Возмещения причиненных изъятием в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возмещения причиненных изъятием в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.



Земельный участок для государственных или муниципальных нужд изымается на основании решения соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Порядок подготовки таких решений определяется федеральным земельным законодательством (п. 2 ст. 279 ГК РФ). В настоящее время порядок подготовки и принятия указанных решений федеральным законодательством не определен. В решении уполномоченного органа должны быть предусмотрены следующие условия: описание земельного участка, подлежащего изъятию (кадастровый номер, категория земель, местоположение, площадь), выкупная цена, включающая рыночную стоимость земельного участка и стоимость убытков, обязательство муниципального образования в лице уполномоченного органа уплатить выкупную цену, сроки выплаты, наименование органа, уполномоченного подписать соглашение с собственником о выкупе земельного участка.

Правообладатель земельного участка, подлежащего изъятию должен быть уведомлен о предстоящем изъятии не позднее, чем за год до него органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение об изъятии. Введение требования о необходимости обязательного письменного уведомления собственника о предстоящем изъятии земельного участка служит дополнительной гарантией обеспечения защиты права собственности. В период действия этого срока допускается осуществление выкупа изымаемого участка только с согласия его собственника. Срок в один год исчисляется со дня получения собственником такого уведомления.

Аналогичное правило, но только в отношении более широкого круга землепользователей, содержится в ст. 63 ЗК РФ, согласно которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. С днем получения указанного уведомления связана не только обязательность получения согласия собственника, но и начало исчисления срока на предъявление соответствующим органом иска в суд о принудительном выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 282 ГК РФ). Интересно, что правило об уведомлении собственника земельного участка не связывается с днем (моментом) принятия решения об изъятии участка либо с днем публикации данного ненормативного акта. Этот фактор должен приниматься во внимание уполномоченным органом при принятии решения об изъятии земельного участка с учетом того, что само по себе принятие решения об изъятии соответствующего участка не накладывает какие-либо ограничения на собственника, участок которого предполагается к изъятию. Затягивание вопроса об уведомлении собственника изымаемого земельного участка и последующей государственной регистрации ограничений (обременений) может привести к существенному увеличению расходов соответствующего бюджета на осуществление выкупа такого участка. Кроме того, несвоевременное уведомление соответствующим органом собственника земельного участка о принятом решении об изъятии в конечном счете может лишить данный орган возможности реализации данного решения в судебном порядке (к примеру, если окажется, что период между указанной в решении органа предполагаемой датой изъятия и днем получения уведомления составляет менее одного года).

Наряду с требованием об обязательном письменном уведомлении собственника о предстоящем изъятии земельного участка органом, принявшим такое решение, согласно п. 4 ст. 279 ГК на данный орган возлагается также обязанность государственной регистрации указанного решения в органе, осуществляющем регистрацию прав. При этом устанавливается, что собственник должен быть извещен о произведенной государственной регистрации с указанием даты такой регистрации. Реализация указанной обязанности вызвана, прежде всего, стеснением собственника в реализации его права собственности на подлежащий изъятию земельный участок. В частности, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК РФ) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 13 Закона о регистрации прав, государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. При этом обязанность по направлению указанного уведомления в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) возлагается на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

С момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 280 ГК РФ). С другой стороны, с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка (со дня осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) соответствующего земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) реализация указанных правомочий, направленных на осуществление нового строительства, расширение и реконструкцию имеющихся на участке зданий и сооружений, может неблагоприятно сказаться на определении размера выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества.

Уже осведомленный о предстоящем изъятии земельного участка собственник до дня проведения в установленном порядке государственной регистрации решения об изъятии ничем не ограничен в осуществлении им права собственности на земельный участок и, соответственно, не несет никаких рисков, связанных с проведением на своем земельном участке строительства или реконструкции. Представить суду убедительные доказательства того, что строительство или реконструкция осуществлены до или после государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, будет достаточно сложно. При этом временной промежуток со дня получения собственником письменного уведомления о предстоящем изъятии земельного участка и до момента государственной регистрации решения об изъятии может быть очень значительным.

9.4. Заключение соглашения об изъятии, его содержание.

Процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, как уже отмечалось, основывается на принуждении собственника расстаться во имя общеполезных целей с принадлежащим ему на праве собственности земельным участком.

