Понятие и признаки государства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки государства



Любое человеческое объединение нуждается в организации, ибо оно создается для достижения определенных целей, непосильных одному человеку. Достижение этих целей возможно лишь в том случае, если объединение людей подчиняется дисциплине, решает те и иные задачи в определенной организационной форме (схода, собрания своих членов и др.), потому что только так можно согласовать волевые действия отдельных лиц.

Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела или мобилизовать население на их решение, и породила государство.

Возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе.

На первых стадиях цивилизации государство выступает как неразвитое политическое образование.

В течение продолжительных исторических периодов, целых эпох государство выступало в своем первичном, неразвитом виде – как варварское, нередко примитивное образование, сводящееся к системе органов и учреждений всемогущей бесконтрольной власти.

Государство получает развитие в соответствии с требованиями цивилизации и в условиях демократии, когда оно в полной мере раскрывает свое предназначение и функции.

В этих условиях государство есть не только власть, основанная на аппарате принуждения, а целостная система, которая обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует принципы народовластия, экономической свободы, свободы автономной личности.

Так что же такое государство?

В одной из своих работ профессор С.С. Алексеев выделяет два основных значения рассматриваемого термина: во-первых, государство – это страны, т.е. политико-географического образования, а во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.

Если объединить оба значения, то государство следует понимать как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

В настоящее время в юридической науке приводится определение государства с позиций интеграционного подхода, который характеризует государство со стороны общих черт.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной и охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Всем государствам истории и современности присущи общие и специальные признаки.

Среди общих признаков государства необходимо выделить следующие:

1) территориальное деление населения,

2) наличие публичной власти,

3) суверенитет,

4) государственные налоги,

5) правотворческая деятельность государства.

В целях уяснения общетеоретической характеристики государства как социального явления следует более подробно охарактеризовать каждый признак.

Признак территориального деления населения фиксирует принадлежность данному обществу определенной части земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также границы территории, их режим, внутригосударственную и административно-территориальную организацию.

Характерное для государства территориальное деление населения закрепляет разрыв, во-первых, кровных связей бывшего рода, а во-вторых, разрыв, вызванный подвижностью и переменчивостью местожительства населения в связи с развившимся товарообменом, переменой занятий и отчуждением земельной собственности, а также делает общепринятой организацию людей лишь по местожительству, вне зависимости от их родовых связей.

В отличие от кровных родственных связей между членами общества территориальное разделение населения порождает новый социальный институт – гражданство или подданство иностранцев и лиц без гражданства.

Территориальный признак обусловливает характер формирования аппарата государства и его деятельность с учетом пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства.

Государственная граница отделяет одно государство от другого.

Территориальный признак опосредованно связан и с федеративным устройством государства, в границах которого проживает население, принадлежащее к разным нациям и народностям.

Территория есть естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как и не может быть государства без населения.

Признак публичной (государственной) власти характеризует руководство обществом при помощи государственного аппарата и с опорой на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны.

Публичная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы экономически сильного меньшинства и чужда основной массе населения. Формирование публичной власти как особой группы профессионалов-управленцев, не совпадающей с населением, вовсе не означает, основная масса людей исключены из государства или существуют вне его. Деление индивидов на управляющих и управляемых предполагает существование управленческого отношения. Будучи разновидностью общественного отношения, оно объединяет членов общества публично-властными связями.

Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для существования и развития, не допуская объективно не обусловленных и не предусмотренных законом ограничений и вмешательства государства в частно-правовые, гражданские отношения.

В связи с тем, что интересы граждан не совпадают и их никогда нельзя полностью согласовать с осуществляемыми целями и действующими законами, что ведет к наличию антиобщественных элементов, государство для достижения своих целей применяет силу, насилие, для чего содержит специальный аппарат. Аппарат принуждения публичной власти состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, а также в виде различных принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.д.). Специальный аппарат необходим, во-первых, когда государство действительно выражает интересы большинства, во-вторых, когда под видом общих целей обществу навязываются интересы господствующего класса или группы.

Суверенитет как признак государства представляет собой такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государство – единственный носитель суверенной власти. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Следует подчеркнуть, что свойство, отражаемое понятием суверенитет, относится только к государству как к целому, а не к отдельным частям государственного механизма.

