Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка не может превышать срок резервирования таких земель.



Из приведенных выше норм видно, насколько существенное значение имеет установление срока резервирования земель.

Важным шагом в урегулировании вопросов резервирования земель является установление в ЗК РФ максимального срока резервирования земель, составляющего семь лет, а в отношении резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов - двадцать лет. Специальное указание на максимальный срок резервирования земель косвенно свидетельствует о необходимости определения срока резервирования в каждом конкретном случае принятия решения о резервировании земельного участка.

8.3. Порядок резервирования земель.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".

Говоря о порядке (процедуре) принятия административного решения, представляется особенно важным осветить такие аспекты, как:

- орган ,уполномоченный принять решение о резервировании;

- основание для принятия решение о резервировании;

- порядок подготовки, вступления в силу и прекращения действия решения о резервировании.

На вышеуказанных моментах применительно к процедуре резервирования земель, определенной утвержденным Постановлением Правительства РФ Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение), остановимся подробнее.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации органом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Также к уполномоченным органам в соответствующих сферах деятельности относятся Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и др.

На уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований решение о резервировании принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Реализация п. 3 Положения, устанавливающего основания принятия решения о резервировании земель, должна осуществляться при учете уже указанных положений Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также п. 2 Постановления Правительства РФ, при этом такими основаниями являются:

а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. "О недрах" такие программы утверждаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Надо учитывать, что подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

Пункт 5 Положения устанавливает требования к решению о резервировании земель, которое должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Установление целей и сроков резервирования земель должно осуществляться при учете положений ст. 49, 70.1 ЗК РФ. При этом на практике, как правило, большинство споров, возникающих из указанных правоотношений, связано с правильностью определения целей резервирования.

 Реализация процедуры резервирования земель возможна как в отношении земельных участков, так и их частей, что в принципе допускается ст. 6 ЗК РФ, устанавливающей, что объектами земельных отношений являются земельные участки, а также их части. Указанные нормативные положения при практической реализации могут столкнуться со следующими трудностями.

Например, в границы резервируемых земель попадает часть определенного земельного участка. Совершенно очевидно, что в отношении указанной части устанавливаются уже указанные ограничения. При этом, как уже было сказано выше, резервирование земельных участков, уже предоставленных гражданам и юридическим лицам, имеет практический смысл только в связи с последующим изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но ЗК РФ не предусматривает возможности изъятия части земельного участка.

Таким образом, земельный участок необходимо будет разделить по правилам, установленным главой I.1 ЗК РФ, а затем изъять соответствующий земельный участок, получившийся в результате раздела. При этом, п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землевладельцев, землепользователей, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Таким образом, раздел земельного участка при несогласии правообладателя может быть осуществлен на основании судебного решения.

Вместе с тем если земельный участок является неделимым, то изъятию будет подлежать весь земельный участок. Поскольку в указанном случае решение о резервировании действовало только на части изымаемого земельного участка, то могут возникнуть споры между правообладателями земельных участков и соответствующими органами об отнесении произведенных улучшений к той или иной части земельного участка ("покрытой" или "непокрытой" ограничениями, установленными решением о резервировании) и компенсации соответствующих затрат.

Пунктом 6 Положения определяется перечень дополнительных документов, прилагаемых к решению о резервировании:

- схема резервируемых земель;

- перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с пунктом 7 Положения определено, что решение о резервировании земель должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации, соответствующих уровню принятия решения. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

При этом решение о резервировании вступает в силу не ранее его опубликования. Единственным замечанием к указанному пункту можно назвать непоследовательность Правительства Российской Федерации, не установившего в Положении соответствующую обязанность по публикации решений органов государственной власти или местного самоуправления в сети Интернет. Такая обязанность предусмотрена положениями ЗК РФ (ст. 30.1 и 38.1) и ГрК РФ (ст. 11, 15, 20 и др.) для решений органов власти, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц. Впрочем, отсутствие обязанности не лишает орган, принявший решение о резервировании по своей инициативе разместить всю подлежащую опубликованию информацию на своем сайте, если такой имеется.

Отдельно остановимся на положениях пунктов 8 и 9 Положения. Так, пунктом 8 установлено, что "орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В пункте 9 Положения говорится о том, что "государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 13 ФЗ о государственной регистрации, Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации. Таким образом, извещение правообладателей является обязательной процедурой государственной регистрации ограничения прав.

Пунктом 10 Положения установлено, что действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

При этом орган государственной власти или местного самоуправления, принявший решение о резервировании земель, в случае прекращения действия ограничений прав, обязан в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 Положения, обратиться в Роснедвижимость с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.005 с.)