Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Надписи на бронзовых сосудах↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тексты надписей (инскрипций) взяты, в основном, из коллекции, составленной Го Мо-жо (1892-1978), крупным специалистом по китайской эпиграфике. Данные тексты печатаются по кн.: История Древнего Востока. Тексты и документы. Под ред. В.И.Кузищина. - М.: Высшая школа, 2002, с.543 – 546
1. Шу Сы-цзы дин В день бин-у (шан-иньский ван) подарил шускому Сы-цзы двадцать связок раковин в огражденном храме предков. Сы-цзы воспользовался (этим случаем и) изготовил драгоценный трипод дин (в честь своего отца) Фу –гуя. Ван вошел в большую залу храма в девятой луне. Собака, рыба. 2. Дафэн гуй В день и-хай ван совершил дафэн. Ван обратился к трем сторонам света. Ван совершил жертвоприношение в честь покойного отца вана, мудрого Вэнь-вана и жертвоприношение (в честь) Верховного божества, ибо Вэнь-ван наблюдает за нами, находясь на небесах. Мудрый ван взял в качестве примера достижения своих предков, могучий ван подражал и Чэн-тану, поэтому смог прекратить жертвоприношения иньских ванов. В день дин-чоу ван устроил пир. Было совершено великое жертвоприношение. Ван подарил Тянь У поздравительный кубок для вина и вознаграждающий винный рог. При этом ван сказал: «Это у меня сегодня праздник!» Тянь У прилежно восхвалил милость вана в надписи на почитаемом сосуде. 6. Лу-бо Дун гуй В первом месяце вана, когда пятый день месяца пришелся на день гэн-инь, ван так сказал: «Лу-бо Дун. Начиная с твоих дедов и покойного отца, твои предки имели заслуги перед царством Чжоу, помогали расширить его границы на все четыре стороны света, считали милостью волю Неба и возвеличивали её. Ныне ты наследуешь им … Я дарю тебе кувшин ароматного вина из черного проса, колесницу (украшенную металлом и к ней) боковые перекладины с разукрашенным покрывалом, орнаментированную переднюю стенку, алую кожаную попону для лошади, тент для колесницы из тигровой шкуры с алой подкладкой, металлические колокольчики, расписанные тяжи, украшенный металлом хомут, расписной кожаный хомут, четверку лошадей, поводья и узды» Лу-бо Дун осмелился встать на колени, отвесить земной поклон и, прославляя, выразить благодарность Сынк Неба за необычайную милость: «Я воспользуюсь этим случаем, чтобы изготовить драгоценный жертвенный сосуд гуй (в честь) моего достосславного покойного отца Си-вана. Я буду вечно, (в течение) десяти тысяч лет пользоваться (этим сосудом как) драгоценностью. Мои дети и внуки, беря с меня пример, получат такие же милости». 8. Ху (Яо?) дин I В день и-хай периода цзиван шестой луны первого года правления Сяо-вана (909 или 897 г. до н.э.) ван находился в столице Чжоу, в большом зале Му-вана. Ван так сказал: «Ху! Приказываю тебе прийти на смену твоему деду и покойному отцу и заведовать делами, связанными с гаданием. Дарю тебе красный передник и знамя. Используй их при ведении дел». Ван находился в Цзин-шу подарил Ху медь …. Ху получил милость …вана. Я, Ху, использую этот металл, чтобы изготовить в честь моего просвещенного отца Цзю-бо сосуд дин для совершения жертвоприношений мясом. Я, Ху, буду им пользоваться при жертвоприношениях десять тысяч лет. Мои дети и внуки будут вечно почитать его как драгоценность II В период цзишэнпо четвертого месяца вана, когда пятый день месяца пришелся надень дин-ю, Цзин-шу находился в И, делая (? …) Ху послал своего младшего сына А подать Цзин-шу жалобу на Сяня, (В ней говорилось: «Я купил пять твоих (т.