Верховенство государственной власти конкретно проявляется:

1) в универсальности, т.е. властная сила распространяется на все население и все общественные объединения данной страны;

2) в прерогативе, т.е. государственная власть вправе отменять, признавать незаконным любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии у нее средств воздействия, которыми никакая другая власть не обладает;

4) в непосредственном осуществлении властных велений, которые другим властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, правосудие).

Таким образом, государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона представляет собой исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах своей государственной территории. Внешняя сторона суверенитета – это самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, за исключением ограниченного числа случаев (введение миротворческих сил для обеспечения прав человека по решению ООН и в соответствии с ее Уставом), предусмотренных международным правом. В конечном счете независимость должна вести к консенсусу, основанному на общих ценностях человеческой цивилизации.

Кроме того, в соответствии с международным правом и своим национальным законодательством государство может уступать свои суверенные права международным (межгосударственным) организациям. При этом необходимо отметить, что возможно частичное ограничение суверенитета, которое может быть принудительным и добровольным.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

И хотя государственный суверенитет как свойство государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета, при известных условиях они совпадают.

Народный суверенитет означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Национальный суверенитет означает право наций и народностей самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Следующим важным признаком, характеризующим государство как универсальное объединение в обществе, являются налоги.

Государственные налоги – обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

Первоначально налоги были необходимы лишь для того, чтобы содержать вооруженные силы и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и для различных осуществляемых государством социальных программ (образовательных, медицинских, культурных, воспитательных).

Существование налогов обусловлено тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности. Защита населения от внешнего врага, поддержание на основе общеобязательных правил поведения порядка внутри страны, реализация социальных программ экономического, политического и культурного характера, наконец, содержание управленческого аппарата, который организует выполнение общих дел, – все это осуществляется на собираемые с населения налоги.

Взимание налогов может быть осуществлено прямым или косвенным способом. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо, непосредственно. Косвенные налоги взимаются путем включения их в стоимость производимой продукции и путем прибавления их к цене товаров.

Виды и порядок взимания налогов закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах. В России, как и в большинстве современных государств, существует целая система законов, формирующих в своей совокупности налоговое право. Нередко уплата налогов рассматривается как конституционный долг или обязанность граждан (например, в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). Сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов занимаются специальные органы.

Правотворческую деятельность государства можно определить как формирование юридических норм и закрепление правового характера сформированных правил поведения.

К правотворческой деятельности наряду с принятием новых юридических норм относятся также отмена и изменение устаревших нормативных правовых предписаний.

Правотворчество рассматривается как активная деятельность органов государства по изданию нормативных правовых актов, как специфический вид юридической деятельности, как разновидность юридической практики. Эта деятельность государства всегда выступает важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом, формой государства и его политическим режимом.

Правотворческая деятельность требует высокой компетентности и профессионализма, необходимых средств и соответствующего обеспечения мерами организационного, материального, социологического, информационного и иного характера. В процессе правотворчества на лиц, которые вносят соответствующие предложения, занимаются подготовкой проектов нормативных актов, участвуют в их обсуждении, доработке и принятии, действует система комплексного воздействия всех уровней. Экономические, политические, социальные, правовые и другие факторы формируют правовое, нравственное, политическое сознание всех этих лиц и те конкретные условия, которые воздействуют на них в процессе правотворчества.

Государство и его органы при создании правовых норм связаны теми реальными общественными отношениями, которые складываются в обществе экономическими, социальными условиями и другими объективными обстоятельствами. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов, обеспечивающих права личности, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правильно организованное правотворчество должно обеспечить принятие правовых норм, оказывающих эффективное воздействие на общественные отношения, которые возникают по поводу обеспечения прав человека, и обладающих качествами, свойствами, необходимыми для обеспечения такого воздействия.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. В целом, его общие признаки остаются неизменными, они лишь наполняются новым, более рациональным содержанием.

Наряду с общими (основными) для всех государств признаками следует выделить и факультативные.

К факультативным признакам государства можно отнести единый язык общения на территории того или иного государства; единую оборону и внешнюю политику; транспортную, информационную, энергетическую системы; наличие определенных единых прав личности, охраняемых государством; а также гимн, флаг, герб государства.

Таким образом, указанные признаки в совокупности свидетельствуют о том, что общество государственно организованно.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.01 с.)