То другие стебли тянутся за ним,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То другие стебли тянутся за ним,



Так как он растет пучком.

Стойкость – к счастью. Развитие.

2

Данная ситуация – ситуация упадка. Но текст – не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой. Нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущего за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может называться искателем истины, то есть человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором месте.

Охвати примыкающих к тебе.

Ничтожным людям – счастье.

Великому человеку – развитие в упадке.

3

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым… Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании она приводит человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Такое положение здесь приобретает наибольшую силу… При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем месте.

Будешь полон стыда.

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, … но и низвергнут…

Наверху сильная черта

Низвергнутый упадок.

Сначала упадок, а потом радость.

Вопросы для изучения документа №4

1. Когда появилась «Книга перемен»? Каково было её первоначальное предназначение?

2. Каковы основные философские идеи «Книги…»?

3. Каково было понимание роли и места человека в эпоху создания «Книги…»?

4. Каковы источники движения, развития согласно «Книге…»?

5. Какое значение имеет осмысление образов и символов «Книги перемен» для понимания менталитета китайцев?

6. Проанализируйте основные педагогические идеи «Книги перемен».

 

 

Лао Цзы. «Дао Дэ Цзин»

«Книга Пути и благодати» - главная книга даосизма. Печатается по кн.: Лао Цзы. Книга Пути и благодати. Перевод И.С.Лисевича.- М.: ООО «АиФ-Принт», 2002.

 

Стих 1. Воплощение Пути.

Путь, о котором можно поведать,-

То не предвечный Путь;

Имя, которое можно восславить,

То не Предвечное Имя.

 

Что было без Имени –

Стало началом Небес и Земли,

Обретшее Имя –

Сделалось матерью всех вещей.

 

Вечно бесстрастный

Зри недоступное,

Кто же вечно во власти страстей –

Зрит лишь предельное.

 

То и другое имеет один исток,

Но их различает Имя;

Мы же равно наречем их «тайной».

Тайна из тайн –

Вот врата ко всему недоступному!

Комментарий.

Тот путь, о котором идет речь, - не дорога в обычном понимании, хотя он, за неимением лучшего, обозначается все тем же иероглифом – извилистой линией пути и головой вола, бредущего по дороге. Это путь незримый, необозначенный, подобный полету птицы в небе. … Этот Путь –предначертание, и в то же самое время – механизм, движущий Вселенную, её пружина. В конечном счёте, все сущее идет от него и из него. Дао словно гигантское информационное поле, внутри которого заложено все то, что уже свершилось и что еще свершится, бескрайний океан мысли, тотчас материализующийся в нашем мире, перед которым меркнет любой Солярис.

Вслед за Вечным Путем названо Вечное Имя – его Имя. Рождая Небо и Землю, т.е. переходя из изначального состояния небытия и Хаоса в состояние Космоса и существу уже в «великом пределе», Дао обретает Имя, которое отныне неуничтожимо…

Стих 2. Самовоспитание

Стоит лишь всем в Поднебесной познать,

Что прекрасное прекрасно – и оно уже зло!

Стоит познать, что добро есть добро-

И оно уже не добро!

Ибо существующее и несуществующее

Одно другое порождает,

Трудное и легкое

Одно другое образует,

Длинное с коротким дают друг другу тело,

Высокое с низким друг к другу тянутся,

Звук и напев друг с другом согласуются,

«Дао» и «после» друг за другом следуют …

оттого-то мудрец, пребывая в недеянии, творит безмолвное поучение.

Созидает легионы вещей – и их не отвергает.

Рождает, но не владеет,

Творит, но не гордится.

Заслуги растут, но ими он не живет.

А коль скоро ими он не живет,

Они его не покинут …

Комментарий.

Что есть Добро, и что, Зло, что такое, наконец, Красота? – все эти вопросы в глазах Лао Цзы излишены смысла, ибо каждое понятие таит в себе свою противоположность и даже справедливостью можно навредить.

Мудрец делает мир лучше не делом и даже не словом – ведь его поучение идет безгласно, «от сердца к сердцу», коль скоро то готово его принять. Уже само существование мудреца как бы осветляет мир..

Стих 3. Успокоение народа

Не возвеличивай мудрых –

И в народе не станет борьбы;

Не дорожи тем, что трудно добыть,-

И в народе не станет воров!

А не будет желанного-

И в сердцах у людей не станет смятения.

Вот целительство мудрого:

Опустошить их сердца,

Внутренности наполнить,

Смягчить устремления

Сделать крепким костяк,

Чтобы люди всегда оставались без знания

И без желаний,

Чтоб даже знающий действовать не посмел.

Твори недеяние – Тогда любой исцелится!

Комментарий.

Перед нами утопия, нацеленная на полное устранение любых моральных («не возвеличивай») и материальных («не дорожи тем, что трудно добыть») стимулов развития общества, на уничтожение любой инициативы. Устранить желания, смягчить устремления, подавить ложное знание и взамен направить всю человеческую энергию из мирской сферы в чисто духовную, где-то даже медиативную, побудить людей обратить внутренние взоры к неиссякающему космическому источнику Дао – вот главная идея третьего стиха.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.01 с.)