Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Министр иностранных дел А.Я.Будберг генерал-губернатору Сибири И.Б. Пестелю от 21 авгута (2 сентября) 1806 г.

Поиск

Печатается по кн .: Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского Министерства иностранных дел.— М.: изд-во политической лит-ры, 1963, с. 291 –293.

 

Высочайшее соизволение оставить действительного тайного советника графа Головкина в Сибири … основывалось на двух причинах … (см. документ Мнение чрезвычайного министерского комитета по китайским делам, представленное Александру I от 13 (25) августа 1806 г.)

Благополучное возвращение из Кантона российских кораблей… совершенно уничтожили первую причину, то есть сомнение о недоброжелательстве китайцев … Вторая причина равномерно не имеет уже места, ибо последним рапортом от 19 июня 1806 года граф головкин доносит, что труды его по части обозрения Сибири приведены уже к окончанию.

А потому, не находя более присутствие графа Головкина в Сибири полезным, ни с званием его соответственным, высочайшая воля воспоследовала отозвать его в С.-Петербург. … Но я в откровенности должен сказать вам, милостивый государь мой, что к сим причинам присовокупилось еще убеждение, что дальнейшее пребывание графа Головкина в том краю не могло обещать никакой пользы; напротив того, по многим вероятностям имели здесь причину опасаться., чтобы при самом вступлении Вашем во вверенное вам начальство не встретились вам неприятности, которые неразлучны с развлечением власти в столь отдаленном крае. А потому признано за тнужное предупредить в.в-во, чтобы в случае медленного выезда графа Головкина из Сибири Вы оставляли без действия внушения и распоряжения его, могущие относиться до пограничных или внутренних дел Вашего начальства, под благовидными предлогами и не разглашая о неудовольствии высочайшего двора на графа Головкина, ибо все сие сообщается единственно для Вашего сведения.

По отзыве графа Головкина ожидать должно, что китайцы станут извлекать из сего происшествия разные догадки. На сей случай в.впр-во не оставите дать повеление пограничному нашему начальству, в Кяхте и тТроицкосавске пребывающему, равно как генерал-майору Лаврову и иркутскому губернатору, чтоб российские чиновники в разговорах с китайцами, монгольцами и киргизцами основывались на следующих внушениях.

Поскольку не может быть неизвестно китайцам, что в сибирские губернии назначен новый генерал-губернатор, который по расчислению времени должен приехать в то самое время, когда получит граф Головкин повеление оттуда возвратиться, то и нетрудно заключить, что с приездом нового начальника кончились все препоручения, возложенные на графа головкина, яко на инспектора сибирских губерний… Касательно же звания его чрезвычайного и полномочного посла, китайцы, конечно, будут любопытствовать, дабы узнать, с каким намерением он отозван, и заключить могут с вероятностью, что российский двор о вторичном отправлении посольства не помышляет. Не опровергая сего мнения вовсе, можно им внушить, что если бы с нашей стороны и было желание отправить посольство, смотря по тем объяснениям, которые ожидаются от Пекинского трибунала, то и в сем случае начавшаяся переписка за дальностью мест требует времени, а потому и пребывание графа Головкина в Иркутске было бы совершенно бесполезным, пока воспоследует на сие высочайшее разрешение.

При всех таковых словесных внушениях нужно сопровождать их знаками дружелюбного обхождения с китайцами и стараться истребить ту недоверчивость, которая со времени возвращения нашего посольства примечена в сношениях наших политических и коммерческих на Кяхте.

Касательно начавшейся переписки с китайским двором по солчаю возвращения нашего посольства и мнимого арестования кораблей в Кантоне государь император соизволяет, чтобы переписка сия производилась, в силу трактата, по-прежнему чрез иркутского губернатора. Но, соблюдая сию форму, которую китайцы почитают за важность, яко древний обычай, в.пр-во имеете всегда руководствовать иркутского губернатора во всех сношениях его с китайскими пограничными начальниками и для сведения вашего раскрывать листы, присылаемые в Правительствующий сенат из Пекинского трибунала… Государь император ничего так не желает, как сохранить дружественное соглашение с двором китайским…

Пометаа Александра I: Быть по сему.

Вопросы для изучения документов № №55, 56, 57.

1. Какое решение приняло российское правительство о посольстве Головкина после возвращения его в Сибирь?

2. Какие обстоятельства учитывало российское правительство, вырабатывая принципы отношений с Китаем?

3. Какова судьба посольства Головкина?

 

 

Литература

1. Ахметшин Н.Х. Тайны Шелкового пути.- М.: Вече, 2002.-416 с.

2. Бар Е. Прошлое Китая.- М.: Евралинц, 2003.- 214 с.

3. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока»: образ жизни художника в Китае III-VI вв.-М.: Наука, 1982.- 222 с.

4. Бокщанин А.А. Лики Срединного царства: занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая.- М.: Восточная лит-ра, 2002.- 430 с.

