Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных правоотношений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области земельных правоотношений.



Полномочия по реализации функций государственного управления должны осуществляться исходя из конституционного принципа, определяющего, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 9). Интересы населения наиболее эффективно и полноценно могут претворяться в жизнь именно на уровне регионов, т.е. государственной властью субъектов РФ. Поэтому в компетенцию субъектов РФ должны входить полномочия, позволяющие в рамках единого земельного правопорядка обеспечить эффективное использование и охрану земель с учетом климатических, социальных, экономических, национальных, этнических, культурных и других особенностей территории и народа, проживающего на ней.

В связи с этим, важным вопросом является разграничение полномочий по уровням государственной власти: между Российской Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, а так же между субъектами РФ и органами местного самоуправления, с другой стороны.

Вопросу разграничения полномочий посвящены специальные статьи 9; 10 и 11 ЗК РФ. Это свидетельствует о том, что законодатель понимает важность и значение нормативного закрепления и разграничения компетенции субъектов государственных отношений.

Пункт 3 ст. 9 ЗК РФ относит к полномочиям РФ государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства. Из этого следует, что осуществлять эти функции государственного управления вправе и обязаны исключительно органы государственной власти РФ. Тем более что в статьях 10 и 11 ЗК РФ, определяющих соответственно компетенции субъекта РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений, подобные полномочия не указываются. Из этого можно сделать вывод, что они не входят в состав компетенции субъекта РФ или органа местного самоуправления

Пункты 1, 2 и 4 ст. 9 относят к полномочиям РФ «установление»: основ федеральной политики; ограничений прав титульных владельцев земельных участков; ограничений их оборотоспособности земель, порядка резервирования и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Подобные «установления» могут быть осуществлены только посредством принятия нормативных актов. Таким образом, эти положения, по сути, устанавливают предметы исключительного ведения РФ в осуществлении нормотворческой функции в области земельных отношений. Из этого следует, что ни субъекты РФ, ни муниципальные образования не могут принимать правовые нормы, регулирующие указанные вопросы.

В отношении управленческих функций, ЗК РФ наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления примерно равными полномочиями, которые они осуществляют для реализации своих нужд. Так Российская Федерация осуществляет разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель, субъект РФ – региональных, органы местного самоуправления – местных. Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления также осуществляют резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков соответственно для нужд РФ, региональных или муниципальных нужд. Нужно отметить, что перечни полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений, зафиксированные соответственно в ст. 9. 10 и 11 ЗК РФ имеют открытый характер. При этом полномочия субъекта РФ формируются по остаточному принципу. В п. 1 ст. 10 ЗК РФ после перечня полномочий дается отсылка: «иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления». В то же время, пп. 7 п. 1 ст. 9 ЗК РФ для расширения перечня полномочий РФ к Конституции РФ, иным статьям ЗК РФ, иным федеральным законам. Органы же местного самоуправления вправе исполнять не только тот круг полномочий, который установлен ст. 11 ЗК РФ, но также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Из этого можно сделать вывод, что большая часть полномочий в области использования и охраны земель осуществляется на федеральном уровне и на уровне органов местного самоуправления.

Пунктами вторыми ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ, закрепляются полномочия по управлению и распоряжению земельными участками: в отношении федеральных земель – за органами государственной власти РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ – за органами государственной власти субъекта РФ, за органами местного самоуправления – в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Перечень, закрепленный в специальных статьях 9, 10 и 11 ЗК РФ можно определить как «основной», но не исчерпывающий. ЗК РФ содержится множество статей, в соответствии с которыми органы государственной власти и местного самоуправления либо наделяются дополнительными полномочиями, либо уже установленные полномочия конкретизируются и детализируются. В качестве примера можно привести нормы ст. 8 ЗК РФ, в которой определяется компетенция различных органов по переводу земель или земельных участков из одной категории в другую. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

 земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

 земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

 земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Исключением из данного общего правила является перевод земельных участков в земли населенных пунктов или перевод земельных участков из состава земель населенных пунктов в земли иных категорий, который независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Перевод земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов осуществляется путем установления или изменения в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, границ туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований - поселение, муниципальный район, городской округ.

Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также территорий других муниципальных образований.

Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с нормами ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиями. Такие полномочия соответственно находятся вне рамок вопросов местного значения и являются дополнительными функциями, по своей природе не относящимися к сфере ведения местного самоуправления. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями посвящена гл. 4. В данной главе дается понятие государственных полномочий, определяется порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, их осуществление и организация государственного контроля.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ч. 2 ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только федеральным законом, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Таким образом, круг полномочий органа местного самоуправления невозможно очертить с достаточной полнотой без анализа законодательства субъекта РФ.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.011 с.)