Принимая во внимание, что реализация процедуры изъятия земельных участков умаляет соблюдение большинства основных принципов гражданско-правовых отношений, а именно принципов автономии воли, неприкосновенности собственности, свободы договора и других, за исключением разве только права на судебную защиту, в основе всей процедуры изъятия земельных участков прослеживается приоритет урегулирования отношений с их собственниками путем достижения с ними соглашений. В частности, это подтверждается, прежде всего, диспозицией п. 3 ст. 279 ГК РФ, которая допускает возможность осуществления быстрого выкупа (до истечения одного года со дня получения уведомления о предстоящем изъятии) только при соответствующем согласии на это собственника земельного участка. Пункт 1 статьи также подчеркивает необходимость достижения, прежде всего, соглашения по основным условиям осуществления выкупа у собственника земельного участка. В тех же случаях, когда по каким-либо причинам с собственником земельного участка не достигнуто соглашение о выкупе (выкупной цене или других условиях выкупа), федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Соглашении с собственником подлежащего изъятию земельного участка в обязательном порядке должны быть определены выкупная цена и другие условия выкупа. При этом с учетом п. 3 комментируемой статьи предусматривается возможность предоставления указанному собственнику взамен изымаемого участка другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену. Реализацию права на получение взамен изымаемого другого земельного участка необходимо рассматривать с учетом положений ч. 1 ст. 63 ЗК РФ, которые по существу гарантируют собственнику изымаемого земельного участка предоставление другого участка как одно из обязательных условий в реализации уполномоченным органом процедуры изъятия участка. В частности, указанное положение предусматривает в качестве гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что изъятие земельных участков путем их выкупа для государственных или муниципальных нужд осуществляется в том числе, после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков.

Побудительным мотивом к заключению соглашения является не свободное волеизъявление собственника, действующего в своем интересе, а его принуждение на отчуждение принадлежащего ему участка. В последующем же указанный собственник, осознающий правомерность принятого решения об изъятии и выразивший согласие на выкуп, вступает с действующим в интересах публичного образования государственным или муниципальным органом в отношения, по своей природе являющиеся куплей-продажей.

ГК РФ не содержит норм, предписывающих применение правил о купле-продаже при заключении указанного соглашения ( 7 и др. гл. 30 ГК РФ). Вместе с тем применение указанных правил с учетом установленных ст. 281 ГК РФ специальных требований к содержанию соглашения вытекает из существа складывающихся отношений по отчуждению земельного участка как объекта недвижимого имущества. С учетом п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, к соглашению как подписываемому сторонами одному документу должны применяться правила о соблюдении письменной формы (ст. 550 ГК РФ), о государственной регистрации перехода права собственности, в том числе в части принудительной государственной регистрации при уклонении от такой регистрации одной из сторон (ст. 551 ГК РФ). Одновременно соглашение с собственником подлежащего изъятию земельного участка должно соответствовать правилам ст. 37 ЗК РФ, устанавливающей особенности купли-продажи земельных участков, прежде всего, в части соблюдения требования о государственном кадастровом учете подлежащего изъятию земельного участка.

Проведение указанной государственной регистрации, в том числе в связи с принятым решением об изъятии земельного участка, осуществляется в установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в общем порядке.

9.5. Изъятие земельного участка на основании решения суда.

Согласие между правообладателем земельного участка и органом местного самоуправления может быть и не достигнуто. Собственник, землевладелец, землепользователь могут и отказаться от подписания соглашения. В этом случае возникает необходимость принудительного изъятия земельного участка, так как потребность в реализации муниципальных нужд сохраняется. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие данных конституционных положений статья 283 ГК РФ устанавливает основания для обращения в суд федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления для принудительного изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Закрепление судебного порядка выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд в тех случаях, когда собственник не согласен как с самим решением, так и с условиями соглашения о выкупе, служит конституционной гарантией обеспечения судебной защиты частной собственности. Востребованность в реализации данного права может возникнуть, только если процедура изъятия не завершена заключением с собственником соглашения об изъятии, что предполагает внесудебный порядок изъятия земельного участка.

Вышеназванные органы вправе обратиться в суд с иском о выкупе земельного участка в двух случаях:

1) если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

2) если с собственником имеются разногласия по каким-либо условиям заключаемого соглашения (о выкупной цене или по другим условиям выкупа).

Необходимо отметить, что ст. 283 ГК РФ предоставляет право обращения с соответствующим иском в суд только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Федерации или органу местного самоуправления. Вместе с тем собственник, надлежаще извещенный о предстоящем изъятии и не согласный с решением уполномоченного органа об изъятии земельного участка, не ограничен в праве на судебную защиту. Согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (ст. ст. 12 и 13 ГК РФ). Одновременно ч. 2 ст. 60 ЗК РФ предусматривается, что действия, в том числе создающие угрозу нарушения прав на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления. С учетом ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.242.204 (0.013 с.)