5. Васильев Л.С. История Востока: учебник для вузов. Издание третье, испр. И доп.- М.: изд-во Высшая школа, 2003.- 512 с.

6. Васильев Л.С. Древний Китай. В 3-х томах.- М.: изд-во Восточная лит-ра.- 1998, 2000.

7. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации.- М.: изд-во Восточная лит-ра, 1998.- 319 с.

8. Дельнов А.А. Китай. Большой исторический путеводитель. –М.: Эксмо, Алгоритм, 2008.- 848 с.

9. Жемчужная мысль. Китайская классическая поэзия.- М.: Эксмо, 2008.-352 с.

10. История Китая. Под ред А.В.Меликсетова.- М.: изд-во МГУ, 1998.- 736 с.

11. История Китая. /В.В.Адамчик, М.В.Адамчик, А.АюБадан т др.- Минск: Харвест, 2004.- 736 с.

12. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западное Чжоу.- СПб: изд-во Евразия, 2001.-480 с.

13. Личность в традиционном Китае.- М.: Наука, 1992.- 327 с.

14. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура.- М.: Восточная лит-ра, 2002.- 446 с.

15. Ломбар Д. Императорский Китай.- М.:АСТ: Астрель, 2004.- 191 с.

16. Малявин В.В. Китайская цивилизация.- М.: Астрель, 2000.- 632 с.

17. Малявин В.В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени.- М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография: ООО издательство Астрель: Издательство АСТ, 2003.- 436 с.

18. Непомнин О.Е. История Китая: эпоха Цин.17-начало 20 вв. – М.: Восточная лит-ра, 2005.- 712 с.

19. Непомнин О.Е., Иванов Н.А. Типология азиатских обществ.- М.: изд-во Восточная лит-ра РАН, 2010.-440 с.

20. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба.- М.: Наука, изд.фирма Восточная лит-ра, 1993.- 440 с.

21. Хрестоматия по истории Древнего Востока/ сотавитель А.А.Вигасин.- М.: Восточная лит-ра, 1997.- 400 с.

22. Хрестоматия по истории Китая в средние века (XV-XVII вв.).-М.: изд-во МГУ, 1960.- 207 с.

23. Эбри Патрисия. Иллюстрированная история Китая.- СПб: Питер, 2009.- 352 с.

 


[1] Селезень с уткой в Китае с древности считаются символом супружеской любви и верности.

[2] Цитра и гусли – настольные струнные инструменты

[3] Водные растения отваривались и применялись новобрачной при жертвоприношении в храме предков мужа.

[4] В этом стихотворении вельможи упрекают князя за то, что он не торопится возвратиться на Родину, что не может дать быстрый ответ и победить варваров.

[5] Чжу Си отмечал, что зимой приносят в жертву волков, летом – кабанов, весной и осенью – оленей и вепрей.

[6] Описанная победа над гуннами относится к 827 г. до н.э.

[7] Ли – мера длины, равная приблизительно 0,5 км

[8] Ныне территории Шэньси и Ганьсю

[9] Поход, о котором идёт речь, был совершен в 825 г. до н.э.

[10] На каждую колесницу приходилось по 100 солдат: возница, лучник и копьеносец в самой колеснице, 72 пехотинца и 25 обозных служащих, сопровождавших отряд.

[11] Имеется в виду соревнование гонгиста и барабанщика.

 

[13] Прорицатель – лицо, передающее просьбы духам и возвещающее их ответы.

[14] Духохранитель – заместитель предков

[15] В.Ф.Феоктистов. Введение к книге «Сунь Цзы». // http:// www. vostlit. info / Texts / Dokumenty / China / I / Drvnkit _ fil / frametext 13. htm

 

[16] Буцюй – воины из числа личной, домашней стражи китайских феодалов//http://wushu.pp.ua/istoriya-kitaya/6579-feodalnye-gosudarstva-kitaya-v-iiivi-vekax.html

[17] Согласно законам Тан лица перстарелого возраста и инвалиды могли рассчитывать на смягчение или освобождение от наказания. Инвалиды делились на три категории:помешанные, слепые на оба глаза, лишенные двух конечностей (дуцзи); слабоумные, глухонемые, лишенные одной конечности, карлики (фэйццзи); кривые на один глаз, глухие на оба уха, не имеющие двух пальцев на руке или трёх пальцев на ноге, имеющие зоб, больные инфекционными болезнями (цаньцзи)//http://wan-shi-ru-yi.com/zakonodatelstvo-kitaya/sotsialno-pravovaya-zashhita-po-ugolovnyim-ustanovleniyam-tan-618-907-gg

[18] Гун-государственные (казенные) ремесленники; юэ – казённые музыканты; цзаху – люди, принадлежащие различным учреждениям//http://www.rusf.ru/rybakov/pages/oriental2.html

[19] Гуаньху – государственные крепостные//http://www.rusf.ru/rybakov/pages/oriental2.html

[20] Кэнюй – частно зависимая женщина

Тайюаньский цзовэйцяньху Чэнь Хуай собрал с образцового поля каждого военного поселенца зерна 23 даня. Император приказал щедро вознаградить его. Командующий войсками (цзуйбин) в Нинся Хэ Фу собрал зерна еще больше. за что пожалован был указом, восхвалявшим его.