е. Сяня) рабов у Сяо-фу, использовав в качестве оплаты лошадь и кусок шелка. Сянь, соглашаясь, сказал: Гуа заставил меня вернуть лошадь, а Сяо-фу заставил вернуть кусок шелка, Гуа и Сяо-фу согласились с В и сказали: «В воротах Саньмэнь (у дворца) вана … (находится) деревянная доска (для оповещений). (В согласии с новым договором я) воспользовался металлическими деньгами (?), (чтобы) купить этих пять человек, использовав (для этой цели) сто люэ. (Если) пять человек не будут переданы … доложить. И вот Гуа вновь предстал перед судом и вернул металл». Цзин-шу сказал: «Сянь является человеком правителя и не должен отказываться выплатить Ху (по контракту о) продаже с использованием …. Не должен заставлять Гуа быть двуличным». Ху низко поклонился земным поклоном и, получив этих пять (человек), (имена которых) звучат: Пэй, Хэн, Ли (?), С, Шэн, послал Люя сообщить об этом Гуа. Затем приказал взять вино, барана и три люэ шелка, (принадлежавших) Ху, и использовать (их в качестве подношения, чтобы) привлечь (к Ху) этих людей. Затем Ху (стал) наставлять Гуа, говоря: «Ты пожертвуй А пять связок стрел». (И ещё) сказал: «Необходимо ещё побудить А жить в своем владении, обрабатывать свою землю». И тогда Гуа был вынужден доложить об исполнении приказа и сказать: «Согласен!» III В прошлом, в неурожайный год, люди (рабы?) Куана и его слуги (в количестве) 20 человек украли у Ху 50 снопов хлеба. (Ху) подал Дун-гуну жалобу на Куан Цзи. Дун-гун тогда сказал: «Разыщи твоих людей. Если мы их не получим, ты, Куан, будешь строго наказан». Тогда Куан поклонился Ху земным поклоном, (признавая свою вину), и передал ему (в качестве компенсации) пять полей, одного человека поимени Е и трех слуг по имени Ши, Фэй и Дянь и сказал: «)Я0 употребил этих четырех человек, (чтобы) искупить свою вину». И добавил: «У меня нет ничего из того, что было украдено. Справедливый (?) … не …я». Ху снова подал жалобу на Куан Цзи. Ху сказал: «Необходимо возместить (мне) за мой (потерянный) хлеб». И тогда Дун-гун сказал: «Куан Цзи! Возьмести Ху 50 снопов хлеба и еще 50 снопов, а всего 100 снопов. Если в следующем году не возместишь, то отдашь 200 снопов». Поэтому Куан Цзи еще раз пошел навстречу Ху, использовав для этого два поля и одного слугу. Итого он передал Ху семь полей и пять человек. Ху требовал у Куана 150 снопов хлеба. Вопросы для изучения документов №№1-2 1. Каковы религиозные представления китайцев ранней эпохи? 2. Какие надобщинные структуры описаны в текстах? 3. Каковы функции правителя – вана? 4. Какую роль в жизни раннего китайского общества играл культ предков? 5. На каких принципах строились отношения вана и общества? 6. Какие социальные группы выделились в китайском обществе? Как складывались отношения между ними? 7. Чем занимались люди?
Ши Цзин Ши Цзин (Канон Песен) – одно из древнейших собраний китайской поэзии, его появление датируется эпохой Восточного Чжоу, приблизительно VI-IV вв. до н.э. Поэтические тексты повествуют о любви, патриотизме, труде, раскрывают символы китайской культуры. Переводчиком поэтических текстов, представленных в данной хрестоматии, был известный российский синолог XX века Алексей Александрович Штукин. Жизнь этого ученого была полна испытаний, два раза он подвергался репрессиям со стороны советских властей. Будучи тяжело больным, он всё-таки нашёл в себе силы завершить главное дело своей жизни – перевод Ши Цзин.
