества и выступая ареной межпартийной борьбы. С другой стороны, в Совете Федерации является недопустимой организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Порядок деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, постановлениями Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Регламентами Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Порядок, принципы формирования и состав Совета Федерации установлены Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания России», в соответствии с которым верхняя палата представлена 166 представителями (по два от каждого субъекта РФ), избранными законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации или назначенными высшими должностными лицами субъектов России (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших.

Членом Совета Федерации может быть избран или назначен гражданин России не моложе 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) и обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Из своего состава члены Совета Федерации избирают Председателя и нескольких его заместителей (один из которых является первым заместителем), формируют комитеты, постоянные и временные комиссии. Совет Федерации действует на постоянной основе. Его заседания проводятся не реже двух раз в месяц и являются основной формой работы. Решения принимаются коллегиально, большинством голосов от числа присутствующих депутатов.

Основной функцией Совета Федерации является законотворчество, которое реализуется в рассмотрении федеральных законов, принятых Государственной Думой, в разработке проектов федеральных законов и внесении их на рассмотрение в Государственную Думу. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

В соответствии со ст.102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами России; утверждение указа Президента России о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента России; отрешение Президента от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда России, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда России; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора России; совместно с Государственной Думой назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы в настоящее время устанавливается Федеральным законом от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России», в соответствии с которым все 450 депутатов, входящие в состав нижней палаты, избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

Прежде действовал иной порядок избрания депутатов Государственной Думы: одна половина депутатов избиралась по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), другая избиралась по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за то или иное избирательное объединение, избирательный блок.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать предоставлено гражданам Российской Федерации, достигшим на день выборов 18 лет, а право быть избранными – гражданам, достигшим на день выборов 21 года. Не имеют этих прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В соответствии с Конституцией РФ выборы депутатов в Государственную Думу назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. В случае если президент не назначит выборы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы. При подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы».

На первое заседание Государственная Дума нового состава собирается на тридцатый день после избрания. Президент имеет право созвать заседание ранее этого срока. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.

В ходе первого заседания Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя и его заместителей, Счетной комиссии, Временной комиссии по регламенту и организации работы и временного секретариата Государственной Думы. В дальнейшем формируются Совет Государственной Думы, иные комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы).

Государственная Дума собирается на сессии (весеннюю и осеннюю), в ходе которых проводятся заседания в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы примерной программой работы. Программа составляется с учетом последовательности поступления законопроектов в Государственную Думу.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов.

Основное направление деятельности Государственной Думы – принятие федеральных и федеральных конституционных законов. Ее деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о его деятельности, совместно с Советом Федерации назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента РФ; законопроекты, внесенные Президентом в качестве срочных; проекты федеральных законов о федеральном бюджете, бюджетной системе; федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение, решение вопроса о доверии Правительству; проекты постановления Государственной Думы.

Решения депутатами Государственной Думы принимаются открытым или тайным голосованием. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от общего числа депутатов. Для одобрения Государственной Думой федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Основанием роспуска Государственной Думы может стать: трехкратное отклонение представленной кандидатуры на должность Председателя Правительства; повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ; выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ в случае, когда инициатором постановки вопроса о недоверии является Председатель Правительства.

Президент не может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ: в течение одного года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против него до принятия соответствующего решения Совета Федерации; в течение 6 месяца до окончания срока полномочий президента; во время действия на территории военного или чрезвычайного положения.

Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также не могут быть подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортное средство, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в т.ч. и по истечении срока их полномочий.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания РФ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.008 с.)