Начальник ведомства финансов Юй Синь донес, что в Хугуане гарнизоны собирают зерно различных сортов, и просил, чтобы рис считали стандартом. Все же остальное: просо – су, гу, ми, шу, ячмень, гречиху, просо (ци) – но 2 даня, рис – дао (необрушенный), гаолян (сорго) – 2 даня 5 доу, красное просо (шань), мелкое просо (бай) – 3 даня приравнивали к 1 даню риса. Пшеницу, коноплю, бобы также приравнивали к рису. Император утвердил это и опубликовал как приказ.

Кроме того, изменили количественное соотношение поселенцев-земледельцев и воинов с таким расчетом, чтобы в важных стратегических пунктах близ границы гарнизонов было больше, чем поселенческих земель, а в захолустных местностях, куда подвоз провианта затруднен, поселенцев было больше, чем гарнизонных солдат. На каждые 100 воинов назначали сотника (байху), на каждые 300 – тысячника (цяньху), на каждые 500 и более – военного командира (чжихуэй), чтобы они осуществляли командование. В поселениях установили красные доски, на которых перечисляли правила, гласившие, что старики старше 60 лет, калеки и малолетние должны обрабатывать землю, чтобы только прокормить самих себя, и их не включают в установленные нормы поборов. Те из поселенческих войск, которым государственные задания мешали заниматься земледелием, должны были быть освобождаемы от поборов до последней крупинки. Запрещалось также солдат гарнизонов (вэйсо) привлекать на другие работы.

В то время на востоке от Ляо и Цзо, на севере до Сюань и Да, на западе до Ганьсу, на юге вплоть до Дянь (Дянь – Юньнань. и Шу (Шу – Сычуань) и даже до Цзяочжи (Цзяочжи – Индокитай) и внутри страны (На Великой равнине), к югу и к северу от великой реки Хуанхэ – повсюду поселения процветали.

В эпоху Сюаньцзуна (1426 – 1435) произвели переучет жителей всех поселений. Тем, кто из-за участия в походах прекратил пахоту или у кого землю захватили начальники (гуань), богачи (хао) и влиятельные люди (шияо), уменьшили дополнительную подать вполовину (На 3 даня). Людям, которые приходили в поселения из северных земель, давали повозку, быка и земледельческие орудия.

Всех ляодунских военнопоселенцев (тунь цзюнь) подразделили на 3 категории. Тех, кто имел тяглых (дин) и быков отнесли к первой категории. Тех, кто имел одно из двух – либо тяглых, либо скот – включили во вторую категорию. Не обладавшие ни тем, ни другим считались принадлежащими к третьей, низшей категории (л. 9).

При Инцзуне (1436 – 1449 и 1457 – 1465) отменили взимание с военных земель чжэнлян (чжэнлян равнялась 12 даням зерна и была основной податью, которая взималась с одного надела) – основной натуральной подати в зернохранилище, а взимали только юйлян – дополнительную подать,равную 6 даням. После этого освободили от всех податей военных, поднявших целину вдоль границы и уменьшили в различных размерах зерновую подать с пограничных поселенческих земель.

Во время Цзинди (1450 – 1456) в пограничных районах было много ратных дел, поэтому приказали разделить солдат на две смены, так чтобы каждая смена 6 дней несла охрану, а 6 дней занималась земледелием.

В начале правления Чэнхуа (1465 – 1486) губернатор в Сюаньфу Е Шэн закупил для казны 1800 быков и сельскохозяйственный инвентарь и послал'солдат в земледельческие поселения. Собрав с этих поселенцев подать зерном, он обменял ее на серебро, чтобы покрыть расходы на содержание казенных лошадей. Пограничное население считало это выгодным.

Со времени Чжэнтуна (1506 – 1521) и после него поселенческое дело все более хирело, а поселенческие поборы по-прежнему составляли 2/3 всех поступлений от государственных налогов. Впоследствии большинство поселенческих земель было захвачено евнухами, военными, чиновниками, и вся эта система окончательно разрушилась. В эпоху Сяньцзуна (1465 – 1486) много обсуждали, как ее восстановить, а поступления по сравнению с прежним временем не достигали одной десятой. Во время Хунчжи (1488 – 1505) подати с поселений все уменьшались, так что в некоторых с одного му получали 3 шэна.

При Чжэндэ (1506 – 1521) поселенческих земель на Ляодуне сравнительно со временем Юнлэ (1403 – 1424) прибавилось более чем на 18 тыс. цин, а подати уменьшились до 46 тыс. даней.

 

 

 

 

[21] Название сорта хлопка.

 

Описание относится ко времени правления Канси (1662 – 1723).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.011 с.)