Зачем, о зачем мы ничтожны, бедны Зачем, о зачем мы ничтожны, бедны Вдали от родимой своей стороны,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОДА О ВОСПИТАНИИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I Пусть Птица-певунья собою мала — Способна до самого неба взлетать... Какая на сердце мне давят печаль, Лишь только я предков начну вспоминать! И я до рассвета уснуть не могу — Покойные в думах отец мой и мать. II Кто ровен и мудр, хоть и выпьет вина, Себе господин, в нем приятность видна. А кто неумен да невежда притом, День за день все больше сидит за вином. Но каждый да помни о долге своем: Судьбу утеряв, не воротишь потом! III В глубокой долине растут бобы, Я вижу: народ собирает их. Не жаль шелкопряду детей своих — Порою оса похищает их. Добру научите детей своих — Подобными вам воспитайте их! IV Иль на трясогузку ты бросишь свой взор — Она и поет, и летит на простор... Вперед, что ни день, я все дальше иду, Шаг с каждой луной ускоряй — все не скор! Пораньше вставай и попозже ложись — Родившим тебя да не будешь в укор. V Вот птица порхает, что в тутах живет, — Клюет она, с тока таская, зерно... О, горе вдовицам у нас и больным — Им, сирым, в темницах страдать суждено. Лишь с горстью зерна выхожу со двора Гадать, как идти мне стезею добра. VI Будь мягок, почтенья исполнись к другим, Как птицы, что сели на ветви дерев. Мы, будто приблизяеь к обрыву, стоим — Будь чуток с другими и сдерживай гнев, Будь так осторожен, как тот на пруду, Кто первым проходит по тонкому льду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПРЕДКАМ |
I Густые, густые терновники скрыли поля; II С почтеньем, с почтеньем достойным иду наконец III С почтеньем очаг возжигают — достойно хвалы, IV В служенье я силы свои истощил; говорят, V Закончено все — и великий, и малый обряд, VI Вот входят в покой музыканты, я слышу игру — и рад: Он вдоволь напился, и яством насытился он. |
|
Вопросы для изучения документов №3
1. Какой тематике посвящены тексты из Канона Песен?
2. Какие символы культуры упоминаются в текстах? Раскройте их смыслы.
3. Какие ценности культивируются в текстах песен?
4. Какие социальные проблемы поднимаются авторами поэтических произведений?
5. Найдите в текстах сюжеты, раскрывающие отношение авторов текстов к справедливости и несправедливости, бедности, богатству, неэффективному управлению, праздности, эксплуатации, поискам «счастливой земли», к привилегиям князей. Попытайтесь раскрыть смыслы этих концептов.
6. Каковы особенности героических песен?
И-Цзин
Китайская «Книга перемен» (И Цзин) насчитывает почти три тысячи лет. Главной идеей книги является идея изменчивости. Наблюдения над природой позволили древним китайцам сделать открытие, что мир состоит из темного и светлого начала. На основе этой идеи была построена практика гадания. В данной хрестоматии приведены отрывки из «Книги Перемен», которая сложилась при династии Чжоу. Тексту «Книги перемен», который выделен жирным шрифтом, предпослан комментарий. Книга содержит 64 гексаграммы – графических символа. Каждый символ состоит их шести черт. Черты бывают двух видов: цельные (сильные) – символизируют активное состояние, свет, напряжение, а вторые, прерванные посередине (слабые) – пассивное, тьму, податливость. «Книга перемен» является ценным источником для изучения древнекитайского общества.Печатается по кн.: «И-Цзин. Древняя китайская «Книга Перемен». Перевод Ю.К.Шуцкого. – М.: Эксмо-пресс, 2001, с. 9 — 112.
№1. Цянь. Творчество
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде всего – акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не может иметь никаких препятствий в своем развитии, которому благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всем его окружении. Вот почему в тексте сказано:
Творчество.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.018 с.)